Garage Italia. Авто и еда – итальянское счастье
Проект, о котором здесь пойдет речь, глубоко итальянский.
Потому что он соединил в себе не только креативность двух поколений
проектировщиков, но и самые важные и значимые символы Италии. Это недавно
открывшийся после объемной реконструкции, в бывшем здании исторической
миланской бензозаправки ENI, многофункциональный центр Garage Italia Customs: шоурум, мастерская по изготовлению персонализированных
элитных автомобилей, бар и ресторан с итальянской, ломбардской кухней.
В этом месте в каком-то смысле соединились несколько знаковых для страны элементов
– важных от послевоенных лет до сегодняшнего дня. А теперь подробнее.
В Милане на площади Accursio, как ехать за город к северным озерам и Швейцарии, можно было долгие годы наблюдать, на пересечении под острым углом двух улиц, здание необычной, какой-то аэродинамической или даже космической формы, как приземлившуюся инопланетную станцию. Бывшая бензозаправка-сервисный центр ENI была заброшена уже почти как 30 лет и тихо приходила в состояние руины, зарастая травой и деревцами, за дряхлеющим забором, с выбитыми стеклами, изрисованная не совсем приличными граффити. Брошенная на произвол судьбы, в ожидании новых предприимчивых застройщиков с планами какого-нибудь банального торгового центра, в ожидании разборки под ударами чугунных баб. Но к удаче города Милана и его старожилов, помнящих другую станцию, появился некий персонаж, уж точно хорошо известный в национальных масштабах – Lapo Elkann, внук знаменитого почти “Отца нации”, владельца автомобильного концерна FIAT, политика, сенатора Джанни Аньелли (Gianni Agnelli), или как его просто называют до сих пор итальянцы Адвоката. Экстравагантный Лапо явился с конкретным намерением спасти эту архитектуру от разрушения и дать ей новую жизнь. И как раз вовремя, иначе дни легендарной станции просто были бы сочтены.
![]() |
Super Corte Maggiore Авто Клуб - станция в 70-е годы |
Здесь стоит рассказать немного подробнее об истории рождения
этого необычного здания, плотно вплетенной в историю послевоенной Италии. Было
начало 50-х, страна постепенно подымалась из разрухи войны, пронесшейся над
полуостровом несколько раз с Севера на Юг. Контрибуции, план Маршалла… трудовая
миграция, разрушенные семьи, скромные компенсации, сцепленные зубы. И тогда
Италия начала выпрямляться, а при грамотной инвестиционной политике и благодаря
мудрым налоговым льготам стали рождаться во множестве новые производства, давая
места все новым волнам мигрантов с аграрного Юга. Начинался знаменитый
индустриальный бум, позже названный итальянским экономическим чудом. Одним из
обязательных атрибутов достатка стал автомобиль, особенно доступные
малолитражки производства того же FIAT. Тогда и родился первый национальный концерн дистрибуции
топлива итальянского производства Ente Nazionale Idrocarburi – ENI. Президент ее Enrico Mattei заказал в 1951 году архитектору Марио Баччокки (Mario Bacciocchi) проект
распределительной сервисной станции и автозаправки на тогдашней миланской
окраине, на Piazzale Accursio.
![]() |
Lapo Elkann во время презентации проекта реконструкции станции в 2015 году. Studio MDL |
Гениальный проект Баччокки был создан в “органическом” стиле Streamline, популярном
в 30-е годы в Соединенных Штатах, с характерными криволинейными динамическими формами,
как будто высеченными ветром, потому что этот стиль лучше всего передавал дух
оптимизма того момента в Италии. Что интересно, в какой-то мере это было
возвращением из-за океана пересмотренного итальянского футуризма, родившегося
здесь в 10-е годы и провозглашенного в знаменитом “Манифесте Футуризма” 1909
года поэтом и драматургом Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti). Он говорил,
что главное в новом арт-движении красота скорости, стремительность, динамизм,
протест против старого. Новая станция на площади Accursio была построена между 1951 и 1953 годами, как прототип – первая
из длинной серии проектов, созданных Баччокки для ENI. И три десятилетия оставалась знаковым зданием, встречающим
автомобилистов на въезде в город, своеобразными северными воротами Милана.
***
После
десятилетий забвения, для приведения постройки “в чувства” Elkann
пригласил известнейшего миланского архитектора Микеле Де Лукки (Michele De Lucchi, на фото выше, читайте о нем у нас в блоге от 20 июня 2017), трепетно относящегося к историческим памятникам, мастера с
большим тактом и опытом реконструкций. Рассказывая в одном из интервью о своей
работе над этим проектом, Де Лукки почти с нежностью говорил о его
архитектурной смелости в сочетании с предельной технической бедностью
воплощения, обнаруженной при ближайшем рассмотрении, с использованием материалов
из разборки старых зданий того же квартала – ясном свидетельстве крайней
бедности тех послевоенных лет, не помешавшей тем не менее яркому творческому поиску
проектировщика и большим инженерным достоинствам его архитектуры. Некоторые
части здания пришлось полностью разобрать, многие усилить. Изменилась и
конфигурация внутренних пространств с учетом новых функций – были разобраны
ненужные перегородки, усилены пилястры, заново проложены все коммуникации,
усилены фундаменты, заменен световой фонарь, оборудован лифт. Работа над
проектом шла долгих три года.
![]() |
Работы по укреплению конструктивных элементов центрального зала Станции. Студия MDL |
![]() |
Разборка перегородок во время реконструкции и укрепление фундаментов |
![]() |
Factory - мастерская Lapo Elkann по персонализации элитных транспортных средств |
В
полностью отреставрированном здании на общей площади 1700 квадратных метров
нашлось место множеству интереснейших функций. Главная по площади и сути часть
– это мастерская по персонализации транспортных средств “земля-воздух-море” по
имени Garage Italia Customs, из
которой выходят творения Лапо, достаточно давно и успешно увлеченного дизайном,
умело балансирующего на грани высокого искусства и китча. А еще это бар во входном с
улицы уровне и ресторан на втором этаже под управлением знаменитейшего
шеф-повара Италии Carlo Cracco,
две звезды Michelin.
Две замечательные открытые террасы со множеством живых растений и пляжной
мебелью в уровне ресторана в теплый сезон заставляют забыть, что вы не в городе
у моря, а в Милане. И еще много различных многоцелевых пространств и интересных
фишек: так в части Lapo Elkann factory можно опробовать профессиональный
тренажер-симулятор управления элитным автомобилем Ferrari GT, а в мастерской-студии
максимально персонализировать свое транспортное средство – автомобиль, лодку,
самолет, мотоцикл – от кузова до салона и малейших деталей. Настоящая Ярмарка
Тщеславия в действии.
“Милан несет
бремя и честь представлять собой флагман [современного] итальянского Возрождения в мировой панораме, активно взаимодействуя с другими культурными и деловыми
центрами мира. Именно поэтому я хотел открыть пространство для коллективного
использования, где можно создавать и смаковать лучшие творения нашей страны,
объединив под одной крышей итальянские достижения в области креатива, дизайна, транспортных
средств и еды”. Lapo Elkann
![]() |
Симулятор управления элитной Ferrari GT |
Если подробнее остановиться на интересных деталях и достоинствах интерьеров Garage Italia, посылы к автомобильной теме, в общем к транспорту и мобильности здесь многочисленны: это 1100 разноцветных моделей автомобилей, формирующих оригинальнейшую световую инсталляцию под потолком бара, непосредственно над барной стойкой цвета Red Ferrari. В этом же входном зале собраны многочисленные трофеи гонок Формулы-1, также как, например, в Hard Rock Cafe принято собирать раритеты из мира музыки в оригинале: здесь кубки, книги, фото, автографы, униформа. Этот зал дополнительно освещают оригинальные светильники Circuit 1 американского бренда Apparatus Studio, расположенные по периметру между окнами. Зеркальная галерея, удваивая пространство, ведет к центральному залу factory, где в дневное время можно наблюдать за работой ее креативного персонала.
Лестница со
ступенями цвета gray petroleum, огибающая прозрачный лифт, заставляет
улыбнуться – на ней четко впечатаны два параллельных следа от протектора шин.
На втором
этаже мобильная тема продолжается с такой же замечательной настойчивостью. Это кузов
Ferrari 250 GTO, одного из самых
красивых автомобилей всех времен, в центре ресторана – он выполняет функцию cocktail station. Абсолютная
изюминка этого зала – перевернутый трек Polistil
Формулы-1, покрывающий весь его потолок, с расставленными по нему машинками,
мечта любого мальчишки, даже если у него уже седеют виски. Дополнительные
светильники над отдельными столиками сделаны под размер из автомобильных глушителей.
Сам зал благодаря своей заостренной форме и сплошному остеклению по периметру напоминает
корабль, на носовой части которого разместилась одна из двух открытых террас –
эта меньшая с видом на площадь Accursio, под прикрытием глубокого козырька,
оригинально подсвеченного по вечерам, иногда разными цветами. Сиденья по периметру
ресторана, вдоль стен, сделаны в форме автомобильных, с исключительным шиком
салона Ferrari. Посуда и
столовые приборы – всё персонализировано, а книжка меню представляется в виде
диска спидометра. Даже названия блюд “в теме” – от закуски Mille-Miglia до десерта
Париж-Дакар.
Спустившись
в уровень -1 лифтом с кожаным откидным сиденьем или по ступеням с протектором,
гости попадают в другой мир – мир роскошных яхт Riva Aquarama, гордости итальянского элитного судостроения. Эта
часть выполнена намеренно совсем в другом ключе – со сплошными стеновыми
панелями из красного дерева, множеством встроенных прячущихся полочек, мягким
светом, что создает на самом деле ощущение приватной яхты. В туалетных комнатах
приборы и смесители цвета меди, матированные, а расположенные друг напротив
друга зеркала множат до бесконечности всю эту роскошь. Модели и фото яхт дополняют
морскую тему этого этажа. Здесь в интерьерах был использован особый синий цвет,
где-то между серым и синим, которому было дано даже свое название Blu Navy Garage. По словам Лапо, он намерен запатентовать
его вместе с Azzurro Lapo, его
любимым цветом, напоминающим цвета национальной итальянской сборной.
Маниакальное
внимание к малейшей детали, желание максимально персонализировать все
пространства, вкус и изобретательность всегда были лучшими традициями итальянских мастеров всех времен. И Garage Italia еще одно подтверждение основательности славы made in Italy.
Цитата Lapo Elkann по Garage Italia Milano. В статье использованы материалы Domus,
Autoblog,
Scatti di Gusto, Platform, Quattroruote. Фото Anna Kolomiyets, из указанных выше
источников и из открытого доступа.
Понравилось, поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий