Lavazza. Флагманское кафе в Милане


Бытует мнение (справедливое), что в Италии нельзя найти плохой эспрессо – это просто нонсенс. И на фоне общего высокого качества любимого итальянского напитка, конечно, существуют свои лидеры, а высокая конкуренция толкает известные кофейные бренды к постоянному поиску все новых, еще более заоблачных вершин качества – расширяя предложение, предлагая элитные или узко-региональные редкие сорта, создавая персонализированные смеси, линии limited edition или продукты на основе кофе, а также брендированные товары. И конечно, открывая свои фирменные сетевые кофейни. Не избежала этого и знаменитейшая Lavazza, туринская марка, которая отпраздновала уже свое 120-летие. В конце сентября прошлого года было открыто флагманское кафе в самом центре Милана, на площади San Fedele, в минуте от Театра Ла Скала и площади Дуомо. Посмотрим внимательнее на дизайнерские и маркетинговые находки этого заведения, которое должно стать тестовым для следующих открытий в самых известных столицах мира. 


Выбор Милана в качестве места flagship store для владельцев, синьоров Лавацца, до сих пор с 1895 владеющих маркой, был совершенно очевидным, если не однозначным – лучшего города для базирования новой топовой кофейни бренда сегодня не стоило и искать. Милан, всегда был самым передовым и космополитичным городом Италии, а сегодня только усилил свои позиции – сначала после проведения здесь Всемирной выставки EXPO 2015, и еще в большей мере благодаря Brexit, когда множество представительств международных брендов, банков, организаций, чтобы остаться в границах ЕС, стали переводить сюда свои головные офисы и штаб-квартиры из Лондона, так что город завоевал поистине глобальное внимание. И конечно, никто не отменял закрепившуюся за Миланом роль мировой столицы моды и дизайна, привычной к накатывающим сюда каждый сезон волнам самой интернациональной публики, opinion leader и тренд-сеттеров.


Локация для нового кафе была выбрана исключительная: угловое помещение в 250 квадратных метров в историческом здании 40-х годов прошлого века, с тремя высокими витринами на тихую пешеходную площадь San Fedele и четырьмя на улицу Marino, со строгим монументальным фасадом из местного серого камня Ceppo Lombardo, характерного для всей миланской застройки. Для работы над проектом была приглашена интернациональная студия JHP (Лондон, Сеул), специализирующаяся на проектах общественного интерьера по всему глобусу, под многозначным девизом: we design everything and anything to do with retail. Студия разрабатывает проекты интерьера, маркетинговые продающие тексты, внутреннюю среду, униформу персонала, упаковку продукта и сервировку на столах, часто они даже предлагают музыку, которую будут слушать посетители. Вот такой total design. В случае с Лаваццой, эти интерьеры должны были стать одновременно олицетворением итальянского бренда и форматом, подходящим для реплик в любой другой мировой географии. Сложностью начального этапа проектирования было то, что студии пришлось работать, не имея еще реального помещения, то есть придумать сначала яркий образ и запоминающиеся элементы дизайна, как формат, а потом адаптировать его к существующему пространству.

Мы рады работать с такой известной семьей, которая занимается кофейным бизнесом в течение многих поколений. Хотя проектирование магазина без [реального] места было сложным, наша тесная связь с семьей Lavazza позволила нам участвовать в процессе оценки потенциальных объектов, и в конечном итоге найти такое превосходное место в центре Милана”. Raj Wilkinson, креативный директор JHP Design.



Полное обозрение интерьеров кафе с улицы – через сплошное остекление в элегантных рамах желтого металла – во многом определил зонирование и весь образ заведения, с учетом различных функций внутри него. По центру зала, близкого по пропорциям к квадрату, архитекторы поместили овальную барную стойку с обзором и обходом на 360°, а над ней – самый яркий и запоминающийся элемент интерьера: огромный светильник-скульптуру, состоящую из шестисот сорока стеклянных элементов в форме кофейного зерна, подвешенных на тонких металлических нитях, и как будто парящих в воздухе на синем фоне овального углубления в потолке, повторяющего очертания бара. Большинство из этих стеклянных “капель” теплого янтарного оттенка, и только некоторые из них, чуть меньшего размера – глубокого синего, фирменного цвета марки Lavazza.

Вид барной стойки со стороны зоны потребления стоя. Материал столешницы - металл с эффектом бронзы
Вид со стороны Slow Coffee, стол здесь сделан из материала peltro, имитации серебра 

О барной стойке ad hoc стоит сказать отдельно – вокруг нее раскручивается настоящая кофейная магия в трех частях. Это конструкция из темного дерева в форме разорванного овала, из трех неодинаковых частей, выполняет одновременно несколько функций. В одной части происходит обслуживание клиентов кафетерия – здесь можно выпить кофе стоя, выбрав из четырех предложенных вкусов premium Lavazza, один из которых blend San Fedele n.1 был специально создан для миланского заведения, как дань городу, из сортов Гватемалы, Эль Сальвадора и Эфиопии.  Другая часть с более низкой стойкой – это оригинальная “алхимическая” мини-лаборатория Slow Coffee, где вам приготовят кофе традиционными старинными или редкими и необычными способами как Moka, Siphon, Chemex, Cold-brew, French Press, Aeropess, другая экзотика. С обратной от витрин стороны – в самой инновационной зоне Coffee Design – клиент может попробовать приготовленные перед ним или готовые продукты линейки, разработанной в Lavazza Training Center, как кофейная икра, кофейный попкорн, кофейные облака и шоколад, другие кондитерские изыски и даже коктейли на основе кофе и в духе know-how, свойственном туринской марке. Поверхности стойки тоже не одинаковые как по материалу, так и по высоте – в части магазина это темный мрамор, в части “алхимии” – сатинированный металл, а со стороны Caffetteria - латунь.


Стол кофейной "алхимии" в зоне Slow Coffee. Слева направо: Moka, Siphon, фильтр
Четыре вкуса premium Lavazza, включая эксклюзивный бленд San Fedele n.1 
По центру бара помещена мебель-этажерка со скругленными торцами как элегантный контейнер для хранения посуды и всего необходимого для работы персонала, прячущий все, чего клиент не должен видеть. Учитывая, что барная стойка обозревается со всех сторон, конструкцию бара, придуманную архитекторами студии JHP можно назвать исключительно удачной как с эстетической, так и с функциональной стороны, и по эргономике – поскольку при большом наплыве посетителей за ней в часы пик должны работать одновременно до четырех-пяти человек персонала.




Еще одна, четвертая зона – это мини фабрика прожарки зерен Fresh Roasted, где клиенту расскажут, по его вкусу подберут, смешают, на его глазах обжарят и смелют кофе. Этот непосредственный coffee experience можно назвать данью памяти основателю марки, Луиджи Лавацца, который в далеком 1895 году впервые внедрил в своем первое туринском заведении небольшую torrefazione – устройство для прожарки сырых кофейных зерен. Здесь же логично выставлены в витрине образцы видов кофе и других продуктов в элегантом дизайнерском оформлении.




Что происходит в остальном пространстве большого зала кафе, точнее названного вице-президентом группы Джузеппе Лавацца гастрономическим кафе, или гастро-кафе? Зал делится на несколько зон – часть для более быстрого обслуживания клиентов кафетерия, другая часть бистро, где ко времени обеда и аперитива сервируются столы, появляется раннер и столовые приборы с бокалами – потому что здесь есть и кухня, с легким и здоровым меню. Вместимость зала 56 мест, 30 мест за столиками смешанного обслуживания – официантами или self service. Все столики в кафетерии разные, построенные на пропорции квадрата как модуля, из пород дерева разных оттенков кофейного – от светлого капуччино до темного. Диваны и стулья-кресла в мягкой обивке всех оттенков кофейных зерен: от молочного до зеленого и коричневого, которые отлично гармонируют с темным деревом барной стойки и стеновых панелей, набранных вертикальной ламелью. Вокруг барной стойки высокие стулья-табуреты из темного дерева с мягкой обивкой коричневого цвета. Такая мебель удачно контрастирует со светлым цельноналивным полом и такого же цвета стенами. Несколько крупных зеркал на стенах множат в себе прекрасную люстру-скульптуру.


Еще одним важным и ярким элементом оформления интерьера можно назвать оригинальную графику известного итальянского кулинарного журналиста и художника Gianluca Biscalchin, который себя называет иллюстратором gourmet – с 2008 года он посвятил себя гастрономическим иллюстрированным рассказам, созданию меню для самых известных ресторанов, иллюстраций для книг знаменитых шеф-поваров. Сегодня его стиль очень узнаваем и популярен. Его полотна разных размеров на стенах кафетерия многоцветно и пестро рассказывают экзотические истории из мест происхождения кофейных зерен: с джунглями, попугаями, цветами, и между ними летающими чашками Лаваццы и кофеварками. На основе этих рисунков создана также и ткань для раннеров, когда столы сервируют ко времени обеда или аперитива.

Некоторые элементы предметного дизайна. Так сервируют к столу кофе и десерты
Знаменитая кофейная икра, изобретение всемирно известного каталонского шеф-повара Ferran Adrià специально для Lavazza
Кофейный попкорн. Кондитерские изыски для Lavazza создает известный мастер-кондитер Guido Gobino
Про открытие флагманского coffee shop в Милане говорят, что не последнюю роль в географии выбора туринской семьи Лавацца, кроме названных выше, сыграл еще и тот факт, что осенью 2018 года ожидается открытие здесь же в Милане самого большого в Европе и первого в Италии супер-магазина американского кофейного гиганта Starbucksэто будет настоящая фабрика кофе на площади 2000 квадратных метров и с армией персонала в 150 человек. Кто победит в негласной конкуренции? Дождемся осени, посмотрим. Вероятнее всего итальянские патриоты останутся верны своей локальной марке, а молодежь и туристы… смогут выбирать. Можно не сомневаться, что мéста на рынке хватит всем: а клиент от этого только выиграет. А пока, имея фору длиной почти в год, кафе LavazzaCoffee Design на площади Сан Феделе можно назвать новым миланским адресом must be для всех неравнодушных к отличному кофе и качественному дизайну.



Цитата Raj Wilkinson по Marcomm News, перевод Anna Kolomiyets. Фото с официального сайта Lavazza, студии JHP Design, Anna Kolomiyets и из открытого доступа. Другие статьи в блоге, посвященные теме кофе и coffee shop: о неаполитанской традиции Caffe sospeso - отложенного кофе, о сетевом Pascucci Coffee Shop в Милане.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан