Moebius. Два ресторана в одном


Имя Moebius, немецкого математика XIX века, в латинской транслитерации, наверное, имеет какую-то неочевидную привязку к этому необычному месту – ресторану, недавно открытому в Милане. Очень большому ресторану. Похожие на фабричную постройку недалеко от Центрального вокзала, на самом деле бывшие текстильные склады долгое время оставались заброшенными: тут на мансарде нашли себе приют местные клошары, но соседняя стройка провалила крышу, согнав и этих самовольных обитателей с насиженного места. Всё приходило в упадок. Пока в прошлом году здание не заинтересовало рестораторов из Тосканы, отца и сына Querci, искавших помещение в Милане под свое новое заведение и увидевших в нем невероятный потенциал.



Огромная безликая кирпично-цементная “коробка”, длиной в целый квартал вдоль улицы Каппеллини, все же имела свой шарм: в эту зияющую пустоту как в идеальный контейнер можно было вместить всё, что угодно, а нейтральный цвет стен и пола служил прекрасным фоном для любых сценариев. Целый ряд высоких окон создавал почти храмовый ритм и позволял фантазировать по поводу возможности двухуровневого использования пространства: ни много, ни мало 400 квадратных метров при завидной высоте 10 метров! Было где размахнуться архитектурной фантазии. Рестораторы со стажем Альберто (отец) и Лоренцо (сын) Кверчи планировали применить здесь весь свой предыдущий опыт, уже управляя двумя ресторанами в Сиене. Поэтому размах пространственный захотели поддержать и размахом кулинарным – в связи с чем, уже на этапе планирования, к сотрудничеству был привлечен известный итальянский шеф-повар, наверное, самый молодой обладатель двух Мишленовских звезд Энрико Кроатти (Enrico Croatti).

Лето 2019. В процессе реконструкции. Фото Scatti di Gusto 
Так прояснилось и звучное имя Moebius, которое, как оказалось, относится не к знаменитому математику, а к суперзнаменитому современному французскому иллюстратору Jean Giraud aka Moebius, создателю невероятных параллельных миров в своих легендарных сериях комиксов, покоривших читателей по обе стороны океана. Как было у французского Мёбиуса, в миланском тоже существует несколько “параллельных миров”. А именно, у владельцев и шефа родилась смелая идея “двух ресторанов в одном” – конечно, с двумя разными, но родственными кухнями.

Анонс открытия ресторана с графикой в стиле знаменитого Jean Giraud aka Moebius
Почему для отца с сыном, рестораторов, оказалось таким важным вступление в игру шеф-повара в качестве партнера на раннем этапе? Именно потому, что некоторые стратегические решения в значительной мере повлияли на пространственную организацию ресторана, как на его стилистику не могла не повлиять фабричная сущность здания. Нужно сказать, что семья Кверчи обладает не только опытом в ресторации и эстетическим вкусом, но и на редкость глубоким пониманием технических моментов, как конструктивных, так и, например, касающихся нюансов освещения. Поэтому, когда была приглашена для работы над проектом флорентийская студия Q-bic Architecture & Design, братьев Luca & Marco Baldini, много интересных и оригинальных идей проектировщикам подкинули именно рестораторы, существенно повлияв на общий концепт.
План 1-го этажа American bar & Tapa Bistrot с расстановкой мебели. © Studio Q-bic
План 2-го этажа Osteria Gastronomica с расстановкой мебели. © Studio Q-bic
Входной тамбур, сегодня уже переделанный в рецепцию

Внизу, в уровне улицы, гостей сразу ждут сюрпризы: тут на самом деле можно сбиться со счета восклицаний WOW. Вход организован с угла, через большой тамбур, который летом служил своеобразной (полу)открытой площадкой, с несколькими столиками для курильщиков, но потом из-за невероятного наплыва гостей был трансформирован в зону рецепции – для дозирования потока, и гардероба – с учетом холодного сезона. Здесь, как и во всем ресторане, множество живых растений в кадушках и вазах – они прекрасно оживляют доминирующие серый и бежевый фоны.

American bar. Табуреты Laboratorio Vintage, светильники Ideal Lux от Look. Справа: Lorenzo Querci & Enrico Croatti

Первое, что видит посетитель – американский коктейльный бар с длинной барной стойкой из бетона и светлого дерева, расположившийся вдоль стены в глубине, почти на всю длину зала, с эффектной задней подсветкой и коллекцией любопытных объектов. Светящаяся структура, напоминающая домашнюю библиотеку, при ближайшем рассмотрении оказывается элементарной, как стартовый набор Lego, сборкой бетонных деталей индустриального типа. Зато бутылки и разнообразные предметы, аккуратно подобранные и вставленные в квадратные ниши, превращают ее в настоящий объект галереи современного искусства.



Основной зал – Tapa Bistro с длинным social table из цельного массива дерева под индустриальными, состаренными временем светильниками, рядом отдельных столов в обрамлении ретро-стульев предлагает кухню в вариациях французской, испанской и американской, и может принять до ста двадцати человек, хотя изначально планировалось 80. Уже после запуска ресторана владельцам пришлось докупать мебель, чтобы добавить новые посадочные места – к счастью площади позволяли.


Винтажные лампы над столом и светильники Modular Lighting от Fuser на стенах по периметру зала
Зона для гостей бара решена иначе – почти как небольшие гостиные-салоны, с низкими как журнальными столиками, обставленными мягкой или кожаной винтажной мебелью. Освещают эту часть светильники и торшеры, создающие на удивление домашнюю обстановку, вопреки такому цеховому пространству. Поэтому даже если определить стиль заведения как post-industrial, получился он на удивление располагающим, несмотря на обилие брутальных конструктивных деталей из металла и бетона.  

Зона лаунж освещена светильниками: Aromas Wong, Aromas Ario, Aromas Dodo

В глубине барной стойки посетителя ждет еще один симпатичный сюрприз, появившийся здесь по идее Лоренцо Кверчи и благодаря сотрудничеству с Massive Music Store – небольшой киоск по продаже виниловых пластинок, тема сегодня на пике популярности. Эта же площадка становится вечером DJ-station, где приглашенный ди-джей вечером “миксует” для гостей отличную подборку музыки, дополняющую общую атмосферу.



Гениальный логотип с деликатной "деталью" для Киоска винилов, ниже промо-пост в стилистике Jean Giraud - Moebius. Графический дизайн: Davide Franchi

Необычных элементов в духе Мёбиуса-иллюстратора тут хватает. Без сомнения, самый заметный из них – подвешенный над основным залом на высоте 4 метра прозрачный параллелепипед, придуманный, чтобы не только визуально заполнить высокое пустое пространство, но и создать сильный запоминающийся образ и, конечно, дополнительную интригу и места. Именно в нем было решено организовать вторую кухню, а по сути “параллельный мир” второго ресторана от шефа Кроатти (плюс 300 квадратных метров). 


Разрез со структурой верхнего ресторана Osteria Gastronomica. © Studio Q-bic
Для воплощения архитекторами была предложена структура из мощных стальных балок, укрепленных снаружи накрест по типу фахверка, которые поддерживали бы огромный вес верхнего ресторана, висящего над основным залом. Альберто Кверчи настоял на максимальном визуальном облегчении конструкции: так “фахверк” был убран, структура предстала в виде пересечений под прямым углом мощных балок, окрашенных в матовый черный цвет, что с учетом вечерних часов работы ресторана, добавило мистического эффекта – почти парения в воздухе. Этому помогла также “верхняя навеска” под высоким сводом здания: то есть вся структура не опирается на балки, а именно подвешена. Что здесь визуально не очевидно, но было рассказано нам владельцами: для усиления была создана не П-образная конструкция типа моста, но еще одна напряженная металлическая балка была проведена и под полом ресторана, создав надежный замкнутый контур. Впечатляющая архитектурная конструкция! 




"Летающий аквариум" - хорошо видна конструкция балок, на которую навешена вся структура, снизу кажущаяся парящей
Первая идея подшить низ, чтобы спрятать все коммуникации, была пересмотрена в процессе работы – и все было оставлено на виду, только окрашено в глубокий черный цвет. Кроатти называет этот верхний зал “космический корабль”, а владельцы “летающим аквариумом”. Здесь на 60 квадратных метрах разместилась Osteria Gastronomica на 35 посадочных мест, напрямую сообщающаяся с верхней кухней, местом гастрономических изысков и кулинарных экспериментов знаменитого шеф-повара, с вариациями традиций Тосканы и Романьи, соответственно родины семьи Кверчи и самого Кроатти. В ней есть и еще одна фишка – chef table, сегодня почти неотъемлемая часть престижных ресторанов, следующая ступень развития show kitchen. Открылась “гастрономия” на несколько месяцев позже основного ресторана, 6 ноября, так что это абсолютная премьера сезона.   

Мостик-переход в Osteria Gastronomica, фото ниже - зал остерии
В Osteria Gastronomica светильники Il fanale от Alchimia ampolla
Нижняя кухня Tapa Bistro
Интересный вид от Osteria Gastronomica на обе кухни, вверху хорошо виден chef table

Не меньше удивление, чем “летающий аквариум” вызывает огромное оливковое дерево в прозрачной витрине, непонятно каким образом выросшее в глубине зала, слева от стеклянного куба верхней и нижней кухни. Оказалось, что это тоже идея рестораторов, а именно Лоренцо, которая по началу испугала архитекторов из-за, казалось, невозможности воплощения. Но нет ничего невозможного, если очень хочется, а идея кажется победительной: и в один из летних дней кран опустил с улицы через крышу 700-летнюю калабрийскую оливу весом в несколько тонн в специально для нее подготовленную “нишу” –  в месте разобранной крыши здания. Сейчас дерево прижилось и отлично себя чувствует, вызывая онемение у тех, кто попадает сюда впервые.






Есть здесь и еще пара любопытных пространств: одно над входным тамбуром, терраса-мансарда, с которой открывается невероятный вид на весь ресторан и к тому же это отличная смотровая площадка, откуда можно наблюдать за слаженной работой обеих кухонь.

Вид на "мансарду" от Osteria Gastronomica - видна трансформация открытой площадки внизу в рецепцию
Вид на мансарду, ниже - с мансарды на ресторан и бар


Второе – это крытая стеклянная веранда с деревянным настеленным полом, пристроенная слева от основного зала, с более интимной лаунжевой обстановкой – в нее оригинально открывается обзор через высокий параллелепипед черного металла, как объект contemporary art, communication tube, пронизывающий одно из окон здания, соединяя оба зала. Его уже используют как площадку для live music, маленькую сцену для джазовых концертов, с возможностью слышать из любого уголка. Кстати, к проблеме акустики и шумопонижения, с учетом большой высоты, проектировщики отнеслись очень серьезно – весь свод крыши снизу пошит многослойным пирогом из изолирующих панелей, поверх которых укреплены шумопонижающие плиты серого цвета.

"Communication tube" между двумя залами, он же - площадка для живой музыки. Ниже - дневной вид   

Виды стеклянной веранды, тут и ниже

Низкие столики в ресторане выполнены Laboratorio Vintage
Не обойдены вниманием и туалетные комнаты - показатель профессионализма проектировщиков, они тут не по остаточному принципу, а в полном соответствии со стилем всего заведения: брутальные, минималистичные и изысканные одновременно.


Во всем ресторане были использованы стекла (а их тут множество) с зеркальным эффектом, который еще больше усиливается с наступлением сумерек, когда глазу становится сложно отличить – где реальность, а где отражение? 





Странное ощущение смешения миров реального и иллюзорного, именно как в историях гениального французского графика Мебиуса, чье имя так в точку было выбрано для этого удивительного заведения. 



В статье использованы материалы, предоставленные владельцами Moebius, студией Q-bic. Фото Anna Kolomiyets, Facebook Moebius, указано по месту. Графика Davide Franchi, Q-bic studio. Отдельная благодарность Alberto & Lorenzo Querci - за рассказ и видео.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан