Campari. Camparino. История одного успеха

Это рассказ об одной миланской семье, популярном итальянском ритуале – аперитиве, и о знаковом для Милана месте, кафе Camparino на площади Дуомо, где этот ритуал собственно и родился. Это история одаренных людей, протянувшаяся через несколько поколений и несколько стилей, от ампира до модерна, ар-деко и футуризма. Со второй половины XIX века до наших дней. Чтобы подытожить описанием недавнего блестящего ристайлинга исторического заведения по проекту одной из самых известных миланских студий, архитектора Пьеро Лиссони.



XIX век. Гаспаре. Campari

14 ноября 1867 года в комнатах, прилегающих к Caffè Campari, роскошному ресторану в новой Галерее Виктора Эммануила II, в семье Гаспаре Кампари и Летиции Галли родился четвертый сын, окрестили его Давиде, и ему было суждено войти не только в итальянскую, но и мировую историю. А пока он попал в местную газетную хронику, так как оказался первым младенцем, появившимся на свет в стенах новехонькой крытой Галереи-Пассажа. И в этом месте нужно отмотать рассказ немного назад.

Отец новорожденного Гаспаре в свои 39 лет мог гордиться собой – перебравшись из провинциальной Новары в Милан всего за 5 лет до описываемых событий, он совершил головокружительный карьерный взлет как для выходца из многодетной крестьянской семьи. Одаренный химик, увлеченный комбинированием дистиллятов и настоек, после учебы и работы в лучших заведениях Турина – кондитерской Bass и ресторане Cambio, он переехал в Новару. Там открыл маленький бар Caffè dell’Amicizia, где тестировал на посетителях свои алкогольные изобретения. Названия настойкам Гаспаре давал самые романтические и вдохновляющие: Розовый ликер, Cordial – Сердечный, Parfait Amour – Идеальная любовь, Эликсир долгой жизни. Пока в 1860 году не изобрел на основе алкоголя, трав, кинотто, фруктов и тайных ингредиентов – всего около шестидесяти – горький ликер, amaro. Название у него было неудобно длинное, Bitter all'uso d’Hollanda, но произвел он эффект разорвавшейся бомбы! Напиток понравился и стал настолько популярным, что поклонники для простоты прозвали рубиново-красную жидкость именем создателя – Bitter Campari. Такой успех подтолкнул Гаспаре к принятию судьбоносного решения.

Ликерная-кондитерская Romana Bass в Турине, где начинал свою карьеру Гаспаре Кампари
Он оставил в Новаре свое скромное дело, и захватив колбы, реторты и записи, перебрался с семьей в Милан, обещавший неизмеримо более масштабные перспективы. У него были только несколько им придуманных рецептов ликеров, море энергии и большие планы. Быстро найдя финансовую поддержку своему предприятию, он открыл не где-нибудь, а на площади Дуомо, в исторических Портиках Фиджини, Coperto dei Figini, первое кафе своего имени.
Видимо миланцы вслед за новарцами тоже дали самую высокую оценку необычным рецептам синьора Кампари – дело стало процветать. Его заведение под знаменитыми Портиками XV века стало одним из самых популярных мест в городе. Хотя и недолго тут просуществовало.

Площадь Дуомо и Портики Фиджини на первом плане. Фото 1859 года
Когда в 1864 году была начата давно назревшая грандиозная реконструкция центральной площади, Портики Фиджини, горячо любимые миланцами, попали под разборку, чтобы открыть вид на Собор. По проекту архитектора Джузеппе Менгони крытая галерея должна была соединить площадь Дуомо с площадью Театра Ла Скала, со стороны Собора ее должна была венчать триумфальная арка.

Разборка Портиков Фиджини. 1867

Пока коренные миланцы оплакивали разрушение Портиков, Гаспаре проявил поразительное предпринимательское чутье. Он стал первым коммерсантом, который из Фиджини решительно перебрался со своим заведением в стены новой Галереи, как только она была открыта для публики. Еще до завершения Арки, 25 сентября 1867 года он открыл в стратегической точке на углу Пассажа и площади Дуомо новый гран-ресторан Caffè Campari. Престиж места требовал совершенно другого подхода в оформлении – интерьеры здесь были богато декорированы и обставлены в модном стиле ампир. В глубине его имелись обширные бутылочные склады, лаборатория, а сверху ресторана четыре просторных жилых апартамента. Именно там в одной из комнат спустя неполных два месяца после переезда и родился сын Давиде.

Строительство Галереи Виктора Эммануила II. 1865

Пока мальчик рос и взрослел в комнатах над заведением, проникаясь отцовскими идеями и деловыми навыками, ресторан превратился в процветающий, в числе самых знаменитых в городе. Его изысканная реклама приглашала со всех афишных тумб и газетных страниц, привлекая красивой графикой и звучными слоганами. Вроде “Campari такой замечательно горький, что делает жизнь сладкой!”

Рекламный плакат Campari на рубеже двух веков. Архив Galleria Campari
Завидным был и список звездных гостей, которые были здесь завсегдатаями или побывали хотя бы однажды. Король Умберто I заезжал сюда на кофе по пути на Villa Reale в Монцу. Часто, до или после спектаклей в ближнем Театре алла Скала, захаживали композиторы Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини, драматург и либреттист Джакомо Джакоза, дирижер Артуро Тосканини. Известные писатели, художники, политики и фабриканты собирались в кружки по интересам.

Caffé Campari и касса в Bar di Passo в новом Camparino. Фото Camparino.it
Когда в 1882 году Гаспаре Кампари не стало, его дело процветало, а секретные рецепты популярных напитков обещали нескончаемый поток доходов. Как написал в некрологе миланский “Вечерний курьер”, Corriere della Sera: “Он оставляет пятерых детей и около полумиллиона счастливого состояния”. Счастьем стало не только наследство, но и тот факт, что средний из трех сыновей Давиде проявлял немалый интерес к производству ликеров и незаурядные способности. Его старший брат Джузеппе посвятил себя писательству, а младший Гвидо был еще слишком юным. Мать Летиция несколько лет управляла бизнесом, пока сын подрастал. Когда Давиде исполнилось девятнадцать, он взял на себя ведение семейного дела.

Ресторан Fumagalli в Галерее. Примерно так могло выглядеть и Caffé Campari. 1890-е
Для начала отцовская фирма была переименована в Gaspare Campari. Fratelli Campari successori – “Наследники Братья Кампари”. Давиде в эти годы много путешествовал, большей частью по Франции, чтобы углубить свои познания в культуре виноделия и винокурения, провинция Бордо стала его любимым местом. Изучал он и возможности перевода кустарного производства на современные рельсы, планировал организацию первой коммерческой сети дистрибуции.

Итогом стало создание в 1892 году первой небольшой фабрики на вия Корсико в Милане, и вскоре за ней второй, чуть большей. Индустриальное преображение первоначального ликеро-водочного дела подтолкнуло Давиде к тому, чтобы сократить длинный список эликсиров и ликеров, сосредоточившись на очень небольшом числе наименований. И он разумно сделал ставку на два самых популярных рецепта – отцовский Bitter Campari и Cordial Campari, авторство или усовершенствование которого некоторые источники приписывают именно ему. 


XX век. Давиде. Camparino
Если Гаспаре вспоминают как одаренного ликериста, создателя новых вкусов и бесконечных комбинаций алкогольных “эликсиров долгой жизни”, Давиде признают гениальным предпринимателем-новатором и пионером рекламной стратегии. Одаренный сын талантливого отца одним из первых понял насколько важно было привлекать для создания образа компании знаковые фигуры современного искусства. А популярность напитков росла синхронно с масштабированием производства – в 1904 году была запущена большая фабрика в Сесто-Сан-Джованни под Миланом, тогда же управление отцовским рестораном перешло к младшему брату Гвидо. Еще через шесть лет компания была переименована в Davide Campari & C. Но видимо только построения стратегий производства и коммерции Давиде было недостаточно, а может факт рождения и жизни над рестораном давал о себе знать. Но скорее всего было просто удобно оттачивать методы подачи и продвижения продукта в собственном заведении, как на некой тренировочной площадке.

Как бы там ни было, в 1915 году, идя по стопам отца, Давиде открыл в Галерее, по другую сторону от исторического Caffè Campari свое, и назвал его уменьшительно Camparino. На старых фото тех лет можно видеть две одинаковые вывески по обе стороны от триумфальной арки Галереи Виктора Эммануила. Братья Кампари уверенно покоряли Милан!

Camparino, Bar di Passo. 1923
... и сегодня
В Camparino и следа не было от ампирной помпезности отцовского ресторана. Здесь современным было все. Для оформления интерьеров по эстетическим канонам модерна, в Италии он чаще зовется либерти, были приглашены лучшие мастера момента.

Зал первого этажа в уровне улицы Bar di Passo, Проходной бар, выходил на площадь Дуомо. Художник Анджело Д'Андреа украсил стены великолепной мозаикой с флористическими мотивами, цветами, павлинами и райскими птицами, а еще красными попугаями, похожим на тех, которые населяют фрески Тьеполо. В яркости красок и изгибах линий чувствовалось влияние Климта, слава которого гремела тогда на всю Европу. Г-образную барную стойку с резьбой и цветными вставками-интарсиями изготовил знаменитый краснодеревщик начала ХХ века Эудженио Кварти. Его рук и отдельно стоящая деревянная касса с резными деталями. Пара больших зеркал множила отражения бутылок, с достоинством держащих себя официантов и степенных посетителей, среди которых, как и в заведении Гаспаре, попадались известные личности мирового масштаба. Все светильники в зале, две круглые люстры на 36 ламп каждая и бра при входе были созданы из кованного металла мастером Алессандро Маццукотелли, автором фонарей на площади Дуомо. Мраморные столики с латунным обрамлением, мягкие стулья в красном бархате на мраморном полу завершали изысканный интерьер.





Были здесь и технологические новшества. В первую очередь изобретательная система охлаждения газированной воды, она непрерывно циркулировала в подвальном помещении и холодной поступала на барную стойку. Коктейли сервировалась в охлажденных бокалах особой формы, поэтому вкус их был великолепным, а вид эффектным. Для Campari сельтерская вода с самого начала стала идеальным дополнительным ингредиентом – она отлично уравновешивала горькие нотки напитка. А многие следующие инновации Давиде возникли именно на основе этого варианта подачи самого популярного ликера в его ассортименте. Campari Seltz, биттер пополам с сельтерской стал революционным напитком, который уже очень скоро стали подавать не только в элитных городских кафе, но и в простых провинциальных барах по всей Италии. А Camparino стал неотъемлемой частью миланского пейзажа, образцом класса, стиля и самим символом аперитива, как нового ритуала досуга.

Adolfo Hohenstein. Репродукция рекламного плаката Campari, деталь. 1901
По сути, миланская традиция аперитива родилась именно в Camparino, под арками Галереи. А вместе с ней самые известные коктейли на основе биттера, иконы и классика миксологии, как Americano, Milano-Torino или Negroni.


XXI век. Ристайлинг
Немножко отмотаем в век двадцатый, чтобы потом вернуться в будущее.
Давиде Кампари не оставил прямых наследников, поэтому его делом – производством напитков, вполне успешно занимались племянники. В то время как бар Camparino передавали разным управляющим. Во время бомбардировок августа 1943 года Галерея сильно пострадала, кафе в меньшей мере, сохранив свое историческое оформление. Сразу после войны лицензию на управление приобрел портной из Пульи Гульельмо Миани. За годы под руководством семьи Миани в Camparino произошло много позитивных преобразований. Были расширены площади – в 1990 году к историческому заведению были присоединены помещения бывшей Государственной библиотеки, новые залы были оформлены в стиле ар-деко по проекту архитектора Филиппо Перего. Все это время не прерывалось сотрудничество с Campari.




Тем не менее имя Camparino то появлялось, то исчезало с вывески, хотя и признанное историческим заведением Милана. Около десяти лет нового века тут было кафе Zucca in Galleria. Пока 3 января 2012 года сюда окончательно не вернулось имя Camparino. В 2018 году Миани продали лицензию Campari Group. Встал вопрос о ристайлинге и перезапуске исторического кафе. Тогда и был пригашен известный архитектор Пьеро Лиссони, с учетом важности объекта и его стратегической позиции – как для Милана, так и для бренда.

Интрига была запущена. Любопытных было много, но за витриной, плотно закрытой большими постерами с пляшущим Спирителло ничего нельзя было разобрать. Нужно было дожидаться открытия, которое состоялось в ноябре 2019 года.


Что же представляет собой ристайлинг Lissoni & Partners?
Опытный архитектор, Лиссони назвал эту свою работу “молчаливым проектом”. В том смысле, что все привнесенные новшества не должны были затмить привычный образ любимого “миланского салона”, но оттенить и одновременно осовременить его, стряхнуть пыль. Причем с большой осторожностью.

Архитектурное обновление такого места, как Camparino означает не только выявление неизменных постулатов миланского интерьерного дизайна; это означает, прежде всего, выявление смысла социализации и переоценку культуры общения”.

Фрагмент мозаики Angelo d'Andrea с красным и зеленым попугаем. Фото архив Campari Gallery
С залом первого этажа Bar di Passo все было достаточно понятно – его нужно было самым деликатным образом отреставрировать: от мозаик до мебели, мраморных полов и светильников. Единственное, что здесь было пересмотрено – это освещение верхнего уровня касеттированного потолка и оформление витрин, унифицированное во всем заведении.

Фото © Santi Caleca

Новости начинаются в переходе из исторического бара к открытой площадке и ступеням наверх и в нижний зал, заново созданный и посвященный Давиде Кампари.
Эта абсолютная новика создана на месте бывшего склада. Здесь могут проводиться мероприятия, дегустации, курсы миксологии для бар-тендеров. Декор зала минимальный: большие постеры, этажерки с бутылками, в рамках силуэты художника Уго Моки, посвященные знаменитому биттеру. Созданные под размер светильники для сводчатого потолка напоминают рисунок окон-розеток на полу Галереи.
 
Sala Gaspare Campari. Тут и ниже фото © Santi Caleca

Ugo Mochi. Репродукция одного из знаменитых силуетов, использованных в оформлении нижнего зала
Зал второго этажа и лестница потребовали значительно большего внимания. В предыдущем оформлении в этом месте стояла малая барная стойка с закусками и посудой, опорный пункт для официантов. Она “переехала” в подвальный этаж. Это расширило пространство, сделав из него не проходное место, а почти ключевое: связь между этажами, между интерьером и экстерьером.

Сувенирная продукция и футуристическая графика Деперо

Мраморная белая лестница в обрамлении буазери темного дерева в полную высоту стала своеобразной осью, соединяющей все три уровня заведения. По дальней от входа стене оригинальная ярко подсвеченная структура. В ней за сеткой, напоминающей индустриальную рабицу, выставлены бутылки, сифоны и аксессуары, которые рассказывают историю бренда. Такие же экспозиции устроены в витрине, выходящей на Галерею, где разместилась открытая площадка dehors, и витрины на Дуомо. Многие предметы в характерном футуристическом стиле Фортунато Деперо, с доминирующим красным цветом. Все эти брендированные сувениры можно купить – удивительно, насколько современно и модно они смотрятся сегодня.





Зал на втором этаже, названный Spiritello, по имени персонажа с рекламы 1921 года, был оформлен по-новому, но с сохранением атмосферы. Можно назвать этот стиль пересмотренным ар-деко.
С большого плаката при входе вас приветствует все тот же веселый клоун Спирителло, танцующий с бутылкой в руке, крутя как хула-хуп спираль из апельсиновой корки.
В зале доминирует большая барная стойка со скругленными углами, она же socializing table, как остров стоящая в центре зала, по обе стороны несущего пилястра.



А еще она кажется негативом исторической стойки в нижнем Bar di Passo – тот темного дерева со столешницей белого патинированного металла. Здесь темный высокий топ бара как будто завис над светлой структурой из стекла с продольными вертикальными каннелюрами. Обратная подсветка делает ее невесомой, имматериальной. Высокие табуреты с красной велюровой “таблеткой” сиденья на субтильной металлической опоре, при всей своей современности очень в духе футуристической графики того же Деперо.




Оригинально оформлен потолок – именно пересмотренная классика: диагональная к периметру касеттированная структура темного дерева поддерживает светлый потолок, распространяющий теплый ровный свет. А точечные светильники по периметру дают направленный свет и создают уютную атмосферу за столиками.
Из принципиально нового здесь еще полы в венецианской технике seminato, из полированной светлой мраморной крошки с вкраплениями красной охры. По мнению архитекторов, это визуально увязало внутренний зал с экстерьером, с контекстом Галереи Виктора-Эммануила и ее каменными мозаичными полами.




Неглубокий кожаный диван под стеной со спинкой в технике capitonné, над ним две подсвеченные ниши-витрины с сувенирами Campari, небольшие уютные кресла в красной бархатной обивке и подушки-диванчики между арками, через которые можно наблюдать за жизнью в Галерее. Исторические столики, небольшие, круглые, с мраморной столешницей в латунном обрамлении. Стена – живой паттерн из рядов рубиново-красного напитка, в другой части выставка напитков для коктейлей. Вот он, Зал Спирителло в молчаливом и изысканном дизайне Пьеро Лиссони:

Посидеть в Галерее означает не просто провести время в одном из самых центральных и значимых мест ломбардской столицы, это значит окунуться в жизнь этого места, признавая его культуру, его историчность и уважая его корни, стать частью сложной и многогранной социальной среды”.

Можно в заключение вспомнить название одного из новых коктейлей, придуманных в этих стенах: “Все проходит, а Campari остается”.


***

На этом можно было бы и закончить эту историю успеха.
Но вдруг вы не устали, для вас…

Интересные факты и курьезы

·         Давиде Кампари привлекал к созданию графического образа своей марки самых известных художников своего времени. Сегодня в архивах Galleria Campari хранится более 3000 работ лучших интернациональных художников, иллюстраторов и дизайнеров, сотрудничавших в разные годы с Campari. Среди них в начале прошлого века сценограф и костюмер Театра Ла Скала Адольфо Хоенштайн, футурист Фортунато Деперо, графики-дизайнеры итальянцы Марчелло Ниццоли и Марчелло Дудович, болгарин Николай Дюльгеров.

Marcello Dudovich. Репродукция плаката Campari red passion. Начало ХХ века

·         Символом Campari, его mascotte – рекламным персонажем – на долгие годы стал танцующий паяц в ярком красном трико с белыми точками, созданный художником-карикатуристом Леонелло Каппиелло в 1921 году. Симпатичного персонажа назвали Spiritello, и он чаще других фигурировал в рекламе марки, став ее олицетворением, по-современному testimonial. Для своих ста лет он в прекрасной форме.


Leonello Cappiello. Спирителло "рекламирует" Bitter Campari и Cordial Campari

·         В 1932 году Давиде запустил революционный продукт – Campari Soda, первый в истории готовый к употреблению аперитив на основе биттера и сельтерской. Дизайн логотипа и бутылки в форме перевернутого конуса сделал художник-футурист Фотрунато Деперо. На бутылке впервые не было бумажной этикетки, название было рельефно вытеснено на стекле. Для изготовления тары была запущена специальная линия на фабрике стекла Vetrerie S.A. Angelo Bordoni e Figlio. Этот дизайн остается практически неизменным до сегодняшнего дня.

Giovanni Mingozzi. Репродукция постера Campari Soda. Ниже - чертеж 1932 г. и вторая версия дизайна бутылки

·         Со своей “рекламной картиной” Lo Squisito al Seltz – “Изысканно с сельтерской” Фортунато Деперо с успехом принял участие в Биеннале искусства в Венеции в 1926 году. С Campari он работал с 1926 по 1936 год и создал для бренда больше 120 рисунков тушью, картины маслом и гуаши, коллажи, разработал сувенирную продукцию.

Fortunato Depero. Lo squisito al Seltz. 1926. Репродукция из Архива Campari Gallery 

·         За больше чем столетнюю историю в заведениях Галереи 87 раз было зарегистрировано битье витринных стекол демонстрантами, которые устраивали свои протестные акции или просто разборки под арками площади Дуомо и в Галерее. Много “доставалось” и Camparino с Campari. Хотя другие источники говорят, что это было кафе Zucca… Один из таких моментов запечатлен на знаменитой картине футуриста Умберто Боччони “Драка в Галерее” (1909), по расположению это Caffé Campari. Коллекция Jesi, сейчас в Пинакотеке Брера.

Репродукция Umberto Boccioni. Драка в Галерее. 1909. Пинакотека Брера

·         В 60-е годы оформлением бренда занимался известный дизайнер и теоретик Бруно Мунари. Его картина “Графическое склонение названия Campari” (1964) сегодня находится в престижной коллекции MOMA – Museum of Modern Art в Нью-Йорке.

Репродукция Bruno Munari. Графическое склонение названия Campari. 1964. MOMA

·         Самый свежий графический ристайлинг был сделан известным итальянским художником и журналистом Уго Несполо по случаю возвращения имени Camparino в Галерею в 2012 году. В своей работе над стилем он вдохновлялся красками картины Боччони “Драка в Галерее”.

Плакат к рекламному ролику Campari, созданному Феллини 

·         Управляющие Campari, следуя начинаниям Давиде, заказывали в 60-80 годы графическое оформление таким известным художникам и дизайнерам как Бруно Мунари, Гвидо Крепакс, Франц Маранголо, Уго Несполо. А рекламные ролики снимал Федерико Феллини (1984).

Franz Marangolo. Репродукция рекламного плаката Campari. 1964

·         Рецепт Гаспаре Кампари, придуманный им в маленьком Caffè dell’Amicizia в Новаре в 1860 году до сих пор хранится в полном секрете.

·        Основатель дела Гаспаре был выходцем из окрестностей города Павия, из бедной крестьянской семьи, где было десять детей. Учиться и работать в Турин он отправился практически без средств… В 2019 году доход Campari Group составил 1,8 млрд евро, это шестая по величине группа в мире по производству ликеро-водочных напитков.


Все проходит, а Campari остается


В статье использованы материалы Camparino in Galleria, Studio Lissoni & Partners, Cultura del Bere, цитаты Пьеро Лиссони по материалам Campari Gallery Art Journal.
Фото Anna Kolomiyets, с сайта студии Lissoni & Partners © Santi Caleca, указано по месту или из открытого доступа. На втором фото семья Кампари: Гаспаре с женой Летицией Галли и детьми Джузеппе, Антоньеттой, Эвой и маленьким Давиде на руках у отца, до рождения младшего брата Гвидо. 1868. Заключительное фото: сайт Camparino.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

  1. НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ! Как же мы скучаем по тебе, Милан, но как приедем, первым делом к Дуомо на аперетив!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Павел, вот писалась статья с мыслью о вас. Правда. Обязательно подымем там бокал Campari Seltz))

      Удалить

Отправка комментария

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан