Matteo Fiore: как я работал для Zaha Hadid Architects

Мы попросили Matteo Fiore, архитектора и свето-дизайнера, лектора курсов HoReCa Workshop в Милане, рассказать нам на конкретном примере о сложностях работы над проектом освещения. Маэстро выбрал памятный для себя случай светового решения выставки Захи Хадид в связи с победой ее проекта Центра современного искусства MAXXI в Риме. Этот рассказ будет в некоторой мере посвящением памяти великого архитектора, единственной женщины лауреата престижной Pritzker Architecture Prize (2004). Интервью с Маттео Фьоре читайте также у нас в блоге от 24 мая.


Макет проекта победителя MAXXI в Риме студии ZHA - Zaha Hadid Architects
HoReCa Workshop: Маттео, мы предложили тебе побеседовать на примере одного из твоих проектов и детально остановиться на всех его сторонах, чтобы наши читатели смогли оценить всю возможную проблематику работы свето-дизайнера и важности его роли. По-твоему, какой по типологии проект освещения можно назвать самым сложным для специалиста?

Matteo Fiore: Наиболее сложные проекты, безусловно, это освещение произведений искусства. Здесь вы не можете импровизировать. И вам действительно нужно иметь большой опыт. Но несколько лет назад я столкнулся с проектом, который на первых порах показался мне достаточно простым, и как же трудно и проблематично было достойно его закончить! Под трудом я подразумеваю в этом случае не только интеллектуальное усилие, но и физическую усталость. Проект включал в себя выставку работ Захи Хадид – это была объемная ретроспективная выставка, чтобы воздать должное великому зодчему по случаю ее победы в конкурсе с проектом MAXXI в Риме. Сразу после закрытия выставки планировалось начать работы по строительству нового Музея современного искусства. Я же наивно не учел целый ряд серьезных препятствий на пути реализации, которые не задержались проявиться.


HoReCa Workshop: Расскажи, как все началось?

Matteo Fiore: В то время я работал также, кроме своих проектов, в качестве консультанта итальянской марки Flos, которая была приглашена для поставки ламп и разработки проекта светового оформления выставки в Национальном Центре современного искусства в Риме (Centro Nazionale per le Arti Contemporanee). Чтобы вы представляли, это историческое здание с высотой сводов более шести метров и с перекрытием промышленного типа как Sheed, с великолепными чугунными колоннами. Место, которое было выбрано под выставку, давало максимальную свободу для оформления, принципиально важную для Хадид.


HoReCa Workshop: Какое оборудование и оформление предусматривала эта выставка?

Matteo Fiore: Хороший вопрос. За три месяца до начала выставки, после многочисленных просьб и напоминаний, я получил наконец от студии Хадид чертеж с планом. Простой дизайн с серией стен-перегородок белого цвета, ничего больше. На мои последующие запросы о размерах и размещении работ и всех прочих деталях экспозиции мне только отвечали, что точный проект был в стадии разработки, work in progress – и весь ответ. На самом деле, больше от студии я так ничего и не получил…

Финальный этап оформления выставки
HoReCa Workshop: Как же дальше пошла твоя работа?

Matteo Fiore: Пришлось смириться и обходится тем, что имелось. Центр хотел конкретного планирования, а Flos – точных указаний по количеству осветительных приборов для поставки. Мы были вынуждены создать очень общий вариант проекта, который включал установку направляющих “рельсов” для электромонтажа и ряд прожекторов. Их количество мы прикинули чисто умозрительно, гипотетически рассчитывая на определенное количество работ. В таких случаях даже приблизительно угадать число объектов экспонирования, это как выиграть в лотерее… но тут приходит на помощь опыт работы с такими типами проектов. Поскольку площадь была большая, я предусмотрительно выбрал довольно простой тип прожектора, в котором использовались галогенные лампы Par на 10° и 30°. В то время еще не работали со светодиодными лампами Led – еще не существовало современных мощностей. Но даже и сегодня я бы их не стал использовать, потому что выставка носила временный характер, а применение светильников Led было бы слишком затратным. Так что наш первоначальный проект не претерпел никаких изменений – из-за невозможности получить от студии Хадид хоть какую-то дополнительную информацию. Были установлены направляющие и доставлены прожектора и лампы к ним. За три дня до открытия выставки, как было оговорено условиями контракта, я приехал в Рим, надо сказать, в сильном напряжении – от одной мысли, что должен руководить работами по установке света, не имея точного проекта. Я надеялся только, что все осталось как в первоначальном варианте-гипотезе.

На фото хорошо виден наклон левой стены
HoReCa Workshop: Но прости, так всегда происходит во время оформления? Без точного планирования и точного размещения каждого конкретного источника света?

Matteo Fiore: Вовсе нет! Сегодня все планируется заранее. Это все глубокий анализ и серия конкретных расчетов по количеству света, углов падения луча и позиционирования источников для идеального освещения, без рефлексов на экспонатах и без бликов. Это нудная работа, но она должна быть сделана, чтобы избежать неприятных сюрпризов. И всегда нужно бороться со скудным бюджетом по остаточному принципу. Для выставок светильники часто берут напрокат, и они такие, какие есть, а не такие, как вам бы хотелось, и часто не того поставщика. Все эти элементы, конечно, вредят главной составляющей любой выставки, состоящей, да, из произведений. Но и из СВЕТА, который помогает нам рассмотреть выставку, улучшает видение деталей, создает удобство восприятия и вызывает энтузиазм. Если свет на выставке неудачен и не продуман, это вызывает вопросы, а зачем я плачу за билет: чтобы ВИДЕТЬ экспонаты и произведения. В случае с проектом, о котором я рассказываю, этих проблем не возникло, что совсем не означает, что их не было.

HoReCa Workshop: Почему? Какие сюрпризы тебя ждали в Риме?

Matteo Fiore: Во-первых, я нашел ряд стен-перегородок, расположенных не так, как было на присланном студией плане, к тому же все они были окрашенными, с растяжкой от черного к белому. Но что поразило меня еще больше, что тут не было ни одной прямой стены. Все они были наклонены в одну или другую сторону. Одна переходила в другую, прерывалась, разрывалась таким образом, чтобы наилучшим образом подчеркнуть текучесть этих линий в пространстве. Без сомнений, грандиозный проект с очень узнаваемым авторским почерком! Но я сразу понял, что с ним будет много проблем, чтобы создать идеальное освещение.


HoReCa Workshop: С какими сложностями ты столкнулся?

Matteo Fiore: В первую очередь – это наклоны стен. Если с одной стороны стены свет падал на поверхность прямо направленно, то есть с прекрасным визуальным результатом, то с другой стороны той же стены он скользил вдоль поверхности, убегал. Или казался слабым и не очень эффективным. Было огромной трудностью ориентировать лучи таким образом, чтобы свет был правильный и давал необходимую интенсивность.

HoReCa Workshop: Недостатком были только стены?

Matteo Fiore: Еще одна трудность заключалась в количестве экспонируемых работ. Я оказался в окружении около тридцати молодых архитекторов (наверняка почти целиком лондонская студия Хадид), которые разбирали и размещали огромное, неопределяемое на глаз количество изображений и рисунков. Я именно тогда узнал, что Заха до того, как посвятила себя архитектуре, была математиком и художником, а еще дизайнером ювелирных изделий и мебели, и это только для начала. В моем распоряжении был электрик с электрической платформой, который ездил вверх- вниз, постепенно размещая прожектора там, где я указывал, по мере того, как стены заполнялись работами. Произведения, как правило, должны находиться на уровне глаз, с центром на высоте 1,40-1,60 м от земли. В этом же случае некоторые из них висели очень высоко. И это, естественно, вынуждало бы зрителя задирать голову вверх… и что же еще было вверху, кроме самих работ? Мои прекрасные прожектора, которые “замечательно” слепили глаза. Во множестве случаев мы вынуждены были поменять их место размещения, потому что, освещая противоположную стену, я замечал, что несколько ламп входили бы в поле зрения посетителя и ослепляли. Настоящая утомительная work in progress. Настроить все, чтобы затем все поменять снова. Уже в середине дня у меня ломило шею от постоянного смотрения вверх и вниз. Потом случился финальный сюрприз, задачка, которую я тоже не мог бы решить заранее, если бы даже был о ней предупрежден.

Проблемная входная стена с текстами, work in progress
HoReCa Workshop: Хорошая новость. Расскажи, что еще там произошло?  

Matteo Fiore: На входной стене были наклеены тексты, которые описывали работы всей выставки. То есть это должно было быть то место, где все будут останавливаться, чтобы понять творческий путь Захи Хадид.

HoReCa Workshop: В чем “сюрприз”? Не мучь наших читателей!

Matteo Fiore: Я не придал особого значения цвету букв, до того самого момента, когда наконец подошел к освещению этой части зала, этой конкретной стены.

HoReCa Workshop: Из чего же были сделаны эти тексты?

Matteo Fiore: Ничего особенного на первый взгляд: обычный оракал… но только серебряный. Я не мог предположить, что свет на серебряных буквах поведет себя аномально. Световые лучи в дополнение к обычному свечению серебра, генерировали еще аномальные эффекты: текст выглядел резким и четким в одной части, нечитабельным и размытым в другой. Почти магическое ощущение, когда свет впервые, вместо того, чтобы освещать (извините за тавтологию), усложнял чтение и затемнял. Я должен был поставить и сориентировать гораздо больше прожекторов, чем это необходимо, чтобы текст был резким и разборчивым.


HoReCa Workshop: Каков был итог всех этих трудов?

Matteo Fiore: Все закончилось успешно. Заха Хадид наговорила комплиментов моей работе. Но я конечно, не осмелился бы выговаривать ей за все создавшиеся проблемы: с наклонными стенами, работами, размещенными слишком высоко, или с серебряными буквами. Дело было закончено – после торжественного открытия наградой нам стал фантастический гала-ужин, сервированный в одном из самых красивых мест Рима – Замке Святого Ангела.

HoReCa Workshop: Маттео, спасибо за то, что поделился с нами частью своего опыта. Надеемся и рассчитываем, что это не последний твой рассказ о работе со светом, одним из важнейших инструментов современного проектирования, который часто недооценивается – элемент проекта, который помогает интерпретировать пространство и улучшать его восприятие.

В статье использованы материалы, предоставленные Студией Matteo Fiore.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni 2018. Зачем ехать в апреле в Милан