Biennale. VIVA ARTE VIVA*

57 Арт Биеннале.
Venezia, Giardini della Biennale – Arsenale
13 мая – 26 ноября 2017 года

Что есть искусство? И как с этим обстоят дела сегодня? Биеннале Венеции, оставаясь уже более столетия самым престижным событием планеты по теме contemporary art, каждый нечетный год пытается прояснить этот запутанный и темный вопрос для своих посетителей. В каком виде это выяснение происходит в этом году, можно увидеть (и услышать) в венецианском Арсенале и Садах, где проходит сейчас эта обширная выставка под оптимистичным названием, звучащим как пожелание или напутствие: “VIVA ARTE VIVA” - в итальянской версии игра слов, которую можно перевести как *ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЖИВОЕ ИСКУССТВО! Слоган, он же тема, придуманная директором биеннале этого года француженкой Christine Macel20 лет шеф-куратором Центра Pompidouдолжна была призвать креативную публику со всего мира доказать этому же миру, что Искусство живо. Попробуем прогуляться по павильонам и залам Биеннале и посмотреть, что из этого вышло – без оценок или хотя бы, насколько получится, максимально беспристрастно. 


Говорить о современном искусстве непросто – нет четких границ, есть большое разнообразие предложений, размыты и меняются авторитеты... и идет бесконечный эксперимент. Единственным конкретным критерием (грубо банализирующим) тут остаются котировки на всевозможных престижных аукционах мира – раз есть коллекционеры, готовые платить за современное творение ТАКИЕ суммы, часто значительно бóльшие, чем за мировых классиков прошлых эпох, значит современное искусство того заслуживает. Поэтому, в путанице авторитетов и мнений, не будет зазорным привести цитату признанного гуру, известного итальянского теоретика и критика современного искусства Achille Bonito Oliva, который так сказал о текущей биеннале в одном своем интервью:

“Эту биеннале я бы назвал нео-гуманистической с одной стороны и перформативной с другой. Нео-гуманистическая, потому что подбивает на рефлексию о том, что такое человек, и подтверждает, что искусство – это скорее вопрос к миру, а не ответ [ему]”.  


Перформативной биеннале можно назвать уже потому, что в современную цифровую эпоху эта выставка по желанию ее директора Macel сознательно отказалась от digital art. Одним из главных ожиданий от предложенного современного искусства стала одновременность опыта, присутствие зрителя при непрерывно длящемся ЖИВОМ процессе творения в большей мере, чем рассматривание готового результата. Некоторая политизированность прошлых лет уступает место нацеленному и продуманному “конструированию” ощущений и эмоций.  Поэтому было так важно присутствовать в этот раз на открытии-вернисаже. Кто не сумел – довольствуется снятыми видео в залах Performance в Арсенале, где можно увидеть все эти 120 микро-фильмов (Parallel Projects). Искусство больше не ищет, патетически, лечение для больного человечества – повторяя слова Акилле Бонито Олива, оно ставит вопросы, а не дает ответы.

В одном из залов Арсенала. На переднем плане работы Rina Banerjee, в глубине шалаш-инсталляция Ernesto Neto  

Есть на биеннале и творения, которые вообще не могут существовать без участия зрителей, где они сами неожиданно для себя становятся перформерами – как ответ на приглашение Масель показать примеры “живого искусства”, где зритель становится по сути частью произведения. Часто не требуется даже непосредственное присутствие автора-режиссера. Такой проект может осуществляться и с помощью приглашенных и обученных аниматоров или актеров в любой запланированный момент или постоянно, на всем протяжении биеннале.
 
В павильоне Германии, перформанс "Faust" Anne Imhof, призер Leone d'Oro

Как например, в павильоне Германии с беспокойным перформансом “Faust молодой немецкой художницы Anne Imhof, принесшей, кстати, немцам престижного Leone dOro за лучший национальный проект. Вокруг павильона Imhof построила огромную клетку, за которой свободно гуляют доберманы, а внутри павильона оказываются зрители, отделенные от анемичных и асексуальных перформеров, по всем трем залам, прозрачным стеклянным полом, и актеры периодически “выходят” через узкие зазоры между стеклом и стенами на поверхность, прямо в толпу посетителей – молча или резкими песнями-литаниями. Ощущение тревоги нарастает по мере появления все новых групп перформеров, иногда до такой степени, что хочется бежать наружу из этого светлого, высокого, пронизанного солнцем и воздухом павильона.

Faust в другой момент перформанса
Французская куратор захотела не только дать особую тему-напутствие, но и достаточно подробно, почти дидактически расписала отдельные разделы выставки в Центральном павильоне и Арсенале, где 120 приглашенных или отобранных художников должны были самовыразиться на заданную тему и ее “отпочкования” – в так называемых транс-павильонах. Всего транс-павильонов 9 – два из них в Центральном павильоне Садов и семь в Арсенале (транс-национальных, то есть максимально интернациональных и космополитичных). По рекомендации самой Масель, начинать надо именно с Центрального павильона, чтобы продолжить в Арсенале, вернувшись потом к национальным проектам.

В центральном зале Центрального павильона живет и работает 6 месяцев американская художница Dawn Kasper. “The Sun, The Moon, and the Stars”

Темы были заданы такие: Художники и Книги, где авторы представили свои воображаемые библиотеки; Состояния души (или Радости и Страхи); Общее пространство; Земля (Утопии, констатации, сны о Планете); Традиции (изучение и новое прочтение); Шаманы (шаманы Востока и шаманы западной культуры, где Запад – это скорее Латинская Америка); Дионисийство (понимаемое как некий новый гедонизм, сексуальность и удовольствие); Цвета (немного странная тема, учитывая, что мы на арт-выставке); Время и Бесконечность как самая обобщающая и менее всего поддающаяся воплощению в конкретных произведениях, особенно говоря о бесконечности… Все темы в той или иной интерпретации вполне комплементарные (кроме, возможно, библиотеки), так что при кажущейся узости и конкретике запроса куратора Macel, ответ получился более чем разнообразный, с возможностью такого же свободного “перетаскивания” очередной авторской интерпретации из одного тематического пространства в другое, в рамках Центрального павильона, залов Арсенала или национальных павильонов в Садах. Общее заключение – много спорного, но есть и отдельные очень сильные вещи, ради которых стоит обязательно увидеть выставку этого года в Венеции. Если не ради самой Венеции.

Эта и предыдущая: Study Art Sign, инсталляции американца John Waters


Павильон Художников и Книг (Центральный павильон Садов)

John Latham. Одна из работ серии 1959-1992


У китайца Liu Ye плоский холст кажется реальной открытой книгой. Из серии Books on books
Katherine Nuñez & Issay Rodriguez. “In Between the Lines 2.0”  Фото Irene Fanizza

Ироничная инсталляция The Artist is Asleep художников из Казахстана Елены и Виктора Воробьевых

(Хотя книг еще было обнаружено много и в Арсенале - перетекание тем в транс-павильонах очевидно.
И относятся они к Павильону Общего пространства)

Maria Lai, инсталляция  Libro Scalpo
Maria Lai, инсталляция Enciclopedia Pane/ Bread
Michelle Stuart. Фрагмент инсталляции Dream Collector Carpinteria

Michele Cacciofera, инстлляция Janas Code, смешанная техника (в Арсенале)

Вернемся в Центральный павильон

 Green Light Workshop by Olafur Eliasson в Центральном павильоне
Плоды трудов  Green Light Workshop, которые можно приобрести, а средства идут на благотворительность

Павильон Радостей и Страхов (Состояний души )

Зал Kiki Smith - один из самых интересных в Центральном павильоне. В центре инсталляция Luminary
Kiki Smith. Influence

Kiki Smith с удивительными работами, выполненными на непальской бумаге

Маленькие ценители искусства в зале интереснейшей молодой художницы из Гонконга Firenze Lai

Беспокоящая живопись Firenze Lai

Kopf I & Kopf II. Гигантские холсты немецкого художника сирийского происхождения Marwan (не стало в 2016).

Гиперреалистические миниатюры "Our Naufrage 1-10" канадской художницы Hajra Waheed

Кадр из фильма-перформанса дагестанской российской художницы Таус Махачевой, достойной внучки Расула Гамзатова


Общее пространство. Перемещаемся снова в Арсенал 


Franz Erhard Walther за свои инсталляции 1975-1984 гг. из хлопка получил Leon d'Oro как лучший художник Биеннале 2017

Лабиринт с шарами авторства Martín Cordiano и текстильная инсталляция Franz Erhard Walther в глубине

Проект David Medalla "A Stitch in Time" начался как передвижной в 1968 году, как совместное действо плетения со зрителями

Maria Lai, Althar cloth - Простыня-алтарь


Земля (Утопии, констатации, сны о Планете, животный мир). Хотя главным элементом тут  иногда кажется вода

Инсталляция Kiss the Day Goodbye автора Charles Atlas была отмечена почетной номинацией жюри. 44 заката и 18 минут обратного счета секунд открывают Павильон Земли

Green Venice от Nicolás García Uriburu, автора акции по окрашиванию в зеленый цвет вод Большого канала в Венеции в 1968 году

Японская группа The Play с проектом The play have a house

Erika Verzutti, инсталляция "Turtle" 

Julian Charrière с "соляными столбами" Future Fossil Space, на основе исследований по традиционной добыче лития

Инсталляция Collection de Chaussures с кроссовками от француза Michel Blazy (в глубине) и Julian Charrière (слева)


Канадский художник Kananginak Pootoogook редкой народности inuk с карандашными рисунками о жизни своего северного народа

Kananginak Pootoogook. Untitled (Successful Walrus Hunt)

Thu Van Tran, инсталляция The red rubber

24 фото в "natural stories" Michelle Stuart в инсталляции In the Beginning - Islas encantadas 


Павильон Традиций (изучение и новое прочтение)

Achraf Touloub, Untitled. Автор называет эти инсталляции из нейлона, гипса и цепей "шкуры"

Michele Cacciofera, инстлляция Janas Code, смешанная техника

Мексиканка Cynthia Gutiérrez с инсталляцией Cántico del descenso I -XI

Новозеландец Francis Upritchard с серией из семи бронзовых окрашенных скульптур, редкостью на этой биеннале



Кореянка Yee Sookyung соединяет в мега-скульптуру куски традиционных ваз в проекте Nine dragons in Wanderland

Россиянка Ирина Корина с ироничной site specific инсталляцией Good intentions, с похоронными венками и элементами высокой моды


Испанка Teresa Lanceta с серией изобретательных "картин" из комбинированных традиционных марокканских ковриков

Site-specific инсталляция Leonor Antunes, …then we raised the terrain so that I could see out


Павильон Шаманов


Бразилец Ernesto Neto с инсталляцией Um Sagrado Lugar (A Sacred Place) в виде гигантского шатра, в дни вернисажа здесь проходили спиритуальные действа с индейцами племени Huini Kuin из Амазонии
В остальные дни тут могут отдохнуть и помедитировать уставшие посетители биеннале

Эффектные инсталляции родившейся в Индии и живущей в Нью-Йорке Rina Banerjee




Павильон Дионисийства (почти все женщины-художницы)


Heidi Bucher с картинами из элементов гардероба, погруженных в смолы

Эротические одежды от Huguette Caland

Ее же картины

Topographic Mud Floor и другие работы site specific проекта Mariechen Danz на тему дионисийства, тела и географии




Вход в грот Pauline Curnier Jardin с проектом Grotta Profunda, Approfundita, где идет видео. На переднем плане инсталляция Jelili Atiku



Кубинка Zilia Sánchez с ее Las Amazonas


Павильон Цвета


Abdoulaye Konaté с пятиметровой текстильной картиной

Presumption Prvails - инсталляция site-specific британки Karla Black

Американка Nancy Shaver с site-specific инсталляцией с ироничным названием Standardization, Variation and the Idiosyncratic



20 скульптур. Judith Scott со своим инстинктивным искусством, поскольку была художником-дауном (не стало в 2005)

Takesada Matsutani "Venice stream", в глубине справа Dan Miller и Giorgio Griffa

Одна из самых цитируемых инсталляций этой биеннале, Escalade Beyond Chromatic Lands американки Sheila Hicks


Павильон Времени и Бесконечности

Liliana Porter, инсталляция-имитация разрушения El hombre con el hacha y otras situaciones breves (Человек с топором и другие сиюминутные ситуации). Фото © Inexhibit

Liu Jianhua, инсталляция Square из керамики, имитирующей нестабильные капли, и металлических листов 


Полька, живущая в Берлине, Alicja Kwade представила инсталляцию WeltenLinie. Зеркала хорошо поддерживают тему бесконечности



***
Обычно, по впечатлениям от предыдущих биеннале, все наоборот - но в этом году намного интереснее показались национальные павильоны в Садах (Италия, Китай и другие в Арсенале). О германском, отхватившем Золотого Льва, уже было сказано выше, не менее ярко показали себя и многие другие страны, исторически находящиеся в собственных национальных павильонах венецианских Giardini. Но об этом в следующей статье.


Цитата Achille Bonito Oliva по статье Un notturno veneziano в журнале Arte, июнь 2017.  В статье использованы фото Anna Kolomiyets или указано по месту.

Понравилось, поделитесь

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni 2018. Зачем ехать в апреле в Милан