Вилла Barbarigo. Giardino all’italiana
Можно спорить о вкусах, перечислять достоинства,
ссылаясь на счастливый климат и рельеф, но ренессансный сад all’italiana стал образцом для многих поколений
архитекторов, сначала в Европе, а потом и в Новом Свете. Их много еще по
Италии, прекрасно сохраняемых парков, открытых для посещения, живых. Как, например,
сад при вилле Барбариго под Падуей, в обрамлении Евганейских холмов. Это как
будто о нем говорит Джованни
Боккаччо в своем “Декамероне”, описывая вид, который открылся перед десятью главными
персонажами, бегущими во спасение из зачумленной Флоренции: “ Зрелище, которое
представлял собой сад: ласкавший взгляд порядок, в каком он был рассажен;
растения, здесь произраставшие; водомет и растекавшиеся от него ручейки, - все
это восхитило дам и
молодых людей, и они сошлись на том, что если б возможен был рай на земле,
то его надобно было устроить по образу этого сада, прекрасней которого они
ничего не могут себе представить”.
1 - Пруд и Портал Дианы
2 – Бассейн Рек, или Бассейн Дианы и ‘Decumano’ – аллея водных каскадов и бассейнов
2 – Бассейн Рек, или Бассейн Дианы и ‘Decumano’ – аллея водных каскадов и бассейнов
3 – Бассейн Martinengo,
или Красных рыб
4 - Фонтан Pila,
или Фонтан Ракушки (Раковины)
5 – Бассейн Ветров с фигурами Эола, Диопеи, Борея и Зефира
6 – Фонтан Ириды, или Радуга
7 – Лабиринт из векового самшита (1500 погонных метров)
8 – Зал Зелени (Овощей) с мраморным столом
8 (слева) – Грот Отшельника (Romitorio) и Источник Отшельника
9 – Главная аллея, или ‘Cardo’ с Фонтаном Путти и водными
шутками
10 – Остров Кроликов
11 – Монумент Времени
12 – Фонтан Гриба, или Откровений перед виллой Barbarigo Pizzoni Ardemani
Строительство Сада (вернее, его полная реконструкция – первые дворцовые постройки здесь, в Valsanzibio относятся к XIV веку) проходило между 1660 и 1696 годами, под неусыпным контролем Антонио, младшего из сыновей генерала Франческо Дзуане Барбариго. Принимал участие в нем также великолепно образованный старший брат Грегорио, позднее кардинал и епископ Падуанский, в XIX веке провозглашенный святым. В то время богатеющая венецианская знать соревновалась в размерах и роскоши своих загородных домов, зарождалась мода на villeggiatura – когда дворяне на жаркое лето съезжали из своих палаццо в Венеции и проводили сезон на большой земле – terraferma.
Не хотел экономить и Антонио, богатый венецианский прокуратор: в
проекте Сада по его заказу неизвестный архитектор (по некоторым
неподтвержденным данным это мог быть даже папский архитектор и скульптор Луиджи Бернини) следует примерам all’italiana с их легко читающейся
геометрической логикой, на основе эстетических канонов Витрувия, продолженной в трактатах Палладио и Виньолы.
Первоначальный проект, воплощенный за небольшими исключениями, представлял собой почти идеальный прямоугольник 160x240 метров, разделенный на квадратные модули по 40 метров стороной, с просторными аллеями между ними. Каждый из квадратов являлся определенным “эпизодом” общего сценария Сада – это был математически построенный парк с ясной ренессансной схемой Чинквеченто. Человеком Возрождения красота понималась как приказ или как отражение верховного приказа Творца – и создавалась числом, пропорцией и правильными геометрическими фигурами, а в ландшафтном проектировании четким распределением зон по их аллегорическому и философскому значению. Патриции были тщеславны: сад задумывался не только как место ничегонеделания bello far niente господина и его приближенных, но и как место персонального роста, где каждый, согласно собственным умонастроениям, мог получить “личное сообщение”, и не только спрятаться от жары, но и помедитировать в специальных зеленых кабинетах.
Фонтан Раковины с четырьмя аллегорическими фигурами - гравюра-проект и воплощение |
План сада прост: две центральные аллеи, одна из которых ведет в
вилле, а другая заканчивается Аркой Дианы – ключевым для понимания всего
парка сооружением, пересекаются под прямым углом. В месте пересечения главных
осей сада – небольшой восьмигранный фонтан Раковины (или фонтан со
Столпом) с четырьмя фигурами богов и аллегорий по сторонам: Меркурий, Арго,
Здоровье и Плодородие.
Со стороны канала, по которому в те давние времена можно было доплыть от Вальсанзибио до самой Венеции, через два портала арки Дианы, проходящие снаружи путники могли завистливо подглядывать за увеселениями аристократии. Кстати, такие “замочные скважины” оставлялись сознательно – мол, глазейте, как умеют развлекаться благородные синьоры. Отсюда действительно открывался великолепный вид на каскады и бассейны, первый из которых Бассейн Рек в виде двух лежащих атлетических фигур старцев – тихой Баккильоне и непредсказуемой Бренты. “Отдыхает река, но не отдыхает волна. Колыбелью ей служат горы, а могилой – море”– гласит цитата. Следующий выше – Фонтан Ветров со статуей бога ветров Эола в центре и сидящей рядом нимфой Диопеей, с холодным Бореем справа и весенним ветром Зефиром слева. Фигуры восседают над высокими гротами – убежищем ветров; у ног Эола – ключ, которым он открывал гроты, чтобы выпускать ветры на свободу.
Арка Дианы со стороны дороги и бывшего канала, ведущего до самой Венеции |
Вид из-под арки Дианы на сад и каскад бассейнов |
Фонтан Ветров с Эолом по центру, Бореем слева и Зефиром справа |
Великолепная барочная Арка Дианы во главе композиции этой
оси – одновременно начало и конец, вход и выход, сообщение, обращенное и к тем,
кто внутри, и к тем, кто снаружи сада. Сама богиня Диана – хранительница лесов
и садов, покровительница охоты – с поднятым
в руке копьем и с двумя оленями по бокам венчает тимпан арки, и выступает
защитницей всего Сада и Дома. Перед аркой снаружи сада – небольшой полукруглый
бассейн, который соединялся некогда с каналом, ведущим в самую Венецию. По сторонам
пруда на двух симметричных постаментах в стиле rustico фигуры Ангелов со щитами, на которых изображен герб рода
Барбариго – три льва (символ Сан Марко, покровителя Венеции) и шесть бород
турков в знак шести побед “a victoria nomen”– аллюзии на имя рода (barba – по-итальянски борода).
Больше 350 лет вздымает над головой свое копье богиня-охотница Диана |
Слева и справа от Арки Дианы, в бассейне стоят постаменты с двумя Ангелами, на щитах которых герб рода Барбариго |
На высокой площадке перед дворцом, отделенной от остального сада балюстрадой с фигурками путти и цитрусовыми деревцами в кадушках – еще один фонтан Дельфинов (или фонтан Гриба) с восемью аллегорическими фигурами вокруг: Удовольствие, Веселость, Праздность, их спутник Одиночество и, чтобы быть поближе к народу, еще Агрикультура, Изобилие, Способность и ни к чему не относящийся Адонис. Эта часть парка, самая интимная и самая ближняя к господским покоям, называлась Секретным садом – “Giardino segreto”, и не предназначалась для публичного обозрения, отделенная зеленой стеной деревьев от остального пространства. Обычно это были кедр, лимонное дерево и ароматические травы.
На боковых аллеях тоже были задуманы занятные “модули”, например, Остров Кроликов – круглый островок, окруженный водой – по образцу leporarium, популярных в римскую эпоху и символизирующих фертильность и продолжение жизни. В центре его небольшая ажурная конструкция – клетка для всевозможных поющих птиц.
Сзади птичьего домика на Острове Кроликов - Американский (Калифорнийский ) кедр - самый древний в Европе: более 350 лет |
Еще один модуль занят Лабиринтом с общей длиной дорожек почти полтора километра, без такой затеи не обходился ни один парк того времени. Все дорожки, созданные из геометрически четко остриженного густого кустарника самшита, сходятся в центре лабиринта – там возвышается Зеленая беседка, в которой, по условиям игры находилась прекрасная дама. Кавалеры начинали продвижение с четырех сторон горизонта: тот, кто первым достигал цели, срывал поцелуй красавицы.
Одна из самых значительных скульптур всего парка – аллегория Времени в виде крепкого старца с длинной бородой на высоком пьедестале из тракита – ему посвящен отдельный сектор сада. Крылья за спиной и песочные часы в руке старика символизируют быстро текущее время, а тяжелый восьмигранник октагон на его плечах с разно расположенными к свету гранями – светлые и мрачные дни человеческой жизни. “Летят во времени часы, и бегут года” - гласит надпись на пьедестале.
В Саду Вальсанзибио все аллеи ровные, а углы, под которыми они пересекаются – прямые. Симметрия и парность – одни из основных принципов пространственного построения ренессансного сада: по правилам проектирования, не должен был нигде помещаться по осям композиции единичный, непарный элемент. Прямоугольные модули разного смыслового наполнения со скульптурами и фонтанами, с экзотическими растениями, зелеными галереями и уединенными кабинетами составляют все вместе оригинальный Зеленый театр со своим “спектаклем”, символы и аллегории которого легко умели распознавать и читать современники.
Темные грабовые аллеи - место для прогулок и медитаций |
Бассейн Martinengo, или Фонтан Красных рыб |
Фонтан Гриб |
Цитата из “Декамерона” Джованни Боккаччо. Пер. с итал. А.Н. Веселовского. Использованы материалы и фото с сайта Национального парка Colli Euganei, Italian Ways, Valsanzibio Giardino и из
открытого доступа.
Заключительное фото: кадр из фильма "Венецианский купец" (The Merchant of Venice. 2005), часть съемок которого проходила в саду Barbarigo.
Заключительное фото: кадр из фильма "Венецианский купец" (The Merchant of Venice. 2005), часть съемок которого проходила в саду Barbarigo.
Понравилось,
поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий