Biennale возвращается. Part 1

Наконец, после двух переносов и долгого ожидания 22 мая в Венеции не без сложностей открылась XVII архитектурная Биеннале. Одно из первых международных мероприятий такой важности после локдауна. Свое двадцатилетие выставка отпраздновала на карантине, и перенесла юбилей на двадцать первый год от своего создания в 1980. За это время биеннале превратилась в самый знаменитый и представительный форум в мире по теме архитектуры, с сотнями студий и десятками стран участниц, вышла за границы Арсенала и Садов в город и на большую землю. По словам многолетнего Президента биеннале Паоло Баратта (1999-2019): “Архитектурная выставка стала взрослой после многих лет непрерывной работы”.
Куратор XVII выставки Хашим Саркис предложил почти три года назад тему, которая сегодня кажется провидческой и даже немного ироничной, в свете событий последних полутора лет. How will we live together? Как мы будем жить вместе?
Какой ответ на эту тему дали участники, 114 приглашенных архитекторов и 61 страна, можно увидеть до 21 ноября в Садах – Giardini, Арсенале и в самой Венеции. (Об истории создания Биеннале архитектуры читайте в блоге от 16 мая).

 


Нет ничего сложнее обзоров событий, подобных Венецианской биеннале. Массив площадок, проектов, идей настолько масштабный и многослойный, что есть риск создать дубль официального каталога выставки, что бессмысленно. И невозможно – потому что тогда нужно поселиться в Садах и Арсенале и начинать их прочесывать с утра, с момента открытия, вчитываясь и всматриваясь в каждую отдельную историю.

Наложение и пересечение двух основных организационных блоков – проектов отдельных приглашенных архитекторов и национальных павильонов, это еще полдела. Можно развести их на две разных статьи. Но проблема еще в том, что и внутри этих подобных блоков есть переплетения. Ведь каждый из участников, будь то студия или страна, все-таки старался приблизить свои презентации к заданной теме “Как мы будем жить вместе?”


Поэтому, исходя из таких трудностей, этот обзор будет попыткой некоторой систематизации всего увиденного. С уточнением: осталось и неувиденное – потому что не все площадки были запущены в первые дни биеннале, а многие не нашли возможности открыться.
Здесь в помощь будет слово куратора Хашима Саркиса, его “программный манифест”, на который ориентировались все участники при создании собственных проектов. Одновременно сам поход по биеннале мы попробуем поделить по совсем другим критериям, чем предложенные Саркисом:

) проекты, больше похожие на арт-инсталляции,

) проекты собственно архитектурные,

) проекты научно-исследовательского / мульти-дисциплинарного / научно-фантастического характера.
Многие из этих последних тоже были презентованы в формах, похожих на арт – любая мысль должна быть одета на Биеннале в яркий образ, чтобы выделиться и запомниться: просто рисунки и макеты мало у кого вызовут энтузиазм, нужна обязательная художественная подача.

Для лучшего понимания этой сложно-артикулированной выставки наверно стоило бы создать некую разветвленную ментальную карту, mind map, но попробуем обойтись без нее. В компенсацию будет много фотоиллюстраций, они помогут в разборе и сделают наш поход более развлекательным.

The Anthropocene Museum: Exhibit 3.0 Obsidian Rain (Cave_bureau, Кения). Центральный павильон 

Картина такая: при попытке “расклеить” метки красную  (АРТ), зеленую  (АРХ) и голубую ❸  (НАУКА/РАЗНОЕ), оказалось, что в Центральном павильоне доминируют красные. Так что в этот раз есть перекос в сторону арт-инсталляций или художественной формы подачи архитектурных идей и проектов. Как таковая архитектура на архитектурной биеннале 2021 оказалась в меньшинстве. И это очень отличает ее от предыдущей 2018 года – Freespace, где кураторами были ирландки Yvonne Farrell и Shelley McNamara из студии Grafton Architects, лауреаты Премии Притцкера 2020. За таким наблюдением напрашивается вывод – удивительно, насколько сильно влияет личность куратора на вид и результат биеннале. Ведь отбором приглашенных архитекторов/студий тоже занимается он.

Museo Aero Solar For an Aerocene Era (Aerocene Foundation, Tomás Saraceno, Аргентина) 
Необъяснимым образом многие национальные павильоны, свободные в выборе формы, тоже дали ответы на поставленную задачу в похожем ключе, скорее в духе рассуждений об архитектуре и ее роли. Теория победила практику. А элементы contemporary art активно проникли на площадки, предназначенные под архитектуру – как будто помня, что в нечетные годы тут всегда проходила Арт биеннале.
Но настоящим символом этой выставки можно назвать QR-code.  



Слово куратору

Хашим Саркис – американский архитектор, профессор и теоретик ливанского происхождения, покинул родной Бейрут, когда там началась гражданская война. В 1998 году основал собственную студию Hashim Sarkis Studios (HSS), исследователь; преподавал в Университетах Йеля, Гарварда, в Барселоне, Бейруте; сегодня возглавляет School of Architecture and Planning в Массачусетсе. Он автор и редактор нескольких книг и многих статей по истории и теории современной архитектуры. Был приглашен на роль куратора архитектурной выставки в 2019 году, тогдашним Президентом биеннале Паоло Баратта. Первейшая роль куратора – предложить тему биеннале, ответом на которую должны стать проекты участников. В своем “слове к архитекторам” Саркис объяснил элементы поставленной задачи. Дальше цитата.

***


Тема архитектурной биеннале – фраза, которая одновременно является заголовком и вопросом: How will we live together? Как мы будем жить вместе? И это открытый вопрос.

How: как, рассказывает о практических подходах и конкретных решениях, подчеркивая важность problem solving, разрешения проблем в архитектурном образе мысли.

Will: выражает будущее и означает взгляд, направленный в будущее, а также поиск видения и решительность, опираясь на силу архитектурного воображения.

We: первое лицо множественного числа и, следовательно, включающее разные народы, представителей других видов, это приглашение к более эмпатическому пониманию архитектуры.

Live: означает не просто существовать, а благоденствовать, процветать, самим обитанием выражать жизнь, опираясь на внутренний оптимизм архитектуры.

Together: подразумевает группы людей, общие пространства, универсальные ценности, выделяя архитектуру как коллективную дисциплину и форму коллективного выражения.

?: указывает на открытый вопрос, а не риторический, который требует (многих) ответов, и отмечает множественность ценностей в архитектуре и возникающих через нее.

Вопрос: How will we live together? древний и в то же время актуальный. Вавилоняне задавали его при строительстве своей башни. Об этом спрашивал Аристотель, когда писал о политике. Его ответ был “город”. Его ставили французская и американская революции. В шумном хаосе начала 1970-х Тимми Томас сокрушался в своей песне Why Can't We Live Together?

The Earth is an Architecture (TVK, Франция). На заднем плане The World Turned Inside Out (Plan B Architecture & Urbanism, США) ❶ 
Maison Fibre. (Achim Menges; Jan Knippers, Германия). Арсенал  
Home Ground (Alison Brooks Architects. Великобритания)
Interwoven (leonmarcial arquitectos, Перу) 
Ego to Eco: Learning from Nature (EFFEKT. Дания)  
The Sixth Street Viaduct Replacement Project (Michael Maltzan Architecture, США) 
Flocking Tejas (BASE studio, Чили) ❷ 
Future Assembly. Коллективная выставка в выставке. Центральный павильон  
SENSE OF SPACEConnectome Architecture + Molecular Architecture” (Refik Anadol Studio и Gökhan SHotamışlıgil, Турция – США) ❶ 
Архитектурная биеннале 2021 года организована по пяти Уровням, или тематическим секторами: три в Арсенале, два – в Центральном павильоне Садов. Представленные проекты варьируются от аналитических до концептуальных, экспериментальных, протестированных / утвержденных, и до уже широко распространенных. Каждый из этих Уровней, в свою очередь, раскрывается через серию тем и размещается в отдельных залах, зданиях и на открытых площадках Биеннале.

Пять Уровней это: Among Diverse Beings, As New Households, As Emerging Communities (Арсенал), Across Borders и As One Planet (Центральный павильон). То есть: Среди различных существ, Как новые домохозяйства, Как новые сообщества, Сквозь границы и Как одна Планета [конец цитаты].

***

Биеннале включает в себя еще серию внеконкурсных проектов, названных Stations и Co-Habitats – это задуманные Саркисом площадки, рассеянные между основными, на которых рассматривается какая-то из пяти предложенных тем-уровней, в виде результатов исследований групп специалистов при университетах со всего мира.



5 Уровней

Начнем перечисление в том порядке, который предложил Саркис, с первых трех уровней, рассказанных и проиллюстрированных проектами в Арсенале:

Among Diverse Beings
Воображаем пространства, где мы можем жить вместе как люди, которые, несмотря на растущий индивидуализм, хотят налаживать связи между ними и другими видами, как в реальном, так и виртуальном пространстве

As New Households
Здесь попытка представить пространства, где мы можем жить вместе как новые семейные ячейки в поиске формулы жилища, места обитания все более разнообразного и достойного.

As Emerging Communities
Представляем пространства, в которых можно жить вместе как развивающиеся сообщества, требующие равенства, инклюзивности и пространственной идентичности.

Следующие два Уровня представлены в Центральном павильоне:

Across Borders
Вообразить пространства, в которых мы сможем жить вместе за рамками политических границ, чтобы представить новую географию объединения.

As One Planet
Вообразим пространства, в которых мы можем жить вместе как Планету, которая переживает сейчас серию кризисов, требующих глобальных действий, чтобы наша жизнь просто могла продолжиться.

В следующих частях обзора попробуем остановиться подробнее на каждом из этих уровней и рассказать о самых ярких проектах каждого. Поэтому еще вернемся к этим кратким описаниям, которые помогут лучшему освоению “ментальной карты” биеннале 2021.
 


Что со Львами?
Еще одна особенность этой особенной биеннале под знаком пандемии – не все премии, престижные Золотые и Серебряные Львы, архитекторам и павильонам, были вручены в первый день выставки, как это традиционно происходило. Причина простая – на этом этапе невозможно было выбрать, например, лучший национальный павильон, не все успели открыться к 22 мая. То же касается отдельных участников. Поэтому было принято разумное решение – окончательно Львов будут раздавать в августе, когда все площадки будут оформлены и заработают. Поэтому интрига остается открытой, и это хорошо – есть время самостоятельно оценить, например, национальные павильоны, чтобы согласиться или поспорить с будущим выбором жюри.

А пока были присуждены только памятный Золотой Лев и за достижения. Они были объявлены задолго до открытия.

Лина Бо Барди на корабле "Almirante Jaceguay" по пути в Бразилию. 1946
Специальным Золотым Львом Memoriae Causa награждена Лина Бо Барди (Lina Bo Bardi, 1914-1992), итальянская архитектор-модернист, сценограф, художница, натурализованная в Бразилии. Там же взлетела ее архитектурная карьера. 

Il MASP, il Museu de arte de São Paulo. 1968 


SESC Pompéia (Serviço Social do Comércio) в Сан-Пауло, Бразилия. 1977

По словам Саркиса:
“Если и есть архитектор, который лучше других представляет тему Архитектурной биеннале 2021 года, то это Лина Бо Барди. Ее карьера дизайнера, издателя, куратора и активиста напоминает нам о роли архитектора как координатора и организатора, и, что важно, как создателя коллективного видения”.
Церемония символического вручения, вероятно представителям Центра Бо Барди в Сан-Паулу в Бразилии, пройдет 30 августа.



Золотой Лев за карьеру ушел в Испанию, известнейшему архитектору Рафаэлю Монео (Rafael Moneo, 1937), лауреату Премии Притцкера 1996 и обладателю еще длинного списка престижных наград. По этому случаю в Павильоне книги, James Stirling pavilion в Садах организована небольшая выставка с подборкой проектов и макетов самых известных зданий испанского мастера. И тут можно дать много зеленых меток ❷ (АРХ) – это чистая, практическая и очень качественная архитектура.

Его проекты – примеры применения теоретического принципа, по которому выбранный / предложенный тип архитектуры должен быть динамической структурой, внимательной к изменениям, происходящим в обществе, в то время как архитектор должен прислушиваться к памяти места, genius loci и потребностям людей.

Расширение Музея Prado, Мадрид. Ниже - интерьеры

Как преподаватель он привел к архитектуре как призванию несколько поколений творцов, а как ученый использовал свои иллюстративные навыки и аналитическую точность, чтобы по-новому интерпретировать некоторые из самых классических исторических зданий, кроме того, что много писал о новых явлениях и значительных проектах в современной архитектуре. Как критик способствовал некоторым из самых важных дебатов о текущих архитектурных событиях с коллегами со всего мира.

Kursaal Auditorium в Сан-Себастьяне. Фото M.Moran
Кафедральный собор Лос-Анджелеса. Фото M.Moran. Ниже - интерьер


Железнодорожный вокзал Atocha в Мадриде. Тут и ниже


Среди его самых известных проектов Kursaal Auditorium и Congress Centre в Сан-Себастьяне, новый корпус музея Прадо и реконструкция железнодорожного вокзала Atocha в Мадриде, новый муниципалитет в Мурсе, кафедральный собор Лос-Анджелеса, Музей современного искусства и архитектуры в Стокгольме, Музей римского искусства в Мериде, реконструкция рынка Souk в Бейруте, Northwest Science Building для Колумбийского университета...


Музей римского искусства в Мериде. Фото L.Casals
Новый Муниципалитет в Мурсе. Фото: Courtesy Rafael Moneo website
Многое связывает Монео и непосредственно с Венецией – это проект жилой застройки Campo di Marte для острова Джудекки (1983), победа в конкурсе, организованном биеннале, на лучший проект фестивального здания Palazzo del Cinema в Лидо Венеции (1991); участие во многих архитектурных биеннале, начиная с первых и заканчивая 2018 и текущей.
Palazzo del Cinema в Лидо Венеции. Проект не был реализован из-за недостатка средств. 1991. Фото: Arquitectura Viva

На церемонии вручения Leone d’Oro Монео сказал очень прочувствованный спич про биеннале, но особенно про саму Венецию. Приводим фрагмент выступления.

“Венеция – город, завораживающий и привлекающий архитекторов. Сегодня он предстает перед нашими глазами как прагматический пример того, как [нужно] строить, используя разум, не исключая интуиции и эмоций, не только в материальном и физическом плане, но также и в более абстрактном и структурном, которые проявляются в его прекрасном [ген]плане.
 
Ни в каком другом городе взаимодополняемость природы и искусства, которые сопровождают архитектуру, не проявляется так ярко, как в Венеции. Город, который вырос за счет объединения стилей, характеризующих историю архитектуры, а также дал начало некоторым из них столь ярким образом, что трудно придумать более достоверное описание, по которому можно было бы узнать, какой была архитектура.
 
Таким образом, Венеция – это lectio magistralis для архитектора. Поэтому непреодолимое очарование, которое город вызывает у архитекторов, более чем оправдано. С другой стороны, роль, которую город играл в прошлом как перекресток между Востоком и Западом, продолжает жить и в биеннале.

Благодаря им, этим биеннале – это ее явное призвание – Венеция становится местом соединения всех культурных событий. И мы, архитекторы, это хорошо знаем, потому что архитектурные биеннале – идеальное место паломничества для всех тех, архитекторов, ученых и студентов, которые интересуются ситуацией в архитектуре сегодня…
…Во времена, когда профессиональные знания растворяются, Венеция остается открытой книгой, которая помогает нам, архитекторам, понять значение архитектуры.”

***
Продолжение следует…


Цитаты Хашима Саркиса по материалам La Biennale, Рафаэля Монео по выступлению на церемонии открытия XVII Биеннале 22 мая 2021 Biennale Channel (’21:56), перевод Анны Коломиец.
Фото ©Anna Kolomiyets, указаны по месту или из открытого доступа. На первом фото: Campo de la Tana, вход в Арсенал Биеннале. Второе фото: Инсталляция“Grove” (Philip Beesley & Living Architecture Systems Group, Канада) Арсенал.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан