Combo. Больше чем хостел

В этом месте хорошо всё – от истории его создания до дизайна, от заявленной миссии до неочевидной на первый взгляд этической составляющей. Которая в том числе и в подходе green, глубоко, как кровеносные сосуды, заложенном в его структуру. Речь идет о новом хостеле, как сегодня принято называть общежития – хотя это немного устаревшее слово точнее передает его суть: обще-житие. Даже название у хостела какое-то объемное, уютное: Combo. Такое в логотипе смотрится отлично и звучит хорошо, и запоминается легко. Недавно открытый в Милане, на самой окраине популярного тусовочного квартала Навильи, несмотря на непростые времена, этот “приют для путешественников” уже успел завоевать симпатии у местных и популярность у самых интернациональных globetrotters. Он задуман как новая сеть, и миланский уже второй в списке, открытый после Венеции и перед Турином. Приглашаем познакомиться ближе с этим инновационным во всех смыслах проектом.



Как все началось

Идея создать такой формат хостела родилась у известного туринского предпринимателя, человека с опытом в разных сегментах HoReCa, включая ресторацию, Микеле Денегри. За его плечами стояла крупная холдинговая компания Finde Group, семейный бизнес, поэтому старт намечался массированный, а проект сразу задумывался как сетевой, с возможностью повтора-реплики в разных локациях при сохранении стилистической и организационной узнаваемости. Важная составляющая концепта – его формула “more than a hostel”. Это скорее важное дополнение к городу, в котором он открывался – некая открытая для всех желающих платформа для общения, культурного роста, отдыха, знакомства.
Сам вдохновитель всего Денегри очень конкретно высказался по поводу, что такое новая сеть:

Дизайнерские места, безопасные, чистые и по доступной цене, предназначенные для приема самой разнообразной публики – но с Combo мы хотели добавить еще один элемент: сделать такие хостелы открытыми для города, настоящими оазисами, чтобы принимать здесь не только приезжих туристов, но и местных. И мы представляли роль культуры тут как склеивающего материала. Мы называем себя физической social network, состоящей из сообщества, которое разделяет похожие принципы и ценности, и говорит на одном языке”. 

Первый Combo, открытый в Венеции в мае 2019. Фото тут и ниже: © Valentina Sommariva 
Еще одним общим правилом стало такое: каждый новый Combo должен размещаться в историческом здании, нуждающемся в спасении – от забвения культурного и разрушения физического. Реконструкция и перепланирование под новое использование должно было проводиться как со строительной, так и с культурной или даже исторической точки зрения. Поэтому и объекты недвижимости искали соответствующие, буквально заброшенные. Идея реконструировать исторические здания должна была воплотиться в дома для путешественников практически во всех крупных итальянских городах.

Chill-out в бывшем монастырском дворе. Combo Venezia
Первым стал хостел в бывшем монастыре так называемых Crociferi, монахов-госпитальеров, потом иезуитов, в венецианском квартале-сестьере Каннареджо. Ни много, ни мало 8800 квадратных метров. Его открыли в мае 2019 года, одновременно с Арт-биеннале, к которой он присоединился своей параллельной выставкой, при участии двух известных галерей Турина, и Павильоном Пьемонта. Именно там были протестированы многие позиции нового формата. Вторым стал объект в Милане, и на нем мы остановимся подробнее.



Дом с перилами

Миланский Combo разместился в традиционном для местной городской застройки здании, так называемом доме с перилами, casa di ringhiera, выходящем на парк Baden Powell в районе Навильо Гранде. Кирпичное П-образное в плане здание конца XIX века, как когда-то говорили “дом покоем”, с характерными длинными балконами, обегающими внутренний периметр, на которые открывались двери и выходили окна квартир обитателей, с общим туалетом, одним на этаж и тихим внутренним двором. Типичная постройка для городской периферии Милана больше чем столетней давности.


Дом был не просто в плохом состоянии, объявленный непригодным для проживания. Он разрушался – здесь были отключены коммуникации, отопление, провалена крыша. Проблемным он был еще и с точки зрения многочисленных незаконных обитателей, сделавших себе из него нелегальный приют. Место было злачным и откровенно небезопасным, включая прилегающий парк. Чтобы спасти здание от сноса, в 2015 году Муниципалитет выставил его на торги вместе со списком условий. Туринский холдинг Finde Group принял участие в тендере и выиграл его. Так на грани исчезновения дома была запущена его реконструкция. Как и в случае Венеции, Денегри выдержал программные положения новой сети хостелов.


Combo родился в заброшенных зданиях. И, реконструируя, мы хотим превратить их в самый удобный дом для туристов, сделать стимулирующим для местных и привлекательным для тех, кто уже является главным действующим лицом в мире культуры”.

Хостел должен был стать местом, способным соединить традиции и будущее, локальное и глобальное, чтобы стать радушным убежищем и крышей над головой для одних, генератором отношений и возможностей для других. В балансе между интернациональным измерением и территориальной идентичностью, то что называется “гибридным” термином glocal. 



Проект

Хостел-космополит для города-космополита. Так кратко можно было бы определить бриф для приглашенного норвежского архитектора Оле Сондерсена (Ole Sondersen Architect), который специализируется на экологическом строительстве и дизайне. Что касается эстетики, ему минималистичный скандинавский дух не нужно было в себе искать – это уже являлось естественной частью его проектной культуры.
 
Бар и рецепция в глубине слева. При зонировании были удачно использованы существующие арки
Сердцем будущего хостела должен был стать первый этаж, открытый и городу. Там разместились рецепция, self-check-in, камера хранения, бар, ресторан, место для встреч и культурного обмена, залы для работы и чтения с бесплатным Wi-Fi, конференц-зал для проведения событий, а еще художественная галерея, выставочное пространство и многое другое. Как, например, деревянный контейнер с неожиданным собственным web Combo Radio, чья музыка и live show транслируется в этих помещениях и уютном дворе, превращенном в chill-out. Во двор выходят окна номеров с традиционным балконом по периметру – рингьера. Во дворе вокруг сохраненного большого дерева по центру в лирическом беспорядке расставлены столы в окружении разноцветных садовых стульев, которые предлагаются для пикников как гостям хостела, так и местным. А на стойке рецепции можно получить свою чашку кофе 24 часа в сутки, даже когда бар закрыт. Так встречает гостей многоликий миланский Combo, и каждый его уголок выглядит очень привлекательно и инстаграмабельно для тысяч молодых людей со всего мира. 


Кроме гибкой пространственной организации, где одно по функции помещение перетекает в другое и все открывается во двор и сад, архитектор предусмотрел в проекте множество моментов, делающих весь комплекс хостела передовым с точки зрения экономии и бережного отношения к окружающей среде. И правда, без внимания к теме устойчивого развития такой прогрессивный концепт был бы невозможен.


Среди доступных на рынке технологий были выбраны несколько обязательных к применению: для уменьшения загрязнения помещений была внедрена система управляемой механической вентиляции CMV: controlled mechanical ventilation. Благодаря системе фильтрации загрязняющая пыль остается снаружи помещений, воздух заменяется тогда, когда это действительно необходимо, относительная влажность поддерживается в правильном диапазоне 30-60%.


В дополнение все контролируется с помощью системы Hvac (Heating, ventilation and air conditioning) – отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха – которая способна динамически управлять всеми функциями в соответствии с реальными потребностями. Даже по-разному в различных зонах в зависимости от их расположения по сторонам света. 
На этапе проектирования были решены задачи сокращения выбросов CO2 до минимума; рационализации и сохранения как энергии, полученной от сети, так и произведенной; рецикла воды и оптимизации ее использования; получения энергии из возобновляемых источников.


Из других неочевидных, но важных моментов экологического подхода к этому проекту можно добавить создание мебели с минимальным воздействием на окружающую среду и без формальдегида. А также устойчивый подход green в процессах управления, когда была выбрана цепочка поставщиков, которые тоже сделали sustainability одной из своих миссий.
 

В целях экономии энергии оболочка здания была отремонтирована с использованием высокоэффективных окон из оцинкованной стали и inox от Secco Sistemi, была сделана дополнительная теплоизоляция фасадов, усилены тепловые мосты конструкции.
Большие оконные проемы с минимальной толщиной рамы обеспечили, особенно на первом этаже, максимальную инсоляцию при соответствии стилистическим особенностям исторического здания, от вкуса ретро состаренной бронзы до современного. Чистота и единство дизайна были также соблюдены и в новом объеме большой крытой террасы-теплицы, достроенной к основной архитектуре. Здание в итоге заслуженно получило престижный экологический сертификат, Certificato Verde.



Этическая миссия хостела не ограничивается только вопросами устойчивого развития. Миланский Combo уже зарекомендовал себя как место, предлагающее полезные услуги для местных жителей и территории. Как, например, сотрудничество с PerMicro, одной из самых известных микро-кредитных компаний в Италии. Местным компаниям или частным лицам предлагается поддержка в виде рекомендаций и экономического финансирования, особенно для тех, кто испытывает трудности с доступом к традиционной банковской системе. Кроме того, Combo здесь дал площади Polìsola, психолого-педагогическому центру для поддержки родителей, с курсами индивидуальной и семейной психотерапии. Так хостел действительно превращается в важную структуру для квартала, в котором он возник, расширяя сферу деятельности и влияние далеко за рамки только hospitality.



Интерьеры
Дизайном интерьеров вместе с Оле занималась итальянка Хельга Фалетти (Helga Faletti Studio), но разноголосицы со скандинавским коллегой не получилось. Все очень гармонично и логично соединилось с архитектурным концептом Сондерсена.

2200 квадратных метров, 42 номера на 217 спальных мест и длинный список общих пространств, уже перечисленных выше. Типология предложенных номеров по принципу общежития включает комнаты на 3,4 и 6 мест, каждая с автономным туалетом. Интерьеры номеров светлые, стены и деревянные балки потолков окрашены в нейтральные оттенки серого или бежевого, полы такие же или из серо-черной крупной плитки, уложенной в шахматном порядке. Мебель как кровати, шкафы, вешалки и некоторые аксессуары сделаны под размер из светлого неокрашенного дерева в минималистическом скандинавском стиле – пригодился вкус Сондерсена. Кровати в один уровень или двухъярусные, с поручнями и лестницами белого металла. Немногочисленные серийные дизайнерские предметы, как желтые пластиковые стульчики-подставки, веселят на этом сдержанном нейтральном фоне, куда для полноты картинки можно мысленно добавить яркую одежду и фигуры постояльцев.

Комнаты в хостеле разной типологии. Фото здесь и ниже: ©Combo




Более пестрая обстановка в общей кухне на втором этаже, где можно автономно приготовить себе еду – здесь доминирует оранжевый лососевый цвет мебели, а в общей прачечной на том же уровне, с мансардной скатной крышей и большими окнами, канареечно желтый паркет и такие же элементы мягкой мебели создают веселую и динамичную атмосферу.
 
Общая кухня. Ниже два вида прачечной. Фото: © Combo 


Самые популярные места, несомненно, в уровне улицы. Бар с обратной стороны рецепции просматривается от входа, и расположился позади длинной металлической стойки. Напротив бара большое прямоугольное окно из кухни – за широкой рамой из светлого дерева, сидя на высоком барном табурете, можно наблюдать за show cooking. Там молодые повара создают блюда самой космополитной интернациональной кухни с узнаваемыми элементами местной ломбардской. 





Фото © Combo
Сервировка самая минималистичная – никаких скатертей, но салфетка все же полотняная, а не бумажная, и столовые приборы самого высокого качества. Зона ресторана под крышей большой террасы-теплицы специально не ограничена, и по сути смешалась со столиками барной зоны: вас обслужат везде, где бы вы не присели, хоть снаружи в большом дворе или на открытой площадке, выходящей в сторону парка. Все пространства перетекают одно в другое.

Минималистичный мизанплас (сервировка) в ресторане


Теплица между столами плотно уставлена комнатными растениями в больших кадках и ящиках, и эта импровизированная оранжерея в теплый сезон плавно переходит в деревья парка и растущие в большом дворе.
 



Отличный здесь и фирменный стиль, о котором стоит сказать отдельно. Специально разработанный выразительный шрифт использован не только в логотипе, на сайте, но и во всех надписях в отеле, на стенах и даже кроватях, что упрощает ориентирование в его разветвленных пространствах. Персонал здесь выглядит так же неформально, как и интерьеры: футболка с названием Combo и длинные передники на подтяжках для официантов и бармена – униформа. Отзывчивость, позитив и обязательное владение английским прекрасно дополняют впечатление.


Возвращаясь к интерьерам, самое интересное происходит здесь с приходом темноты. Не так заметные при свете дня световые инсталляции, вечером начинают переливаться новыми красками. Трудно сказать, так ли это на самом деле, но есть большое подозрение, что все эти грамотные игры проектировщиков со светом и цветом в первом уровне хостела и на открытых площадках дэор – дань двум великим творцам прошлого века. Знаменитому миланцу Лучьо Фонтана, чьи световые инсталляции можно увидеть в главном зале Музея ХХ века на площади Дуомо. И американскому художнику-минималисту Дэну Флавину, который создавал из неоновых трубок настоящую магию света. Достаточно вспомнить его гениальный проект для миланской церкви в квартале Chiesa Rossa (читайте о ней у нас в блоге).  




Хостел и культура

Такое присутствие элементов, напоминающих известные произведения современного искусства, не случайно. Как и в венецианском Combo, в Милане связь хостела с contemporary art более чем очевидна – она программная. Здесь есть даже постоянная профессиональная фигура куратора, в миланском случае это Бруно Барсанти.
Кроме упомянутых световых здесь есть инсталляция The Dancing Followers молодого португальского художника Луиса Ладзаро Матоса (Luís Lázaro Matos). Она сделана по месту специально к открытию хостела – это фреска в сочетании с серией подвесных скульптур, изображающих, что следует из названия, танцующие фигуры. 

The Dancing Followers. Мурал Luís Lázaro Matos. Фото © Combo 
В большом зале в 40 квадратных метров со стороны двора, называемом Glass Cube, запланированы 3-4 художественных мероприятия в год, с культурными проектами и видео-артом. В сотрудничестве с галереями и авторами была создана программа Expanded Art, которая заявляет о намерениях “разместить произведения искусства, мероприятия, резиденции, мастерские и инсталляции site-specific в разных точках здания Combo”.
У этой программы нет коммерческой цели, только гуманистическая – предоставить возможность экспонирования для художников, творческих организаций non profit и галерей, которые будут динамично взаимодействовать с гостями в синтонии с принципами хостела. Одним словом, интеграция за рамками традиционных схем.
Но тут не только искусство. Программа включает в себя литературные чтения и беседы по литературе в партнерстве с исторической Международной книжной ярмаркой в ​​Турине, музыкальные мероприятия, онлайн и живые выступления. Бесплатно для гостей.


Пандемия неожиданно прервала мирную экспансию Combo в самых известных городах Италии. В конце января 2020 открылся хостел в родном городе основателя Турине, в огромном комплексе бывшей пожарной части в историческом квартале Porta Palazzo. Уже выбраны конкретные здания и идут работы в Болонье и Риме. В планах на следующие три года Флоренция, Неаполь, Палермо и Верона. Микеле Денегри остается оптимистом своего начинания, провозглашая свою миссию:

Создание проектов с высокой преобразующей способностью для общества, с чувством рынка и экономической отдачей – это настоящий вызов для всех”.


Цитаты Michele Denegri по Living Corriere, Green Planner, перевод Анны Коломиец. В статье использованы также материалы Elle Decor, Living Corriere, Artribune, Archiportale.

Фото Anna Kolomiyets, © Combo Milano или указаны по месту. Второе фото с дрона: Artribune.

Понравилось, поделитесь


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан