Carlo Scarpa. Уникальное интервью

Качество как парадокс
Карло Скарпа родился в Венеции в 1906 году и погиб в Токио в
результате несчастного случая в ноябре прошлого года [интервью 1978]. У него не
было архитектурного образования, но он убедительно продемонстрировал качеством
своих работ, что в нем и не нуждался.
В то же время он был директором [ректором] Университета
архитектуры в Венеции (Istituto Universitario di Architettura di Venezia IUAV), где благодаря
своему специфическому подходу приобрел друзей и нажил врагов.
Его работы представляют собой постоянный, почти навязчивый
поиск формального совершенства вплоть до почти невидимых деталей. С этой точки
зрения можно сказать, что Карло Скарпа видел архитектуру и дизайн как
произведение высочайшего ремесленного мастерства. В многочисленных примерах оформления
выставок и в его архитектуре каждый элемент разработан и спроектирован с вниманием
к материалу, форме и размерам, которые не оставляют абсолютно ничего на волю случая.
Если совершенство – это излишество, напрасная трата, то Скарпа
растратил много. В итальянском зале на Биеннале [Венеции] 1968 года была использована
ткань, которая задумывалась как общий фон оформления: она была зеленого цвета с
тонкой желтой линией, пересекающей ее по горизонтали. Скарпа специально заказал
ее исполнение вручную. В его работах качество проявляется как парадокс. По
сравнению с панорамой послевоенной итальянской архитектуры Скарпа выделяется
тем, что выглядит свободным от образных схем как фашистского монументализма,
так и от рационализма Movimento Moderno,
интернационального модернизма XX века. Его дизайн автономно развивается на основе внимательного
и изысканного восстановления фрагментов древних итальянских и восточных
культур, подтверждая тем его абсолютно венецианские корни.
Публикуемое
интервью, которое он дал … 31 октября [1978], за несколько дней до отъезда в
Японию, застало его в момент интенсивной работы за множеством международных контактов
и проектов в фазе запуска. Это его последнее публичное заявление.
Архитектор по законам совершенства
Беседа с
Карло Скарпа о детстве, архитектуре, Японии, роскоши, путешествиях и
качественных вещах
Барбара Радиче: Скажите, как родилась ваша страсть к архитектуре и дизайну?
Карло Скарпа: Ой, что за вопрос! Это
страсть молодого человека, который впервые начинает работать, рожденная кто
знает откуда.
Б.Р.: Кажется, вы не защитили диплом архитектора.
К.С.:
Я не архитектор*, но я изучал архитектуру в Академии художеств Венеции
как того требовали правила итальянской традиции. Когда я был мальчиком, я очень
хорошо рисовал, мне нравилось рисовать левой рукой, и тогда мой отец, учитель
начальных классов, с некоторой мелкобуржуазной культурой сказал: пойдешь в
Академию. Мне она казалась какой-то странной школой, отличавшейся от других. В
то время я жил в Виченце.
Б.Р.: Вы из Виченцы?
К.С.:
Нет. Я стопроцентный венецианец, но моя мать работала [тогда] швеей в
Виченце**, и я жил в Виченце с трех до тринадцати лет. Моя страсть к рисованию
родилась примерно в 8-9 лет. Потом мы вернулись в Венецию, моя мама умерла в
1919 году, когда мне было 13 лет.
![]() |
Церемония перед зданием венецианской Академии |
Б.Р.: В
школе вы получали хорошие оценки? По каким предметам?
К.С.: Внимание: я очень хорошо рисовал, но в
третьем классе технического лицея, куда меня по ошибке отправил отец, потому
что было бы правильным дать мне классическое образование, преподаватель
рисования поставил мне 6 [по десятибалльной системе]. Было смешно появляться в
Академии с “шестеркой”. Тогда мой отец, обладавший некоторой интуицией, принес
в Академию мои детские рисунки, короче, мои домашние рисунки, а не школьные, и
профессора Академии отправили меня на 1-й курс вместо подготовительного, и
приняли, несмотря на то, что я был на полгода младше положенного.
Б.Р.: Что
о вас говорили преподаватели?
К.С.: Они считали меня вполне пристойным учеником.
О нас, младших, тогда никто особо не заботился.
Б.Р.: Какие
у вас были развлечения, когда вы были тинэйджером?
К.С.: Что значит тинэйджер?
Б.Р.: До
20 лет.
К.С.:
А, это так называется? Мне нравилось играть в “билье”, в шарики между
базами колонн портика Палаццо Кьерикати [Palazzo Chiericati – ренессансный дворец в Виченце по проекту Андреа
Палладио].
Б.Р.: В
шарики?
К.С.: Да, в шарики. Были терракотовые шарики с
одним стеклянным из бутылки с содовой. Вы бы сказали Schweppes.
![]() |
Карло - двадцатилетний студент Академии |
Б.Р.: Что
было вашим главным стремлением в те дни?
К.С.: Я действительно не думал об архитектуре, я
думал об Академии, художественной школе, где можно вырасти в художника. Я
представлял: может быть, я буду живописцем, или каким угодно художником. Я
сразу же увлекся архитектурным рисунком и живописью, в то же время я и знать не
хотел о скульптуре. Мне совершенно не нравилось пачкать руки в глине.
Б.Р.: Каким
был ваш первый успех, первое достижение?
К.С.: Не шучу, но совершенно точно, я был лучшим
учеником Специальной архитектурной школы. Я даже делал проекты для своих
коллег, так узнавал еще больше. Что до знаний ... что вы хотите, чтобы нам там
такого особого преподали? Но все же я с большой любовью вспоминаю своего
профессора архитектуры Гвидо Чирилли [Guido Cirilli] ***. Я был его любимым учеником.
Б.Р.: Кто или что больше всего на вас повлияло?
К.С.: В Академии
мы в основном были нацелены на изучение классического итальянского наследия.
Однажды в школе я был потрясен, увидев греческую статую. У меня как будто
что-то вспыхнуло в голове, какие-то вопросы, какие-то ценности, которых я
раньше не понимал. Но я хочу вспомнить об огромном влиянии, которое оказал на
меня в течение нескольких эпизодов, нескольких дней общения один датский живописец,
сын скульптора, аматор, который помог мне понять, что было нового и отличного в
современной культуре в тот момент. Конечно, не наши школьные учителя, которых
мы считали современными, но они такими не были. Я вспоминаю его с большой
любовью. Его звали Моргенс Брандструг [Morgens Brandstrug].
Б.Р.: Как вы познакомились?
К.С.: Я писал
этюд на Дзаттере [Zattere квартал Венеции напротив острова Джудекка рядом с Академией],
он шел мимо, остановился и сказал: “Неплохо”. Он был красивым, высоким,
блондином. Бедняга! Он был первым, кто помог мне кое-что понять в искусстве.
Затем, как только она вышла, я подарил себе книгу Ле Корбюзье «Vers une
architecture» [Об архитектуре], которая тоже стала великим откровением.
![]() |
Венецианский сестьере (квартал) Zattere на открытке начала ХХ века |
Б.Р.: Было у вас в мальчишеские годы какое-то
особое желание, кем стать, когда вырастете?
К.С.: Нет. Может,
я уже в школе все знал про себя, но никогда не думал ни о чем, кроме Академии.
Б.Р.: Вы интересовались политикой?
К.С.: Нет. У меня
был младший приятель, который всячески тянул меня вступить в фашистскую партию,
но я сказал “нет”, потому что мне это действовало на нервы. Не то чтобы я много
понимал, но я не любил фашистов. Это были первые фашисты, так называемые “из дерзких”,
которые ругались, как турки и я, происходивший из интеллигентной семьи, находил
их вульгарными. Мне вся их структура казалась смехотворной. Потом, когда пришел
Муссолини, он показался еще более нелепым. Прежде всего потому, что его звали
Бенито [звучит как уменьшительное от хороший], да еще и Муссолини; потому что
на венецианском диалекте, особенно между Венецией и Виченцей, mussolini – это такие мошки.
Даже если посмотреть на вещи, случившиеся позднее, Муссолини никогда не казался
мне таким ненавистным, как тогда. Но вообще я всегда был оторван от политики.
![]() |
Замена "австрийского" моста перед Академией на арочный однопролетный в годы Муссолини, 1933. Архив Tomaso Filippi |
Б.Р.: Как
вы думаете, для чего нужна архитектура?
К.С.: Что за
вопрос?! Не могу же я вам сказать, что она служит для того, чтобы дать укрытие
человеку. Ценности, открытые в последние десятилетия, не имеют ровно ничего
общего с нужностью или не нужностью. Она нужна, обязательна нужна, и она создается.
Искусства ... Я не очень умею говорить.
Б.Р.: Мне
кажется, очень хорошо умеете.
К.С.: Тогда это неправильно заданный вопрос. Само
собой разумеется, что она нужна.
Б.Р.: Мне
кажется, вы очень любите Японию и японскую архитектуру.
К.С.: Да, на меня очень влияет Япония, не только
потому, что я там побывал, но и потому, что еще до того, как я туда попал, меня
восхищала их сущностная простота и, прежде всего, абсолютное доминирование
хорошего вкуса. То, что мы здесь называем хорошим вкусом, у них просто повсюду.
Это вкус не утонченный, а бедный, не совсем крестьянский, но почти. Да, они много
смотрели на Китай, но в своих личных достоинствах японский вкус более сущностный
и невероятной чистоты.
![]() |
Японский минимализм в проектах Скарпы. Фасад Галереи Negozio Gavina в Болонье. Фото: Paolo Monti |
![]() |
Почти дзен элементы в саду палаццо Querini Stampalia в Венеции. Тут и ниже |
![]() |
Экстерьер капеллы при Гробнице Брион. Фото: ©Lorenzo Leone |
Б.Р.: Вы узнали
Японию напрямую или через Ф.Л. Райта?
К.С.: Нет-нет, по книгам, которые я покупал, а потом
и поехал туда. Но я не считаю [творчество] Райта восточным. Он отправился туда
строить отель Imperiale,
потому что японцы поняли, что в его архитектуре чувствуется вкус семьи,
например, в тех домах, которые он называл “дома в прериях”. И потом, тогда,
возможно, в Японии еще не было своих высококлассных архитекторов, по крайней
мере западного типа.
Б.Р.: А
вы не думаете, что на Райта повлияла Япония? В Калифорнии очень сильно влияние
восточной культуры.
К.С.: Да, это правда, вполне возможно, что повлияла,
он ведь и Лао-Цзы цитировал.
К.С.: Вот, да, конечно, я же византиец. Я родился
рядом с церковью Сан-Марко, поэтому любил весь этот византизм, и как следствие,
и исламизм. Я считаю их дома красивыми, а потом Венеция ... на самом деле, я
никогда не чувствовал, что Палладио хорошо сочетается с нашими городами, даже
если я глубоко уважаю итальянский Ренессанс. Парадоксально, но хочется сказать,
что Венеция – город, который может принять все самое современное. Он асимметричный:
высокий, низкий, кривой, прямой; у него нет симметрии, которую мы видим уже в
Тоскане. Тот же арабский дом сделан как Венеция ... вы проходите через очень
узкие коридоры, и вдруг появляется это благостное сочетание воды и
пространства.
![]() |
Вход в IUAV Istituto Universitario di Architettura di Venezia по проекту Скарпы в годы его ректорства |
Б.Р.: Вы
какое-то время были деканом архитектурного факультета в Венеции. Вы с радостью
приняли эту должность?
К.С.: Это называют ректором, а не деканом, ректором Института.
Я им стал из желания небольшой личной мести моим венецианским друзьям или
врагам. Это история, связанная с моими [судебными] процессами, старыми и прошедшими.
Все из-за того, что у меня нет диплома архитектора. Поэтому я сказал: вы хотите
увидеть, что я могу быть еще и ректором Института? Хотя я очень хорошо знал,
что не подхожу на роль ректора, я не организатор.
![]() |
Вид входа со двора: требование к проекту было использовать старинный мраморный портал, Скарпа положил его горизонтально |
Б.Р.: Что
вы пытались сделать, пока находились на должности?
К.С.: Я пытался понять, сможем ли мы навести
порядок, а потом ничего… То, что я делал, студенты разбирали. Им нужен был
хороший читальный зал, и я его организовал. В тот же день, когда его открыли,
они уже хотели сделать там актовый зал. Поскольку там было мало места, я
сказал, что они могут собираться в другом месте. Потом они все разобрали.
Б.Р.: Как
долго вы были в этой роли?
К.С.: Два с половиной года. Потом я уволился.
Б.Р.: Вы
всегда создавали очень дорогие объекты...
К.С.: Ничего подобного. Во времена фашизма я сделал одну
работу, которая, как я надеялся, приведет к другим заказам, но вместо этого
меня косвенно бойкотировали, потому что это шло вразрез со вкусами того времени,
которые я пытался изменить. В 1935 году я сделал одну реставрацию в Венеции. Я
сказал себе: ну, если удастся, работы будет больше. Мараини и Вольпи [скульптор
Антонио Мараини, граф Джузеппе Вольпи ди Мизурата, президент Биеннале Венеции
при фашизме] пришли это посмотреть и показали большой палец вниз. Так я снова вернулся
к работе на Venini. Что мне было делать? [Venini знаменитая
марка муранского стекла, где с 26 лет Скарпа был арт-директором].
![]() |
Вазы Карло Скарпа для Venini, созданные между 1936 и 1942 годами |
Б.Р.: А
если бы вам заказали разработать что-то для UPIM, вы бы
согласились? [UPIM популярная торговая сеть в Италии средних
и низких цен]
К.С.: Нет. Для UPIM? Хотя почему нет? Это зависит. Дело не в том, что я делаю
дорогие вещи. Если я разработал дизайн каких-то серебряных столовых приборов
... или если сделал некоторые детали, которые, по-видимому, относительно дорогие,
потому что сложны в изготовлении ... но это все равно, что купить галстук высокого
качества, надеть [особенное] кольцо на палец.
Б.Р.: Так
как насчет UPIM?
К.С.: Не знаю, они ко мне не обращались. Да, я
понимаю ваш вопрос: вы намекаете, что я хотел бы создавать только
рафинированные вещи, кстати, какое ужасное прилагательное, надо отказаться от
него... Вы не можете опуститься ниже определенного качества.
![]() |
О деталях: знак при входе и ниже логотип. За проект шоурума Olivetti на площади Сан Марко Скарпа в 1956 году получил премию |
Б.Р.: Как
вы думаете, кто сегодня самый великий из ныне живущих архитекторов?
К.С.: Я бы сказал, что все великие в могиле. Если вы
послушаете современную итальянскую школу, кто-то говорит: “Стирлинг”, возможно,
кто-то думает о Мейере.
Б.Р.: А
вы что скажете?
К.С.: Мне кажется, что последний великий из умерших
Льюис Кан.
![]() |
Карло Скарпа и Льюис Кан. Фото: multiples estrategias de arquitectura |
Б.Р.:
Вы провоцируете меня вашими вопросами!
Б.Р.: Вы вполне можете сказать, что не знаете.
К.С.: Да, не знаю, никогда об этом не задумывался.
Б.Р.: Кто
величайший архитектор ХХ века?
К.С.: Почему вы задаете вопросы такого типа? Я бы мог
сказать, что величайший архитектор века… нет, этого нельзя сказать, нет ответа.
Можно сказать, Ле Корбюзье. Кто-то другой сказал бы: “Но нет, ради всего
святого, это Ф.Л.Райт”. Я считаю Гауди человеком великого гения, но,
возможно, я не могу сказать, что он величайший и так далее… К тому же, он все-таки
больше принадлежит к XIX
веку.
Б.Р.: Какой
архитектор прошлого вам особенно интересен?
К.С.: Я бы сказал Брунеллески, он почти греческий
провидец. Но мой любимый художник на всех уровнях – Донателло. Он бы смог создавать
прекрасную архитектуру.
Б.Р.: Почему
Донателло?
К.С.: Потому что Донателло умеет все, и все, что он
делает, он делает идеально. Он самый выдающийся из итальянцев. Я называю его
Сан-Донателло. Я поместил его на Олимпе, в раю моих святых.
Б.Р.:
Какой памятник прошлого вы любите больше всего?
К.С.: Ну, наконец-то! Я хотел бы иметь студию в
небольшом храме Ники Аптерос на Акрополе.
![]() |
Храм Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе на открытке 70-х годов |
Б.Р.: Как
вы думаете, что будет с архитекторами? Они будут нужны? Исчезнут?
К.С.: Я думаю, что при тех усилиях, которые направлены
на понимание этого современного мира, все должно быть в порядке. Должно быть
лучшее будущее. Мне даже кажется, что есть достойные молодые люди, и если их
нет сейчас, в этот момент, то они будут через несколько поколений.
Б.Р.: Часто
ли вам возражали коллеги-архитекторы?
К.С.: Я никогда не противопоставлял себя.
Б.Р.: А
как насчет всех процессов, которые у вас были?
К.С.: Это все полная ерунда. Единственное, что меня
разозлило, так это когда однажды в их жалобе прозвучала фраза “он даже
позволяет себе читать лекции по архитектуре”. Даже какой-то враждебно
настроенный журналист не позволит себе сказать эту чушь. Тогда претор, который
присутствовал при чтении этого, когда я начал смеяться, сказал мне: “Подсудимый
Скарпа, сдерживайте себя!” В тот момент я выразил все свое презрение и к
претору, но все равно продолжил улыбаться.
Б.Р.: Вам
нравятся party, вечеринки?
К.С.: Я к ним безразличен. Нет, я хожу на них. Я
люблю поесть и выпить, поэтому на вечеринках, если есть икра, предпочитаю ее поленте
и фасоли.
Б.Р.: Вы
смотрите телевизор?
К.С.: Да, довольно много. Вечером для своего рода
расслабления. Особенно мне нравятся вестерны.
Б.Р.: Вы
часто ходите в кино?
К.С.: В кинотеатры нет. Много ходил в молодости,
когда мы жили в Венеции, сейчас мы ведем изолированную жизнь, здесь в Виченце*.
Б.Р.:
Какая ваша любимая актриса?
К.С.: Мэрилин Монро. У меня есть фотография Мэрилин,
которую мне подарил один друг, должно быть сделанную Аведоном, только одна голова
со светлыми волосами. Это действительно образ рождения Венеры. В кабинете этого
друга она висела высоко на стене, и я брал стул и целовал ее. Наконец-то мне
это удалось.
Б.Р.: Вы
что-нибудь коллекционируете?
К.С.: Нет, только ловушки, потому что они дешевые, а
у меня нет денег. Если есть деньги, я покупаю книги. Я также равнодушен к
коллекционированию произведений искусства. Проведя столько Биеннале, возможно,
я мог бы иметь нечто большее. У меня есть только несколько подарков от друзей,
которым не откажешь.
![]() |
Набросок дизайна стола проректора Университета Cà Foscari в Венеции |
Б.Р.: Вам
нравится путешествовать?
К.С.: Да.
Б.Р.: На
чем?
К.С.: На Rolls Royce, на котором я ездил в Испанию
несколько дней назад. Замечательное путешествие.
Б.Р.: Где
вы предпочитаете путешествовать?
К.С.: В каком смысле?
Б.Р.: На
северном полюсе или на экваторе?
К.С.: Хотелось бы понемногу увидеть весь мир, но
больше всего мне интересно посещать культурные места, музеи и подобное. Еще мне
очень хотелось бы увидеть пустыню, потому что она похожа на море. Потому что
мне нравится горизонтальность.
![]() |
Новое крыло Гипсотеки Кановы в Поссаньо. Про этот свой проект Скарпа сказал: "Я хотел вырезать голубизну неба". |
К.С.: Греция.
Б.Р.: Нет ли чего-то чуть более экзотического?
Б.Р.: Нет ли чего-то чуть более экзотического?
К.С.: Моя культура находится между Византией и
Грецией. Я могу понять тех, кто говорит: “Если бы ты познакомился с Индией!” Но
я видел фото из Катманду, и должен вам сказать, если бы я там оказался, был бы дезориентирован.
Камбоджа мне понравилась некоторыми своими памятниками. Но потом я понял – то,
что я видел, происходило с 1100 по 1200 годы, в то же самое время в Милане уже
был Святой Амвросий. Поэтому я сказал себе: Камбодже на вид 5000 лет, так что
это за культура?
![]() |
Проект главного органа для венецианской церкви Dei Frari, нереализованный |
К.С.: Да, одна из обычных загадок тех, кто потерял
веру и больше не знает, чем себя поддержать. Но я думаю, что существует своего
рода трансцендентная загробная жизнь, даже если я не пытаюсь ее себе представить.
Б.Р.: Что
вы думаете о внеземных путешествиях?
К.С.: Да, я хотел полететь на Луну, но мне сказали,
что я не подхожу.
Б.Р.:
Вы интересуетесь научной фантастикой?
К.С.: Абсолютно нет.
Б.Р.: Каким
вы видите будущее в следующие 500 лет?
К.С.: Что вы хотите, чтобы я понимал в этих вещах? Я
ничего не вижу. Я просто надеюсь, что завтра будет такая же хорошая погода, как
сегодня. Мне нравится настоящее.
Дворик скульптур - маленький шедевр Скарпы в Центральном павильоне Биеннале Венеции |
Б.Р.: Думаете
ли вы, что мир может измениться, что его можно спасти?
К.С.: Да, он станет лучше, но на это уйдет еще много
времени, нам всем нужно решиться говорить на одном языке. Но я оптимист в этом
отношении.
Б.Р.: Вы
любите работать?
К.С.: Да, в хорошую погоду.
Б.Р.: Что
вы думаете о свободе женщин? [Закон о разводе был принят в Италии только в 1970
году].
К.С.: Думаю, что это нормально. На самом деле, думаю,
я был бы настоящим ... как это зовется?
Б.Р.: Феминистка.
К.С.: Верно, я феминист. Единственное исключение я
сделал бы для женщин-архитекторов.
Б.Р.: Как
так!?
К.С.: Потому что у них нет понимания смысла
тяжести, чувства веса материи** [в оригинале senso del grave].
![]() |
Галерист Дино Гавина, Карло Скарпа и молодая японская художница Марийо Йаги в загородном доме Гавины. 1973 |
Б.Р.: Вы
много читаете?
К.С.: Да, достаточно много.
Б.Р.: Что
вы читаете?
К.С.: Те многие книги, которые я не смог прочитать в
юности, классические, но также и научно-популярную литературу.
Б.Р.:
Какие ваши любимые авторы?
К.С.: Знаете, великие мастера мира всегда одни и те
же, но я, например, безмерно люблю Леопарди и часто читаю его [Джакомо
Леопарди, итальянский поэт-романтик начала XIX в., почти совпадает по датам жизни с Пушкиным].
К.С.: Я не подписан ни на один журнал***. Я был бы
счастлив получать литературные журналы, но не знаю, какие выбрать. Так что я ни
на чем и не остановился.
Б.Р.: Как
вы думаете, есть ли рецепт успеха?
К.С.: Скорее всего, будь я красивым, я бы добился
успеха.
Б.Р.: Что
вы думаете о современном искусстве?
К.С.: Это целый мир, и я не особо задумывался об
этом. Мне больше ничего не нравится. Можно ли сказать, что это все некие
каламбуры? Типа шутки, но по-французски calembours имеет и несколько другой смысл. Если бы я был
художником, я был бы натуралистом, реалистом. В искусстве были не только Сезанн или Ван Гог. Если хотите, я думаю, что все еще можно рассказывать реальность
или интерпретировать ее, как сегодня говорят.
![]() |
Гробница Брион в Сан Вито Альтиволи - один из последних завешенных проектов Скарпы |
Б.Р.: Почему
вы не хотели, чтобы фотографировали гробницу Брион?
К.С.: Наоборот, к сожалению, ее начали фотографировать
слишком рано, когда она еще не была закончена.
Б.Р.: Но
это никогда не заканчивалось [1970-1978].
К.С.: Там было так много деталей, которые я
откладывал, в том числе потому, что они не получались. Это чистое произведение
лирико-сентиментальной ценности, если хотите, гедонистического толка. Я хотел
показать насколько светлым и деликатным может быть кладбище.
Б.Р.: Сейчас
все закончено?
К.С.: Сейчас да.
Б.Р.: Вы
довольны этой работой?
К.С.: Да, в полной мере. Это единственная работа,
которую я с удовольствием проведываю.
![]() |
Капелла при Гробнице Брион. Фото: ©Lorenzo Leone |
Б.Р.: Сколько
стоила Гробница Брион? Говорили об очень высоких цифрах.
К.С.: Кто-то даже говорил о миллиардах. Но все это
стоило около 200 миллионов [итальянских лир, немного больше 100 тыс. Евро].
Б.Р.: Теперь
в Венеции вам дадут диплом архитектора honoris causa,
за заслуги. Вы довольны?
К.С.: Да, вполне, но не по практическим
соображениям, как это было бы, если бы мне его дали, когда я в нем нуждался.
Теперь я принимаю это и, кажется, даже счастлив, что они дали мне его в подтверждение признания моих успехов.
Б.Р.: Есть
ли что-нибудь, о чем вы сожалеете?
К.С.: Так много всего, если на то пошло.
Б.Р.: Например?
К.С.: Я сожалею, что не пытался настоять на занятиях живописью,
которая мне так нравилась. То и дело говорю себе: сейчас выйду на пенсию и
снова буду писать.
Примечания
* В Италии архитектором считается только тот, независимо от
того, практикует он потом свою профессию или нет, кто фактически защитил диплом
в профильном вузе и зарегистрировался в соответствующем профессиональном национальном
Реестре Albo: без этого специалист не может подписать ни один свой проект.
Диплом laurea honoris causa,
За заслуги, был присужден Карло Скарпе в 1978 году, но получить его он уже не
успел. Сам диплом вручили его семье в 1983 году, спустя 5
лет после кончины Мастера.
** В Виченце семья Скарпа жила с 1908 по 1919 год, там мать
Карло Эмма Новелло руководила своим модным ателье по пошиву женской одежды. Мальчиком
Карло иногда рисовал по просьбе матери некоторые модели.
*** После защиты диплома Гвидо Чирилли пригласил молодого Карло работать в его студии и стать его ассистентом на курсе, который он вел с 1926
по 1929 год в недавно созданной Высшей школе архитектуры в Венеции.
* В период с 1972 года до момента гибели 28 ноября 1978 года
в Японии в результате несчастного случая, Карло Скарпа с женой Онориной (Нини)
Лаццари вернулся жить в Виченцу, при экс-конюшне ренессансной виллы Valmarana ai Nani.
** Il senso del grave. Ощущение тяжести, веса материи. Одно из любимых определений Скарпы,
которое он часто использовал в своих лекциях. В Lectio Magistralis
под названием "Arredare"
(Обставлять) 18 марта 1964 г. Карло Скарпа сказал: “…ощущение пространства дается не живописными инструментами, а всегда
физическими явлениями, то есть материей, ощущением тяжести (senso del grave),
весом стен”. Пусть не обижаются на Скарпу современные женщины-архитекторы
– стоит только представить, сколько
всего изменилось за 40 лет! Какой скачок сделали в мире проекта именно женщины. А может, как раз предполагаемое отсутствие этого “чувства тяжести” у Захи
Хадид, дало нам первую женщину призера Премии Притцкера, а миру – ее
невероятную архитектуру? Да и у призеров престижной архитектурной Премии этого
года из дублинской студии Grafton Architects женщин-архитекторов Ивон Фаррел и Шилли МакНамара с чувством "веса материи" в их проектах все обстоит прекрасно. Живи Скарпа сейчас, он наверняка изменил бы свое мнение о женщине в архитектуре.
*** Библиотека Карло Скарпы (в частной собственности),
собранная с 1920-х годов достигает 4052 томов по искусству, архитектуре, литературе,
философии, эстетике, истории, поэзии и 184 серии периодических изданий.
Рукописные аннотации и заметки Скарпы, которые можно обнаружить во многих текстах,
раскрывают практическую роль этой коллекции для маэстро.
Интервью La qualità come paradosso. Barbara Radice с небольшими сокращениями приводится по сайту Progettisti
si diventa by Paolo Bettini, перевод Анны Коломиец. Оно выходило в печати в журнале Modo, 16, 1979, с.
19-21.
Цитата Lectio Magistralis Скарпы по сайту Negozio Olivetti. Часть фактов в примечаниях и уточнений
внутри интервью приведены по Enciclopedia Dizionario Biografico Treccani.
Первое фото Guido Pietropoli, на нем Карло Скарпа во дворе виллы Il Palazzetto в Монселиче его друга и компаньона в многих поездках Альдо Бузинаро.
Второе фото - надгробие Карло Скарпы у стен Гробницы Брион как он завещал, третье - Гробница Брион.
Фото: Anna Kolomiyets, указано по месту, из открытого доступа или источник неизвестен.
Второе фото - надгробие Карло Скарпы у стен Гробницы Брион как он завещал, третье - Гробница Брион.
Фото: Anna Kolomiyets, указано по месту, из открытого доступа или источник неизвестен.
Понравилось, поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий