Carnevale есть Венеция. Venezia есть карнавал
Венеция для
венецианцев – это высокая вода acqua alta, сырая зима и душное лето,
постоянная борьба с вогкими стенами в комнатах, постоянный, утомительный,
никогда не утихающий гомон нас, пришлых, за окнами.
Для венецианцев их город –
это пусть странный и неудобный, но такой любимый Дом. В самих их жилах,
кажется, течет эта бирюзовая вода каналов, а извечная маска призвана скрыть
благородную бледность, просвечивающую сквозь кожу щек, и влажный блеск глаз в узких прорезях.
Вот и февраль, снова зимние туманы,
приходящие на рассвете с лагуны, и снова карнавал, в котором живет Город уже более
пятисот лет, со времен Светлейшей Венецианской республики Serenissima*.
![]() |
"Rhinoceros". Репродукция картины Пьетро Лонги (ок. 1751). Фрагмент |
Венеция и маски – две неразъемные сущности.
Венеция и карнавал надо бы на самом деле произносить как Венеция-карнавал,
потому что она и есть карнавал. Наряжаться travestirsi для
венецианцев было так же естественно, как для профессиональных лицедеев. Маски
здесь были позволены большую часть года, а не только в карнавальный период. Да
и сам карнавал, соответствующий времени масленицы, длился в городе не привычные полтора
месяца как везде, после рождественских праздников, а иногда и с первого октября – по особому
разрешению властей Яснейшей, выдававших специальные “карнавальные лицензии” на ношение
масок. Подчас не заканчивался он и в период Великого поста, по поводу чего
церковники рьяно молились о прощении этого греха (как и многих других) неуемным
венецианцам во время многочисленных религиозных процессий и служб.
По поводу других грехов – Венецию можно
назвать первооткрывательницей игорного бизнеса в мире в почти привычном нам
сегодня виде. Здесь с 1638 (!) по 1774 год существовало первое в мире казино,
так называемое Ридотто Святого Моисея – Ridotto di San Moise, превратившееся
в XVII веке в
Общественный Игорный Дом, где азартные игроки в масках спускали на ветер несметное
количество дукатов, пополнявших государственную казну, и без того не бедную.
Занятно, что одни из немногих персонажей венецианского общества, кому закон
строго запрещал носить маску, были именно местные крупье.
Cезон Карнавала весь мир преобразит.
Кто в здоровьи иль хворает - Карнавал развеселит.
Тут вот дама, вон – супруг, приглашенными бегут,
Кто играть, а кто плясать.
Карло Гольдони
![]() |
Принцессы большие и маленькие |
Современные вариации на тему традиционной венецианской маски |
Bauta осовремененная - расписанная, а не белая |
Знаменитый носатый Доктор Баланцоне, Арлекин
и его неизменная подружка Коломбина, она же Кораллина или Ричолина, хитрый
слуга Бригелла, старый купец Панталоне и любимец публики Пульчинелла – все эти
маски-персонажи знаменитой венецианской Commedia dell’Arte неизменно присутствовали в дни карнавала на улицах
города. А на импровизированных подмостках развлекали горожан и гостей
многочисленные театральные труппы.
![]() |
Сцена на площади Сан Марко в ожидании лицедеев Commedia dell'Arte |
И это помимо театров официальных, которых во
времена своего наивысшего расцвета, в XVII веке город насчитывал шестнадцать (!) – в них изысканная
публика не только смотрела представления, но и выставляла на показ себя. Именно
в Венеции впервые в тот же период была введена музыкальная опера в публичных
театрах для среднего класса – так этим великим искусством смогли наслаждаться
не только привилегированные слои венецианского общества, но и простолюдины. Существуют
и до сих пор знаменитые венецианские театры оперы La Fenice – Феникс, увы, горящий согласно
имени с завидной регулярностью, драматические Malibran и Театр Гольдони.
![]() |
...и собачки |
![]() |
...и коты |
Когда спускается вечер, организуются многочисленные приватные праздники в исторических палаццо Венеции, в аутентичной обстановке 17 века, при свечах, звуках музыки виртуозных камерных оркестров, при наряженных маврах и обязательном наличии дорогого и оригинального карнавального костюма. И, конечно же, Театр во всех его проявлениях – оперы в знаменитом театре Феникс, постановки традиционного Teatro dell’Arte, пьес Карло Гольдони, цирковые представления под открытым небом с акробатами, шпагоглотателями, извергателями огня, канатоходцами…
![]() |
Костюмы могут быть и авторские, домашнего производства... |
![]() |
...и по сходной цене |
За последнее столетие Венеция опустилась по
отношению к уровню моря на 23 сантиметра – и это катастрофически много. В
ожидании всеобщего потепления и таяния снегов на полюсах можно опасаться вполне
обоснованно, что вода поглотит это прекрасную адриатическую жемчужину, если
человечество не изобретет к тому времени какой-нибудь чудесный способ ее
спасения. Так что правильно было бы увидеть уникальный, сказочный город, пока
он есть, пока он на поверхности. Здесь стòит за небольшие деньги разрисовать лицо у уличных художников или надеть маску, накинуть на плечи плащ mantello, а на голову натянуть знаменитую венецианскую фетровую треуголку,
чтобы почувствовать себя уместным среди “всеобщей
неузнаваемости” и чтобы рассказывать потом детям и внукам, как это
было непередаваемо прекрасно.
* Венецианский карнавал проходит в 12 февраля по 1 марта 2022.
В статье использованы материалы официального
сайта Carnevale di Venezia, цитата Carlo Goldoni, перевод Анны Коломиец, фото Anna Kolomiyets, иллюстрации из открытого доступа.
*Serenissima – с итальянского Светлейшая (Яснейшая), официальное имя независимой Венецианской
республики, просуществовавшей вплоть до завоевания ее Францией в 1797 году
Понравилось, поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий