Biennale 2025. Сады under construction

Просматривая тысячи фотографий, сделанных 8-11 мая в Венеции, во время press preview и открытия 19 Архитектурной биеннале, беспокоят две мысли. Как вместить весь этот объем информации в обзор, даже длинный, даже разделенный на несколько частей? И второе – как привлечь внимание не только архитектурного сообщества, но и администраторов разного уровня, от локального до государственного, к насущным проблемам, связанным с архитектурой? Инструменты дает куратор Карло Ратти – первый итальянец в такой роли после очень долгого перерыва в четверть века, с 2000 года, когда им стал римлянин Массимилиано Фуксас. Ратти привлек к участию не только рекордное количество участников – 750 (!), но и невероятно расширил круг специалистов различных гуманитарных, научных, философских направлений. Коротко, “Умных людей”, IntelliGens, согласно названию выставки этого года. Но под gens Ратти понимает не только человеческий разум, но и природный и сверхъестественный, нет, не божий, а коллективный и, конечно, куда без него, ИИ. Итак, Natural. Artificial. Collective.

“Умный народ” здесь представляют архитекторы и инженеры, математики и климатологи, философы, художники, повара и программисты, писатели, фермеры, дизайнеры и многие другие. И еще, с латинского intelligere – значит понять. Итак, попробуем понять и мы. И начать рассказ об этой динамичной мастерской разных светлых голов, главной практической задачей которой является, без всякой патетики, спасение человечества и Планеты.

 


Стройплощадка в Садах

Первые самые сильные впечатления – вся биеннале, особенно самая старая, историческая ее часть в Садах Giardini, сейчас превратилась в огромную строительную площадку. И это еще один из символов выставки этого года. Проходит самая масштабная за всю историю существования биеннале реставрация, а точнее реконструкция Центрального павильона. Он появился первым в почти пустых Наполеоновских садах Венеции как Palazzo Pro Arte в 1895 году, построенный для Первой художественной выставки. Возводился как здание почти временное, хотя и кирпичное, из недорогих и доступных материалов, на весьма условных фундаментах. Затем здесь постоянно происходили существенные достройки и трижды радикально менялся главный фасад. До наших дней он дошел в своей версии эпохи Муссолини, 1932 года, по проекту Дуилио Торреса (Dulio Torres). А вывеска ITALIA уже сравнительно недавно, в 2006 году, была заменена на привычную до прошлого года La Biennale. Можно узнать об истории создания в нашем исследовании.


По сути, этот павильон, разросшийся как семья грибов вокруг центральной грибницы, никогда капитально не ремонтировался – там подбеливали, здесь подмазывали. Пока, по словам архитектора Биенале Марино, с которым случайно удалось пообщаться в дни открытия, его состояние не стало действительно аварийным. Итак, сегодня буквы надписи la Biennale буквально висят в воздухе над пустотой полностью разобранного фасада Торреса. Не видно и следов восьмигранного центрального зала, известного росписями Галилео Кини (Galileo Chini) 1909 года. Надеемся, они не исчезли и вернутся на свое место. Как не исчез и уникальный “Дворик скульптур” обычного венецианского гения Карло Скарпы (Carlo Scarpa).


Не видно следов прежней архитектуры и со стороны канала Святой Елены, исчез ориентир – окошко того же Скарпы с характерным для его архитектуры символом двух соединенных колец... Строительные краны, леса, маленький причал на канале, превращенный в пункт отгрузки материалов и вывоза строительного мусора. Все это создает определенное настроение. Настроение, надо сказать, несколько тревожное, наверно ностальгическое – “никогда не будет как раньше” – одновременно с интересом “а как оно будет”, к обещанным открытиям следующего сезона, когда работы должны закончиться...

...

Полностью статью можно прочесть в веб-журнале Project from Italy. Со множеством фото и рассказом о невероятных текущих и грядущих событиях в Садах Giardini Биеннале, таких, каких тут не происходило больше 30 лет. Переходите – читайте.
#BiennaleArchitettura2025 #IntelliGens

Понравится – поделитесь


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан

Starbucks Reserve Roastery. Театр Кофе в Милане