Biennale Architettura 2023. Новости из Венеции
Нужна ли биеннале?
Именно так провокационно и
радикально Лесли Локко начала свою презентацию. Несколько неожиданно, учитывая
ее роль приглашенного координатора будущего события. Как приверженец и
промоутер темы устойчивого развития и декарбонизации, она, по ее признанию,
неоднократно за время работы по организации биеннале снова и снова спрашивала
себя — оправданы ли выставки такого
масштаба — как с точки зрения выбросов углерода, так и с точки зрения их
стоимости?
Интересно было услышать
ее логику “оправдания” этой и аналогичных выставок. Доводы ЗА все-таки
перевесили, но с набором определенных условий. Чтобы понять куратора, стоит
привести несколько ее цитат. Они в том числе и о метаморфозе в ее собственном
понимании такого сложного механизма как биеннале, произошедшей за месяцы
подготовки.
Прежде чем процитировать Лесли Локко, стоит сказать несколько слов о ней самой, потому что это многое объясняет в выборе темы, структурных частях и преференциях будущей выставки. Прежде всего она не совсем традиционный архитектор. Разнообразно одаренная, Локко совмещает работу в архитектуре с преподаванием и писательством. Она основатель и главный редактор FOLIO: Journal of Contemporary African Architecture. В 2004 году был опубликован ее первый роман Sundowners (“Закат” на африкаанс), за которым последовали другие, ставшие бестселлерами. Ее тринадцатый (!) роман The Lonely Hour (“Одинокий час”) выйдет в этом году в издательстве Pan Macmillan. В конце конференции журналисты, смеясь, задавали ей вопросы – не будет ли посвящено следующее литературное творение событиям вокруг биеннале? Она обещала подумать … после официального открытия.
Лесли (Lesley Naa Norle Lokko) – дочь хирурга из Ганы и шотландки, родилась в Данди в Шотландии, росла
между Африкой и Европой. Образование получала в США и Великобритании, защитила
диплом в Лондоне.
Как в архитектуре, так и в литературе тексты Локко
рассматривают отношения между расой, культурой и пространством. Дальше цитаты
из спича этой неординарной женщины – может их будет много, но все по делу [выделено
редакцией].
«В мае прошлого года [во время презентации темы 31 мая] я несколько раз называла выставку “историей”, повествованием, разворачивающимся в пространстве. Сегодня мое понимание изменилось. Архитектурная выставка — это и момент, и процесс. Она заимствует свою структуру и формат у художественных выставок, но имеет важные отличия от [выставки] искусства, которые часто остаются незамеченными. Помимо желания рассказать историю, здесь вопросы производства, ресурсов и репрезентации занимают центральное место – в том, как архитектурная выставка создается в мире. Это редко признается или обсуждается. С самого начала было ясно, что основным жестом “Лаборатории будущего” будет изменение».
Биеннале под руководством
Локко – это возвращение голоса тем странам и их архитекторам, чьи проектные
изыскания часто замалчивались или не рассматривались на престижных площадках, где
в основном и генерировалась современная архитектурная мысль. В каком-то смысле
молчание было нарушено присуждением престижной Премии Притцкера 2022 африканскому
архитектору Франсису Кере (Diébédo Francis Kéré, Буркина-Фасо, студия в Берлине). Вероятно, будущая
биеннале станет продолжением этой тенденции.
![]() |
Франсис Кере в библиотеке Гандо. 2011. Фото: Nataniel Sawadogo. Courtesy of Kéré Architecture |
«Впервые внимание [биеннале] привлекла Африка и африканская диаспора, эта изменчивая и переплетенная культура людей африканского происхождения, которая сейчас охватывает весь земной шар … чтобы выставка представляла собой не одну историю, а множество историй, отражающих великолепный калейдоскоп идей, контекстов, стремлений и значений, где каждый голос отвечает на вопросы своего времени».
Под конец своего
рассуждения вслух, помня заданный вначале ею самой вопрос о нужности таких
выставок, во спасение формата биеннале, Локко подытожила:
«Часто говорят, что
культура — это сумма историй, которые мы рассказываем себе и о себе. Хотя это и
верно, в таком определении отсутствует какое-либо уточнение, кто же такие эти “мы”
… В частности, в архитектуре доминирующим голосом исторически был единственный,
эксклюзивный голос, чей охват и сила игнорируют огромные слои человечества — в
финансовом, творческом, концептуальном плане — как если бы мы слушали и
говорили только на одном языке. При таком рассмотрении “история” архитектуры
неполна. Это не ошибочно, но это однобоко. Именно в таком контексте особенно важны выставки».
Структура выставки
“Лаборатория будущего” — это выставка из шести частей. В ней будут представлены 89 участников...
Полностью статью можно прочесть в веб-журнале Project from Italy. Приглашаем!
Первое, второе и четвертое фото Jacopo Salvi. Courtesy La Biennale di Venezia.
Понравится - поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий