Biennale – Giardini – Venezia. Part 2

57 Арт Биеннале.
Venezia, Giardini della Biennale – Arsenale
13 мая – 26 ноября 2017 года

Эта вторая часть материала по Art Biennale (первую смотрите у нас в блоге от 13 августа) будет посвящена обзору выставок, предложенных в национальных павильонах, расположенных в Садах Венеции. Они в этом году во многих случаях показались намного сильнее основной экспозиции в Центральном павильоне и Арсенале – может потому что более свободно интерпретировали тему, заданную директором Кристин Масель “Да здравствует живое искусство”, или в оригинале Viva Arte Viva! Но впечатления тут намного более цельные и яркие. Здесь, в отдельных национальных проектах, все-таки подчас сильнее звучит социальная (иногда политическая) проблематика современного мира, от которой так настойчиво и старательно хотела увести участников аполитичная Масель в основной экспозиции Биеннале.

“Каждый может стать произведением искусства”      
Franz Erhard Walther, премия Leone dOro как лучшему художнику Арт Биеннале 2017

***
Giardini

Про призера Золотого Льва, германский павильон с проектом Faust художницы-перформера Anne Imhof (1978) мы уже рассказали в первойчасти статьи – беспокойная и беспокоящая история про людей и доберманов, которую можно интерпретировать десятками вариантов объяснений и понимания. И к павильону Германии не зря почти самая большая в Садах очередь. Пройдемся выборочно по некоторым самым ярким (пусть извинят те, кто тут не упоминается – невозможно объять необъятное).   
V





Faust. Фото Irene Fanizza

Минималистичная Бельгия – с аналоговыми фото одного из самых интересных авторов современности, преданного старой технике, Dirk Braeckman (1958), фото, в которые нужно тщательно всматриваться, как в вышивку гладью серым по серому или черным по черному. Атмосферу old fashioned создают в высоких белых залах бельгийского павильона фото с женскими фигурами, затемненными интерьерами, фотографиями старых фотографий – в градациях серого и черного, серебряная печать на фоточувствительной бумаге… как когда-то.
 V



Павильон Испании, проект сумма инсталляций и видео ¡Únete! Join Us! авторства Jordi Colomer, архитектора и историка искусства, который интерпретирует городскую среду в место для создания спонтанных пространств, где могут возникать позитивные временные коллективные ситуации, стирающие границы между участниками. Для Коломера “город - это то место, где нужно двигаться”, и чувство общности может стать поэтическим толчком для этой утопической work in progress. Как и сама серия залов с трибунами для просмотра видео перформансов, снятых автором в испанских городах.
V


Павильон Голландии как-то незаслуженно обойден вниманием критики, а он стóит как минимум внимания, а то и похвал с проектом Cinema Olanda автор Wendelien Van Oldenborgh – уже хотя бы потому, что само пространство решено великолепно, и кажется доведенным до архитектурных размеров супрематистским этюдом Малевича, с локальными плоскостями красного, синего, белого и желтого цветов, с проекциями трех новых авторских фильмов Ван Ольденборга, в которых архитектура становится отправной точкой для людей разных поколений, чтобы иначе посмотреть на последние события и послевоенную историю с личных и профессиональных позиций. Эти фильмы передают альтернативный рассказ о самооценке Нидерландов как толерантной нации, раскрывая ее как сложное и быстро меняющееся социальное, культурное и политическое пространство, как в 50-х годах, так и сегодня.
V




Финляндия в своем маленьком павильоне, созданном Алваром Аалто, предложила симпатичный проект The Aalto Natives – нарратив-анимацию на две стены зала, иронично повествующая устами “Рассказчика” в форме гигантского яйца, вехи истории народов мира. Авторы Erkka Nissinen (1975) и Nathaniel Mellors (1974). Интересный комментарий к выставке сделал Xander Karskens, куратор национального финского павильона:
The Aalto Natives – Туземцы Аальто исследуют такие темы, как изобретение национального государства и истоки культуры, посредством абсурдистской сатиры, реализуя свои интеллектуальные амбиции в обманчиво комичном снаряжении. В проекте рассматриваются сложные проблемы, с которыми сталкивается сегодня наш глобализованный мир, такие как нео-консервативный национализм, нетерпимость и классовая поляризация”.





Венгерский сецессионный павильон в лице Gyula Várnai дал неожиданный ответ на задачку Масель – а может скорее на задачи и тревоги сегодняшнего дня: Peace on Earth! Это и желание, и надежда, и призыв. Голубь мира с пальмовой ветвью в центральном зале, скульптура –  некая смесь зерноуборочной машины и будки лагерного надзирателя (5 minutes), в большой раме – раскадровка к советскому киножурналу для пионеров “Хочу все знать” рядом с фото различных фаз наземного взрыва (E-wars) и… радуга, набранная из огромного количества советских значков и значков стран соцлагеря (Rainbow)… Ирония над пустым слоганом социалистического общества времен холодной войны, реинкарнация былых страхов, сомнения в крепости традиционных принципов общества западного. Возможно, призыв к миру становится все больше утопией? И к кому тогда автор обращает сегодня свой призыв?
V




Соединенные Штаты в этом году представил художник необычной судьбы и позиции: афроамериканец, открытый гей, социально активный и экспериментатор по своей природе неоэкспрессионист Mark Bradford (1961) с исключительно яркой и цельной выставкой Tomorrow is Another Day (вторая часть в городе, на Fondamenta dei Frari с результатами шести месяцев его совместной работы с экс-заключенными местного кооператива). Здесь же, в Садах – и видео, и картины, выполненные в его экспериментальной технике – из переработанных и многослойно наклеенных бумажных и прочих пестрых отходов, и site-specific скульптура Spoiled foot во входном зале, как гигантское чрево придавливающая посетителей к стенам зала, такая же по месту созданная скульптура из черной и отбеленной бумаги Oracle в импровизированном храме – ротонде американского павильона. Интересно и решение пространства снаружи – насыпанный строительный гравий и мусор частично закрывают само историческое здание в формах классической палладианской архитектуры с колоннами и треугольным фронтоном.  Однозначно, это дин из самых сильных национальных павильонов, когда речь идет о высококлассном абстрактном искусстве.  V








В павильоне Дании Kirstine Roepstorff (1972) предложила один из самых поразительных проектов этой биеннале Influenza: Theatre of Glowing Darkness, который трудно с чем-то другим сравнить. Темнота, мрак, ощущение себя как крошечной части мира – ощущение себя по ту сторону этого мира. Мрак, в котором звучат монологи и диалоги нескольких женщин (намерено разных возрастов, что явственно из тембров их голосов) –  не пугающий, а заставляющий глубже чувствовать хрупкость этого мира и его (себя) конечность. А еще по мысли автора, темнота – это колыбель творения, творчества:

“Свет дает иллюзию, что вы что-то контролируете. Но именно в темноте совершаются все процессы изменений. Мрак, тишина – вот настоящая колыбель креативности”.

 

Мрак трудно проиллюстрировать: закройте глаза и вслушайтесь в себя. Поэтому сопровождаем этот проект светом и солнцем с панорамами в “светлой части” и перед павильоном Дании – с толпой любопытствующих, ожидающих, когда их запустят с очередной группой в проникновенный и проникающий мир Influenza.



Замечательной архитектуры, украшение Садов, павильон Северных стран (Щвеция, Финляндия, Норвегия) представил многослойный проект Mirrored группы из шести авторов разных поколений Siri Aurdal, Nina Canell, Charlotte Johannesson, Jumana Manna, Pasi “Sleeping” Myllymäki и Mika Taanila с разным видением сегодняшнего мира. Выставка пытается избежать публицистики и пробует показать новый взгляд на северные страны, уводящий от общих мест и банальности. Работы Siri Aurdal, Charlotte Johannesson и Pasi 'sleeping' Myllymäki – это примеры urban art с использованием промышленных материалов, цифровых технологий или дизайнерских экспериментов с динамическими изображениями. Модульные структуры в пространстве – это попытка бросить вызов традиционной скульптурной форме. Другой художник, который также с интересом следит за “городским пейзажем”, Mika Taanila, использовал технику “резьбы по книгам” и монтажа для создания своих оригинальных структур из литературы на кинематографическую тематику, как важную часть современной городской культуры.
V










Women of Venice – название выставки трех авторов Teresa Hubbard, Alexander Birchler и Carol Bove. в павильоне Швейцарии повторяет название знаменитой выставки Альберто Джакометти 1956 года в Венеции. Его брат, архитектор Бруно Джакометти спроектировал этот павильон в 1952 году, где знаменитый скульптор не захотел выставляться никогда. Поэтому по идее кураторов, три приглашенных автора в какой-то мере вернули его в эти стены, создав серию произведений на одноименную тему: это шесть абстрактных скульптур из окрашенной стали Carol Bove, наводящих воспоминания на знаменитую серию Femme Джакометти. Интересней кажется работа, проделанная парой Hubbard/Birchler, которые подняли из небытия фигуру ученицы и возлюбленной Джакометти 20-х годов, известной американской художницы Flora Mayo, с серией парных фото двух художников, восстановленному по фото (пропавшему) скульптурному портрету Флоры авторства Джакометти, и его портрету, сделанному ею, реальному видео-интервью с ее (их) сыном (сегодня глубоко пожилым человеком, открывшим не так давно тайну, кто был его отец) и любопытное видео fiction, возвращающее зрителя в воображаемую студию художника, где мы видим Альберто и Флору за работой.
V








Венесуэла представила одного автора Juan Calzadilla с проектом Formas escapándose del Marco (Shapes escaping from the frame), интересно и цельно решенным в архитектуре павильона с работами, соединяющими в себе литературу, рисунок и поэзию.  Проект задуман художником как способ создать с помощью мастерства каллиграфии тело главного персонажа, в твердом, решительном и безупречном жесте рисования. Рассказ, покрывающий всю поверхность холста, стен, воспроизведенный в проекциях, расширяет возможности – “рамки” – пластической среды.
V






В монументальном проекте Theatrum Orbis (по имени знаменитого Атласа, опубликованного в 1570 году в Антверпене Абрахамом Ортелиусом) в российском павильоне-тереме в Садах, несомненно, самый сильный замечательный живой классик Гриша Брускин (1945) с проектом-метафорой Scene change“Смена декораций”. Как образное свидетельство непростой истории России (и мира) последних ста и больше лет: с имперским двуглавым орлом, обутым в советские военные сапоги и олицетворяющим тотальную власть, с марширующими толпами одинаковых безликих фигурок, с этими же фигурками, посаженными на цепь или в клетку, с идолами и странными гибридными порождениями между людьми, ангелами и механизмами. Сумма скульптуры и видео проекций, с настоящим шоу в театре под куполом центрального зала. Впечатление сильное и цельное, идея ясная, рассказанная смело и без сползания в публицистику. В крипте — инсталляция группы Recycle с серией скульптур Blocked Content, вдохновленной девятым кругом дантовского Ада, где главный герой становится видимым только для владеющих приложением к мобильному устройству. К сожалению, оказался намного слабее заключающий выставку проект молодой Саши Пироговой (1986), видео-перформанс Garden, который, при всем операторском качестве, кажется повтором уже многажды виденного…  Важная роль в проекте отведена музыкальному сопровождению – музыка была создана специально для выставки, ее авторы Дмитрий Курляндский, Петр Айду и Константин Дудаков-Кашуро.
V



















***




***

Проект “Перевернутый лес” TurnedUpside Down, It's a Forest японского художника Takahiro Iwasaki (1975) навеян романом современного венецианского прозаика Tiziano Scarpa, рассказывающего в одной из своих новелл об истории создания Венеции на миллионах перевернутых и воткнутых в дно лагуны свай.  Это проект в двух частях: первая история Reflection Model (Ship of Theseus) с изысканными деревянным моделями японских пагод, перевернутое отражение которых точно воспроизведено от серединного уровня несуществующей воды. Дополненное также образами менее романтичными, как нефтяные вышки и строительные краны, сделанные автором из ниток тряпья второго представленного проекта. Э
то трехмерная инсталляция Out of disorder (Mountains and sea) вокруг отверстия, ведущего в нижний уровень павильона Японии, созданная с использованием знакомых бытовых предметов, включая полотенца, книги и пластиковый мусор. Из нижнего уровня, в отверстие можно обозревать внутренность павильона совсем под другим, неожиданным углом, когда гора тряпья при близком рассмотрении кажется горами, а посетители павильона гигантами – аллюзии автора на важность смены точки зрения для лучшего понимания происходящего. Многое в проектах автора остается отголоском или пересмотром истории его родного города Хиросимы до и после атомной бомбардировки.
V







Turned Upside Down, It's a Forest. Фото © flamingo follows
Turned Upside Down, It's a Forest. Фото © flamingo follows
Республика Корея показала в Садах выставку с непереводимым названием Counterbalance: The Stone and the Mountain. Ее авторы Cody Choi (1961) и Lee Wan (1979) предложили по сути несколько совсем разных выставок под одной крышей, объединенных общей мыслью о сумбуре и случайности многих сторон жизни современного общества: отсюда галерея фото во входном зале из жизни неизвестного корейского журналиста Mister K, случайно купленных авторами на блошином рынке, “Стена Часов” Lee Wan в следующем – это образная иллюстрация ответа на вопрос “Сколько часов ты отдаешь работе?” Заканчивая ироничной копией роденовского Мыслителя, выполненного из туалетной бумаги и розовых пилюль pepto-bismol, помогающих автору Cody Choi от несварения (современного общества). Смотреть и слушать интересно: тут картины, фото, коллажи, видео, динамические инсталляции.
V









Cody Choi, The Thinker, 1995-96. toilet paper, pepto-bismol, wood.  Photo by Riccardo Tosetto


Venetian rhapsody – The power of bluff. Фото designboom

Канадский павильон уже привилегированный по своему расположению (создан миланской архитектурной студией BBPR в 1958 году) – у края Садов, с видом на лагуну, и как выяснил автор экспозиции этого года Geoffrey Farmer, стоѝт на обломках бывшего квартала Кастелло, который был снесен Наполеоном. Если копнуть глубже пятидесяти сантиметров, то уже нужно присутствие археолога – и это в какой-то мере натолкнуло автора на идею проекта. Farmer предложил сложную композицию A way out the mirror из нескольких предметов, с фонтанирующей из них водой, олицетворяющую черепаху, держащую плоский мир, но перевернутую (как в зеркале) – в каком-то смысле держащую землю и квартал Кастелло в ее недрах.
V




Павильон Франции на первый взгляд скорей подходит для Биеннале Архитектуры: это оригинальная деревянная конструкция, вдохновленная пространственными композициями 30-х годов Merzbau в Ганновере художника-дадаиста Kurt Schwitters. Встроенная во все пространство исторического здания, со множеством изломанных плоскостей и исключительной акустикой, эта временная деревянная архитектура формирует несколько мини студий звукозаписи – а это уже имеет отношение собственно к проекту-перформансу художника, фотографа и перформера Xavier Veilhan (1963), названному Studio Venezia, как адрес еще одной звукозаписывающей студии. В дни открытия и выходные это пространство превращается в череду музыкальных площадок, где приглашенные музыканты играют на различных, в том числе и редких инструментах, под знаком импровизации и свободы самовыражения – как и хотелось директору, землячке Кристин Масель – живое искусство. Вот только в другие, рабочие дни, служащие павильона цыкают на зрителей, отгоняя их от безмолвно выставленных тут же инструментов… велик соблазн и себе стать частью живого искусства).
V










Как-будто в пандан французам, стоящий рядом исторический павильон Великобритании представил тоже “архитектуру”, но совсем другую – немного сумасшедшую, маниакально гигантскую архитектуру-скульптуру известной английской художницы Phyllida Barlow (1944), заполнившую под завязку все уголки залов и даже выползшую на наружную террасу павильона. Проект-эстетизация иррационального так и назван folly. Эти странные скульптуры из бедных материалов – как будто папье-маше, сделанные великаном из бумаги, картона, деревянных щитов и цемента – оставляют тем не менее, непонятным образом, очень позитивное впечатление.  Возможно из-за проникшей и сюда типичной английской иронии: над классическими формами колонн или средневековых замков, рассеянных по британской провинции. Или из-за своего игрового момента – как будто Barlow в роли доброй мамаши-великанши сконструировала для своего любимого дитяти эти разноцветные мега-игрушки. 
V
















В павильоне Чехии и Словакии (оставшихся только в Венеции нераздельной Чехословакией) стоило бы дополнить забавную инсталляцию пассажами из “Лебединого озера” Чайковского. Автор Jana Zelibska с проектом Swan Song Now создала очень позитивную, почти игровую атмосферу - момент тишины, мира и медитации: перед видео группа светящихся лебедей усиливает впечатление, что это оазис спокойствия в суете мира… Несмотря на некоторую макабрическую двойственность самогó названия – “Лебединая песня”.
V


В израильском павильоне при входе вас предупреждают о том, что здесь присутствуют грибки и плесень. Уже интересно – потому что именно с помощью них автор Gal Weinstein (1970) создал свой меняющийся во времени проект Sun Stand Still. Это импрессионистические картины на стенах павильона, кажущиеся цветными обоями, но на самом деле нарисованные плесенью и соляными разводами, на середине лестничного марша вас встретят ящики, заполненные кофейной гущей и напоминающие топографическую карту или землю с птичьего полета, в гармоничных цветах разных стадий “цветения”. И наконец наверху поразительная гигантская скульптура тотем El Al из фибры акрилана, как застывшее облако, спустившееся внутрь с небес – на самом деле задуманная автором как намного менее романтический образ: рампа для запуска ракет. Идея Вайнштейна – критический анализ романтической мифологии и реальности мирового сионизма, отпечатавшихся в коллективной памяти Израиля.
V








Австралия. My Horizon – прекрасный атмосферный проект Tracey Moffatt (1960), объединяющий серию из двенадцати фотографий Passage в оттенках сепии, как серии стоп-кадров из жизни героини и места, и два фильма-фантазии на темы истории (выдуманной и настоящей) Австралии, которая не забывает свой долгий путь от пенитенциарной колонии Британской империи, через покорение и убийства аборигенов, до современной пестрой и мультикультурной страны-континента.
V





***
Перебежав через канал на другую сторону Садов, через мостик, упирающийся в павильон Бразилии, продолжим обзор по национальным проектам биеннале.


Бразилия. Проект Chão de caça молодой художницы Cinthia Marcelle (1974), работающей в скульптуре, с видео и перформансом, был отмечен специальной номинацией жюри биеннале как один из самых оригинальных. “Привет из дома” – это метафора автора на нестабильность и проблемы современного бразильского общества.
V


Chão de caça- Фото Francesco Galli

Австрия удивила стоящей торчком в Саду машиной-фургоном, как новая кампанила, внутри которой можно подняться по крутой лестнице и увидеть, как со смотровой площадки, канал и сады. Проект без названия Erwin Wurm, снаружи и внутри австрийского павильона приглашает посетителей приобщиться к взаимодействию с предметами, интерпретируя таким оригинальным образом слоган биеннале “Да здравствует живое искусство”: в сопровождении наглядных “Новых инструкций по применению” (очень необычных) для привычных предметов, окружающих нас каждый день в инсталляциях Erwin Wurm. В другом зале, в неоновых пространственных надписях Brigitte Kowanz в ее проекте Infinity and Beyond звучат аллюзии на тотальное цифровое пространство, в которое мы по нашему желанию или против него погружены сегодня.
V










Сербия в своем павильоне в Садах представила проект ENCLAVIA - Painting, consequence of this kind oflife, с работами трех очень интересных современных авторов Vladislav Šćepanović, Milena Dragicevic, Dragan Zdravković – это качественный фигуратив, но, как следует из названия выставки, заставляющий задуматься о роли искусства.  Название Enclavia – это слово до сих пор написано шрифтом в стиле art deco над входом в павильон, и уводит к теме так называемого South Slavic country, идея существования которого была в 30-е годы прошлого века. Работы трех авторов по-разному интерпретируют глобальные темы транснациональных изменений и тревожных вопросов существования сегодня.
V








В египетском павильоне, стоя во мраке на песке, зрители могут посмотреть видео с двенадцатиминутным рассказом The Mountain, созданным мультимедийным художником Moataz Nasr. Фильм победителя Биеннале в Каире был отобран национальным жюри для представления в Венеции, потому что, по их заключению, ярко и образно повествует о тех изменениях, которые происходят сегодня в египетском обществе: через образ главной героини, девушки, которая покидает свою малую родину в Верхнем Египте, а после возвращения бросает вызов местному шейху деревни и отрицает его авторитет: конфликт неизбежен.
V



Moataz Nasr, The mountain, still da video. Courtesy the artist and Galleria

Павильон Венеции создал пестрый и богатый рассказ о прекрасном городе на воде, принимающем биеннале: с его мастерством ремесленников, ролью в истории давней и сегодняшней – особенно современной кинематографической, под соответствующим названием Lux Luxus Luxuria – можно перевести как Свет Роскошь Вожделение.
V






Польский павильон был целиком отдан одному автору, американке Sharon Lockhart, имя которой заявлено уже в названии проекта – Sharon Lockhart. Little Review. Шерон победила в национальном отборе для биеннале, предложив интересный исторический экскурс и эксперимент. Живя в Польше, ее поразила история (трагическая) известного польско-еврейского педагога, философа и писателя Януша Корчака, который в 30-е годы выпускал в предвоенной Варшаве, с детьми и молодыми людьми, газету “Малый обзор” “Mały Przegląd”по аналогии с известным в то время взрослым изданием, где подымал взрослые вопросы равноправия, справедливости, равенства. Как и когда-то Корчак, автор попробовала сегодня создать, вместе со сложными девочками-подростками из одного польского Центра социальной терапии, новый вариант Little Review, чтобы дать голос молодому поколению. Выставка состоит из серии видео, фотокартин, изображающих подростков, участвовавших в проекте, переводов на английский ими написанных текстов и подборки исторических номеров газеты Корчака.


Sharon Lockhart. Little Review. Фото Bartosz Gorka
Sharon Lockhart. Little Review. Фото Bartosz Gorka

Румыния представила на биеннале очень объемную ретроспективу национального классика, прекрасной художницы девяностолетней Geta Brătescu (1926) с выставкой работ за многие годы творчества – интересный пример того, как изменился мир, и мы с им, за последние десятилетия.
V









Завершает эту часть биеннале, находящихся в Садах национальных павильонов, Греция, приятно удивившая очень сильным проектом Laboratory of dilemmas, в котором автор George Drivas соединил в одном пространстве (почти во мраке) своеобразный античный Театр или Лабиринт, развивающийся в двух уровнях под высокими сводами греческого павильона, с серией из пяти последовательных фрагментов видео fiction (с актерами уровня Charlotte Rampling), рассказывающих по-новому историю создателя жанра трагедии Эсхила в драме “Просительницы“ (в которой сюжет развивается вокруг дилеммы главных героев о спасении группы преследуемых женщин, ищущих убежища). Дривас создает новую дилемму: по аналогии с Эсхилом его герои пытаются разрешить спорный вопрос о моральных последствиях спорного научного биологического эксперимента. Фрагменты видео составляются в единый рассказ высочайшего актерского и операторского качества, с главным вопросом: какова мера нашей ответственности за судьбы будущего?
 V












Здесь мы прервем наш рассказ. Потому что нужно переместиться снова в Арсенал, где представлены еще больше десятка интереснейших национальных павильонов, о которых речь пойдет в заключительной третьей части этого материала. А пока для скептиков процитируем директора 57-й Арт Биеннале Christine Macel:

”В мире, полном конфликтов и потрясений, когда гуманизм подвергается серьезной опасности, искусство остается самой драгоценной частью человеческого существования”.



Цитата Franz Erhard Walther и Kirstine Roepstorff по журналу Arte, июнь 2017. Цитата Xander Karskens  по материалам портала E-flux. Цитата Christine Macel по Enclavia. В статье использованы фото Anna Kolomiyets, указано по месту или из открытого доступа.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан