Carnevale есть Венеция. Venezia есть карнавал

Венеция - вода, Венеция - карнавал, Венеция – город-призрак и город-праздник. Это – для туристов
Венеция для венецианцев – это высокая вода acqua alta, сырая зима и душное лето, постоянная борьба с вогкими стенами в комнатах, постоянный, утомительный, никогда не утихающий гомон нас, пришлых, за окнами. 
Для венецианцев их город – это пусть странный и неудобный, но такой любимый Дом. В самих их жилах, кажется, течет эта бирюзовая вода каналов, а извечная маска призвана скрыть благородную бледность, просвечивающую сквозь кожу щек, и влажный блеск глаз в узких прорезях.


Вот и февраль, снова зимние туманы, приходящие на рассвете с лагуны, и снова карнавал, в котором живет Город уже более пятисот лет, со времен Светлейшей Венецианской республики Serenissima*.

"Rhinoceros". Репродукция картины Пьетро Лонги (ок. 1751). Фрагмент
Венеция и маски – две неразъемные сущности. Венеция и карнавал надо бы на самом деле произносить как Венеция-карнавал, потому что она и есть карнавал. Наряжаться travestirsi для венецианцев было так же естественно, как для профессиональных лицедеев. Маски здесь были позволены большую часть года, а не только в карнавальный период. Да и сам карнавал, соответствующий времени масленицы, длился в городе не привычные полтора месяца как везде, после рождественских праздников, а иногда и с первого октября – по особому разрешению властей Яснейшей, выдававших специальные “карнавальные лицензии” на ношение масок. Подчас не заканчивался он и в период Великого поста, по поводу чего церковники рьяно молились о прощении этого греха (как и многих других) неуемным венецианцам во время многочисленных религиозных процессий и служб. 


По поводу других грехов – Венецию можно назвать первооткрывательницей игорного бизнеса в мире в почти привычном нам сегодня виде. Здесь с 1638 (!) по 1774 год существовало первое в мире казино, так называемое Ридотто Святого Моисея – Ridotto di San Moise, превратившееся в XVII веке в Общественный Игорный Дом, где азартные игроки в масках спускали на ветер несметное количество дукатов, пополнявших государственную казну, и без того не бедную. Занятно, что одни из немногих персонажей венецианского общества, кому закон строго запрещал носить маску, были именно местные крупье. 

Il Ridotto. Репродукция картины Пьетро Лонги, самого известного живописца Венеции XVIII века

Cезон Карнавала весь мир преобразит.
Кто в здоровьи иль хворает - Карнавал развеселит.
Тут вот дама, вон – супруг, приглашенными бегут,
Кто играть, а кто плясать. 
Карло Гольдони 

Принцессы большие и маленькие
Современные вариации на тему традиционной венецианской маски

Bauta осовремененная - расписанная, а не белая
Если говорить о масках, самой популярной, как и самой знаменитой в Венеции считалась достаточно пугающая Bauta. Белую Бауту обязательно сочетали с небольшой черной накидкой-мантильей и черной же треуголкой и носили одинаково как мужчины, так и дамы. Ее расширяющаяся книзу форма не только полностью скрывала лицо, сохраняя инкогнито персонажа, но и позволяла есть и пить, не снимая маски. Еще одной любопытной маской из венецианского набора можно назвать Моретту La Moretta – небольшую овальную дамскую маску из черного бархата, закрывающую  только центральную часть лица. Забавной особенностью моретты было то, что удерживать ее на лице дамы должны были, зажав в зубах маленькую пуговку, закрепленную с внутренней стороны маски. То есть дама вынуждена была все время хранить молчание или… снять маску. Пользовалась большим спросом и маска Domino – длиннейший плащ в ярких квадратах, с капюшоном, скрывающим лицо.
 
Представление Commedia dell'Arte перед Палаццо Дожей на площади Сан Марко, как 300 лет назад
Знаменитый носатый Доктор Баланцоне, Арлекин и его неизменная подружка Коломбина, она же Кораллина или Ричолина, хитрый слуга Бригелла, старый купец Панталоне и любимец публики Пульчинелла – все эти маски-персонажи знаменитой венецианской Commedia dellArte неизменно присутствовали в дни карнавала на улицах города. А на импровизированных подмостках развлекали горожан и гостей многочисленные театральные труппы. 

Сцена на площади Сан Марко в ожидании лицедеев Commedia dell'Arte
И это помимо театров официальных, которых во времена своего наивысшего расцвета, в XVII веке город насчитывал шестнадцать (!) – в них изысканная публика не только смотрела представления, но и выставляла на показ себя. Именно в Венеции впервые в тот же период была введена музыкальная опера в публичных театрах для среднего класса – так этим великим искусством смогли наслаждаться не только привилегированные слои венецианского общества, но и простолюдины. Существуют и до сих пор знаменитые венецианские театры оперы La Fenice – Феникс, увы, горящий согласно имени с завидной регулярностью, драматические Malibran и Театр Гольдони. 
В карнавале участвуют и львы...
...и собачки
...и коты
Знаменитый венецианский карнавал открывается традиционным полетом ангела 
Volo dell'Angelo – наряженной прекрасной девушки, обязательно местной, победительницы непростого конкурсного отбора, которая спускается по натянутому канату с колокольни Сан Марко на заполненную площадь, провозглашая официальное открытие празднеств. Основные гулянья разворачиваются на площади Сан Марко, наполняющейся уже с утренних часов множеством гуляющих Масок, изысканных и роскошных, немного меланхоличных как сама Венеция. 


Когда спускается вечер, организуются многочисленные приватные праздники в исторических палаццо Венеции, в аутентичной обстановке 17 века, при свечах, звуках музыки виртуозных камерных оркестров, при наряженных маврах и обязательном наличии дорогого и оригинального карнавального костюма. И, конечно же, Театр во всех его проявлениях – оперы в знаменитом театре Феникс, постановки традиционного
Teatro dellArte, пьес Карло Гольдони, цирковые представления под открытым небом с акробатами, шпагоглотателями, извергателями огня, канатоходцами…

Костюмы могут быть и авторские, домашнего производства...
...и по сходной цене
За последнее столетие Венеция опустилась по отношению к уровню моря на 23 сантиметра – и это катастрофически много. В ожидании всеобщего потепления и таяния снегов на полюсах можно опасаться вполне обоснованно, что вода поглотит это прекрасную адриатическую жемчужину, если человечество не изобретет к тому времени какой-нибудь чудесный способ ее спасения. Так что правильно было бы увидеть уникальный, сказочный город, пока он есть, пока он на поверхности. Здесь стòит за небольшие деньги разрисовать лицо у уличных художников или надеть маску, накинуть на плечи плащ mantello, а на голову натянуть знаменитую венецианскую фетровую треуголку, чтобы почувствовать себя уместным среди “всеобщей неузнаваемости” и чтобы рассказывать потом детям и внукам, как это было непередаваемо прекрасно.



* Венецианский карнавал проходит в 12 февраля по 1 марта 2022.
В статье использованы материалы официального сайта Carnevale di Venezia, цитата Carlo Goldoni, перевод Анны Коломиец, фото Anna Kolomiyets, иллюстрации из открытого доступа.

*Serenissima – с итальянского Светлейшая (Яснейшая), официальное имя независимой Венецианской республики, просуществовавшей вплоть до завоевания ее Францией в 1797 году

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан