Giuliano Mauri. Храм для всех - Cattedrale Vegetale
Пять нефов, сформированных
шестью рядами колонн диаметром у основания почти метр двадцать и высотой 18
метров, всего 108 колонн. 22 на 72 метра периметра – размеры впечатляют! Если вообразить,
это очень большая конструкция, чуть больше миланской церкви Santa Maria delle Grazie и немного меньше базилики Sant’Ambrogio,
если хотим сравнений. Этот зеленый Пантеон из деревянных колонн, пронизанный
ветром и солнцем, под дождем и снегом – необычное творение памяти Giuliano Mauri, итальянского архитектора-перформера, буквально ткавшего
свои проекты из веток, стволов, нитей и лозы. Человек, тонко чувствующий природу, он не хотел превалировать, но
оставлял свои деликатные поэтические знаки, метки, которые срастались с самой
окружающей зеленью – и сама Природа становилась его со-творцом. Наш рассказ об
одном из самых необычных соборов, творческом завете Маури, Cattedrale Vegetale – недавно
“открытом” (и не скажешь так) или освященном в Лоди, его родном городе.
“Собор представляет собой некую идею величественности,
порядок и священность места; я всегда хотел воплотить в материале суть этого
родства, которое существует между местом и сакральностью земли, и этими
возвышающимися элементами, то есть деревьями. Это содержание всей философии
моей работы. Место меня не забывает,
и это делает меня счастливым; мне приятно думать, что люди будут проходить мимо
этого места, думая: зачем он был построен, почему это сделано. Вопрос этот
возникнет у людей спонтанно, вместе с пониманием, что это произведение достойно
этого места”. Giuliano Mauri
Ажурный мост для Fondazione Castello di Padernello. 2008 |
Есть
произведения, которые их авторы не успели закончить, и это делают их ученики и
последователи, как фантастическая Sagrada Família
Гауди в Барселоне, work in progress уже больше
ста тридцати лет, из них 90 лет без ее автора. Или опера Пуччини “Турандот”, завершенная
его коллегой Франко Альфано на основе черновиков композитора. Есть другие
творения, которым суждено остаться на бумаге, в эскизах, набросках, идеях – и
не прозвучать. А есть такие, которые рождаются спустя годы, как будто осмысленные
и выношенные коллективной мыслью, “едино-мышленниками”, энтузиастами, которым
идея автора была близка и дорога. И как некая дань памяти их создателю, который
единственный заранее видел свое детище там, где все видели только пустоту. Наш
пример именно такой.
"Вольер для людей" в парке Монцы. 2006 |
Инсталляция 1996 года Ciclico Gerundio как Вавилонская башня, не законченная человечеством |
Джулиано
Маури был тем, кого принято называть аматор, но в его случае это звучит немного
обидно, как будто с оттенком непрофессионализма. А он был именно профи –
благодаря естественной врожденной чувствительности, поэт и архитектор природы, а
этому нельзя ни научить, ни научиться. Еще в 70-е годы он примкнул к движению
современного искусства: с инсталляциями и фото перформансом, оставив свою частную
кулинарию в Лоди, где продавал им же приготовленную свежую пасту и тортеллини.
Его первые пробы в contemporary art и выставки в Милане и
окрестностях были позитивно приняты критикой, а в начале 80-х он первым из
итальянских художников примкнул к новому международному движению Art in Nature.
Сам себя он определял, как “второго скульптора” после Природы – и однажды
начав, с этим пониманием он и остался на всю жизнь – наполнив пол-Европы, от
Италии до Австрии, Великобритании, Испании, Германии, Дании, Польши, Словении и
прочая своими лирическими творениями из натуральных материалов, многие из
которых сегодня уже поглощены природой, но оставили свой след.
Дерево сотни гнезд, инсталляция, неподалеку от Лоди, 1992 |
В конце 90-х он создает
серию эскизов и проект “Дом Памяти”
(Casa di Memoria) для знаменитого ландшафтного Laumeier Sculpture Park & Museum в
Сен-Льюисе в США, перескочив и за океан со своими лирическими произведениями. Как
говорил сам Маури, “…есть места, мной
созданные, которые пропали, исчезли, разрушились: но осталась память, может в
каком-то дереве, выросшем криво, чтобы оставить пространство для моего творения”.
Isole vaganti, Бродячие острова - инсталляция на старом русле реки Адда под Лоди, 1992 |
Имена отдельных его инсталляций из лозы и дерева говорят сами за себя, передавая универсум их автора: “Лестница в Рай”, “Тропинки времени”, “Жасминовый
мостик над затерявшейся рекой”. И еще: “Живые алтари” – сплетенные из живых веток лозы вдоль реки
Адда; “Бродячие острова” – плавающие на плотах плетеные острова с землей, на
которых вырастали из занесенных ветром семян деревья, “якорившиеся” потом вдоль
реки, когда острова разрушались водой и временем – с аллюзией на вечную миграцию
человеческую; “Вольер для людей” – гигантская клетка, сплетенная из лозы, в
парке города Монцы, переворачивающая идею понимания кто в клетке, а кто на
свободе; “Спираль для возделывания неба” – гигантская архитектурная конструкция
с основанием 25 метров, высотой 30 и 350 метров поднимающейся спирально в небо
дорожки – для выставки Buga в Мюнхене. Его
проект-инсталляцию из лозы “Zenobia”,
созданный для фестиваля, посвященного столетию романа-утопии Итало Кальвино
“Невидимые города”, еще недавно можно видеть справа от входа в здание Триеннале
Милана... Тут уместно процитировать доброго знакомого Джулиано, организатора
выставок и издателя Gianni Sassi,
который в разговоре с ним сказал одну тонкую вещь: “То, что ты делаешь – поэзия, это не имеет ничего общего со
скульптурой”.
Zenobia, инстлляция-посвящение роману Итало Кальвино возле здания Триеннале в Милане. 2002 |
“Мысль анархистская и поэтическая, простые и
аристократические отношения, благодаря которым он отсекал от себя банальность.
Он знал, что обладал даром воображения, и он имел право на это ощущение
превосходства, свойственное поэтам”. Philippe Daverio
***
“Первая идея собора. Она пришла мне на пляже, глядя на свинцовое море в Любеке. Мне так понравилась идея, что его можно было бы увидеть с моря: он бы возникал внезапно, заставляя щуриться матросов, в сомнении: это природное образование или творение человека. Короче говоря, вызывать ощущение чуда. По большому счету, это пружина всех моих трудов: представлять, что однажды кто-нибудь удивится. Может быть, я не сноб, а просто ребенок”.
Первый Зеленый собор Маури в парке Arte Sella в провинции Тренто. 2001. © Arte Sella. Фото Giacomo Bianchi |
Второй Зеленый собор в Parco delle Orobie под Брешей, законченный сыновьями Маури. 2009 |
“Природа учит нас, что
красота – это пейзаж, переход, все наше существование. А значит, старость прекрасна насколько и молодость,
и на смерть можно смотреть с немного более ясным сознанием”.
***
Рисунки и пояснения к этому проекту, сделанные чуть ли не на госпитальных бланках, нашли его родные, когда художника
не стало, и совершенно однозначно семья восприняла их как некое духовное завещание. Этот
проект был задуман Маури к EXPO 2015, для родного города Лоди. Он же примерно определился и с местом
его закладки – на левом берегу реки Адда, реки, где им было создано множество
растительных перформансов, сразу за старинным мостом Napoleone Buonaparte, в четверти часа пешком от древнего центра города, с видом на его купола
и колокольни.
План участка города Лоди вдоль реки Адда с указанием места размещения Зеленого Собора |
Строительство Catterale Vegetale в Лоди © 2016 Associazione Giuliano Mauri. Фото Alberto Prina |
Строить третий Cattedrale Vegetale
оказалось непросто не только из-за технических сложностей и немалых финансовых
вливаний (было собрано 335 тысяч евро), не только потому, что этот храм был вдвое больше предыдущих (почти
1620 квадратных метров), но скорее из-за того, что недоставало, увы, самого автора –
по комментарию внучки Франчески Регонда, куратора проекта, очень не хватало
чуткого наставнического слова Джулиано и просто его “чувствования” места, а им так
хотелось не ошибиться. Были проведены серьезные работы по осушению части берега
реки Адда, поднята на 3 метра и укреплена земляная платформа-подушка. И только
потом начались работы по вбиванию первых, нижних бревен-стволов, на которые как
на сваи крепились другие, более тонкие, и обвивались кольцами из гибкой лозы
орешника, в той самой технике переплетения, как это придумал когда-то маэстро.
За теплый сезон, к 20 октября, деревянная конструкция была завершена. После необходимых проверок структуры на прочность, 12 ноября в присутствии городских властей, спонсоров, участников работ и неравнодушных, местными школьниками были высажены 108 молоденьких дубов – внутрь каждой колонны – и теперь они будут защищать и направлять рост деревьев.
За теплый сезон, к 20 октября, деревянная конструкция была завершена. После необходимых проверок структуры на прочность, 12 ноября в присутствии городских властей, спонсоров, участников работ и неравнодушных, местными школьниками были высажены 108 молоденьких дубов – внутрь каждой колонны – и теперь они будут защищать и направлять рост деревьев.
И вот 23 апреля, символически на
следующий день после всемирного Дня Земли, состоялся праздник открытия, или
гражданского освящения Зеленого собора. Были речи – краткие и по делу, была
семья Маури – главные энтузиасты этого строительства, выполнившие завет дорогого им человека, горожане, строители, любопытствующие. Взрослые, дети, собаки. Была
прекрасная, как по заказу, погода.
В самых разных местах под колоннами звучала живая музыка, перекрываемая счастливым визжанием детей и тоже счастливым лаем собак, ровным гулом разговора эмоциональных итальянцев. И замечательные слова сказал давний друг Джулиано, критик Филипп Даверио о том, как сам скромный автор говорил, что не знает смысла и назначения своего Cattedrale Vegetale. Но если почти 4 тысячи человек собрались сегодня здесь, и абсолютно конкретно в воздухе разлито ощущение счастья, почти тактильного, значит этот проект совершено точно имеет смысл. И повторил фразу Джулиано Маури: "Мне нравилась идея, что однажды, где-то на земле, кто-то испытает ощущение чуда".
В самых разных местах под колоннами звучала живая музыка, перекрываемая счастливым визжанием детей и тоже счастливым лаем собак, ровным гулом разговора эмоциональных итальянцев. И замечательные слова сказал давний друг Джулиано, критик Филипп Даверио о том, как сам скромный автор говорил, что не знает смысла и назначения своего Cattedrale Vegetale. Но если почти 4 тысячи человек собрались сегодня здесь, и абсолютно конкретно в воздухе разлито ощущение счастья, почти тактильного, значит этот проект совершено точно имеет смысл. И повторил фразу Джулиано Маури: "Мне нравилась идея, что однажды, где-то на земле, кто-то испытает ощущение чуда".
“Зачем это нужно... я не знаю! Но для меня очень важно, что я могу построить что-то, что дает мне энергию ... создать зеленый храм… который растет вместе с природой. Листья, растения, прорастающие внутри него, дают тебе право думать об эволюции этой зеленой конструкции. Когда сами деревья будут поддерживать этот механизм, люди завтра могут даже и не подумать, что это было кем-то построено, а просто существовало! Они будут задавать себе вопросы, почему природа создала эту шутку, этот рисунок… я многие годы работаю над этим!”
По
материалам сайтов (включая цитаты) GiulianoMauri, LifeGate, Espoarte, Artdirectory. В статье использованы фото Anna Kolomiyets, Alberto Prina, Alessandro Cappella, с официального сайта Giuliano Mauri, Facebook Giuliano Mauri Сattedrale Lodi, © 2016 Associazione Giuliano Mauri. Заключительная фотография Aldo Fedele © Arte Sella
Понравилось, поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий