Floris – отель как дом. + Интервью

Знакомство со студией архитектуры и дизайна noa* network of architecture из Больцано на Севере Италии началось с их необычного объекта, самого свежего – недавно завершенного отеля в местечке Сьюзи-алло-Шильяр в живописных итальянских Приальпах – Доломитах. Захотелось узнать больше об авторах нового комплекса – рассредоточенного отеля, оригинального и зрелого архитектурного проекта. Оказалось, что основатели noa* Лукас Рунггер и Стефан Риер еще вполне молодые люди чуть за сорок, и студию они основали больше десяти лет назад, в 2010 году. На сегодня они могут похвалиться множеством реализованных объектов в Италии и в мире, активно работающим полноценным филиалом в Берлине и коллекцией престижных международных премий The Best of Просто рассказать о проекте, пусть даже великолепном, показалось недостаточным. Поэтому презентацию Floris Hotel предваряет краткая история студии и небольшое интервью с архитекторами.


Работать дуэтом
Лукас и Стефан учились на архитектуре в разных вузах: Лукас в Политехническом университете австрийского Граца, Стефан защитил диплом дизайнера интерьеров при Образовательном центре “Андреа Палладио” в Вероне. Познакомились они в Милане у известного архитектора и дизайнера Маттео Туна. Кстати, Тун, один из участников легендарной студии Memphis, сам родом из Больцано, как и оба наших героя, возможно это создало определенный feeling и доверие главы студии к молодым землякам. Так или иначе, в миланский период у вчерашних студентов оказался на контроле достаточно важный и ответственный объем работ – они вели серию сложных проектов в сегменте туристических объектов, современного жилья и офисов. Начинающие архитекторы смогли получить бесценный практический опыт, расширить культурный кругозор и отточить профессионализм в течение, ни много, ни мало, десяти лет работы, причем как на местном, так и на международном уровне. До сих пор оба считают решающим влияние тех лет работы у Туна на их текущие проекты. 


И вот в 2010 году они решают объединить усилия и основать в родном городе Больцано компанию noa*, с расшифровкой network of architecture, которая с ходу озвучивает их базовые принципы. Классическая профессия архитектора пересматривается и заменяется группой творческих фигур, каждая со своей функцией – группой, в которой глава студии архитектор, в нашем случае два архитектора выступают в качестве режиссеров. 


По их словам, они не столько проектируют здания, сколько рассказывают истории, и это не преувеличение – проект рассматривается как путь между историей клиента, анализом места, форм, деталей, традиционными и современными методами строительства. Перед тем как приступить к проектированию проходит этап исследования с первыми вопросами:
- Что особенного в этом конкретном месте?
- Что нужно сохранить и выделить?

Слушать, слышать и преобразовывать историю клиента в архитектуру. Найдите время, чтобы понять место, где она будет построена, почувствовать атмосферу, приобщиться к местным обстоятельствам, а затем начать думать, планировать и проектировать”.


Сегодня работы студии noa* включают в себя приватные и общественные проекты, здания, генеральные планы городов, разработки брэндинга, дизайн интерьеров, сегмент HoReCa, ристайлинг исторических построек, концептуальные проекты для престижных конкурсов по приглашению. С географией от Китая до Австрии, Швейцарии, Германии, конечно Италии. Их самые успешные недавние открытия – серия новых 4- и 5-звездочных отелей, расположенных преимущественно в альпийском регионе Италии, и роскошные частные виллы в долине Гардена в Южном Тироле. Им нравится создавать проекты, что называется ad hoc, под размер, как работали всегда высококлассные ремесленники. При таком подходе каждый их законченный проект оказывается уникальным и неповторимым. Молодые люди, работающие с такими же молодыми людьми, Лукас и Стефан охотно используют в своих проектах, особенно на начальном этапе, игровые элементы, которые часто выполняют функцию эксперимента, помогающего в итоге найти лучшее решение поставленной задачи. Готовность экспериментировать и любопытство – главные качества, которые больше всего ценятся в студии.

Интервью
Пока сеть noa* развивается и расширяется по всему миру, с базами в Нью-Йорке, Милане, Лондоне, Берлине, Женеве, Ферраре и Граце, в противоположность этой мирной экспансии, их подход к проекту остается основанным на концепции локального – genius loci – и ее современной интерпретации. Выбор материалов, минимизация сущности архитектурного объекта и выразительных элементов, осознанное отношение к ландшафту – это те точки отсчета, которые формируют философию студии.
Архитекторы Лукас Рунггер и Стефан Риер (Lukas Rungger & Stefan Rier), при всей занятости несмотря на длящийся в Европе локдаун, любезно нашли время ответить на несколько вопросов для блога. Эти ответы помогут лучше понять их проект. Беседовала Анна Коломиец.

А.К.: Можете объяснить концепцию emergence (выявления), фундаментальную в работе вашей студии, согласно которой целое воспринимается как нечто гораздо большее, чем сумма его частей? Если можно с примерами применения в проекте. Чем он отличается от более привычного понятия genius loci?

Noa*: Наш подход к проекту шире и учитывает различные аспекты, включая культурный контекст, традиции, ощущения, материалы, формы и часто характер и личность самого клиента. Все без исключения проекты должны приводить к синтезу каждого из этих элементов, которые у нас сочетаются творчески и новаторски – иногда в игровой форме – и предлагая новую интерпретацию, дают жизнь не только зданиям, но и “говорящей” архитектуре с душой, способной рассказывать истории. Такой целостный подход позволяет нам заложить прочную концептуальную основу, тесно связанную с местом, а также видение существования самогó проекта в долгосрочной перспективе. 

Панорамная платформа Ötzi Peak 3251M. Ледник Val Senales, Альто-Адидже (Италия). Август 2020
А.К. Вытекающий из первого вопрос. При таком подходе смогли бы вы создать “абстрактный” проект, без привязки его к конкретной локации, подходящий или адаптируемый для любого места размещения?

Noa* Очень трудно отделить эти аспекты при нашем методе проектирования, может быть это станет возможным, когда проект будет создаваться вне контекста, деконтекстуализирован на физическом уровне, но при этом сохранит свою душу и историю, которая остается неразрывно связанной с его местом происхождения. Можно было бы назвать такой проект своего рода “средством передвижения” и носителем определенного мессиджа, созданным для адаптации к различным архитектурным контекстам, но с обязательным сохранением при этом своих истоков и корней, давая жизнь новым формам пространственной и формальной интерпретации.

Концепт "Посла туристических стратегий" для региона Тюрингия, Эрфурт (Германия). Конкурсный проект. Рендер © noa* 
А.К. Что может добавить к вашему проекту сотрудничество с известными дизайнерами или всемирно известными художниками, о чем вы заявляете, говоря о философии студии? Сколько искусства в вашей архитектуре, ищете ли вы сами вдохновения в современном искусстве?

Noa* Каждый художник, сотрудничающий с нами, привносит в проект свое видение и трактовку искусства, что делает проект более динамичным, красочным, а работу над ним увлекательной. Мы стараемся вдохновляться и использовать современные формы искусства, особенно в дизайне внутренних пространств, которые оставляют больше возможностей для экспериментов с новыми художественными языками. При таком подходе можно работать с самыми разными формами современного искусства, связанными между собой одной невидимой “красной нитью”.

Apfelhotel Torgglerhof, Hotel / wellness, Сальтузио, Альто-Адидже (Италия). Июнь 2020
А.К. В презентации студии вы говорите о четырехмерном инструменте, который называете одним из главных в вашем методе проектирования. Это всего лишь красивая метафора, что это такое – четвертое измерение?

Noa* Четвертое измерение для нас – это то, что не связано только с пространственными параметрами, исходя из геометрии объекта. Наш подход рассматривает также время как активный фактор, присутствующий в каждом проекте. Пользователи живут и перемещаются внутри здания, взаимодействуя друг с другом и с архитектурой, которая поэтому играет активную роль во временнóм восприятии. На этапе проектирования мы спрашиваем себя: сколько времени и с каким конкретным взаимодействием человек будет проводить на протяжении своего дня в этом пространстве? И потом проектируем его, исходя из этих рассуждений.


А.К.
В вашей network, рабочей сети, присутствуют интересные профессиональные фигуры, такие как ткач, стеклодув / исследователь, что вполне логично. Но есть также менее очевидные модельер, историк и совершенно неожиданные “роли”, такие как поэт / богослов, музыкант, писатель. Например, ваши пресс-релизы создает писательница из Вены Barbara Jahn-Rösel. Для чего нужны эти “странные” фигуры и чем объясняется такой необычный набор?

Noa* Как видно из самого названия студии noa* "network of architecture", мы рассматриваем нашу студию как платформу, к которой самые разные профессионалы могут присоединиться и внести свой вклад в развитие проекта, именно со-трудничая с нами. Иногда по ходу работы мы сталкиваемся с совершенно новыми задачами, которые требуют привлечения в проект людей с разным бэкграундом и способностями. Таким образом, объединяя различные сферы, мы создаем некий гибрид, для которого характерно постоянное присутствие многих дисциплин, [креативных и практических], то что зовется междисциплинарность.   

Südtirol-Home (la casa dell’Alto Adige), Дом для досуга и событий, Альто-Адидже (Италия). Февраль 2020 
А.К. В каждом из ваших проектов, при всем их разнообразии, есть что-то возвышенное, всегда разное, но в то же время узнаваемое, как рука художника. Как вы сами можете определить свой стиль – в нескольких “мазках”?

Noa* Наш стиль, возможно, заключается именно в том, что у нас нет четко определенного стиля. Это всегда сумма различных элементов, которые гармонично сосуществуют друг с другом и стремятся создавать каждый раз новые ситуации. Главное, чтобы они никогда не казались монотонными. Наш стиль исходит из нашего принципа – постоянное исследование взаимодействия и интерпретация всех факторов, задействованных в “игре”.

***

Floris Green Suites
В этом проекте архитекторы оригинально соединили несколько концепций: рассредоточенный отель и дома на деревьях.
Кстати, первый рассредоточенный (разбросанный, рассеянный) отель – albergo diffuso – родился именно в Италии в 80-е годы, в северной провинции Фриули, где после разрушительного землетрясения 1976 года активно восстанавливали пострадавшие города, иногда меняя назначение старинных построек. Там в 1982 году был официально зарегистрирован первый пилотный проект, возникло само название albergo diffuso и были прописаны основные организационные принципы. 
Поначалу это определение относилось только к задействованным под гостиничные номера старинным домам, обычно в центре исторических городов и боргов, с администрацией из одного центра, которая организовывала централизованное обслуживание и профессионально предоставляла гостиничные услуги. Предполагалось наличие помещений – мест общего пользования для гостей, как стойка регистрации, общие комнаты, бар, кафетерий, пр. Другими важными моментами были: разумное расстояние между зданиями – максимум 200 метров между жилыми блоками и службами приема; наличие живого сообщества – интеграция с территорией; наличие аутентичной исторической среды – интеграция с локальной социальной реальностью и местной культурой; узнаваемость – стилистическая идентичность, однородность предоставляемых услуг и стиля управления. На сегодня принципы рассеянного отеля распространяются и на новые постройки, а не только исторические. 

Первые идеи проекта. Рендер © noa*. Источник Facebook Parc Hotel Florian 
Второй вдохновляющий образец для студии noa* – популярные уже больше двадцати лет дома на деревьях, tree houses.
Мода на дома на деревьях возникла в Европе и Америке в 90-х годах, сначала большей частью как приватные постройки для семейного и гостевого использования, как сооружения для детских игр или некий вид уединенного “убежища” от цивилизации, один на один с природой. По мере роста популярности этого феномена подход “сделай сам” заменяли профессиональные методы строительства, а новые технологии способствовали превращению дома на дереве в объект яркого проектно-формального самовыражения, со всеми элементами современного комфорта: сочетание инженерии, архитектуры и дизайна. 


Усиление важности устойчивого развития sustainability в строительстве закрепило этот тип построек среди самых идеальных, с минимальным воздействием на окружающую среду. Сегодня дом на дереве – это образ жизни, бегство от реальности в поисках альтернативного опыта, игра, полезный и восстанавливающий контакт с природой. Со временем на этот феномен обратили внимание и в сегменте hospitality: при отелях-ресорт, расположенных среди красивой природы, стали появляться отдельные от основного корпуса домики на деревьях, как элитные номера или дополнительный эксклюзивный сервис. На сегодня существуют целые гостиничные комплексы, составленные из таких домиков, погруженных в природу.


Архитектура

Parc Hotel Florian – бизнес семьи Thomaseth, разместился у подножия деревни Сьюзи-алло-Шильяр (Зайс-на-Шлерне) в провинции Альто-Адидже. Исторический корпус гостиницы в традиционной для этой географии архитектуре под высокой скатной крышей, конечно, мог похвалиться своими комфортабельными номерами для прекрасного отдыха как летом, так и зимой. Но сама его архитектура безнадежно устарела, поэтому перед Стефном и Лукасом стояла еще и дополнительная задача: создать такое свежее архитектурное дополнение к гостинице, которое, оставаясь родственным существующей части, привнесло бы современности в гармонии с великолепным парком с вековыми деревьями, идиллическим прудом и открытым бассейном. 
Развертка West с уровнями, © noa* 
Исходя из такого брифа, архитекторы noa* выбрали вариант, соединивший в себе элементы домов на деревьях – для максимального обзора и обхода парка, с принципами рассредоточенного отеля, где каждый отдельный блок воспринимается как самостоятельный уютный дом. Так комплекс Parc Hotel Florian был дополнен десятью новыми люксами. Они задуманы в форме независимого корпуса, соединенного с существующим зданием не выдающейся архитектуры. Новая часть получила свое название Floris Green Suites.
Развертка Nord, © noa* 

Идея поднять жилые блоки над землей позволила новой архитектуре занять как можно меньшую площадь, не нарушая рельефа и течения парка. Само здание представляется не простым рядом комнат и дверей, а упорядоченной группой небольших домиков “на деревьях” – на живописно перекрещивающихся металлических опорах, откуда с высоты трех метров гости могут наслаждаться видом на парк. Так весь архитектурный проект развивается вокруг центральной темы парка: новая структура стала его составным элементом, как если бы она была там всегда. Серо-зеленые деревянные фасады еще лучше интегрируют эту легкую архитектуру в парковую зону.


Простая идея дома на дереве приобрела конкретные формы: на главный коридор как на ось нанизаны модули-шале нового здания отеля, состоящего из двух этажей номеров люкс, каждый с пятью комнатами, восемь из них Green Suites ориентированы на парк и долину, два шале Secret Garden Suites на горы и старинную церковь Сан Валентино. Всего 790 квадратных метров.

План второго этажа. © noa*
Коридор-ось отеля
Чтобы сделать архитектурный ансамбль еще более живым, природным, люксы в плане наложены друг над другом с небольшим сдвигом, как будто вся конструкция естественно выросла здесь сама. Причем окна и террасы расположены так, что сохраняют полную интимность каждого номера, защищенного от посторонних взглядов. Так у гостей возникает ощущение, что они живут в собственном маленьком доме, не видя “соседей”.



Интерьеры

Новые номера Floris Green Suites внутри выглядят так же впечатляюще, как и снаружи. Здесь нет классического разделения на гостиную, спальню и ванную. Здесь одно пространство гармонично перетекает в другое: комнаты, функции, внешние пространства и интерьеры. Центральная жилая зона living room выходит на балкон на крыше, с которого можно любоваться горным пейзажем и достопримечательностью Сьюзи-алло-Шильяр церковью Святого Валентина с луковицей купола на колокольне (фото ниже). Такие же виды открываются и через большие окна в спальнях – одно из больших преимуществ этой архитектуры.


Отделена только зона туалетов и биде, а занятной ключевой точкой интерьера стала “гибридная” раковина free standing с зеркалом, которую можно трансформировать в небольшой письменный стол. Именно в этом месте зона ванной комнаты перетекает в жилую.




План номера Green Suite
Самая интимная обстановка ждет постояльцев в задней части номера-люкса, откуда нет вида на парк. Элегантную открытую душевую кабину с одной стороны ограничивает закрытый туалетный блок WC / bidet, а с другой еще один элемент под знаком роскоши – финская сауна для эксклюзивного пользования. 





Как было сказано выше, главная тема проекта – парк, поэтому архитекторы задумали множество ситуаций в
Green Suites, когда природой можно наслаждаться, что называется, не выходя из номера. К калейдоскопу великолепных видов на горную панораму добавляется еще один: это защищенное от посторонних глаз патио с видом на открытый бассейн, а на террасе в дополнение к сауне стоит под открытым небом белоснежная ванная.

Терраса с ванной под открытым небом
Патио с гамаком


В интерьерах номеров, с аллюзией на настоящие дома на деревьях, преобладают природные цвета: оливково-зеленый, охристый, вкрапления серого. Внимательно подобранный по текстуре и цветам интерьерный текстиль, плетеные из натуральных материалов круглые коврики, плитка бутылочных оттенков и окрашенные в зеленый поверхности создают логическую связь между интерьером и экстерьером. На полах использован дуб 
fumé, потолки, стены в интерьере отделаны лиственницей, из нее же внутренняя образующая свода потолка. Мебель и сантехника в ​​строгом черном цвете, кроме упомянутой белой ванны на террасе патио, обивка мягкой мебели – в коричневых и янтарных цветах.





Стóит отдельно остановиться на характерной детали, еще больше сближающей эту архитектуру с природой – отверстий-проемов, пронизывающих, например, террасу и патио, через которые льется свет и растут специально высаженные взрослые деревья. В одном из таких отверстий вмонтирован диван-гамак, в котором постояльцы просто зависают над пустотой нижнего уровня – очень симпатичный игровой элемент, ведь архитекторы Стефан и Лукас хоть и опытные, но еще очень молодые специалисты. А игра, как сами они признались в интервью, занимает важное место в их проектах.

Диван-гамак на патио и другие "проемы" для света в структуре открытых площадок, вид снизу


Согласованность дизайна, архитектуры и ландшафта, гармоничная цветовая концепция интерьеров и неповторимая атмосфера света в них, страсть архитекторов к каждой детали удивительным образом помогли, благодаря новым объемам Floris Green Suites, радикально осовременить весь комплекс исторического отеля Florian.
Люди ищут истории, которые они могли бы рассказать, а мы им помогаем такие находить”. Stefan Rier

 

Цитаты по сайту студии noa*, перевод Анны Коломиец. Отдельная благодарность Стефану и Лукасу, а также Maria Dal Canto, PR & Graphic Designer студии noa* за помощь с материалами и интервью. Фото: Alex Filz предоставлены студией, Parc Hotel Florian, Facebook Park Hotel Florian.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

  1. посмотрела только фото:) проект красивый очень! я бы там пожила:) сочетание цветов - огонь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень с вами согласны. Вот надеемся карантин закончится - съездим, у них там в связи с отсутствием иностранных туристов скидки до 75%. Стоит воспользоваться)

      Удалить

Отправка комментария

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан