Тренды в дизайне HoReCa - сегодня и завтра Проекта

Andrea Langhi – ведущий лектор курсов HoReCa Workshop в Милане, активно работающий итальянский архитектор, эксклюзивно для нашего блога предоставил фрагмент своего подробного аналитического труда, в котором  детально и с наглядными иллюстрациями дает ретроспективу прошлых десятилетий и анализирует самые актуальные тенденции в проектировании общественных интерьеров, в первую очередь заведений ресторации и food retail 
(Предыдущее Интервью с архитектором вы можете найти также в блоге от 17 мая).



Возможно, вам не раз приходилось видеть что-то, относящееся к интерьеру, ну, скажем, текстиль, определенные цвета, светильники, обстановку… а затем увидеть именно такие где-то в другом месте, а потом еще в третьем и четвертом?..
Так вот, подразумевая, что речь не идет об одном и том же заведении, магазине, ни об одном и том же проектировщике, мы довольно простым способом определили некий “общий знаменатель”, который связывает эти разные места различных авторов, делает их подобными, выполненными в похожем вкусе, относящимися к той же идее, стилю, к тому же ТРЕНДУ (или ТЕНДЕНЦИИ, как вам больше нравится).

Но как распознать тенденцию?
Для того, чтобы определить ее как таковую, принять ее, а затем, если она нам нравится или попросту подходит, следовать ей?
Или, если спустя некоторое время мы наблюдаем ее чрезмерное засилье, стоит ли отказаться от нее и попробовать что-то другое?
Скажем, что тенденции немного как землетрясения (!?) – они часто имеют “разрушительное” [на предыдущие моды] воздействие, но их так же нелегко предсказать – до того момента, когда они уже начали в каком-то виде проявляться.

Эй, коллеги, я совсем не хочу напугать вас этим сравнением, так что ограничусь тем, что приведу некоторые конкретные примеры таких ТЕНДЕНЦИЙ в дизайне интерьеров общественных мест. То есть в той сфере, в которой я давно работаю.
Поскольку частью моей работы является именно выявление актуальных тенденций, я попробую рассказать вам о том, что нравится мне, что меня интересует и о том, что мне уже порядком надоело.
Ничего из ниже рассказанного, конечно, не исключает другого мнения. Это просто некий мой способ делать время от времени анализ того, что происходит вокруг нас.
Давайте посмотрим, согласитесь ли вы со мной, и возможно, оглядываясь вокруг, подтвердите мои выводы или опровергнете их (в любом случае мне интересно услышать и ваши комментарии). 


Как меняются тенденции

Давайте поговорим об Interior design преимущественно для общественных мест. Поэтому не ждите от меня здесь разглагольствований и прогнозов о мировых рыночных тенденциях или кто будет новым владельцем Real Madrid в следующем году!)

Если вы заметили (я да), ТЕНДЕНЦИИ в дизайне интерьера заведений досуга меняются или делают качественный скачок в среднем каждые 5-6 лет.
Даже если учитывать, что люди в принципе намерены заниматься в этих заведениях одним и тем же, а именно:
есть - пить - развлекаться.

То, что меняется это именно СПОСОБ, каким они это делают.
Меняется предлагаемый ПРОДУКТ: gourmet, street food, finger food, fusion, традиционная кухня, экзотическая кухня...
Меняется СЕРВИС: a la carta, take away, self service, all you can eat…
И таким образом, изменяется СРЕДА (атмосфера), в которой клиенты проживают этот свой "опыт".
Давайте посмотрим, как же тенденции рождаются, чередуются или сменяются.
Чтобы совсем упростить себе возможность ориентироваться, я отметил, что изменения происходят всегда по двум направлениям:
1 - изменение переходит из одной КРАЙНОСТИ в ДРУГУЮ,
то есть, например, концепция ”роскоши” неизбежно будет заменена чем-то неформальным, а это направление в свою очередь через какое-то время снова сменит luxury.
2 - изменение никогда не бывает РАДИКАЛЬНЫМ,
То есть не меняется от одного стиля к другому внезапно, но проходит эволюцию, а точнее частичное взаимопроникновение стилей, что делает менее “травмирующими” сами такие изменения, подготавливая почву для следующего тренда.
Можно представить себе такую упрощенную схему.  
То есть, когда устанавливается к примеру период тенденции LUXURIOUS или RICH (я имею в виду не только в экономическом плане, но и по богатству декора, форм, цвета), вы можете быть уверены – следующей будет ее противоположность! т.е. СУЩНОСТНАЯ (БАЗОВАЯ) или МИНИМАЛИСТИЧЕСКАЯ, или даже БЕДНАЯ.

А через некоторое время, устав от всего этого минимализма, вы захотите снова вернуться к чему-то более БОГАТОМУ, может в деталях, может в части графики или декора!
Так происходит и в моде, и в коммуникации, и в дизайне.
Я работаю с общественным интерьером на протяжении уже более двадцати лет, и думаю, что был свидетелем этого "движения по кругу" уж точно больше одного раза.

Когда я начал работать в 90-е годы, мои первые заведения, которые я разработал, были однозначно неформальными и намеренно “бедными” по стилистике: именно в контрасте с зашкаливающим великолепием первой половины 80-х. Модными в те годы были пивные и пабы.
 Guiness pub

Через несколько лет заведения в таком базовом стиле рустики (намеренно упрощенном, если хотите) начали становиться все более изысканными и сложными. Так происходит переход от пива к предложению коктейлей – и в конце 90-х возникает лаунж-бар.
Eleven

Стиль становится все более утонченным (рождается lounge music) и требует, соответственно, более утонченной и изысканной "атмосферы".
А уже в начале нулевых годов вся эта утонченность снова выливается в "показную роскошь", а иногда и китч в зонах privè дискотек в стиле нового барокко, с аперитивами при свете канделябров, с морем зеркал и шампанским, льющимся рекой.
Nikita lounge bar

Во второй половине 2000-х годов демонстративная роскошь постепенно уступает место более доступным, неформальным и уютным заведениям. 
Однозначно элегантные, они в определенной дозировке смешивают разные стили, барочные люстры и искусственно состаренные стены. Через некоторое время проектировщики начинают “ловить атмосферу” заведений прошлого.
Sali & Tabacchi

Снова входят в моду пекарни, кафетерии, кафе-мороженое, молочные кухни. Возрождаются старые исторические магазинчики квартала: лавки прошлого дают толчок переходу к более простому дизайну, вдохновленному натуральностью, простотой и ясностью, стремлением к естественным, базовым вещам и ценностям.
Bottega Cafe Cacao

Так постепенно мы приходим к ready made или к реконструкции или повторному использованию старых предметов, мебели, сделанной из простых, бедных материалов и еще чаще, повторно использованных: деревянных поддонов в качестве стульев, корзинок для фруктов как контейнеров, пр.  
Pizzikotto

Вот мы и подошли почти к сегодняшнему дню, в котором использование простых материалов и recycling в сочетании с восстановлением или реставрацией старых предметов разнообразного происхождения, прочно вошли в современные стили, о которых вы точно слышали – это Vintage, Shabby Chic или Industrial.

Конечно, здесь я привел очень упрошенную "ретроспективу". Но моя цель состояла в том, чтобы дать вам компактную схему того, как тенденции постоянно развиваются и что всегда есть пересечение отдельных фаз.

Изначально рождаются некие мутации от предыдущего стиля к последующему, чтобы потом заменить его полностью  на определенный период, пока и этот новый не смешается со следующим, и в свою очередь будет заменен. И т.д.
Поэтому, когда я слышу: "Заведения сегодня все одинаковые!", я улыбаюсь...
Потому что именно эту фразу я уже слышал сотни раз и до того.

Когда появляются такие комментарии, можно с уверенностью сказать, что мы подходим к фазе завершения тенденции. И стоит готовится к приходу другой.

И, возможно, эта будущая покажется "новой" по сравнению с той, которую она сменит, и которая ей непосредственно предшествовала.
Но, скорее всего, оглядываясь немного глубже в прошлое, может оказаться, что это новое неожиданно выглядит слишком похоже на некоторые "тенденции" прошлого.
Может, стоит заглянуть даже на несколько поколений назад.

Это как сегодняшние "пивные", которые очень похожи на пивные 90-х, то есть двадцать с лишним лет назад.
Lostecco

Ok, ну а сейчас-то ЧТО? – спросите вы.
Чтобы немного понять, в какой "фазе" мы сегодня находимся, я расскажу вам это с помощью моего "гороскопа тенденций". Принимать с осторожностью, но превышать рекомендуемую дозу))*.

*О современных тенденциях и методах анализа от Andrea Langhi мы расскажем в следующем фрагменте его книги. В качестве иллюстраций различных тенденций HoReCa использованы фото заведений, выполненных Andrea Langhi в разные годы (предоставлены студией Andrea Langhi Design).

Понравилось, поделитесь или прокомментируйте





Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni 2018. Зачем ехать в апреле в Милан