Padua, или Город трех “без”


“В старинном и хмуром городе Падуе…”
Петр Муратов, “Образы Италии”, I том, 1911 

Легенда приписывает основание города в 1182 году до н.э. мифологическому воителю Антенору, избежавшему разгрома при Трое и достигшему адриатических берегов. В действительности Падуя появилась намного позже, в первой половине VIII-VII веков до н.э. Древний Patavium – город романский, входивший в состав Великой Римской империи, что подтверждают античные руины в самой древней его части (сейчас территория Городского сада) – Арена, или Амфитеатр, эллиптическое в плане сооружение на 80 арок, сходное со знаменитой Ареной в Вероне; римской же эпохи императорский театр Zairo на шесть тысяч зрителей и Марсово поле, погребенные под позднейшими культурными наслоениями на площади Prato della Valle.


Немного истории вместо вступления
Оставим позади более десяти веков, прошедших среди набегов варваров, в чередовании разгромов и восстановлений города под предводительством приобретающих все большую власть христианских епископов. Это время создания новой городской цитадели – вала, защитившего жителей, и формирования Коммуны – городского органа самоуправления.
К XII веку Падуя становится процветающим городом с сильным центральным управлением, с многочисленными ремесленными гильдиями, монастырями, одиннадцатью базиликами, десятком больниц. В 1222 году здесь открывается Университет, знаменитый Bò. В город притекают монахи различных орденов, проповедует святой Антонио. Богатеют ремесленники и торговцы, укрепляется положение знати.

Cortile d'onore - внутренний двор знаменитого Падуанского университета Bò с гербами известных учеников и докторов
Треченто становится для Падуи настоящим “Золотым веком”. Здесь работает великий Джотто, приглашенный сначала настоятелем Собора Святого Антонио, а чуть позднее знатной семьей Скровеньи для украшения семейной капеллы, ставшей олицетворением живописного прорыва раннего Ренессанса. Джусто де Менабуои расписывает Баптистерий Кафедрального собора – абсолютный шедевр фресковой живописи, к сожалению, менее известный, чем росписи капеллы Скровеньи. В разное время здесь живут и творят Альтикьеро, Донателло, Сансовино, Андреа Мантенья, именно здесь начавший свою карьеру, выполняя росписи в церкви Эремитани; Тинторетто, Веронезе, Тициан, Тьеполо – и это только самые громкие имена. Несколько лет проводит гостем при дворе Сеньоров Падуи Франческо Петрарка. Здесь в квартале Borgo dei Rogati родился Андреа ди Пьетро, больше известный миру как Андреа Палладио, ставший величайшим архитектором всех времен. В университете в 60-х годах XVI века профессорствует Галилео Галилей – его кафедру, простую, нестроганого дерева, до сих пор можно видеть в одной из аудиторий.

Знаменитая деревянная кафедра Галилея в Университете Bò. Фото Carlos Dorce
После потери независимости в конце XIV века и подчинения Яснейшей Венецианской республике, история Падуи сливается с историей Serenissima (Яснейшей) вплоть до 1798 года, даты завоевания Италии австрийцами.

Рассказывая о своем городе, падуанцы обязательно процитируют вам старинную поговорку о том, что: 

Падуя – город трех “без”: святого без имени, луга без травы и кафе без дверей.

А теперь по порядку.

Rudolf von Alt. Sant'Antonio in Padua. Репродукция акварели 1838 года

Святой без имени
Речь идет о святом Антонио, SantAntonio – канонизированном уже в XIII веке монахе-францисканце ордена миноритов (минориты – так называемые Нищенствующие ордена, посвятившие себя проповедованию и аскезе). Трудно сказать почему, но именно этот популярнейший святой, так сказать, потерял свое имя: для католиков достаточно сказать Святой, чтобы понять, что это именно святой Антоний Падуанский, покровитель города.
Странно, но факт, что самый популярный и почитаемый в Италии (и всем католическом мире) святой и чудотворец итальянцем не был. А был рожден в Португалии, в Лиссабоне в знатной семье и звался Фернандо. Рано посвятил себя церкви, изучал теологию и философию. Стал доктором богословия. Привлеченный идеями Святого Франциска, он переходит из ордена августинианцев во францисканцы. Занятная, почти анекдотичная деталь: приор ордена Сант’Агостино, давая разрешение на переход в “другую парафию”, с иронией напутствовал Антонио: “Иди, иди, там уже станешь святым”.


Он едет миссионером в Марокко, откуда из-за жесточайшей малярии вынужден возвратиться в Европу. Попадает в Мессину на Сицилии, а оттуда - на континент, в Италию. Основывает францисканскую школу в Болонье и других центрах Севера Италии, словом борется с ересью. Растет его слава проповедника с поразительным знанием Священных текстов и уникальным ораторским даром. Он выбирает своей новой резиденцией Падую, которая становится его второй родиной и где он продолжает свою просветительскую и богословскую деятельность до последнего вздоха. 

После его смерти 13 июня 1231 года в предместье Падуи Арчелле, тело монаха было погребено в мраморном саркофаге в церкви Санта Мария Матер Домини, граничащей с монастырем францисканцев-миноритов. Растущая слава СантАнтонио и число паломников к его мощам вызвала необходимость расширения храма. Постепенно здание церкви разрасталось и вширь, и ввысь: достраивались нефы, прибавлялись капеллы, как грибы росли купола. То, что получилось в итоге, представляет собой трехнефную восьмикупольную базилику с византийскими, венецианскими и франко-романскими элементами. Многочисленные башенки и две колокольни напоминают минареты. В плане собора есть и еще одна редкая особенность, свойственная очень немногим наиболее архаичным романским церквям. Это так называемый деамбулаторий – проход, опоясывающий апсиду главного алтаря позади хоров, из которого открывается серия капелл, наподобие венка вокруг головы.

Базилика Святого, вид на главный алтарь Донателло на старинной открытке
Новая базилика поглотила маленькую архаичную церквушку Санта Мария Матер Домини - предположительно это небольшая капелла Madonna Mora в левом нефе. С 1248 года она носит имя Святого Антонио и является одним из самых почитаемых католических Сантуариев Италии наряду с Сан Пьетро в Риме и Сан Франческо в Ассизи. Это место особого поклонения и паломничества, где сберегаются реликвии Святого, саркофаг с его мощами, находится Пантеон выдающихся личностей разных эпох. Кстати интересно, что базилика Сант’Антонио является суверенной территорией государства Ватикан в сердце итальянского города.


Количество капелл, алтарей, усыпальниц, которые вмещает в себя этот поражающий своими размерами храм, не поддается счету – им несть числа. В разное время настоятелями Собора привлекались для его украшения величайшие живописцы, архитекторы, скульптора, резчики и ювелиры. Для храма потрудились Джотто (на рубеже XIII-XIV веков, росписи, увы, не сохранились) и Джусто де Менабуои, Якопо Сансовино и Альтикьеро. Около десяти лет, с 1444 по 1454 год, прожил в Падуе  Донателло. Великий флорентинец выполнил для Санто грандиозные по своей художественной ценности Распятие, скульптурную группу Центрального алтаря и конную статую кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Gattamelata, заказанную вдовой венецианского полководца. Голова Гаттамелаты хорошо знакома всем, кому приходилось рисовать с гипсовых слепков, в компании с головами Луки да Уццано и Давида Микеланджело.
Центральный неф базилики Святого, вид на алтарь Донателло

Алтарь XIII века в капелле блаженного Луки Беллуди, с фресками Giusto de’ Menabuoi (1382)
Часы в базилике 1759 года, восстановленные на месте предыдущих мастера Bartolomeo Ferracina, утраченных в пожаре
Знатнейшие семьи Падуи, и не только Падуи, охотно строили под сводами базилики капеллы и семейные усыпальницы, посвящая их разным святым, Богоматери или покровителям своего рода. Это была своеобразная Ярмарка тщеславия, соревнование красоты с великолепием: один старался превзойти другого. Назвать все их немыслимо: это многочисленные посвящения Мадонне, Sacro Cuore (Святое сердце), святые и блаженные разных “рангов” и популярности. Особое место занимают, конечно, те, что посвящены изображениям жития и чудес самого святого Антонио.

Капелла Святого – это грандиозный архитектурный ансамбль в левом трансепте с “фасадом” в пять арок на легких беломраморных колоннах с инкрустацией и великолепными рельефами позади, создающими иллюзию перспективы. Мощи Святого были в буквальном смысле слова разобраны по косточкам. В мраморном саркофаге хранятся останки, отдельно в Капелле Сокровищ, в золотом Реликварии – нижняя челюсть Сант’Антонио, и, наконец, в хрустальном ковчеге в виде креста – нетленный язык великого Проповедника, место особого поклонения паломников.

Капелла реликвий Святого
Святой Антонио – покровитель детей и сирот, его канонически изображают с младенцем на руках. Поэтому все, и прихожане, и просто любопытные туристы с детьми, стремятся получить здесь благословение для малышей. Считается, что такое благословение в стенах храма обладает особыми защитными свойствами. А еще Чудотворец находит жениха / невесту, помогает не потеряться письмам и найти утерянные вещи, дает зрение слепым, слух глухим, язык немым.
На площади перед собором, у ног Гаттамелаты и у копыт его боевого коня, вам в изобилии предложат многочисленные сувениры со Святым: лампадки, крестики, свечи, блюда, охранные талисманы с его изображением. В прилежащих кондитерских – сладости его имени, а в любом падуанском кафе нальют знаменитый бальзам Святого Антонио, или просто... Святого без имени.

Продолжение о падуанских архитектурных Луге без травы и Кафе без дверей… следует.


В статье использованы материалы DPadova, SantAntonio, Vacanze Padova. Фото из свободного доступа. На первом фото вид на базилику Святого Антония со стороны Prato della Valle, так называемого "Луга без травы".

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан