У высокой итальянской
моды своя особая локальная география, когда за каждым именем как крепость
возвышается призрак родного города. Поэтому, если задаться вопросом – какая
самая миланская марка из всемирно известных? – в первую очередь приходит на ум
именно Prada, milanesissima, с первым своим историческим бутиком в Галерее Vittorio Emanuele, который и сегодня там, под центральным
куполом. Как и положено всякому уважающему себя
модному дому, только fashion тут не ограничиваются.
Во время EXPO Milano
2015 был открыт второй
после Венеции культурный центр Fondazione Prada (по проекту, на минуточку, Рема Колхаса).
Проект невероятный, до сих пор work in progress, и просится на отдельный рассказ. Нас сейчас интересует бистро при нем – Bar Luce.
Для начала
несколько слов о новой локации Fondazione. Немного антуража: южная периферия Милана,
спальные кварталы застройки начала и середины XX века, железнодорожная ветка на Лигурию, заброшенная промзона,
к ней прилегающая. Именно здесь восемь лет назад была присмотрена бывшая винокуренная фабричка
1910-х годов постройки, общей площадью 19 тысяч квадратных метров. По проекту часть корпусов, менее интересных,
была разобрана, были достроены два больших объема: один под выставки и один как
кинозал. Центром композиции стала семиэтажная башня, полностью покрытая
сусальным золотом Torre, которая как гигантский Будда возвышается
над всей площадью.
|
Старое и новое. Слева корпус с бистро Bar Luce, справа золотая Башня и новый выставочный зал Fondazione Prada. Фото Bas Princen |
“Проект
Fondazione Prada в итоге нельзя назвать сохранением старого, но это и не
попытка создания новой архитектуры. Эти два аспекта сосуществуют, оставаясь
отдельными… в процессе непрерывного взаимодействия, как фрагменты, будто и не
предназначенные для формирования единого и цельного образа, когда один элемент
превалирует над другим. Старое
и новое, горизонтальное и вертикальное, широкое и узкое, черное и белое,
открытое и закрытое: эти контрасты передают разнообразие направлений, которые соединяются
в характере нового Фонда”. Rem Koolhaas, Studio OMA
|
Вид от бистро Bar Luce. Фото OMA Studio |
Во входной части комплекса слева от входа и у подножия золотой Башни, в одном из старых корпусов начала ХХ века разместилось бистро. С возможностью автономного входа с улицы, чтобы оживлять жизнь квартала.
Bar Luce, Бар Свет. Именно этот проект в проекте предмет нашего рассказа.
|
Американский режиссер Wes Anderson и его "проба пера" в проектировании |
Начнем с того,
что разработка концепта была оригинально поручена не архитектору (хватит
Колхаса), а оригинальному режиссеру. Это американец Wes Anderson (Оскар 2014
за лучший фильм Grand Budapest Hotel). Если вспомните его фильмы, по качеству кадра
их можно сравнить с последовательностью изысканных, детально проработанных картин,
где фоны гармонируют с персонажами, изысканная цветовая гамма, а общее
впечатление – эстетизирующее. И к своей работе с пространством в корпусе бывшей
фабрики Андерсон подошел как к сценографии на киносъемочной площадке, с
одинаковым вниманием и фрагменту, и общему плану. Это место со
множеством говорящих деталей, аллюзий, воспоминаний, где “роль актеров”
отведена персоналу и посетителям, нам.
В этот раз Андерсон
решил создать декорацию-картинку типичного миланского бара 50-60 годов прошлого
века, то есть был выбран стиль ретро очень популярного сегодня исторического
отрезка. Не столько из-за актуальности тренда (вряд ли режиссер гнался за этим),
сколько в знак почтения перед знаменитыми итальянскими мастерами кино Неореализма,
работавшими здесь именно в те годы. Приходят на ум Vittorio De Sica с фильмом “Чудо в Милане” (1951) или знаменитый “Рокко и его братья” (1961)
Лукино Висконти, действие которых разворачивается именно в Милане. И зал бистро
Bar Luce плотно насыщен
визуальными цитатами из этих фильмов. Интересное совпадение – хронологически
этот стиль попал как раз посередине между десятыми годами прошлого века,
временем постройки первых корпусов винокурни, и современными архитектурными
объемами, созданными Колхасом, как будто нанизывая все здания комплекса на одни
бусы Времени.
“… у этого пространства нет какой-то одной
идеальной перспективы. С того момента, как оно было задумано, чтобы быть
“жилым”, в нем просто должно быть много удобных мест, чтобы сидеть
разговаривать, читать, есть, пить ... Думаю, оно могло бы стать отличной
съемочной площадкой, ну или прекрасным местом, чтобы написать фильм. Я
попытался дать такую форму этому месту, чтобы и мне нравилось проводить здесь
мои не кинематографические вечера”. Wes Anderson
|
Обои ad hoc с изображением в уменьшенном масштабе конструкций сводов и фасадов зданий в Галерее Vittorio Emanuele |
Посмотрим внимательнее на интерьер. Здесь оставлены на виду круглые
чугунные колонны, окрашенные в пастельный зеленоватый цвет. Решетки на окнах –
привет от бывшей винокурни. Андерсон сделал в оформлении бистро несколько
симпатичных эстетических находок. Сводчатый потолок, типичный для фабричных
построек, он обыграл обоями,
воспроизводящими в миниатюре структуру перекрытий все той же Галереи Виктора-Эммануила,
знакового для Милана места, с которого начиналась история марки Prada. Для стен также были
заказаны обои, которые изображают фасады зданий того же главного миланского Пассажа.
Ниже, на уровне посетителей стены отделаны темными деревянными boiserie в сочетании с
ламинированными панелями цвета изумруд с рисунком ткани крупного плетения в
ретро вкусе.
|
Детали мебели и графического стиля бистро |
|
Безупречный сервис и качество продуктов дополняют общее позитивное впечатление и уже сделали это место супер популярным |
Мебель в розовых и салатных пастельных цветах сделана под размер
из материала fórmica, который тоже отсылает в пятидесятые годы – эти ламинированные прессованные
панели были тогда очень популярны в мебельном производстве и оформлении
интерьеров. Полы из декоративного окрашенного бетона с цветной мраморной крошкой и
круглые шары светильников молочного цвета завершают цельность придуманного режиссером образа.
|
Вкусные во всех смыслах детали оформления бистро |
|
Кофеварочная машина Faema и кофемолки в стиле ретро 50-х годов |
|
Сифоны. весы. леденцы на палочке и много еще чего ностальгического |
Тонкий декоратор и большой эстет, Андерсон создал удивительную
атмосферу, насытив пространство бистро еще и множеством ретро предметов и
аксессуаров. Витрины-экспозиции с подсветкой из набранных узких зеркальных
полосок напоминают домашнюю мебель-бар, популярную в шестидесятые. Стеклянные
банки с карамельками и фруктовыми компотами, сифоны, механические весы,
кофемолка, кофеварочная машина, горка из жестянок с печеньем и, наконец, два великолепных
образца игровых автоматов flipper и музыкальная машина jukebox с песнями Мины, Челентано, Моранди – все эти детали великолепно попадают во
вкусы и эстетику Италии 50-60 годов. Без перебора – именно в меру, сколько
нужно.
|
Игровые автоматы и jukebox. Во время фотосъемки ретро коллекции Tocoto детской одежды марки Nina Kina |
Кроме основной, модной темы в разнообразной деятельности марки Prada всегда было много культурных
проектов, это функция Fondazione Prada, фонда, основанного в 1993 году – с двумя центрами – венецианским (с 2011) и
теперь миланским. Не хватало только темы fashion-food. Теперь этот пробел
великолепно заполнен – замечательным атмосферным бистро Bar Luce, которое со своей
ретро-эстетикой и безупречный сервисом сразу стало любимым и знаковым местом, place to be для
избалованной миланской публики.
|
Немного атмосферных фото. В такой толчее Андерсону вряд ли удалось бы поработать над новым сценарием) |
|
В дни открытия выставок здесь бывает и еще больше народу |
|
Чудесный ретро неон вывески |
Понравилось, поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий