The Shit Museum. Искусство трансформации

Да-да, это именно то, о чем вы подумали. И несмотря на всю провокационность, это очень экологический, прогрессивный и… прибыльный проект. Ироничный и серьезный одновременно.
“Музей г…вна является агентством перемен, научных исследований и сбора данных, документации про экскременты в культуре, науке, технике, посвящен культурной истории дерьма, его трансформации, способности преобразовать натуральные вещества и заново установить здоровые отношения между человеком и природой”. Gianantonio Locatelli, основатель и владелец Музея г…вна в Castelbosco.



Кому-то это может показаться “чистой” провокацией, кому-то даже вульгарным вызовом. Но гениальность выбранной и с большим тактом и изобретательностью поданной идеи подтверждает тот факт, что первая выездная экспозиция Museo della Merda, организованная в одном из палаццо в историческом центре Милана во время Недели Дизайна, получила главную награду Milano Design Award 2016, как лучший, самый остроумный и передовой проект, представленный в эти дни в городе. А их были сотни. Теперь подробнее о самом проекте, посвященном тому, о чем обычно принято стыдливо молчать и что нас сопровождает с самых первых до последних шагов жизни.


Идея создания музея принадлежит процитированному выше Джанантонио Локателли, владельцу фермы на 2500 племенных молочных коров и средневекового замка в Castelbosco, в провинции Пьяченца к югу от Милана, район производства знаменитого твердого сыра Grana Padano. Главная достопримечательность этой маленькой деревушки (кроме теперь еще и Музея) – это замок XII века, принадлежавший дворянскому роду Scotti, вассалам миланских герцогов Visconti.




Внутри замка архитектором Luca Cipelletti и художником Gaspare Luigi Marcone был создан – по всем правилам – настоящий музей и кунсткамера (от слова искусство): оставлены нетронутыми исторические залы в своей оригинальной форме, продумана экспозиция и свет, сделана интересная подборка исторических документов, цитат и артефактов. От палеонтологии до литературы, от науки до религии, от археологии до современного искусства. 


В музее можно найти много неожиданного, включая один из главных экспонатов, гордость коллекции, ископаемые окаменевшие экскременты динозавра, а также баночки-скляночки с “лекарствами”сделанными на основании этих популярных органических отходов и упомянутых в 28-й Книге Плиния "Naturalis Historia". 
Отдельная подборка материалов посвящена жуку-навознику скарабею, ставшему символом Музея, и его сакральному значению, например, в культуре древнего Египта.


Кроме того, на увлекательных и познавательных стендах рассказана история использования навоза в качестве строительного материала в различных частях земного шара, процитированы и другие литературные произведения более близких к нам исторических эпох, помимо Плиния. 


Дополняют The Shit Show и примеры современные, как посвящение одному из самых известных образчиков contemporary art, произведению в виде консервной банки с… Merda dellArtista (Д…рьмо художника) итальянского автора Piero Manzoni, упакованное еще в 1961 году. Включены в экспозицию и выдержки из фильмов на эту тему французского режиссера Луиса Бунюэля, короткометражки одного из главных выразителей европейского неореализма Daniel Spoerri, других авторов.


Отдельные инсталляции в залах посвящены Искусству трансформации, а именно открытому при ферме производству запатентованного нового материала под маркой Merdacotta: Дерьмокотта – по аналогии с терракотой. Производство основано на старинной традиции использования навоза в изготовлении строительных материалов. Благодаря соединению тосканских высококачественных каолинов и местного навоза (в изобилии) с технологиями производства терракоты и фантазией авторов получился на сегодня уже достаточно пространный каталог изделий Prodotti Primordiali (Доисторические изделия), от традиционных кирпича и плитки до садовых ваз и даже посуды. Не говоря уже о таких настоящих произведениях современного дизайна как Shit Giga Brick и Shit Cube. Или посвящение Piero Manzoni - воспроизведение из мердакоты его знаменитой консервной банки с г…ном, выполненной полностью вручную. Все изделия отмечены клеймом Museo della Merda, защищающим их от подделки. Некоторые образцы ваз, выставленные в музее, расписаны современными художниками.





Еще стоит отметить, что помимо физических изделий, есть тут и плоды неощутимые, но равно полезные. Например, выделенный в процессе переработки навоза метан с помощью технологий биомеханики идет на обогрев самой фермы – поэтому в смысле энергоэффективности она полностью автономна. Из местного же навоза производятся также звукопоглощающие и изоляционные штукатурки. То есть такие популярные сегодня темы как recycling и sustainability здесь воплощаются на практике, а сам музей становится авангардным экологическим проектом. И главное, совершенно нет нужды в исходном продукте (тонна в день гарантирована), который благодаря музею сегодня в тренде.


Девизом Museo della Merda в некотором смысле стала цитата из песни знаменитого итальянского барда Fabrizio De AndreНа бриллиантах не растет ничего, на навозе рождаются цветы”. Есть немало “следов” вполне позитивной трактовки данной темы и в нашей культуре, с такими устойчивыми выражениями как, например, поэтическое “хорошо в краю родном пахнем сеном и г…ном”, практичный совет “не делать из г…вна пулю” или мечтательное ожидание “много денег”, если на вас нагадит птичка, если тебе снится г…но или вступил  – это к деньгам. И до более близкого к теме Castelbosco “хорошо, что коровы не летают”. В случае с Локаттелли, он не стал дожидаться, когда его коровы начнут летать, а начал трансформировать навоз буквально в золото – популярности Музею г…вна, открытому всего год назад, несомненно добавила и наивысшая оценка, которая была дана проекту в столице Дизайна Милане в этом году, с его призовым местом в Milano Design Award 2016. Музей уже назван в прессе гениальным, захватывающим, уникальным. Так что, не все золото, что блестит, или All is Project!    

P.S. Посещение музея бесплатное, в сопровождении гидов (дотошных, эрудированных, ироничных). Не смущайтесь, здесь есть все, кроме запахов.

В статье использованы материалы Museo Della Merda, фото Henrik Blomqvist, Massimo Torrigiani, LaStampa, Anna Kolomiyets



Понравилось, поделитесь с друзьями

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан