Campari. Camparino. История одного успеха
XIX век. Гаспаре. Campari
14 ноября 1867 года в комнатах, прилегающих к Caffè Campari, роскошному ресторану в новой Галерее Виктора Эммануила II, в семье Гаспаре Кампари и Летиции Галли родился четвертый сын, окрестили его Давиде, и ему было суждено войти не только в итальянскую, но и мировую историю. А пока он попал в местную газетную хронику, так как оказался первым младенцем, появившимся на свет в стенах новехонькой крытой Галереи-Пассажа. И в этом месте нужно отмотать рассказ немного назад.
Отец новорожденного Гаспаре в свои 39 лет мог гордиться собой – перебравшись из провинциальной Новары в Милан всего за 5 лет до описываемых событий, он совершил головокружительный карьерный взлет как для выходца из многодетной крестьянской семьи. Одаренный химик, увлеченный комбинированием дистиллятов и настоек, после учебы и работы в лучших заведениях Турина – кондитерской Bass и ресторане Cambio, он переехал в Новару. Там открыл маленький бар Caffè dell’Amicizia, где тестировал на посетителях свои алкогольные изобретения. Названия настойкам Гаспаре давал самые романтические и вдохновляющие: Розовый ликер, Cordial – Сердечный, Parfait Amour – Идеальная любовь, Эликсир долгой жизни. Пока в 1860 году не изобрел на основе алкоголя, трав, кинотто, фруктов и тайных ингредиентов – всего около шестидесяти – горький ликер, amaro. Название у него было неудобно длинное, Bitter all'uso d’Hollanda, но произвел он эффект разорвавшейся бомбы! Напиток понравился и стал настолько популярным, что поклонники для простоты прозвали рубиново-красную жидкость именем создателя – Bitter Campari. Такой успех подтолкнул Гаспаре к принятию судьбоносного решения.
![]() |
Ликерная-кондитерская Romana Bass в Турине, где начинал свою карьеру Гаспаре Кампари |
Видимо миланцы вслед за новарцами тоже дали самую высокую оценку необычным рецептам синьора Кампари – дело стало процветать. Его заведение под знаменитыми Портиками XV века стало одним из самых популярных мест в городе. Хотя и недолго тут просуществовало.
![]() |
Площадь Дуомо и Портики Фиджини на первом плане. Фото 1859 года |
![]() |
Разборка Портиков Фиджини. 1867 |
Пока коренные миланцы оплакивали разрушение Портиков, Гаспаре проявил поразительное предпринимательское чутье. Он стал первым коммерсантом, который из Фиджини решительно перебрался со своим заведением в стены новой Галереи, как только она была открыта для публики. Еще до завершения Арки, 25 сентября 1867 года он открыл в стратегической точке на углу Пассажа и площади Дуомо новый гран-ресторан Caffè Campari. Престиж места требовал совершенно другого подхода в оформлении – интерьеры здесь были богато декорированы и обставлены в модном стиле ампир. В глубине его имелись обширные бутылочные склады, лаборатория, а сверху ресторана четыре просторных жилых апартамента. Именно там в одной из комнат спустя неполных два месяца после переезда и родился сын Давиде.
![]() |
Строительство Галереи Виктора Эммануила II. 1865 |
Пока мальчик рос и взрослел в комнатах над заведением, проникаясь отцовскими идеями и деловыми навыками, ресторан превратился в процветающий, в числе самых знаменитых в городе. Его изысканная реклама приглашала со всех афишных тумб и газетных страниц, привлекая красивой графикой и звучными слоганами. Вроде “Campari такой замечательно горький, что делает жизнь сладкой!”
![]() |
Рекламный плакат Campari на рубеже двух веков. Архив Galleria Campari |
![]() |
Caffé Campari и касса в Bar di Passo в новом Camparino. Фото Camparino.it |
![]() |
Ресторан Fumagalli в Галерее. Примерно так могло выглядеть и Caffé Campari. 1890-е |
Итогом стало создание в 1892 году первой небольшой фабрики на вия Корсико в Милане, и вскоре за ней второй, чуть большей. Индустриальное преображение первоначального ликеро-водочного дела подтолкнуло Давиде к тому, чтобы сократить длинный список эликсиров и ликеров, сосредоточившись на очень небольшом числе наименований. И он разумно сделал ставку на два самых популярных рецепта – отцовский Bitter Campari и Cordial Campari, авторство или усовершенствование которого некоторые источники приписывают именно ему.
Если Гаспаре вспоминают как одаренного ликериста, создателя новых вкусов и бесконечных комбинаций алкогольных “эликсиров долгой жизни”, Давиде признают гениальным предпринимателем-новатором и пионером рекламной стратегии. Одаренный сын талантливого отца одним из первых понял насколько важно было привлекать для создания образа компании знаковые фигуры современного искусства. А популярность напитков росла синхронно с масштабированием производства – в 1904 году была запущена большая фабрика в Сесто-Сан-Джованни под Миланом, тогда же управление отцовским рестораном перешло к младшему брату Гвидо. Еще через шесть лет компания была переименована в Davide Campari & C. Но видимо только построения стратегий производства и коммерции Давиде было недостаточно, а может факт рождения и жизни над рестораном давал о себе знать. Но скорее всего было просто удобно оттачивать методы подачи и продвижения продукта в собственном заведении, как на некой тренировочной площадке.
Как бы там ни было, в 1915 году, идя по стопам отца, Давиде открыл в Галерее, по другую сторону от исторического Caffè Campari свое, и назвал его уменьшительно Camparino. На старых фото тех лет можно видеть две одинаковые вывески по обе стороны от триумфальной арки Галереи Виктора Эммануила. Братья Кампари уверенно покоряли Милан!
![]() |
Camparino, Bar di Passo. 1923 |
![]() |
... и сегодня |
Зал первого этажа в уровне улицы Bar di Passo, Проходной бар, выходил на площадь Дуомо. Художник Анджело Д'Андреа украсил стены великолепной мозаикой с флористическими мотивами, цветами, павлинами и райскими птицами, а еще красными попугаями, похожим на тех, которые населяют фрески Тьеполо. В яркости красок и изгибах линий чувствовалось влияние Климта, слава которого гремела тогда на всю Европу. Г-образную барную стойку с резьбой и цветными вставками-интарсиями изготовил знаменитый краснодеревщик начала ХХ века Эудженио Кварти. Его рук и отдельно стоящая деревянная касса с резными деталями. Пара больших зеркал множила отражения бутылок, с достоинством держащих себя официантов и степенных посетителей, среди которых, как и в заведении Гаспаре, попадались известные личности мирового масштаба. Все светильники в зале, две круглые люстры на 36 ламп каждая и бра при входе были созданы из кованного металла мастером Алессандро Маццукотелли, автором фонарей на площади Дуомо. Мраморные столики с латунным обрамлением, мягкие стулья в красном бархате на мраморном полу завершали изысканный интерьер.
Были здесь и технологические новшества. В первую очередь изобретательная система охлаждения газированной воды, она непрерывно циркулировала в подвальном помещении и холодной поступала на барную стойку. Коктейли сервировалась в охлажденных бокалах особой формы, поэтому вкус их был великолепным, а вид эффектным. Для Campari сельтерская вода с самого начала стала идеальным дополнительным ингредиентом – она отлично уравновешивала горькие нотки напитка. А многие следующие инновации Давиде возникли именно на основе этого варианта подачи самого популярного ликера в его ассортименте. Campari Seltz, биттер пополам с сельтерской стал революционным напитком, который уже очень скоро стали подавать не только в элитных городских кафе, но и в простых провинциальных барах по всей Италии. А Camparino стал неотъемлемой частью миланского пейзажа, образцом класса, стиля и самим символом аперитива, как нового ритуала досуга.
![]() |
Adolfo Hohenstein. Репродукция рекламного плаката Campari, деталь. 1901 |
Давиде Кампари не оставил прямых наследников, поэтому его делом – производством напитков, вполне успешно занимались племянники. В то время как бар Camparino передавали разным управляющим. Во время бомбардировок августа 1943 года Галерея сильно пострадала, кафе в меньшей мере, сохранив свое историческое оформление. Сразу после войны лицензию на управление приобрел портной из Пульи Гульельмо Миани. За годы под руководством семьи Миани в Camparino произошло много позитивных преобразований. Были расширены площади – в 1990 году к историческому заведению были присоединены помещения бывшей Государственной библиотеки, новые залы были оформлены в стиле ар-деко по проекту архитектора Филиппо Перего. Все это время не прерывалось сотрудничество с Campari.
Тем не менее имя Camparino то появлялось, то исчезало с вывески, хотя и признанное историческим заведением Милана. Около десяти лет нового века тут было кафе Zucca in Galleria. Пока 3 января 2012 года сюда окончательно не вернулось имя Camparino. В 2018 году Миани продали лицензию Campari Group. Встал вопрос о ристайлинге и перезапуске исторического кафе. Тогда и был пригашен известный архитектор Пьеро Лиссони, с учетом важности объекта и его стратегической позиции – как для Милана, так и для бренда.
Интрига была запущена. Любопытных было много, но за витриной, плотно закрытой большими постерами с пляшущим Спирителло ничего нельзя было разобрать. Нужно было дожидаться открытия, которое состоялось в ноябре 2019 года.
Опытный архитектор, Лиссони назвал эту свою работу “молчаливым проектом”. В том смысле, что все привнесенные новшества не должны были затмить привычный образ любимого “миланского салона”, но оттенить и одновременно осовременить его, стряхнуть пыль. Причем с большой осторожностью.
![]() |
Фрагмент мозаики Angelo d'Andrea с красным и зеленым попугаем. Фото архив Campari Gallery |
![]() |
Фото © Santi Caleca |
![]() |
Sala Gaspare Campari. Тут и ниже фото © Santi Caleca |
![]() |
Ugo Mochi. Репродукция одного из знаменитых силуетов, использованных в оформлении нижнего зала |
![]() |
Сувенирная продукция и футуристическая графика Деперо |
Мраморная белая лестница в обрамлении буазери темного дерева в полную высоту стала своеобразной осью, соединяющей все три уровня заведения. По дальней от входа стене оригинальная ярко подсвеченная структура. В ней за сеткой, напоминающей индустриальную рабицу, выставлены бутылки, сифоны и аксессуары, которые рассказывают историю бренда. Такие же экспозиции устроены в витрине, выходящей на Галерею, где разместилась открытая площадка dehors, и витрины на Дуомо. Многие предметы в характерном футуристическом стиле Фортунато Деперо, с доминирующим красным цветом. Все эти брендированные сувениры можно купить – удивительно, насколько современно и модно они смотрятся сегодня.
Зал на втором этаже, названный Spiritello, по имени персонажа с рекламы 1921 года, был оформлен по-новому, но с сохранением атмосферы. Можно назвать этот стиль пересмотренным ар-деко.
С большого плаката при входе вас приветствует все тот же веселый клоун Спирителло, танцующий с бутылкой в руке, крутя как хула-хуп спираль из апельсиновой корки.
В зале доминирует большая барная стойка со скругленными углами, она же socializing table, как остров стоящая в центре зала, по обе стороны несущего пилястра.
А еще она кажется негативом исторической стойки в нижнем Bar di Passo – тот темного дерева со столешницей белого патинированного металла. Здесь темный высокий топ бара как будто завис над светлой структурой из стекла с продольными вертикальными каннелюрами. Обратная подсветка делает ее невесомой, имматериальной. Высокие табуреты с красной велюровой “таблеткой” сиденья на субтильной металлической опоре, при всей своей современности очень в духе футуристической графики того же Деперо.
Оригинально оформлен потолок – именно пересмотренная классика: диагональная к периметру касеттированная структура темного дерева поддерживает светлый потолок, распространяющий теплый ровный свет. А точечные светильники по периметру дают направленный свет и создают уютную атмосферу за столиками.
Из принципиально нового здесь еще полы в венецианской технике seminato, из полированной светлой мраморной крошки с вкраплениями красной охры. По мнению архитекторов, это визуально увязало внутренний зал с экстерьером, с контекстом Галереи Виктора-Эммануила и ее каменными мозаичными полами.
Неглубокий кожаный диван под стеной со спинкой в технике capitonné, над ним две подсвеченные ниши-витрины с сувенирами Campari, небольшие уютные кресла в красной бархатной обивке и подушки-диванчики между арками, через которые можно наблюдать за жизнью в Галерее. Исторические столики, небольшие, круглые, с мраморной столешницей в латунном обрамлении. Стена – живой паттерн из рядов рубиново-красного напитка, в другой части выставка напитков для коктейлей. Вот он, Зал Спирителло в молчаливом и изысканном дизайне Пьеро Лиссони:
“Посидеть в Галерее означает не просто провести время в одном из самых центральных и значимых мест ломбардской столицы, это значит окунуться в жизнь этого места, признавая его культуру, его историчность и уважая его корни, стать частью сложной и многогранной социальной среды”.
Можно в заключение вспомнить название одного из новых коктейлей, придуманных в этих стенах: “Все проходит, а Campari остается”.
Но вдруг вы не устали, для вас…
Интересные факты и курьезы
· Давиде Кампари привлекал к созданию графического образа своей марки самых известных художников своего времени. Сегодня в архивах Galleria Campari хранится более 3000 работ лучших интернациональных художников, иллюстраторов и дизайнеров, сотрудничавших в разные годы с Campari. Среди них в начале прошлого века сценограф и костюмер Театра Ла Скала Адольфо Хоенштайн, футурист Фортунато Деперо, графики-дизайнеры итальянцы Марчелло Ниццоли и Марчелло Дудович, болгарин Николай Дюльгеров.
![]() |
Marcello Dudovich. Репродукция плаката Campari red passion. Начало ХХ века |
· Символом Campari, его mascotte – рекламным персонажем – на долгие годы стал танцующий паяц в ярком красном трико с белыми точками, созданный художником-карикатуристом Леонелло Каппиелло в 1921 году. Симпатичного персонажа назвали Spiritello, и он чаще других фигурировал в рекламе марки, став ее олицетворением, по-современному testimonial. Для своих ста лет он в прекрасной форме.
![]() |
Leonello Cappiello. Спирителло "рекламирует" Bitter Campari и Cordial Campari |
· В 1932 году Давиде запустил революционный продукт – Campari Soda, первый в истории готовый к употреблению аперитив на основе биттера и сельтерской. Дизайн логотипа и бутылки в форме перевернутого конуса сделал художник-футурист Фотрунато Деперо. На бутылке впервые не было бумажной этикетки, название было рельефно вытеснено на стекле. Для изготовления тары была запущена специальная линия на фабрике стекла Vetrerie S.A. Angelo Bordoni e Figlio. Этот дизайн остается практически неизменным до сегодняшнего дня.
![]() |
Giovanni Mingozzi. Репродукция постера Campari Soda. Ниже - чертеж 1932 г. и вторая версия дизайна бутылки |
· Со своей “рекламной картиной” Lo Squisito al Seltz – “Изысканно с сельтерской” Фортунато Деперо с успехом принял участие в Биеннале искусства в Венеции в 1926 году. С Campari он работал с 1926 по 1936 год и создал для бренда больше 120 рисунков тушью, картины маслом и гуаши, коллажи, разработал сувенирную продукцию.
![]() |
Fortunato Depero. Lo squisito al Seltz. 1926. Репродукция из Архива Campari Gallery |
· За больше чем столетнюю историю в заведениях Галереи 87 раз было зарегистрировано битье витринных стекол демонстрантами, которые устраивали свои протестные акции или просто разборки под арками площади Дуомо и в Галерее. Много “доставалось” и Camparino с Campari. Хотя другие источники говорят, что это было кафе Zucca… Один из таких моментов запечатлен на знаменитой картине футуриста Умберто Боччони “Драка в Галерее” (1909), по расположению это Caffé Campari. Коллекция Jesi, сейчас в Пинакотеке Брера.
![]() |
Репродукция Umberto Boccioni. Драка в Галерее. 1909. Пинакотека Брера |
· В 60-е годы оформлением бренда занимался известный дизайнер и теоретик Бруно Мунари. Его картина “Графическое склонение названия Campari” (1964) сегодня находится в престижной коллекции MOMA – Museum of Modern Art в Нью-Йорке.
![]() |
Репродукция Bruno Munari. Графическое склонение названия Campari. 1964. MOMA |
· Самый свежий графический ристайлинг был сделан известным итальянским художником и журналистом Уго Несполо по случаю возвращения имени Camparino в Галерею в 2012 году. В своей работе над стилем он вдохновлялся красками картины Боччони “Драка в Галерее”.
![]() |
Плакат к рекламному ролику Campari, созданному Феллини |
· Управляющие Campari, следуя начинаниям Давиде, заказывали в 60-80 годы графическое оформление таким известным художникам и дизайнерам как Бруно Мунари, Гвидо Крепакс, Франц Маранголо, Уго Несполо. А рекламные ролики снимал Федерико Феллини (1984).
![]() |
Franz Marangolo. Репродукция рекламного плаката Campari. 1964 |
· Рецепт Гаспаре Кампари, придуманный им в маленьком Caffè dell’Amicizia в Новаре в 1860 году до сих пор хранится в полном секрете.
· Основатель дела Гаспаре был выходцем из окрестностей города Павия, из бедной крестьянской семьи, где было десять детей. Учиться и работать в Турин он отправился практически без средств… В 2019 году доход Campari Group составил 1,8 млрд евро, это шестая по величине группа в мире по производству ликеро-водочных напитков.
В статье использованы материалы Camparino in Galleria, Studio Lissoni & Partners, Cultura del Bere, цитаты Пьеро Лиссони по материалам Campari Gallery Art Journal.
Фото Anna Kolomiyets, с сайта студии Lissoni & Partners © Santi Caleca, указано по месту или из открытого доступа. На втором фото семья Кампари: Гаспаре с женой Летицией Галли и детьми Джузеппе, Антоньеттой, Эвой и маленьким Давиде на руках у отца, до рождения младшего брата Гвидо. 1868. Заключительное фото: сайт Camparino.
Понравилось, поделитесь
НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ! Как же мы скучаем по тебе, Милан, но как приедем, первым делом к Дуомо на аперетив!
ОтветитьУдалитьПавел, вот писалась статья с мыслью о вас. Правда. Обязательно подымем там бокал Campari Seltz))
Удалить