Biennale Architettura 2023. Новости из Венеции

Венеция. 21 февраля здесь в Колонном зале палаццо Giustinian была представлена программа будущей 18-й Архитектурной биеннале 2023, самого знаменитого и престижного архитектурного форума в мире. Исторически так сложилось, что одно из основополагающих правил Венецианской биеннале – четко следовать теме, которую предлагает назначенный куратор очередной выставки. Название 18-й выставки "The Laboratory of the Future" – "Лаборатория будущего", ее озвучила в мае пошлого года ганско-шотландская куратор Лесли Локко, приглашенная президентом Роберто Чикутто. Что произошло за прошедшие девять месяцев и в какие формы организаторы и будущие участники “одели” эту тему, следующий материал. Об истории возникновения архитектурной выставки в Венеции читайте у нас в журнале.

 


Нужна ли биеннале?

Именно так провокационно и радикально Лесли Локко начала свою презентацию. Несколько неожиданно, учитывая ее роль приглашенного координатора будущего события. Как приверженец и промоутер темы устойчивого развития и декарбонизации, она, по ее признанию, неоднократно за время работы по организации биеннале снова и снова спрашивала себя — оправданы ли выставки такого масштаба — как с точки зрения выбросов углерода, так и с точки зрения их стоимости?

Интересно было услышать ее логику “оправдания” этой и аналогичных выставок. Доводы ЗА все-таки перевесили, но с набором определенных условий. Чтобы понять куратора, стоит привести несколько ее цитат. Они в том числе и о метаморфозе в ее собственном понимании такого сложного механизма как биеннале, произошедшей за месяцы подготовки.


Прежде чем процитировать Лесли Локко, стоит сказать несколько слов о ней самой, потому что это многое объясняет в выборе темы, структурных частях и преференциях будущей выставки. Прежде всего она не совсем традиционный архитектор. Разнообразно одаренная, Локко совмещает работу в архитектуре с преподаванием и писательством. Она основатель и главный редактор FOLIO: Journal of Contemporary African Architecture. В 2004 году был опубликован ее первый роман Sundowners (“Закат” на африкаанс), за которым последовали другие, ставшие бестселлерами. Ее тринадцатый (!) роман The Lonely Hour (“Одинокий час”) выйдет в этом году в издательстве Pan Macmillan. В конце конференции журналисты, смеясь, задавали ей вопросы – не будет ли посвящено следующее литературное творение событиям вокруг биеннале? Она обещала подумать … после официального открытия.

Лесли (Lesley Naa Norle Lokko) – дочь хирурга из Ганы и шотландки, родилась в Данди в Шотландии, росла между Африкой и Европой. Образование получала в США и Великобритании, защитила диплом в Лондоне.

Как в архитектуре, так и в литературе тексты Локко рассматривают отношения между расой, культурой и пространством. Дальше цитаты из спича этой неординарной женщины – может их будет много, но все по делу [выделено редакцией].


«В мае прошлого года [во время презентации темы 31 мая] я несколько раз называла выставку “историей”, повествованием, разворачивающимся в пространстве. Сегодня мое понимание изменилось. Архитектурная выставка — это и момент, и процесс. Она заимствует свою структуру и формат у художественных выставок, но имеет важные отличия от [выставки] искусства, которые часто остаются незамеченными. Помимо желания рассказать историю, здесь вопросы производства, ресурсов и репрезентации занимают центральное место – в том, как архитектурная выставка создается в мире. Это редко признается или обсуждается. С самого начала было ясно, что основным жестом “Лаборатории будущего” будет изменение».

Биеннале под руководством Локко – это возвращение голоса тем странам и их архитекторам, чьи проектные изыскания часто замалчивались или не рассматривались на престижных площадках, где в основном и генерировалась современная архитектурная мысль. В каком-то смысле молчание было нарушено присуждением престижной Премии Притцкера 2022 африканскому архитектору Франсису Кере (Diébédo Francis Kéré, Буркина-Фасо, студия в Берлине). Вероятно, будущая биеннале станет продолжением этой тенденции.  

Франсис Кере в библиотеке Гандо. 2011. Фото: Nataniel Sawadogo. Courtesy of Kéré Architecture

«Впервые внимание [биеннале] привлекла Африка и африканская диаспора, эта изменчивая и переплетенная культура людей африканского происхождения, которая сейчас охватывает весь земной шар … чтобы выставка представляла собой не одну историю, а множество историй, отражающих великолепный калейдоскоп идей, контекстов, стремлений и значений, где каждый голос отвечает на вопросы своего времени».

Под конец своего рассуждения вслух, помня заданный вначале ею самой вопрос о нужности таких выставок, во спасение формата биеннале, Локко подытожила:

«Часто говорят, что культура — это сумма историй, которые мы рассказываем себе и о себе. Хотя это и верно, в таком определении отсутствует какое-либо уточнение, кто же такие эти “мы” … В частности, в архитектуре доминирующим голосом исторически был единственный, эксклюзивный голос, чей охват и сила игнорируют огромные слои человечества — в финансовом, творческом, концептуальном плане — как если бы мы слушали и говорили только на одном языке. При таком рассмотрении “история” архитектуры неполна. Это не ошибочно, но это однобоко. Именно в таком контексте особенно важны выставки».


Структура выставки

“Лаборатория будущего” — это выставка из шести частей. В ней будут представлены 89 участников...

Полностью статью можно прочесть в веб-журнале Project from Italy. Приглашаем!


Первое, второе и четвертое фото Jacopo Salvi. Courtesy La Biennale di Venezia. 

Понравится - поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан