Maurizio Favetta. Философия успешного Проекта
Maurizio Favetta – ведущий лектор курсов HoReCa Workshop в Милане, активно проектирующий итальянский архитектор.
Основанная им интернациональная студия Kingsize Architects уже много
лет специализируется на проектах отелей, resort и SPA по всему миру. Архитектор
с очень оригинальным взглядом на свою профессию дает интересную оценку
актуальной ситуации в проектировании и рассуждает о путях его развития. Человек редкой начитанности, знаток современной мировой литературы, ценитель альтернативного кино, коллекционер редких джазовых исполнителей. Разговор с ним культурное гурманство.
Проект Ferrari Hotel & Resort. Проект
HoReCa Workshop: Маурицио, ты один из первых итальянских
архитекторов, кто уже достаточно давно, задолго до кризиса, выбрал проектирование
за рубежом. Это связано с тем, что называется “нет пророка в своем отечестве” или тебе
нравилось работать на международном рынке архитектуры, который дает больше
возможностей? Может это было дело случая?
Maurizio Favetta: Получилось так, что в 90-е годы, когда я работал
в мастерской Маттео Туна
(Matteo Thun), мне приходилось очень много путешествовать – в частности, для планирования и
координации по всему миру установки первой линии сети магазинов Swatch worldwide. В то время мне иногда случалось облетать
в один день три страны с очень плотным графиком работ. С тех пор я и подцепил
Вирус путешествий. И лечение мое состояло позднее, как минимум, в двух поездках
в месяц, надо сказать, очень жизнеутверждающая модель. Я видел, например, как
на пустом месте выросла с 2004 года Marina Dubai, с 2005 года я начал посещать Эр-Рияд и
Джидду, а с 2008 – Баку, для этого города я создал первый проект современного
дизайна, зал в Mugham House. В те годы это все было абсолютной
новинкой: культуры, традиции, привычки, опыт – настоящий наркотик. Мне
посчастливилось постоянно находиться в интернациональной среде, естественным
путем связанной с образными и поведенческими языками и с конкретными моделями
тех мест. Это ценный опыт, который мне очень пригождается сейчас, потому что
сегодня крайне важно иметь соединение
с миром с его четко определенным образом мыслить и действовать.
Life Class Sveti Martin - Termal Centre, г. Свети-Мартин, Словения. Тут и ниже (развертка)
HoReCa Workshop: Тебя называют архитектор-философ – по крайней мере у нас на курсах, если хочешь знать. Твой проектный подход во многом основывается на storytelling, на рассказывании историй. Насколько важна сильная начальная идея для финального успеха проекта? Как трансформируется изначальная "история" с момента начала работы до ее завершения, и что может вызвать такие изменения?
Maurizio Favetta: Спасибо, конечно, за почетное звание "Архитектор-философ",
мне нравится. Философ и правда рассказывает истории, которые по сути являются
метафорами жизни. Содержание описательной части проекта важно не столько в качестве
простого инструмента объяснения, или “легализации”, узаконивания проектного
выбора архитектора, но и в качестве маркетингового
инструмента – для последующей правильной подачи и позиционирования вашей работы
в социуме, в общественной и культурной среде. Если по-простому: История увеличивает ценность вашего проекта, в том числе коммерческую. И эта
история, конечно, мутирует от начала работы, потому что сам процесс творчества
– это тоже история в развитии.
![]() |
Life Style Hotel & Spa, Порторозе, Хорватия. Здесь и ниже один из номеров |
HoReCa Workshop: Твоя студия исторически специализируется на общественных проектах, в частности отелях – это сектор, который сегодня переживает этап очень существенных изменений и трансформаций, сравнимых разве что еще с сектором ресторации. Мы знаем, что ты недавно создал новую рубрику на своем сайте "New formats in hospitality experience". Как тебе видятся, в нескольких крупных мазках, будущие сценарии в мире отельного бизнеса в ближайшие 4-5 лет?
Maurizio Favetta: Проект, который мы разрабатываем, называется “Unlimited Design Formats” и уже его имя поднимает один важный
вопрос: нет предела воображению. Я вижу много разных футуристических сценариев –
все это очень различные проекты как по форме, так и по выразительному языку, но
с одним общим знаменателем: я бы его назвал моим термином informazionalism. Что это значит? Больше не ставится задача только
коммуникации, общения – сегодня важно информировать. Информация динамична – сегодня она и
не может быть иной. Ваше пространство должно информировать, и с помощью именно этого
инструмента новые пространства никогда больше не будут статичными. Пространство
гостеприимства, отель в будущем мне видится как "информационная структура", в постоянной и непрерывной
эволюции.
Mugham House Auditorium, Баку, Азербайджан. Здесь и ниже: виды и mood board.
HoReCa Workshop: У нас есть один практический вопрос. Каждый проект имеет свою длительность жизни, до момента, когда он нуждается в переделке или обновлении – restyling. Говоря об отелях, это почти всегда высокобюджетные проекты. Как продлить жизнь такого объекта, чтобы оттянуть его моральное старение как можно на дольше? Есть ли какие-то трюки?
Maurizio Favetta: Я убежден, что цифровая революция и умное
внедрение информации как динамического элемента дизайна, и будут тем “секретом”,
который не даст устареть проекту. Идеи, технологии, информация – все, что
постоянно развивается. Меньше материи, больше
информации. Я называю это “Синдром Apple”, и он заразил сегодня многие сферы нашей жизни.
![]() |
Parallax - проект небоскреба в Бейруте: общий вид и предложения для интерьеров |
HoReCa Workshop: У тебя многолетний опыт участия в конкурсах, тебе часто приходилось соперничать с крупными международными студиями. Что по-твоему влияло на оценку клиента в пользу выбора твоего проектного предложения, а не конкурентов?
Maurizio Favetta: Мои проекты могут заинтересовать больше других,
потому что они никогда не бывают просто “упражнениями в стиле”. И еще в меньшей
мере это проекты, только соответствующие параметрам, как простая эволюция
функций. Мне нравится рассматривать проекты, как если бы это были сценарии. Начинается
все с menabò, альбома набросков мыслей, с рядом
размышлений: это что-то необычное, магическое, часто несуществующее. Эта фаза
почти сравнима с самогипнозом, я ее называю "психическое возбуждение"
– чистый поток идей, которые проходят перед тобой, принимая потом визуальную форму.
Следующая фаза очень быстрая. Все становится на свои места само собой, я бы
выделил такие основные этапы:
1)
поиск
основного визуального ядра,
2)
кристаллизация
идеи,
3)
ассоциативные
фантазии,
4)
создание,
проработка идентичности,
5)
фаза самокритики.
Эти этапы я и стараюсь объяснить заказчику,
который часто высоко оценивает такой мой подход и может убедиться в качестве
моего предложения.
HoReCa Workshop: Когда ты приступаешь к новому проекту, что ты смотришь для вдохновения? Другие проекты или что-то, не имеющее ничего общего с проектированием? Может быть, идешь в кино?
Maurizio Favetta: Совершенно верно, смотрю случайные вещи, но
лучшее упражнение – это всегда быть в форме, тренироваться, наблюдая за предметами
и процессами, которые не связаны тесно с профессией. И тогда в момент, когда вы
получаете заказ, решение уже отложилось в каком-то уголке вашего мозга. Не
стоит забывать, что мозг – это компьютер. Твое бессознательное хранит и в
нужный момент возвращает информацию, именно когда это необходимо.
![]() |
Проект выставочного стенда black-white с инновационной digital mosaic, тут и ниже |
HoReCa Workshop: Мы уже знаем, что ты заядлый путешественник. Что ты ищешь во время поездок и какой опыт дают тебе новые места?
Maurizio Favetta: Мне нравится анализировать собственное “пассивное ощущение”, когда я оказываюсь
в новом месте. На практике же это некая оценка, насколько то, что ты вообразил,
соответствует действительности. Потом люблю идти и идти, куда глаза глядят. Это
увлекательная вещь, она заполняет тебя полностью. И еще люблю фотографировать
детали.
Проект Rihadh Gallery Mall Hotel, Эр-Рияд, Саудовская Аравия
HoReCa Workshop: Ты работал в Азербайджане (Баку, культурный центр)
и в Грузии (Тбилиси, отель). Перед тем, как приступить к проектированию в этой новой
для тебя географии, какую культурную информацию ты постарался собрать?
Maurizio Favetta: У Сальвадора
Дали есть такое определение "находиться в постоянной интеллектуальной
эрекции". Вот так и у меня – я позволяю увлечь себя в поток информации, еще
не имея точного представления, зачем она нужна. Я думаю, что есть своя внутренняя логика в
каждом из нас, и нужно только доверять своему инстинкту. Таким образом, я не программирую
поток информации, а просто брожу по интернету и направляюсь туда, куда влечет
меня моя интуиция.
Проект Rotana Rhossus Hotel Resort & Apartments, Хатай - Антакия, Турция
HoReCa Workshop: Если бы ты не стал архитектором, чем бы мог
заниматься в жизни?
Maurizio Favetta: О! Я точно бы стал режиссером, но это “откровение” пришло, увы, поздно. Мне всегда нравилось рисовать и изображать события, вещи, предметы. Сегодня я проживаю фазу динамической визуализации. Обожаю кино, не обязательно художественное. Мне нравится кино театрализованное, смотрящее внимательно на деталь, и еще кино манипулирующее. Fiction для меня это максимум. Войти – и выйти из придуманных жизней.
Заключительная иллюстрация: проект The Fiction Hotel, Business Design Venture Format. В статье использованы фото и иллюстрации с официальных сайтов Maurizio Favetta и студии Kingsize Architects
Понравилось, поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий