Biennale Venezia. Авторы интересных времен. Part 2


58 Арт Биеннале. Venezia, Giardini – Arsenale. 11 мая – 24 ноября 2019 года.
В этой части мы попробуем рассказать о некоторых из приглашенных куратором Ральфом Ругофф (Rulph Rugoff) авторах, которые должны были в своих творениях интерпретировать предложенную организаторами тему May You Live in Interesting Times – обо всех семидесяти девяти художниках невозможно. Поскольку по необычной идее куратора, каждый из авторов появляется на выставке дважды: один раз в Арсенале – Proposition А, второй раз в Центральном павильоне Садов – Proposition B, причем иногда с совершенно разноплановыми работами, то и наш “экскурс” в contemporary art будет проходить сразу между этими двумя площадками, Giardini & Arsenale. Попробуем оценить творческий диапазон и многомерность избранных авторов, отслеживая в том числе и такие “пары”. Первая часть в блоге от 12 июня.


Что есть сегодня современное искусство?
Таким вопросом наверняка стоит задаться, попадая в Венецию и приступая к освоению того предложенного тут огромного пласта, на который и двух-трех дней может оказаться мало. И здесь очень кстати попался достаточно беспощадный комментарий по этому поводу одной просвещенной дамы, эксперта в сфере contemporary art, британского эссеиста и критика Джорджины Адамс (Georgina Adams), автора книги об арт-рынке “Dark side of te boom”.
Она в пух и прах разнесла тот хайповый, раздутый медиа и торговцами от искусства подход к произведениям и их авторам как к модному бренду, который нужно, однажды раскрутив, только “доить”.  А в случае коллекционеров – инвестировать как в перспективную недвижимость.
На вопрос –  почему рынок искусства больше, чем какая-либо другая сфера инвестиций, сегодня подвержен искривлению и абсурдным проявлениям, она ответила так:

Причин много: ограниченный набор критериев оценки, анонимность покупателей, непрозрачность цен, легкость манипуляции и специфический характер продукта (произведения), который трудно сравнить с другими. Плюс другой характерный аспект – постоянный конфликт интересов.  Достаточно подумать, например, что топовый магнат Франсуа Пинó (François Pinault) является не только владельцем [аукциона] Christies, но и двух частных музеев, где экспонирует собственные коллекции как будто это шоурум, и скоро откроет третий.” Georgina Adams

Таможенная стрелка в Венеции - частная Галерея François Pinault Foundation
Итак, понятно… что ничего непонятно…  Вооружившись этим доводом эксперта про “ограниченный набор критериев оценки… легкость манипуляции и специфический характер продукта”, можем “уверенно” начинать нашу экскурсию по Биеннале, чтобы, возможно, открыть будущих звезд знаменитых аукционов и музейных коллекций, а сегодня только счастливых избранных участников самой престижной в мире выставки современного искусства. Кто знает? Лучше получить собственное представление и эмоции, чтобы дать оценку происходящему сегодня в Венеции, вооружившись в качестве критерия оценки… собственными ощущениями.


Proposition А + Proposition B
Все представленные работы можно условно поделить на некие группы по типу использованного “инструмента” / техники (живопись, скульптура, видео, инсталляции, коллаж, пр.), по географическому происхождению авторов или по доминирующей теме. Деление такое достаточно условно – один и тот же автор может использовать разные техники, не быть похожим на себя самого в двух вариантах “маршрута Биеннале” A & B, и вполне ситуативно – потому что многие представленные работы сделаны site specific, специально для Венеции и под тему биеннале, или ready-made, то есть взятые из другого контекста и привнесенные сюда как “арт-объекты”.

Инсталляция немецкого автора Hito Steyerl в Арсенале "This is the Future"
Еще перед началом иллюстрированного обзора хотелось бы оговориться: так как самым заметным присутствием из всех выразительных средств современного искусства количественно и, возможно, качественно в этом году оказалось видео, сложно воспроизвести/донести идею автора в статичной картинке. Как и динамические или пространственные “иммерсионные” инсталляции, когда представленный проект охватывает зрителя со всех сторон, и действует на все органы чувств. Поэтому будут сделаны некие указания на самые заметные (субъективно) проекты – возможно для последующего самостоятельного знакомства (желаем). Так что начнем наш фото-калейдоскоп с краткими комментариями, которые, хотелось бы надеяться, помогут ощутить атмосферу Арт Биеннале этого года или послужат путеводителем, если окажетесь тут лично.


Если попробовать сгруппировать представленные проекты не по технике, а в некие смысловые группы, посвященные таким ощущениям наших “интересных времен” как страх войны, человеческие страдания, насилие, неуверенность, среди них одним из самых ярких образов Центрального павильона (и центральным по размещению) можно назвать проект двух китайских авторов Sun Yang и Peng Yu, которые представили роботизированную инсталляцию, где огромная "механическая рука" монотонно и старательно подгребает к центру что-то напоминающее по виду кровь... а потом останавливается и лихо танцует посреди этого "моря крови"... Привычка жить рядом со страшными событиями, наблюдая за происходящим как за шоу... разве не пугает?


Второй проект китайского дуэта в Арсенале – Dear, белый трон, имитирующий мраморный античный из музея в Вашингтоне, над которым с заданным интервалом извивается под давлением резиновая трубка, с бешенной силой “избивая” все, что попадает в ее радиус действия.


Мексиканка Teresa Margolles, изучавшая судебную медицину, в своих инсталляциях демонстрирует в сильнейших и впечатляющих образах проблему нарко-баронов в своей стране, криминализации молодежи, социально-экономическое положение женщин и сексуальных меньшинств, бездеятельность правительства в решении этих проблем, поразивших Мексику. Используя оригинальные предметы из мексиканских городов, несущие на себе следы насилия, как врач-патологоанатом (работала им много лет), она препарирует проблемы жизни и смерти с такой образной силой, что чувствительный зритель рискует не заснуть ночью. Отмечена специальной номинацией Биеннале.

Teresa Margolles. Фрагмент стены из мексиканского города Ciudad Juàrez, Мексика
Инсталляция La Bùsqueda с фрагментами остановок из мексиканского города Ciudad Juàrez с объявлениями о пропаже женщин

Американец Christian Marclay, в своем видео “48 War Movies наложил одно на другое 48 видео из разных голливудских фильмов о войне, начиная с гражданской войны Севера и Юга и до недавней в Ираке – картинки видны только в виде рамок наружных краев. Какофония звуков и мелькание изображений в режиме рандом создает оглушающий во всех смыслах эффект. Одна бесконечная война, которую человечество никогда не прекращало.



Призер Золотого Льва за фильм The White Album как лучший художник этой 58-й Биеннале, темнокожий американец Arthur Jafa всю свою тридцатилетнюю творческую карьеру уделял особое внимание черному цвету и его выразительным особенностям, задаче представить мир с точки зрения черного – на визуальном, концептуальном, культурном, идиоматическом уровне, мир в его радости, боли, ужасе, красоте, отчуждении и магии. Джафа собирал изображения, взятые из Интернета, старые фото, народные типажи, музыкальные клипы, мемы, семейные архивы, чтобы соединить их в своем фильме-эссе, фильме-поэме, фильме-портрете, рассуждающем о расовых проблемах, противостоянии “белых и черных” и нашей способности любить. В Арсенале он представил три большие инсталляции-скульптуры Big Wheel I,II, III в любимом черном цвете.


Видео The White Album в Центральном павильоне, удостоенное Leone d'Oro. Фото Artribune
Здесь и ниже: Big Wheel в Арсенале

Палестинец Rula Halawani в черно-белых фото с эффектом “сфумато” сумел придать нежность и поэтичность грустной истории земли своих предков, с рубцами границ и барьеров среди прекрасной природы.   




Одно из самых сильных впечатлений этой биеннале – два очень разных проекта индианки из Мумбаи Shilpa Gupta. В Центральном павильоне ее механическая инсталляция Untitled (2009) с коваными садовыми воротами, символом границы и разделения, которые с бешеной силой и грохотом врезаются в стену, постепенно кроша и разрушая ее. И вызывают почти ужас своей бессмысленной яростью, как будто неодушевленный предмет приобрел антропоморфное качество – жестокость. Вторая ее аудио-инсталляция For, in your tonque, I cannot fit в Арсенале еще более мощная – это посвящение ста репрессированным поэтам, жертвам цензуры, из разных географий и эпох, с VII века до наших дней, пострадавшим от властей своих государств. Из ста висящих с потолка микрофонов одинокие голоса, потом сливающиеся в  хор, читают стихи этих авторов на нескольких языках, а 100 листков с фрагментами поэзии и датами арестов или гонений наколоты на угрожающие штыки. Из близкой географии тут обнаружены Тарас Шевченко и Даниил Хармс.

Untitled (2009)


Forin your tongueI cannot fit

Однофамилец и земляк Шилпы Soham Gupta предъявил зрителям серию фото, сделанных со вспышкой, завораживающих и пугающих одновременно, изображающих ночную жизнь самых уязвимых обитателей трущоб Калькутты – за гранью, но не лишенных своей искренней поэтики. Подняв их до образов-символов почти библейской силы. Раскрывая детали существования этих маргиналов, которые для большинства остаются невидимыми.  






Halil Altındere, турок курдского происхождения, исследует “политику повседневной жизни” с помощью видео, фотографий, инсталляций и картин. Внимательно наблюдая за общественно-политическими механизмами и тем, как они вторгаются в пространство простых людей, художник часто использует те же средства, которыми государственные институты навязывают власть и ограничивают разнообразие взглядов. Он комбинирует удостоверения личности, марки, банкноты, первые полосы газет, военные лозунги и образы политических лидеров, чтобы высветить социальные и политические манипуляции. Его сложносочиненная инсталляция Space Refugee в Центральном павильоне – итог знакомства и общения с первым и единственным сирийским космонавтом Мухаммедом Ахмедом Фарисом, который в 1987 году побывал в космосе в составе советской экспедиции. В каком-то смысле это утопическая фантазия о лучшем мире, в том числе и для национальных меньшинств, для которых на земле автор не находит места, как отражение глобального кризиса мигрантов.  





Сильно действуют большие фото в декорированных авторских рамах японки Mari Katayama, которая сделала произведение искусства из собственного многострадального тела. Редкая генетическая болезнь, поражающая конечности, лишила ее двух ног и трансформировала левую руку в странную двупалую клешню. В возрасте девяти лет она сама решила ампутировать ноги, потратив двенадцать месяцев, чтобы научиться ходить. Сегодня, вдохновившись примером традиционного театра марионеток bunraku, она придумывает себе оригинальные “наряды-протезы”, украшая их кружевом, хрусталем, вышивкой, заполняя свой мир этими предметами, компонуя их в богатые натюрморты, в центре которых она сама возлежит, как самый яркий живой элемент этого неодушевленного мира.   




I have child's feet, 2011

Немка Alexandra Bircken заставляет обратить внимание на свои работы, вызывая ими крайнее беспокойство, особенно это касается ее пугающе-апокалиптической инсталляции ESKALATION (2016) в Арсенале, во всю немалую высоту здания. Автор использует необычный набор материалов: от частей автомобилей до нейлоновых колготок, оружия и снаряжения, до органических материалов как шерсть, кожа, ветки и сушеные фрукты. Темы Биркен вращается вокруг уязвимости и власти, пола и насилия, в разных интерпретациях: от распиленных пополам мото до секс-куклы без рук и ног, как ее, казалось, велюровая, а на самом деле бронзовая Eva в Центральном павильоне.




Eva, бронза. 2014

Нашлось на выставке место и фигуративу. Так художник Jill Mulleady из Уругвая с серией больших живописных полотен (холст, масло) в каком-то смысле продолжил и развил серию Эдварда Мунка “Фриз жизни”, изображая своих современников в странных и беспокойных сценах, показанных как в Арсенале, так и в Центральном павильоне. Посылы на историческую живопись в сочетании с образами, взятыми из поп-культуры и личной жизни, благодаря детальной проработке вызывают странное ощущение параллельной реальности. Когда сцены насилия, где все грызут всех, кажутся постановочными, а странные взрослые и дети как будто позируют с полностью отключенными эмоциями. На грани с масштабной иллюстрацией.

Здесь и ниже: серия из семи полотен This Connection is Not Private. Холст, масло. 2019. Центральный павильон

Здесь и ниже: серия The Fight was Fixed. Холст, масло. 2019. Арсенал


Скульптуры и инсталляции живущей в Штатах румынки Andra Ursuţa из алюминия, стали, лаков, стекла, рассказывают очень личные истории о пережитой боли, разочаровании, освобождении от привязанностей как в серии Divorce Dump, где в качестве контейнеров для мусора она с большим юмором использует грудные клетки, заполняя их предметами быта разрушенной семейной жизни. Сексуальное доминирование и хрупкость человеческого существования в серии стеклянных скульптур в Арсенале, которые сама автор определила, как “трагикомическое созерцание жизни” – составлены из оттисков частей женского тела и предметов гардероба. Частично заполненные разного цвета алкоголем, они издали напоминают странные гигантские бутыли с напитками или духами, а вблизи вызывают беспокойство и двойственное чувство: это жертвы или мучители?

Divorce Dump
Серия скульптур в Арсенале. Свинцовое стекло, пробка, алкоголь. 2019



В Арсенале здесь самое большое скопление людей – пройти мимо такого сложносочиненного проекта не получится: британец Ed Atkins создал псевдоисторическую инсталляцию Old Food (2017-2019) со сценами крестьянской жизни, буколическими пейзажами и романтическими руинами. Среди стеллажей старых театральных и балетных костюмов другого проекта Masses 9-10 вы находите видео со странными, беспрерывно плачущими персонажами, манекенами для краш-тестов, со странными пророчествами, с бутербродами, начиненными человеческими телами, мебелью, книгами, плотно залитыми кетчупом и горчицей – они кажутся едкой пародией на традиционные рекламные ролики. А странные пейзажи без движения? В них историзм, меланхолия, тревога и… какая-то странная девственная глупость.
В Центральном павильоне того же Аткинса мы встречаем во многих местах в графической серии из десяти листов Bloom, где сам он представляется в виде тарантула, смотрящего на зрителя автопортретом со спин этих странных пауков.  


Инсталляция Masses 9-10
Проект Old Food. Тут и ниже


Один из графических листов Bloom в Центральном павильоне с автопортретом Эда Аткинсона

Канадец Jon Rafman с впечатляющим видео-проектом Disaster Under The Sun в Центральном павильоне: как в некоем пост-апокалиптическом Чистилище человекообразные безликие аватары подвергаются беспрерывным мучениям в абстрактном цифровом пространстве. Поскольку фигуры обезличены, их страдания не вызывают у зрителя острых эмоций и все происходящее наблюдается отстраненно и без эмоций.



Здесь и ниже: другое его "милое" видео в Арсенале "Dream Journal". 2016-2019. Фото выше Haupt&Binder. Новый Босх


Одним из символов этой биеннале стала также гигантская инсталляция Trojan китайца Yin Xiuzhen в Арсенале. Собирая свои скульптуры буквально из подножных материалов как старая одежда, чемоданы, фрагменты цемента, мусора, металлов и промышленных отходов, Сючжэнь создает впечатляющие скульптуры с ясными социальными посылами. Его ключевые темы: размышления о гипер развитии, потребительстве и глобализации, характерные для реалий Китая после 1989 года. Так скульптура Trojan изображает фигуру пассажира, сидящую в позе, указанной в инструкции, которую каждый из нас находил в кармашке кресла самолета. Сзади скульптура открыта и зритель может попасть внутрь ее: ощущения клаустрофобии и тревоги.

Здесь и ниже: инсталляция Trojan



Внутри Трояна

Еще один проект Yin Xiuzhen в Арсенале "Nowhere to Land"

Француженка Nicole Eisenman представила серию скульптур в Арсенале и живописи в Садах, как будто сделанных двумя разными авторами. Однозначно интереснее ее скульптура – бюсты властных фигур, среди них генералы, короли, правители, деспоты, пафосные фрики. Ассамбляж бронзы, пластика, реальных предметов, лакировки и полировки: образы чудовищные, искаженные и пугающие.
Живопись на этом фоне кажется немного устаревшей, уже виденной и слишком иллюстративной, перенасыщенной деталями нашей эпохи – как некий “Корабль дураков” сегодняшнего дня.





Morning Studio (2016) в Центральном павильоне, в Садах
Going Down River on the USSJ-Bone of an Ass (2017). Деталь

Родившийся на Багамах темнокожий американский художник Tavares Strachan, благодаря своей работе в SpaceX, узнал историю первого афроамериканского космонавта, трагически погибшего во время испытаний в 1969 году, имя его дало название инсталляции – Robert Henry Lawrence Jr., которая заново рассказывает эту намерено забытую историю в Арсенале, осуждая проявления расизма даже в таких прогрессивных и передовых казалось бы сферах как космонавтика.  



Robert Henry Lawrence Jr., космонавт, погибший во время инструктажа техники крутого спуска. 8 декабря 1967 года он был горизонтально катапультирован и погиб при ударе. Прошло 11 лет, прежде чем другой афроамериканец был отобран в команду подготовки космонавтов. Похоже, что мадам Лоуренс после смерти мужа получала даже полные ненависти письма, в которых говорилось что-то типа «я рад, что теперь не будет животных на Луне».”

Здесь и ниже: еще один представленный Strachan проект Hidden Hisrtories

В заключение этого блока обзора, иллюстрирующего проекты приглашенных авторов на темы социально тревожные, беспокоящие, проблемные “наших интересных времен”, хотелось бы рассказать о проекте ready-made Barca Nostra – Наша лодка, где автор идеи швейцарец Christoph Buechel выставил на канале реликт, ливийское рыбацкое судно, затонувшее 18 апреля 2015 года в водах Средиземного моря – Mare Nostrum, с семью сотнями африканских беженцев на борту. Поднятое со дна Сицилийского канала и транспортированное в залив Арсенала Венеции, чтобы “взывать к совести”. После биеннале оно вернется на Сицилию и станет частью Museo della Memoria – Музея памяти. 


Надо сказать, очень жесткая интерпретация “интересных времен”. Как некий Ноев ковчег наоборот – не спасший, а убивший своих пассажиров. Возможно, грустная аллюзия на сегодняшнее человечество, которое, как хочется надеяться, все же найдет пути спасения. И наш общий Ноев ковчег – Планета не окажется общей “братской могилой”. Будем надеяться, нет!

Barca Nostra в лагуне Венеции во время транспортировки в Арсенал 
В следующей части рассказ будет о примерах более легких и оптимистичных: от иронии, историзма и сарказма до игры и ностальгии. Так что, продолжение следует…
May You Live in Interesting Times



Цитата Georgina Adams по материалам журнала “Arte” №550, 2019, стр. 80, перевод Anna Kolomiyets. На втором фото: Otobong Nkanga с инсталляций Veins Aligned в Арсенале, длиной 26 м, отмеченной специальной номинацией Биеннале. В статье использованы материалы, предоставленные организаторами La Biennale и отдельными экспонентами во время Вернисажа. Фото Anna Kolomiyets,  из свободного доступа.

Понравилось, поделитесь.

Комментарии

  1. ...СПАСИБО ЗА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОСТ...

    ...НО В ЦЕЛОМ... ТАКОЙ "арт" - НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ.. КОНЕЧНО!..

    ...ИСКУССТВО РАДОВАТЬ ДОЛЖНО человека!..
    ...РАДОСТЬ ПРИНОСИТЬ людям..., а не внутреннее содрогание... (И позывы к рвоте!)
    ...от увиденного!..

    ...Я ПРОТИВ ТАКОГО ИСКУССТВА!..
    (Пусть, конечно, существует... Но лишь в качестве... и для ИЗУЧЕНИЯ - дурных примеров!..)

    П. С.
    ...Любой социальный недуг, все таки следует..., И ВОЗМОЖНО!.. ВЫРАЖАТЬ КРАСИВО!..
    ...МАСТЕРСКИ!.. ЗНАМЕНИТЫЙ "БЭНКСИ" - ТОМУ ПРИМЕР!..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Художники - не дизайнеры, им тренды не нужны. Они - отражение, причем отражение своего времени. Значит так они его чувствуют. И то, что у вас вызвали такую сильную эмоцию - уже подтверждение, что это творчество сильнò и не оставляет равнодушным. А с плюсом или с минусом - в конце концов не важно. Это как лекарство: горькое - но лечит... больное человечество. Спасибо вам за коммент.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан