Biennale 2025. Сады under construction
Просматривая тысячи фотографий, сделанных 8-11 мая в Венеции, во время press preview и открытия 19 Архитектурной биеннале, беспокоят две мысли. Как вместить весь этот объем информации в обзор, даже длинный, даже разделенный на несколько частей? И второе – как привлечь внимание не только архитектурного сообщества, но и администраторов разного уровня, от локального до государственного, к насущным проблемам, связанным с архитектурой? Инструменты дает куратор Карло Ратти – первый итальянец в такой роли после очень долгого перерыва в четверть века, с 2000 года, когда им стал римлянин Массимилиано Фуксас. Ратти привлек к участию не только рекордное количество участников – 750 (!), но и невероятно расширил круг специалистов различных гуманитарных, научных, философских направлений. Коротко, “Умных людей”, IntelliGens, согласно названию выставки этого года. Но под gens Ратти понимает не только человеческий разум, но и природный и сверхъестественный, нет, не божий, а коллективный и, конечно, куда без него, ИИ. Итак, Natural. Artificial. Collective.
“Умный народ” здесь представляют архитекторы и инженеры, математики и
климатологи, философы, художники, повара и программисты, писатели, фермеры,
дизайнеры и многие другие. И еще, с латинского intelligere – значит
понять. Итак, попробуем понять и мы. И начать рассказ об этой динамичной
мастерской разных светлых голов, главной практической задачей которой является,
без всякой патетики, спасение человечества и Планеты.
Стройплощадка в Садах
Первые самые сильные
впечатления – вся биеннале, особенно самая старая, историческая ее часть в
Садах Giardini, сейчас превратилась в
огромную строительную площадку. И это еще один из символов выставки этого года.
Проходит самая масштабная за всю историю существования биеннале реставрация, а
точнее реконструкция Центрального павильона. Он появился первым в почти пустых
Наполеоновских садах Венеции как Palazzo
Pro Arte в 1895 году, построенный для Первой художественной выставки.
Возводился как здание почти временное, хотя и кирпичное, из недорогих и
доступных материалов, на весьма условных фундаментах. Затем здесь постоянно
происходили существенные достройки и трижды радикально менялся главный фасад.
До наших дней он дошел в своей версии эпохи Муссолини, 1932 года, по проекту
Дуилио Торреса (Dulio Torres). А
вывеска ITALIA уже сравнительно
недавно, в 2006 году, была заменена на привычную до прошлого года La Biennale. Можно узнать об истории
создания в нашем исследовании.
По сути, этот павильон, разросшийся как семья грибов вокруг центральной грибницы, никогда капитально не ремонтировался – там подбеливали, здесь подмазывали. Пока, по словам архитектора Биенале Марино, с которым случайно удалось пообщаться в дни открытия, его состояние не стало действительно аварийным. Итак, сегодня буквы надписи la Biennale буквально висят в воздухе над пустотой полностью разобранного фасада Торреса. Не видно и следов восьмигранного центрального зала, известного росписями Галилео Кини (Galileo Chini) 1909 года. Надеемся, они не исчезли и вернутся на свое место. Как не исчез и уникальный “Дворик скульптур” обычного венецианского гения Карло Скарпы (Carlo Scarpa).
Не видно следов прежней архитектуры и со стороны канала Святой Елены, исчез ориентир – окошко того же Скарпы с характерным для его архитектуры символом двух соединенных колец... Строительные краны, леса, маленький причал на канале, превращенный в пункт отгрузки материалов и вывоза строительного мусора. Все это создает определенное настроение. Настроение, надо сказать, несколько тревожное, наверно ностальгическое – “никогда не будет как раньше” – одновременно с интересом “а как оно будет”, к обещанным открытиям следующего сезона, когда работы должны закончиться...
...
Полностью статью можно прочесть в веб-журнале Project from Italy. Со множеством фото и рассказом о невероятных текущих и грядущих событиях в Садах Giardini Биеннале, таких, каких тут не происходило больше 30 лет. Переходите – читайте.#BiennaleArchitettura2025 #IntelliGens
Понравится – поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий