Biennale. Венеция обещает “интересные времена”

58 Арт Биеннале. Venezia, Giardini della Biennale – Arsenale. 11 мая – 24 ноября 2019 года.
Все мы помним древнюю китайскую присказку (проклятие?) “Чтоб ты жил во время перемен”. Как выяснилось, эта не китайская, и не древняя, и вообще выдуманная и приписанная древним китайцам мудрость – чистый фейк неопределенной давности, закинутый неизвестно кем в информационное поле и там оставшийся. Вокруг этого псевдо-конфуцианского восклицания американец Ральф Ругофф (Rulph Rugoff), куратор 58-й Арт Биеннале в Венеции, решил построить все действо выставки 2019, перефразировав ее в более оптимистичное: May You Live in Interesting Times. И поскольку Венецианская биеннале остается не только одним из самых старинных (1895), но и самым престижным художественным событием в мире, нам не избежать этого обзора. Прогуляемся для начала по Садам, потом по Арсеналу и самому городу.



Но… начать хотелось бы с другого, с необычного события, которое произошло в Венеции спустя пару дней после вернисажа, предваряющего официальное открытие Биеннале – для журналистов и прочих посвященных, которое проходило с 8 по 10 мая, накануне открытия для публики. Так вот, 13 мая в прессе появилась новость об обнаружении на стенах одного из палаццо в венецианском сестьере (квартале) Dorsoduro, недалеко от Campo Santa Margherita, мурала, который трудно было бы не приписать руке сáмого таинственного художника современности, инкогнито из Бристоля Banksy: как по социальной направленности, так и по манере появления – всегда в неожиданном месте и в неожиданное время, без свидетелей и очевидцев его воплощения. Граффити изображает ребенка, то ли мальчика, то ли девочку, почти наверняка мигранта, в спасательном жилете и с розовым файером в руке, как будто освещающим или зовущим. Британец молчал неделю, пока эксперты спорили об авторстве, и наконец в своем профиле в Инстаграме признался, что это его творение. Но!  

Banksy in Venice. Ph. Courtesy Banksy - www.banksy.co.uk
На этом сюрпризы от Бэнкси не закончились: сразу вслед за этой новостью, спустя меньше десяти дней, в том же Инстаграме он разместил видео с комментарием:

Я готовлю свой ларек на Венецианской биеннале. Несмотря на то, что она является крупнейшим и самым престижным художественным событием в мире, меня почему-то никогда не приглашали”.

Видео, вероятно снятое 9 мая, на котором сам автор (?) под видом нелегального анонимного художника выставляет на площади Сан Марко серию своих полотен под двусмысленным названием Venice in Oil”. Смысл инсталляции ясен: как мозаика из серии небольших картин в рамах составляется общее изображение, на котором огромный океанский круизный лайнер как монстр буквально раздавливает маленькую Венецию, ее здания, мосты, фигурки гондольеров, позаимствованные у Каналетто, закрывая собой весь горизонт. Еще один оригинальный вклад художника в общую сумму протестов против прохождения океанских судов по лагуне, в непосредственной близости от хрупкого города. И еще одна форма полемики Бэнкси с самóй Организацией Биеннале, к участию в которой он действительно никогда не был приглашен. 


Замечательно этой короткометражке помогли, неожиданно для самих себя, венецианские прохожие, но особенно полицейские, которые в снятом скрытой камерой видео любезно просят художника убираться с занятого места, поскольку он выставляется “без авторизации”: под знаменитую мелодию Que sera, sera (Whatever Will Be, Will Be) закутанный в шарф и в панаме, закрывающей лицо, автор толкает свою скромную тележку, нагруженную холстами – прочь из Венеции! Миллионы просмотров, лайков, комментариев, репостов, и конечно, в споре биеннале и художника-нонконформиста, победил он, Художник.


Назад на Биеннале
Вернемся к объекту нашего рассказа. Предложенная фраза-задание об “интересных временах” заведомо сравнима со школьным сочинением на свободную тему – пиши о том, что лучше чувствуешь и не ошибешься, но будь внимателен с грамматикой. Ее можно настолько пространно интерпретировать, что это позволило куратору сделать такое наблюдение:

58-я Международная художественная выставка сама по себе не будет иметь темы, но она скорее подчеркнет общий подход к созданию искусства. Видение социальной функции искусства, которое включает в себя как удовольствие, так и критическое мышление. Она постарается предложить публике всесторонний опыт, характерный для глубокой вовлеченности, порыва и творческого обучения, которое стало возможным благодаря самому искусству”. Rulph Rugoff

Ральф Ругофф и президент Биеннале Паоло Баратта на вернисаже 7 мая перед Центральным павильоном в "тумане". Фото: AP Photo
Это дало свободу всем участникам, от отдельных авторов до национальных павильонов, интерпретировать interesting times с максимальным творческим разнообразием: от фигуратива до абстракции, видео, фото, скульптуры, инсталляций, перформанса. Кроме того, “дирижер оркестра” Ругофф задумал несколько интересных и совершенно новых организационных ходов, отличающих эту выставку от предыдущих. Он уменьшил число приглашенных художников до 79 (в возрастном диапазоне в полстолетия - от 29 до 79 лет и только живущие), при этом экспозиция была составлена так, что каждый из авторов появляется дважды: один раз в АрсеналеProposition А, второй раз в Центральном павильоне СадовProposition B. Причем часто со своими совершенно разноплановыми работами, что дает внимательным зрителям возможность оценить творческий диапазон и многомерность каждого: отслеживать и раскодировать такие “пары” было очень интересно. При абсолютном численном доминировании Черного континента, даже если многие из этих африканских авторов сегодня работают в Европе или Америке.


В отличие от прошлой выставки двух лет назад Viva Arte Viva! под кураторством француженки Кристин Масель (Christine Macel), которая напрочь не хотела видеть на своей экспозиции никакой политики, биеннале Ругоффа более смело касается (но без плакатной политизированности) таких больных вопросов наших “интересных времен” как миграция, неравенство, тотальная власть интернета, и в версии light – растерянность, потеря ориентиров, отсутствие авторитетов, поиск таких в прошлом и настоящем. Если попробовать выделить какой-то доминирующий, даже навязчивый символ - образ этой биеннале, это, наверное, стена, граница, преграда, альтернативные миры, раздвоение идентичности.


Из заметных новинок оформления порадовало использование натуральной фанеры светлого дерева в залах Арсенала, вместо привычного нейтрально “никакого” гипсокартона, и открытые, ничем не завешенные окна во всех залах длинного перехода Кордерий и Артиллерий – Биеннале оказалась пронизанной солнцем и наполненной ветром с лагуны. А самым заметным присутствием из всех выразительных средств современного искусства количественно, а, пожалуй, и качественно оказалось видео: его было много и очень достойного, спрятанного за плотными шторами в черных параллелепипедах, заполняющих залы Арсенала и многих национальных павильонов в Садах. Самым повторяющимся эффектом стал туман (начиная от Центрального павильона), возможно, как олицетворение блуждания вслепую в поисках новых ориентиров?

Центральный зал Chini Центрального павильона в Садах Биеннале
Перед тем как посмотреть внимательнее на выставку, хотелось бы, без опасения переборщить с цитатами, озвучить мысль президента Биеннале (с 1998 года) Паоло Баратта: она кажется продолжением той же общей идеи выставки 2019, которая звучит у Ругоффа, и которая точно может помочь в персональном освоении этого объемного пласта contemporary art под названием Biennale:

Для них [посетителей] мы хотим предложить некий открытый тренажерный зал, где вы сможете почувствовать себя вовлеченным во встречи с работами и художниками, в возможности непосредственно открыть самостоятельно «другого», предложенного произведениями искусства. Мы попробовали выстроить последовательность, при которой, входя на выставку, «публика» превращается в «посетителей», которые затем становятся «наблюдателями» за произведениями; за этим следует сначала неизбежная дезориентация   со следующим усилием по переработке [увиденного] и, наконец, чувство открытия – это почти как упражнение в фехтовании.Paolo Baratta

Вид на Сады Биеннале со стороны павильона Чехословакии - только тут осталось такое парное название этих стран
Объем и сложносочиненность всего представленного на Биеннале не позволяет рассказать и показать всё, поэтому в отличие от обзоров прошлых лет, попробуем сделать экскурс по самым понравившимся национальным павильонам (из 90 стран!) и работам отдельных авторов - пусть простят не упомянутые тут. Это будет скорее калейдоскоп фото с краткими комментариями, которые, как хотелось бы надеяться, в сумм помогли бы ощутить атмосферу Арт Биеннале этого года.


День Первый. Giardini – Сады. Национальные павильоны

Павильон Бельгии. “Mondo Cane” (Собачий мир), авторы Jos de Gruyter и Harald Thys. 
Инсталляция-прогулка по воображаемой буколической Европе прошлого. Немного жуткой, немного смешной. Куклы-аутомы выглядывают из-за решеток или свободно располагаются в центре зала. Под музыкальные и скрежещущие звуки каждый занят своим несложным ремеслом. Утопический мир, стерильный и безупречный, граничит с миром “за решеткой” изгоев и психов, в одном пространстве. Две реальности прекрасно сосуществуют, не осознавая присутствие друг друга. И те, и другие мало симпатичны... Забавный опыт. Отмеченный, кстати, специальной номинацией жюри.


 






Павильон Голландии. The Measurement of Presence. Авторы Remy Jungerman и Iris Kensmil. Парная выставка - это посвящение постоянно меняющимся представлениям о национальности и местах искусства, альтернативный и транснациональный подход к тому, что нас объединяет. Большинство образов портретов – негритянские женщины. В целом интересно решено общее пространство павильона.





Павильон Чехии и Словакии. Stanislav Kolíbal. Former Uncertain Indicated. Выставка-ретроспектива. Автор разработал индивидуальный стиль на границе минимализма и концептуального искусства. Двухмерные и трехмерные работы на смешении живописи, графики, скульптуры и архитектуры. Задействовано как пространство павильона, так и экстерьер, и его стены - покрытые рисунками, сделанными по месту. Твердый классик прекрасно смотрится и сегодня. Масса прекрасных эффектных ракурсов, особенно в сочетании с людьми.






Павильон Дании. Heirloom. Автор Larissa Sansour создала гениальный фильм-катастрофу, а точнее, катастрофа остается за рамками, пока на поверхности мир в огне, опустошенный и разрушенный, в подземном бункере разговаривают две женщины, старшая на больничной койке, молодая двигается, их изображения чередуются с фрагментами памяти каждой. Неопределенное будущее – стоит ли цепляться за остатки прошлого? Мощный диалог, гениальная череда черно-белых картинок, фантастическое аудио-сопровождение. В соседнем зале - колоссальная черная сфера, как будто выдавливающая зрителя наружу. Плитка на полу павильона - та же, что мы видим и в фильме – это цепляет. Обязательно посвятить время.





Павильон Франции. Deep See Blue Surrounding You / Vois Ce Bleu Profond Te Fondre. Впечатлять начинает сразу: уже то, как художница Laure Prouvost задумала вход в павильон: через задние двери в подвал здания, продираясь через заросли кустов в Саду. Ее “жидкий” павильон отражает размышления автора о том, кто мы, откуда мы и куда мы идем. Утопический проект бегства к идеалу, в котором смешиваются разные реальности. В тотальном мраке главного зала идет проекция фильма Láchons Les Chevaux! (Оставим лошадей), снятого во время катания на лошадях во Франции, с персонажами разных возрастов и социального происхождения. Скульптурная инсталляция с “водным” контекстом, созданная по месту, дополняет темы фильма в пространстве всего павильона и одновременно осознается как посвящение городу на воде Венеции. Павильону прочили Золотого Льва… но он ушел в Латвию







Павильон Германии. ARKENSENTRUM. Surviving in the Ruinous Ruin. Автор Natascha Süder Happelmann. Затратно, монументально… и проходишь сквозь. Призер Золотого Льва 2017 в этом году не дотягивает.





Павильон Японии. Cosmo-Eggs. Результат сотрудничества между художником, композитором, антропологом и архитектором – некая платформа для размышлений об экологии, а также о том, где и как мы живем. На нескольких экранах идут проекции четырех фильмов Motoyuki Shitamichi, посвященные tsunami-ishi, гигантским камням, выброшенным на берег из глубин океана, под аккомпанемент композиций механических звуков Taro Yasuno, напоминающими пение птиц. Аллегорические истории на основе местного фольклора о цунами рассказал Toshiaki Ishikura. Четвертый автор архитектор Fuminori Nousaku поработал с архитектурой японского павильона, создав общий layoutСимпатичное место.






Павильон Великобритании. Персональная выставка Cathy Wilkes с серией скульптурных напольных инсталляций, взаимосвязанных картин и гравюр. Аллюзии на домашнюю обстановку, могильные формы, сложные группы фигур, напоминающих выросших кукол, и предметов, которые все мы помним с детства – все это в пастельной гамме, как на старых поблекших фото. Трогательно и нежно.







Павильон Северных стран. Weather Report: Forecasting Future. Три автора Ane Graff, Ingela Ihrman, nabbteeri – три взгляда. Центральная тема – эволюция отношений между человеком и окружающим миром (не людьми) в эпоху, когда изменение климата и массовое вымирание угрожают жизни на Земле: проект заставляет задуматься об индивидуальной ответственности, чтобы представить себе будущее, обратить внимание на то, что за рамками человеческого масштаба тоже есть жизнь – объекты инсталляций ассимилируя человеческие тела с телами других форм жизни, устанавливают связи между объектами, а не с людьми. Очень помогает великолепная архитектура павильона.








Павильон России. Один из самых впечатляющих в садах Биеннале проект Lc. 15:11-32. Состоит из двух частей двух авторов – режиссера Александра Сокурова в верхних залах и художника Александра Шишкина-Хокусая внизу. Странная аббревиатура отсылает к Притче о Блудном сыне в Евангелии от Луки, которая учит прощению, благочестию и состраданию. В разных вариациях (в том числе и в виде скульптуры) здесь процитирована одноименная картина Рембрандта из Эрмитажа. Почти во мраке воссоздана мастерская художника, из которой окна выходят на шум и сцены войны, как аллюзия на современный мир. Тему фламандской живописи поддержали и механические инсталляции Шишкина-Хокусая в нижнем зале, куда спускаешься как в преисподнюю – эти в свою очередь напоминают о многочисленных механических игрушках из коллекции Зимнего дворца. И верхний зал, и Танец фигур внизу производят сильное, почти апокалиптическое впечатление. Возможно, содрогнулся бы даже сам Рембрандт. Может детям туда и не надо… надписи просят держать их за руку.









Павильон США. Персональная выставка Martin Puryear: Liberty/Libertà. Мощная инсталляция снаружи павильона Соединенных Штатов оказывается и самой сильной из всей выставки – интерьеры немного разочаровывают. Автор известен тем, что подымает темы лояльности, демократии и свободы в символических инсталляциях и абстрактной скульптуре, используя очень оригинальный визуальный язык.









Павильон Уругвая. La casa empática. Рисунки, живопись и фото и инсталляции Yamandú Canosa. Ландшафт этого “дома” рассказывает разные истории со своих четырех стен: территория, граница, смешение, принадлежность, нестабильность. На потолке звездное небо повторяет положение металлических шаров на полу павильона. Теплое общее впечатление  интересно рассматривать детали.






Павильон Израиля. Field Hospital X (FHX). По идее передвижного госпиталя от Aya Ben Ron. Будьте готовы провести здесь сначала какое-то время в очереди (как в настоящий госпиталь), и потом около получаса на кресле как пациент.  Задача проекта исследовать, как искусство может действовать и реагировать на социальные проблемы. Вдохновленный структурой и практикой больниц, медицинского страхования и медицинских центров, автор предлагает пространство, в котором можно добиться социальной справедливости. FHX потом поедет из Венеции в разные места по всему миру для популяризации идеи.






Павильон Австралии. ASSEMBLY. Angelica Mesiti создала серию видео в процессе эволюции: полифония, диссонанс и какофония завершившихся моментом экспериментальной гармонии в воображаемом мире автора, воображаемый мир в фильме разворачивается в правительственных зданиях, в сенате. Интересно смотреть во взаимодействии с людьми в зале павильона, которые становятся статистами и почти участниками происходящего на видео. Пространство высокого качества.





Павильон Бразилии. Swinguerra. Видео проект с названием одноименного популярного танцевального ритма, происходящего swingueira из северо-восточной Бразилии, связанного с войной. Авторы Wagner & de Burca. Девушки и молодые люди хороши собой и энергичны.





Павильон Австрии. Discordo ergo sum. Новая инсталляция художницы Renate Bertlmann, тонко балансируя на разных гранях эротики, проводит зрителя по нескольких пространствам: в одной части набор схем, рисунков, текстов, чертежей и фото с присутствием самой Ренаты с ее программой Amo ergo sum. И впечатляющая инсталляция во внутреннем дворе павильона из сотен роз и острых ножей работа о двойственности человеческого опыта. В целом, иронично, занятно и качественно.






Павильон Сербии. Regaining Memory Loss. Персональная выставка Djordje Ozbolt. Это новые картины и скульптуры, посвященные теме личной и коллективной памяти, дополненные сделанными по месту росписями стен павильона с воображаемым пейзажем. В воображаемой реальности автор подвергает сомнению способность произведения искусства извлекать истину: его произведения иронизируют, раскрывая ложность памяти. Если бы художник не расписал полностью павильон, выставка выглядела бы значительно слабее - в таком варианте это тотализирующее авторское пространство.





Павильон Египта. khnum across times witness. Авторы Islam Abdullah, Ahmed Chiha, Ahmed Abdel Karim. Бездна прошлого послала миру посланника Хнум, чтобы рассказать о событиях, свидетелями которых стал мир. Он надежный хранитель тайн храма и рассказчик. Идея интересная, реализация в деталях и освещение хромают.




Павильон Польши. Flight – великолепная сюрреалистическая работа скульптора Roman Stańczak, перевернутый частный самолет с вывернутыми “внутренностями”. Такой доступен только самой богатой части любого, в том числе и польского общества. С 90-х годов автор строит свои инсталляции на деформации объектов, выворачивании их, сдирании с них “кожи”. Получаются оригинальные памятники парадоксов современности. Самолет, показанный на биеннале – это метафора обратного процесса модернизации и проблем перераспределения богатств.





Павильон Румынии. Unfinished Conversations on the Weight of Absence. Три автора Belu Simion Făinaru, Dan Mihălțianu и Miklós Onucsán с индивидуальными проектами. Инсталляции, сделанные специально по случаю биеннале, представляют собой современные версии исторических художественных проектов. Посетители могут присоединиться к экспериментальным работам, поговорив с электронным человеком с дисплея или вставив лепестки роз в стену, как будто это “стена плача”. Бассейн в центре павильона, заполненный водой и монетками, зеркально опрокидывает в себя его архитектуру. Незаконченные беседы. Затейливо. Затейливо.





Павильон Греции. Mr. Stigl. Panos Charalambous, Eva Stefani и Zafos Xagoraris с тремя инсталляциями, внутри и снаружи павильона, где прошлое и будущее сосуществуют в состоянии активного настоящего, под знаком альтернативной истории страны, которая ставит под сомнение ее официальные версии. 




Павильон Венеции. Одним из самых интересных оказался павильон хозяйки биеннале, города Венеции (самые большие очереди были именно сюда). С необычным иммерсивным проектом Bodies in Alliance. В нашем современном существовании способность (у)видеть равняется способности знать. Если чего-то нет в нашем визуальном мире образов, то, по всей вероятности, это что-то останется за границами наших эмоций. Кажется, мы уже видели всё, включая опыт экрана (теле, кино, соцсетей), дающего вуайеристское ощущение скрытого присутствия. Цель этой инсталляции поставить в центр именно саму фигуру зрителя, использовать Тела в единении (Bodies in Alliance), когда тела (наши) появляются вместе, группой в определенном пространстве.







Внутренняя часть павильона представляет собой “тело”, которое окружает город. Этот воплощенный опыт структурирован как временный обмен ощущениями - между публикой, зданием, структурой инсталляции, художниками, материалами и городом – опыт, который начинается, когда посетители получают доступ к зданию и могут ощутить «на собственной шкуре» материальность этого проекта.
Когда человек ощущает “на себе” город Венецию и множество его повествований, он воспринимает их как сумму взаимосвязанных пространств и систем, объединенных непрерывностью (времени, места, пр.). Поэтому в Венеции, как ни в каком другом городе мира, процесс бесцельного блуждания - это процесс, который часто может вызвать желание самоанализа. Опыт города Венеции. Уникальной, единственной.


POST SCRIPTUM. Пусть куратор биеннале Ральф Ругофф и говорит, что искусство не призвано лечить социальные болезни, но только называть их, дословно у него: “Впрочем, мы сразу признаем, что искусство не использует свои силы в сфере политики”, у некоторых особо одаренных авторов все же получается не только указывать “болезнь” и обращать всеобщее внимание, но даже больше – пророчествовать. Возвращаясь к началу нашего рассказа о самостоятельно себя пригласившим на Биеннале Бэнкси, спустя несколько ней после его видео-поста в Инстаграме, в 8.30 утра 2 июня круизный лайнер MSC Opera, очень похожий на тот, который он нарисовал, вызвав невероятную панику на причале San Basilio в венецианской лагуне Джудекка, не сумев затормозить, врезался в пришвартованный прогулочный пароходик, было четверо пострадавших, к счастью, обошлось без жертв. Вот и не верьте после этого в провидческие способности художников, особенно таких как Бэнкси. Может стоит пригласить его на 59-ю биеннале?

И пусть нам выпадет жить в интересные времена! May You Live in Interesting Times.
Продолжение следует…


В статье использованы материалы, предоставленные организаторами La Biennale и отдельными экспонентами во время Вернисажа. Второе фото: Граффити Бэнкси на фасаде палаццо в квартале Campo Santa Margherita, © Lapo Simeoni. Заключительное фото: павильон Венеции. Фото Anna Kolomiyets, указано по месту или из свободного доступа.



Понравилось, поделитесь.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан