Patricia Urquiola: Il Sereno – новый дизайн-отель на озере Комо

Все, что делает “миланская испанка” Патрисия Уркиола замечательно: от дизайнерских предметов для самых престижных мировых производителей до большой архитектуры, между которыми рассеяны как бриллианты творческие находки в работе с текстилем, камнем, керамикой… и даже социальные проекты. Об этом недавно открывшемся отеле рассказать хотелось бы особенно детально уже потому, что это полностью созданный в студии Уркиолы проект (с Fabio Curcio Valentini) – от архитектурных объемов до дизайна интерьера. Il Sereno на озере Комо, на севере от Милана, завершенный летом прошлого года и открытый в августе, был сразу отмечен самыми престижными профессиональными ценителями, признан Europes most luxurious new hotel” (Bloomberg) и одним из самых значимых открытий 2016 года в сфере hospitality. Прошлый год стал для Патрисии очень архитектурно продуктивным: мы уже рассказывали о другом ее отеле, открывшемся в Милане чуть раньше, Room Mate Hotel Giulia (в блоге от 17 февраля) – в отличие от городского, этот на озере по типологии luxury resort, а по количеству дизайнерских находок и достоинствам самого проекта по многим позициям превосходит миланский. Сама же архитектор скромно приписывает это несравнимо более щедрому бюджету.

Вид с птичьего полета на комплекс Il Sereno

На проектирование и реализацию этого пятизвездочного отеля понадобилось пять лет: венесуэльская семья Contreras, владельцы сети Sereno, влюбились в это место на восточном берегу озера, не только стратегическое по положению – между Италией и Швейцарией, но и уникальное по своей природной красоте даже для этих зачаровывающих берегов: с нависающим над озером крутым скальным склоном с одной стороны и фантастическим видом на озеро Комо в обрамлении зеленых гор с другой. Все это уже само по себе создавало великолепный антураж для будущей гостиницы. Кстати, бывший здесь старый отель Villa Flora был выкуплен сегодняшними хозяевами, как только они узнали, что участок выставлен на продажу, под разборку для постройки совершенно нового комплекса – современного и отвечающего всем параметрам new smart luxury, что сегодня подразумевает не только экологию и высокие стандарты строительства, но и экологию эксплуатации, соответствующие современным требованиям устойчивого развития. Воспоминанием о предыдущей гостинице осталась только часть массивной стены у основания, вблизи воды.

Уркиола часто говорит в своих презентациях и интервью о важности genius loci – привязки архитектурного проекта к той локации, для которой он создается. В Il Sereno ее способность интерпретировать само место заслуживает самой высокой оценки. В качестве вдохновляющего образа был взят один из самых ярких примеров локальной архитектуры итальянского рационализма, здесь же в городе Комо находящийся – знаменитая Casa del Fascio (1932-1933), ведущего архитектора “фашистской эпохи” Giuseppe Terragni. От Терраньи Патриция взяла простоту геометрии и лоджии, глубоко врезанные в основной объем здания, осовременив все стилистически. 
Знаменитая архитектура итальянского рационализма Casa del Fascio в Комо (1932-1933), арх. Giuseppe Terragni

“С некоторыми проектами мне нужно какое-то время, чтобы стартовать. Но этой своей архитектурой я довольна. Patricia Urquiola



На конфигурации новых архитектурных объемов отразилась не только необходимость учитывать особенности береговой линии и остатки предыдущих построек, но и необходимость “поглотить” новым проектом конструкцию darsena – каменного, с арками навеса-причала для лодок. После достаточно продолжительных и конструктивных переговоров с местными разрешающими инстанциями, Патриция отказалась (без особого сожаления) от изначальной идеи, по которой план будущего здания отеля совпадал бы с фундаментами старинной дарсены. Новое здание было решено задвинуть вглубь на 4 метра, что дало не только более интересную игру объемов, но и создало великолепную панорамную террасу в первом уровне, как будто спускающуюся к озеру, на которую выходит лобби отеля и открытая площадка ресторана. C другой стороны на расширенном старинном основании был создан великолепный восемнадцатиметровый бассейн с переливом и spa, а также личный дебаркадер, куда причаливают персонализированные под размер (владелец Luis Contreras очень высокий человек) лодки Vaporina, исторической итальянской марки Ernesto Riva (с 1771) – эта маленькая “личная флотилия” еще один эксклюзивный элемент разумной роскоши к услугам гостей отеля и ресторана. 


Мебель в экстерьере от Kettal и Emu с моделями, многие из которых по дизайну Уркиолы




“Мы тут даже построили свою лодку, добавили участок приватной земли, необходимый по логистике – он взят в аренду отелем на 20 лет, а старинные дарсены использовали как площадку под spa”. Patricia Urquiola

Кроме того, архитектором был учтен особенный местный свет, отчасти прямой, солнечный, отчасти отраженный водами озера, с неповторимой воздушной дымкой, присутствующей тут во все сезоны, меняющийся много раз за день. Эта умная работа со светом выразилась в создании деревянных раздвижных панелей-ширм séparé на фасадах, свободно меняющих внешний вид основного здания – буквально по желанию постояльцев: я вижу – меня не видят. Поэтому сам свет, почти насквозь пронизывающий номера и общие площади отеля, стал одним из важных “формообразующих” элементов, создавая постоянно мутирующие пространства интерьеров.  



Кроме дерева и стекла, здесь много натурального камня, исключительно местного – серый камень Moltrasio и Fossena для полов, Travertino и Ceppo Lombardo для стен, причем как в экстерьере, так и в интерьерах – как элемент непрерывности, перетекания одного пространства в другое.


Пронизанное солнцем пространство лаунжа с видом за озеро. Фото @JP-Peter
Еще Патриция, учитывая, что отель просто погружен в природу, использовала в проекте такой выразительный декоративный прием как вертикальные сады. Для этого она пригласила к участию известного ботаника, ни много-ни мало изобретателя vertical green Патрика Бланка (Partick Blanc). Для Il Sereno по задумке архитектора, француз сделал две больших композиции, использовав более двух тысяч растений ста тридцати разновидностей. Одна – это зеленая вертикальная стена во всю высоту северного фасада, смотрящего на озеро, названная Бланком Miroir vert du Lac, вторая Le Canyon разместилась с другой стороны, на почти отвесной скале, как ее ботаническая зеленая кожа, и обозревается через прорезь окна во входной зоне отеля.
Терраса с северного фасада, смотрящего на озеро - под зеленой вертикальной стеной "Miroir vert du Lac" Патрика Бланка
"Le Canyon" - вторая зеленая скульптура французского ботаник со стороны скалы и входа в отель
Кроме зеленых скульптур Патрика Бланка, весь комплекс отеля и spa погружен в сад

Кстати, здесь архитектор применила оригинальный “театральный” ход: входной портал очень высокий и узкий, как бойница, зажат между скалой и водой, за ним гость попадает в достаточно темный, высокий трапециевидный объем, свет в который попадает через длинное горизонтальное окно, а потолки оформлены натуральным деревом, какое применяется для яхт. Ощущение получается необычное – когда из почти темноты, как из camera obscura, гость выходит к рецепции из зеленого мрамор Verde Laguna и на простор зоны лобби и библиотеки, там его буквально ослепляет светом, проникающим внутрь с панорамной террасы отеля, открытой к озеру на 180 градусов. Вы смотрите на озеро – озеро смотрит на вас, в тотальной эмпатии.
"Le Canyon" Патрика Бланка видный из входного коридора отеля
Рецепция из зеленого мрамора от входа не видна, и открывается в самом конце сужающегося как амбразура перехода
В лобби-лаунже посетителя ожидает еще один “театральный” сюрприз от архитектора: в центре его пронизывает невероятная, как будто висящая в воздухе деревянная лестница из национального ореха Canaletto, выполненная под размер Fontanot ее Уркиола называет сердцем всего отеля. Чтобы скрыть конструктивную часть, лестница оформлена с трех сторон медными переплетающимися трубками, дающими всей этой композиции еще больший динамизм. А сами ступени из деревянного массива сделаны так оригинально, что кажутся висящими в воздухе одна над другой: чтобы понять, как это сделано, стоит всмотреться – эффект ошеломляющий. 






Эта архитектура-скульптура соединяет входную зону с дарсеной, бывшим “лодочным гаражом”, в котором ближе к уровню воды Патриция разместила ресторан, с видом на озеро, spa и дебаркадер через старинные каменные арки. Управление рестораном было отдано одному из самых известных шеф-поваров Италии Andrea Berton, а сам ресторан Berton al Lago открыт не только для постояльцев гостиницы. А еще он может похвалиться великолепной кантиной – как эстетически, с оригинальными каменными панелями с рельефами по рисунку Уркиолы, так и по коллекции вин.  










"В интерьерах мы намеренно поставили мало мебели. В номерах главный элемент – глубокие лоджии, защищенные снаружи раздвижными деревянными панелями, которые меняют образ фасада". Patricia Urquiola


Нужно сказать несколько слов о дизайне номеров отеля. Всего их 30, площадью от 65 квадратных метров до более двухсот в пентхаусе. Каждый из них оформлен иначе, так как это определено самой конфигурацией плана, в каждом есть зал-кухня. Основные материалы отделки – натуральный камень, национальный орех, использованы также обои custom made, кожи и текстиль. Цветовая гамма от теплых коричневых натурального дерева и кожи, серых камня и текстиля, до вкраплений зеленого, голубого, охры, логичных в сочетании с озером и горами за окном. Общий стиль интерьеров можно определить как аллюзии на 50-е годы – сегодня такой осовремененный винтаж очень актуален. 
Penthouse Suite отеля, более 200 кв.м., с кухней и просторными террасами

Вид с террасы пентхауса
В каждом номере есть просторная терраса-лоджия с видом на озеро, с возможностью регулировать поток дневного света с помощью раздвижных деревянных панелей, а также полностью открывать остекление, соединяя интерьер с экстерьером. Мебель и материалы часто по дизайну самой Уркиолы – от престижнейших дизайнерских брендов, большей частью итальянских (Cassina, Moroso, B&B Italia, Glas Italia, Molteni, Emu), со множеством предметов и элементов, сделанных под размер, по рисунку архитектора. От каменных парных умывальников в ванных, до светильников-бра (Flos). 





Деревянные панели из ореха, бра под размер по рисунку Уркиолы от Flos, настольные лампы Myfair от Vibia - все говорит о внимании к малейшей детали проекта
Особым шиком можно назвать также просторные ванные комнаты в камне, со смесителями цвета розового металлика, который хозяин Луис Контрерас назвал в шутку iPhone effect”. Модель ванной Патриция использовала тоже свою – это Lariana, созданная ею для Agape и выполненная в материале Cristalplant®, а из душа в некоторых номерах открывается вид прямо на террасу и озеро. Все номера уровня suite сделаны так, что они не просматриваются из других положений, создавая абсолютное ощущение интимности для своих постояльцев.





Роскошный ход - душ с видом на озеро
Гениальный дизайн Уркиолы, родившийся в том числе и благодаря энтузиазму владельцев, влюбленных в это место (Луис даже переехал жить на Комо), блестящий выбор элементов управления отелем – как, например, приглашение Бертона для ресторана, открытого для всех, до частной флотилии элитных лодок и собственной spa с видом на озеро. До исключительно грамотной маркетинговой политики, уже на старте вписавшей в свои достижения, среди прочего, посещение отеля таким звездным гостем как Марк Цукерберг. 

Победительные составляющие успеха можно перечислять еще и еще. Уже в первые месяцы после открытия Il Sereno был зачислен в престижный список: 25 лучших отелей мира, открытых в 2016 году (по классификации New York Times). А британский Bloomberg назвал его лучшим отелем на озере Комо. На этом примере действительно можно учиться. И genius loci удовлетворен.


В статье использованы материалы и фото Studio Patricia Urquiola, Icon Design, designboom, Sereno Hotels, Area Arch, JP Peter, из открытого доступа. На вступительном фото - архитектор Уркиола перед отелем Il Sereno. Цитаты Патрисии Уркиолы по материалам Milano Arch Week

Понравилось, поделитесь


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан