Matteo Fiore: как я работал для Zaha Hadid Architects
Мы попросили Matteo Fiore, архитектора и свето-дизайнера, лектора курсов HoReCa Workshop в Милане, рассказать нам на
конкретном примере о сложностях работы над проектом освещения. Маэстро выбрал
памятный для себя случай светового решения выставки Захи Хадид в связи с
победой ее проекта Центра современного искусства MAXXI в Риме. Этот рассказ будет в
некоторой мере посвящением памяти великого архитектора, первой женщины
лауреата престижной Pritzker Architecture Prize (2004). Интервью с Маттео Фьоре читайте также у
нас в блоге от 24 мая.
Макет проекта победителя MAXXI в Риме студии ZHA - Zaha Hadid Architects |
HoReCa Workshop: Маттео, мы предложили тебе побеседовать
на примере одного из твоих проектов и детально остановиться на всех его
сторонах, чтобы наши читатели смогли оценить всю возможную проблематику работы
свето-дизайнера и важности его роли. По-твоему, какой по типологии проект
освещения можно назвать самым сложным для специалиста?
Matteo Fiore: Наиболее сложные проекты, безусловно, это
освещение произведений искусства. Здесь вы не можете импровизировать. И вам
действительно нужно иметь большой опыт. Но несколько лет назад я столкнулся с
проектом, который на первых порах показался мне достаточно простым, и как же
трудно и проблематично было достойно его закончить! Под трудом я подразумеваю в
этом случае не только интеллектуальное усилие, но и физическую усталость.
Проект включал в себя выставку работ Захи Хадид – это была объемная ретроспективная
выставка, чтобы воздать должное великому зодчему по случаю ее победы в конкурсе
с проектом MAXXI в Риме. Сразу
после закрытия выставки планировалось начать работы по строительству нового Музея
современного искусства. Я же наивно не учел целый ряд серьезных препятствий на
пути реализации, которые не задержались проявиться.
HoReCa Workshop: Расскажи, как все началось?
Matteo Fiore: В то время я работал также, кроме своих
проектов, в качестве консультанта итальянской марки Flos, которая была
приглашена для поставки ламп и разработки проекта светового оформления выставки
в Национальном Центре современного искусства в Риме (Centro Nazionale per le Arti Contemporanee). Чтобы вы представляли, это историческое
здание с высотой сводов более шести метров и с перекрытием промышленного типа
как Sheed, с великолепными чугунными колоннами. Место,
которое было выбрано под выставку, давало максимальную свободу для оформления, принципиально
важную для Хадид.
HoReCa Workshop: Какое оборудование и оформление
предусматривала эта выставка?
Matteo Fiore: Хороший вопрос. За три месяца до начала
выставки, после многочисленных просьб и напоминаний, я получил наконец от
студии Хадид чертеж с планом. Простой дизайн с серией стен-перегородок белого
цвета, ничего больше. На мои последующие запросы о размерах и размещении работ
и всех прочих деталях экспозиции мне только отвечали, что точный проект был в
стадии разработки, work in progress – и
весь ответ. На самом деле,
больше от студии я так ничего и не получил…
Финальный этап оформления выставки |
HoReCa Workshop: Как же дальше пошла твоя работа?
Matteo Fiore: Пришлось смириться и обходится
тем, что имелось. Центр хотел конкретного планирования, а Flos – точных указаний по
количеству осветительных приборов для поставки. Мы были вынуждены создать очень
общий вариант проекта, который включал установку направляющих “рельсов” для
электромонтажа и ряд прожекторов. Их количество мы прикинули чисто
умозрительно, гипотетически рассчитывая на определенное количество работ. В таких
случаях даже приблизительно угадать число объектов экспонирования, это как
выиграть в лотерее… но тут приходит на помощь опыт работы с такими типами
проектов. Поскольку площадь была большая, я предусмотрительно выбрал довольно
простой тип прожектора, в котором использовались галогенные лампы Par на 10° и 30°. В то время
еще не работали со светодиодными лампами Led – еще не существовало современных мощностей. Но даже и сегодня я бы их не
стал использовать, потому что выставка носила временный характер, а применение
светильников Led было
бы слишком затратным. Так что наш первоначальный проект не претерпел никаких изменений
– из-за невозможности получить от студии Хадид хоть какую-то дополнительную
информацию. Были установлены направляющие и доставлены прожектора и лампы к ним.
За три дня до открытия выставки, как было оговорено условиями контракта, я приехал
в Рим, надо сказать, в сильном напряжении – от одной мысли, что должен
руководить работами по установке света, не имея точного проекта. Я надеялся
только, что все осталось как в первоначальном варианте-гипотезе.
На фото хорошо виден наклон левой стены |
HoReCa Workshop: Но прости, так всегда происходит во
время оформления? Без точного планирования и точного размещения каждого конкретного
источника света?
Matteo Fiore: Вовсе нет! Сегодня все планируется
заранее. Это все глубокий анализ и серия конкретных расчетов по количеству
света, углов падения луча и позиционирования источников для идеального
освещения, без рефлексов на экспонатах и без бликов. Это нудная работа, но она
должна быть сделана, чтобы избежать неприятных сюрпризов. И всегда нужно
бороться со скудным бюджетом по остаточному принципу. Для выставок светильники часто
берут напрокат, и они такие, какие есть, а не такие, как вам бы хотелось, и часто
не того поставщика. Все эти элементы, конечно, вредят главной составляющей
любой выставки, состоящей, да, из произведений. Но и из СВЕТА, который помогает
нам рассмотреть выставку, улучшает видение деталей, создает удобство восприятия
и вызывает энтузиазм. Если свет на выставке неудачен и не продуман, это
вызывает вопросы, а зачем я плачу за билет: чтобы ВИДЕТЬ экспонаты и
произведения. В случае с проектом, о котором я рассказываю, этих проблем не
возникло, что совсем не означает, что их не было.
HoReCa Workshop: Почему? Какие сюрпризы тебя ждали в Риме?
Matteo Fiore: Во-первых, я нашел ряд стен-перегородок,
расположенных не так, как было на присланном студией плане, к тому же все они
были окрашенными, с растяжкой от черного к белому. Но что поразило меня еще
больше, что тут не было ни одной прямой стены. Все они были наклонены в одну
или другую сторону. Одна переходила в другую, прерывалась, разрывалась таким
образом, чтобы наилучшим образом подчеркнуть текучесть этих линий в
пространстве. Без сомнений, грандиозный проект с очень узнаваемым авторским
почерком! Но я сразу понял, что с ним будет много проблем, чтобы создать идеальное
освещение.
HoReCa Workshop: С какими сложностями ты столкнулся?
Matteo Fiore: В первую очередь – это наклоны стен. Если
с одной стороны стены свет падал на поверхность прямо направленно, то есть с
прекрасным визуальным результатом, то с другой стороны той же стены он скользил
вдоль поверхности, убегал. Или казался слабым и не очень эффективным. Было
огромной трудностью ориентировать лучи таким образом, чтобы свет был правильный
и давал необходимую интенсивность.
HoReCa Workshop: Недостатком были только стены?
Matteo Fiore: Еще одна трудность заключалась в количестве
экспонируемых работ. Я оказался в окружении около тридцати молодых архитекторов
(наверняка почти целиком лондонская студия Хадид), которые разбирали и
размещали огромное, неопределяемое на глаз количество изображений и рисунков. Я именно
тогда узнал, что Заха до того, как посвятила себя архитектуре, была
математиком и художником, а еще дизайнером ювелирных изделий и мебели, и это
только для начала. В моем распоряжении был электрик с электрической платформой,
который ездил вверх- вниз, постепенно размещая прожектора там, где я указывал,
по мере того, как стены заполнялись работами. Произведения, как правило, должны
находиться на уровне глаз, с центром на высоте 1,40-1,60 м от земли. В этом же
случае некоторые из них висели очень высоко. И это, естественно, вынуждало бы зрителя
задирать голову вверх… и что же еще было вверху, кроме самих работ? Мои прекрасные
прожектора, которые “замечательно” слепили глаза. Во множестве случаев мы
вынуждены были поменять их место размещения, потому что, освещая противоположную
стену, я замечал, что несколько ламп входили бы в поле зрения посетителя и
ослепляли. Настоящая утомительная work in progress. Настроить все, чтобы затем все поменять
снова. Уже в середине дня у меня ломило шею от постоянного смотрения вверх и
вниз. Потом случился финальный сюрприз, задачка, которую я тоже не мог бы
решить заранее, если бы даже был о ней предупрежден.
Проблемная входная стена с текстами, work in progress |
HoReCa Workshop: Хорошая новость. Расскажи, что еще там произошло?
Matteo Fiore: На входной стене были наклеены тексты,
которые описывали работы всей выставки. То есть это должно было быть то место, где
все будут останавливаться, чтобы понять творческий путь Захи Хадид.
HoReCa Workshop: В чем “сюрприз”? Не мучь наших читателей!
Matteo Fiore: Я не придал особого значения цвету букв,
до того самого момента, когда наконец подошел к освещению этой части зала, этой
конкретной стены.
HoReCa Workshop: Из чего же были сделаны эти тексты?
Matteo Fiore: Ничего особенного на первый
взгляд: обычный оракал… но только серебряный. Я не мог предположить, что свет
на серебряных буквах поведет себя аномально. Световые лучи в дополнение к
обычному свечению серебра, генерировали еще аномальные эффекты: текст выглядел
резким и четким в одной части, нечитабельным и размытым в другой. Почти
магическое ощущение, когда свет впервые, вместо того, чтобы освещать (извините
за тавтологию), усложнял чтение и затемнял. Я должен был поставить и
сориентировать гораздо больше прожекторов, чем это необходимо, чтобы текст был
резким и разборчивым.
HoReCa Workshop: Каков был итог всех этих трудов?
Matteo Fiore: Все закончилось успешно. Заха
Хадид наговорила комплиментов моей работе. Но я конечно, не осмелился бы выговаривать
ей за все создавшиеся проблемы: с наклонными стенами, работами, размещенными
слишком высоко, или с серебряными буквами. Дело было закончено – после торжественного
открытия наградой нам стал фантастический гала-ужин, сервированный в одном из самых
красивых мест Рима – Замке Святого Ангела.
HoReCa Workshop: Маттео, спасибо за то, что поделился с
нами частью своего опыта. Надеемся и рассчитываем, что это не последний твой
рассказ о работе со светом, одним из важнейших инструментов современного проектирования,
который часто недооценивается – элемент проекта, который помогает
интерпретировать пространство и улучшать его восприятие.
В статье использованы материалы, предоставленные Студией
Matteo Fiore.
Понравилось, поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий