Genua picta. История генуэзского фасада
Лигурия
– узенькая полоска благодатного побережья на итальянском Северо-западе, с
прекрасным гористым пейзажем, роскошной растительностью и мягким климатом.
Излюбленное место отдыха старинных аристократов и интернациональных нуворишей.
На отвесных обрывистых скалах здесь зависли прекрасные патрицианские виллы,
утопающие в зелени экзотических садов, часто и по сегодня сохраняющие благородные
имена своих первых владельцев. Costa azzurra, лазурный берег – это не только
имя, но и видимая реальность, потому что он действительно лазурный под высоким
лигурийским небом, с бесстыдно роскошными яхтами в заливе в видимости узких
пляжей. А имена Порто-Фино, Савона, Санта-Маргерита, ближние Монте-Карло,
Монако и Ницца звучат как музыка для уха из мира bello far niente, роскоши и праздности. Дополненную статью 2024 найдете у нас в журнале.
Когда-то
все эти райские владения, как и обширнейшие территории на всем Севере,
принадлежали независимой Генуэзской республике, безраздельно властвующей на Средиземноморье
на протяжении столетий, и состязающейся лишь с другой владычицей морей –
Венецией, в праве называться первой. Не было в Европе позднего Ренессанса более
ловких банкиров, более способных и энергичных купцов, более смелых и
безрассудных корсаров и путешественников-авантюристов, которые не выходили бы
из порта Генуи – столицы торговых сделок и богатства той эпохи. Не случайно Генуя
до сих пор ссорится с Барселоной по поводу принадлежности Колумба и порта, из
которого он отбыл открывать Новый Свет.
Вторая
половина XVI века ознаменовалась для Лигурии небывалым культурным, социальным, экономическим
расцветом и политической активностью, выходящей далеко за пределы Mare Nostrum,
как в античном мире называли Средиземноморье. Богатые коммерсанты из местной аристократии
становились умелыми купцами и завоевывали все новые рынки, а для усиления своих
позиций объединялись в Торговые гильдии, которые чуть позднее и дали жизнь
Генуэзской республике, государству, имевшему только одного уже упомянутого серьезного
соперника-конкурента на суше и на море – Яснейшую Венецианскую республику.
Palazzo Squarciafico на площади Invrea, 5 после реставрации 1982 года |
Приток несметных
богатств вызвал в столице небывалый строительный бум – тогда и началась трансформация средневекового города, затронувшая
в первую очередь исторический центр, здания дворцов, конфигурацию площадей. В
Генуе расширялись
и достраивались старинные палаццо, сносились старые и ветхие постройки,
выпрямлялись улицы и прокладывались новые. Распространенная здесь политика
деловых брачных союзов старинных патрицианских родов, появление молодого
предприимчивого дворянства со своими амбициями, обогащение купечества вылилось
в слиянии земельных владений и недвижимости, и вызвало необходимость в перестройке
и расширении зданий. Никого уже не устраивали простые параллелепипеды палаццо,
и знать просто состязалась между собой в роскоши декоров и лепнины, в изысканности обстановки по
последней моде (часто французской), в количестве позолоты и зеркал.
Фрагмент фасада Palazzo Sauli на одноименной площади Sauli, 7. Конец XV-начало XVI века, после реставрации 2004 года |
Особенностью
местного зодчества эпохи барокко и маньеризма стал богато декорированный не
только интерьер, но и фасад зданий – сочетание объемных штукатурок stucco*,
достоверно имитирующих более дорогие материалы, как мрамор и камень (а иногда и
металл, золочение, драпировки, облака!), с фресками, воспроизводящими
архитектурные элементы, со всеми простроенными тенями, полутонами и бликами.
Фрагмент росписи фасада дворца Palazzina Maria на via Piaggio, 31 |
А
начало, некий старт этой традиции был дан известнейшим генуэзским правителем,
герцогом Andrea Doria. Но сначала небольшой экскурс по
италийскому полуострову, чтобы понять, что же происходило в других его землях.
***
Расписанный
фасад – не редкость для Италии, достаточно вспомнить знаменитые фасады Casa Mazzanti на площади Erbe в Вероне или здания на piazza Duomo в Тревизо. Были богато декорированы
фресками и фасады многих венецианских палаццо, особенно выходившие на канал
Гранде. Да только сырость лагуны сожрала и обесцветила шедевры таких гениев как
Тинторетто и Тициан, не оставив современникам и намека на былой блеск, кроме
нескольких блеклых фресок да спасшихся от соленой адриатической влаги мозаик на
фасадах собора Сан Марко и загадочного палаццо Cà Dario, приносившего страшные несчастья
всем, кто им владел.
Piazza delle Erbe в Вероне, росписи фасада Casa Mazzanti на мифологические сюжеты |
Уцелевшие не "архитектурные" фрагменты росписей здания на площади Duomo в Тревизо с растительными орнаментами и гербом |
Дворец Cà Dario (третий слева) на Большом канале Венеции - один из немногих сохраняет краски фасада, так как украшен мозаикой. Фото Alberto Bizzini |
Но
в отличие от Генуи, во всех других городах такие росписи были, по сути,
повтором тех же интерьерных – они воспроизводили классические или античные сюжеты,
символические фигуры, гербы, портреты современников и героев, пасторальные сцены,
декоративные фризы, листья аканта, гирлянды… и так далее, и так далее. Особенностью
же лигурийской столицы было именно преданное и точное воссоздание собственно архитектурных
элементов. Не случайно известная итальянская реставратор Clara Palmas Devoti прокомментировала так: “расписанные фасады Генуи – это не столько
факт декора, сколько и есть сама архитектура”.
***
Итак,
вернемся в Геную, к жизненным перипетиям неординарного исторического персонажа Andrea Doria (1466-1560) и возникновению не без его участия совершенно особенного местного стиля. Генуэзская Республика
родилась во многом благодаря его достаточно “недобросовестным” политическим, а
потом и военным маневрам. Адмирал
на оплате у французского короля, Андрэа Дориа, опасаясь тотальной аннексии и подчинения
порта Генуи и всего прилегающего куска богатого лигурийского побережья французами под правлением
Франциска I,
увидел лучшее будущее для своей родины и нашел более благоприятными условия,
предложенные Испанией – с сохранением владений, положения и возможностей
торговли и кредитования для местных дворянских родов. Но самое главное – сохранялась
возможность вести свою независимую политику. И адмирал, великолепный политик и
стратег, около 1527 года уходит из французской орбиты вместе с городом и флотом
под испанскую корону. Для Генуи начался период, называемый в истории “Золотым веком” – Secolo d’Oro. Дориа, провозглашенный Отцом Отечества и получивший
титул герцога Melfi
из рук самого испанского
короля Карла V, начинает строить в Fassolo,
пригороде Генуи (сегодня один из центральных районов города) свой великолепный дворец.
Росписи его интерьеров и фасадов (эти, увы, утрачены) были поручены сначала Perin del Vaga, потом живописцам-декораторам Pordenone и Beccafumi.
Perin del Vaga. Развертка декорации фасада palazzo Герцога Doria. Amsterdam, Rijksmuseum |
Выполненные в стиле маньеризма, эти фрески и породили у местной
аристократии небывалую
моду на
аналогичные декоры собственных палаццо. И начинается самое настоящее
соревнование на лучшее украшение дворца, загородной виллы, домовой церкви, богатство
декоров которых ясно отражало социальный и политический статус заказчика. Основным
местом “концентрации” этих великолепных дворцов стали проложенные Strade Nuove (сегодня via Garibaldi и via Balbi). В работах главенствовали здесь
изначально ломбардские декораторы, привнесшие элементы мантуанской школы,
позднее, в XVII веке болонские мастера, добавившие
рельефные гипсовые декоры. Эти специалисты даже назывались по-особому – “квадратуристы” или “перспективщики” (quadraturisti,
prospettici), а саму технику, имитирующую реальность, часто зовут здесь на французский
манер trompe l’oeil.
Этот стиль шестнадцатого века, со значительным римским классическим влиянием, в какой-то мере сохранился почти на пять столетий – его можно проследить на
фасадах и в росписях нового времени, вплоть до неоклассицизма, неоготики и либерти.
Сегодня 42 дворца, построенных и украшенных в XVI веке, из так
называемого списка Palazzi dei Rolli, входят в охраняемые объекты UNESCO как достояние мировой культуры.
Палаццо
San Giorgio на городской
набережной Генуи – один из самых знаменитых. Художник Людовико Польяги (Ludovico Pogliaghi),
XVI век.
|
Фрагменты росписи фасада палаццо San Giorgio - после реставрации в прекрасном состоянии |
Правда,
есть и еще одно объяснение этой лигурийской традиции, кроме истории новоявленного
герцога Дория и его дворца в Fassolo. Некоторые злые
языки приписывают ее возникновение прославленной во множестве анекдотов
скупости генуэзцев (наверное, какая-то доля истины в этом есть). Но помимо
только финансовой стороны вопроса, еще одна веская причина такой массовой “архитектурной
симуляции” была в необходимости
разрешить каким-то образом одну местную проблему. Сложный рельеф местности,
резкие перепады уровней, множество узких улочек, пересекающихся под самыми
неожиданными углами, куда не попадал свет яркого южного солнца, частично скрытые
фасады зданий и неудобство их полного обзора. Все эти локальные неудобства вместе
с необходимостью адаптации старых зданий при их перестройке к новым условиям
или замаскировать существующие дефекты и подтолкнули изобретательных зодчих к широкому
применению имитации материалов и украшению фасадов не реальными, но
нарисованными декорами-обманками.
Palazzo Bartolomeo, площадь Invrea Genova. Один из дворцов так называемых Palazzi dei Rolli |
Как
нагляднейший пример такой экономии – почти все фасады зданий, часто даже
зажиточных и благородных владельцев вместо реальных ниш, карнизов, наличников,
колонн, оконных проемов, скульптур(!), розеток и прочих “архитектурных развлечений”
были покрыты фùнтами – finta
– визуальными обманками (не отсюда ли финтить?), нарисованными умелыми
руками декораторов. Среди авторов встречаются и достаточно громкие имена как,
например, Людовико Польяги (Ludovico Pogliaghi), расписавший,
наверное, самый знаменитый фасад Генуи, палаццо San Giorgio на городской набережной. Издали,
да и не очень издали, создается абсолютная иллюзия реальности, с детальной прорисовкой
теней и умелой имитацией мраморов в технике marmorino, известной еще в античные времена.
Декор фасада Palazzo Belinbau на центральной площади Генуи de Ferrari в версии второй половины XVIII века |
Palazzo Ducale на
центральной площади de Ferrari,
Palazzi dei Rolli, дворцы улицы Гарибальди,
названной некогда мадам Де Сталь Rue de Rois, улицей Королей, и улицы San Lorenzo с великолепным Кафедральным
собором в сером и белом мраморе, палаццо Bianco, Rosso,
Spinola –
все их отличает богатая полихромия и изобилие самых изобретательных, в
совершенстве выверенных архитектурных деталей – творений не архитекторов и каменщиков,
но гениальных декораторов и живописцев прошлых времен. Герман Мелвилль,
посетивший Геную в 1857 году так записал в своем “Дорожном дневнике”:
“Гулял по
Новой улице [сейчас Гарибальди]. Дворцы [здесь] имеют одну особенность – они
полностью покрыты снаружи росписями архитектуры, более чем реальной. Любой,
какой только существует, тип архитектурных декоров воспроизведен в этих
фресках. Точно как сказано у Макиавелли, мнимая добродетель умеет казаться
более реальной, чем настоящая”.
*
Genua picta (лат.) - Генуя расписанная
** Stucco (от stuhhi)
– здесь раствор на основе извести, керамической крошки, мраморной пыли и
пигментов для моделирования пластики архитектурных декоров на фасадах и в
интерьерах зданий как бордюры, фасадные камни, арки, полуколонны, капители, пр.
и имитирования более дорогостоящих материалов как мрамор, камень и др.
Разновидность
stucco –
marmorino, техника,
известная еще в античном Риме, с использованием мелкой мраморной пыли, натуральных пигментов (и… хозяйственного мыла), имитирует
натуральный камень, часто с таким мастерством, прочностью и реалистичностью,
что даже вблизи может быть сложно понять этот гениальный “обман”.
В
статье использованы материалы конференции “Genua picta” на выставке Restauro (2007, Феррара), сайта Fare Decorazione, фото из свободного доступа.
Комментарии
Отправить комментарий