Michele De Lucchi: Господа Клиенты. Главы из книги
“Мои
ужасные и удивительные клиенты”.
Так оригинально назвал свою свежую книгу, вышедшую в прошлом году в издательстве
Quodlibet известный итальянский архитектор Микеле Де Лукки,
гуру современной интернациональной архитектуры и дизайна. Наверняка любому практикующему
архитектору в определенных обстоятельствах случалось плохо думать о своих
клиентах. Но в данном случае интрига состоит в том, что под клиентами Де Лукки
подразумевает совсем не реальных людей или организации, а тех, которые постоянно
с архитектором на протяжении всей его профессиональной карьеры. Стоит только заглянуть
в оглавление, чтобы это понять. Тут есть Госпожа Личность, Господин Дух
Времени, Мадам Авангард. И другие достойные господа как Индустрия, Ремесло, Рынок,
Эксперимент, Пространство, Культура, Природа, Технология. А еще, возможно
главные, намерено поставленные автором в конец повествования – Синьор Будущее и
Госпожа Совесть. Архитектор любезно позволил нам перевести несколько заключительных глав книги
для нашего блога. Так что, с большой благодарностью автору и с помощью госпожи Тщательности
приступаем. (Еще читайте интервью с Микеле Де Лукки в нашем блоге за 20
июня).
Очень новый клиент,
…потому что все время меняет
и нужно за ним бежать,
это Синьора Технология.
Чтобы обслужить ее хорошо,
нужно продемонстрировать знание
и бросить вызов человеческим возможностям.
Грузия.
Грузия – прекрасная страна, которая простирается на
восток от Черного моря, между Большим Кавказом и Малым Кавказом. Маленькая
страна. Насчитывает пять или, может, шесть миллионов жителей, но многие из них
живут заграницей, далеко. Кто в России – многие. Кто в Америке – многие. Кто в
Европе, меньше.
Все, и кто стоит ногами здесь, и кто далеко, любят
ее беспристрастно.
Это последняя христианская страна на Востоке перед
Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, большей частью мусульманскими. В Грузии делают
исключительные вина, пьют, едят и играют в многочисленных казино, и очень во
многом местная экономика основана на гостеприимстве и щедрости своих жителей.
Наполовину она наклонена к Черному морю, зеленая и
пышная, почти тропическая, с густой, заполняющей все растительностью. В Батуми
часто дождит. С пляжами Кобулети это, без сомнения, район, в котором выпадает больше
всего дождей. Второй своей половиной она наклонена к Каспию, бесплодная и
сухая, степная и засушливая. Посередине – Тбилиси.
Мост Мира, Старый Тбилиси, 2009 - 2010. Foto © Gia Chkhatarashvili |
Человек развивается
благодаря способности адаптироваться
и силе воли.
Грузия – страна эпических легенд. Греки и римляне
хорошо ее знали, но никогда не пошли дальше нее. Может горы Кавказа были слишком
высоки или может просто не было причин, чтобы идти дальше. Грузия была землей у
края, за которой не было ничего.
Может поэтому это место стало сценой для самых
грандиозных эпопей, самых трагических и свирепых. Ясон и Золотое руно, Медея,
Аргонавты.
В чем-то воздух легенд живет здесь до сих пор.
Может из-за пейзажей со всегда заснеженными горами, деревянной архитектуры с
верандами и крышами, крытыми листами, грунтовых дорог, домашних животных,
которые бродят по проселкам, твердых и гордых мужчин и красивых, смеющихся
девушек.
Один клиент,
который всегда ускользает от меня,
это Синьор Будущее,
когда я верю,
что ухватил его…
он уже убежал вперед!
Hotel Medea в Батуми, Adjara Resort JSC, Development Solutions LLC, 2011 |
Туда я попал через друзей, Леопольда Фрейри и Марка
Песталоцца, с которыми связались из грузинского посольства в Риме в связи с
одним конкурсом, который мы сделали вместе с Дэвидом Чипперфильдом и его
новым-новым, свежим-свежим итальянским офисом. Мы все пахали как проклятые, как
всегда бывает для конкурсов, и проиграли, естественно. Но что-то в нашем
проекте зацепило, и президент, на то время Михо Саакашвили, выбрал какие-то из
зданий, тут и там, и перенес их без особой заботы в другие части Грузии.
Конкретно – одно здание в форме зигзага, которое
ему хотелось построить в Батуми.
Я потом доработал много других проектов, некоторые
с Фрейри и Песталоцца, другие сам, с моей студией. Двадцать семь, если быть
точным. Девять построены. Некоторые частные, некоторые общественные. Очень
экстравагантные, все. Грузины, их президент хотели новую архитектуру, никогда
до того не виденную, неординарную. Хотели здания, и вероятно хотят до сих пор, которые
идентифицируют особость Грузии, в которых они бы себя узнавали, которыми бы они
гордились. Современные, уникальные, отличные от всего. Ни в коем случае не: жесткие, линеарные, рациональные,
минималистические, советские. Не всегда было просто понять их, и не все то, что
было построено, заслуживает похвалы, но открыть для себя роль архитектуры в
построении национальной идентичности стало уникальным опытом, над которым я
много раздумывал, чтобы отделить хорошее от плохого, смыслы политики и выбора,
свободы и навязывания.
(2013)
Самый сложный клиент –
это Госпожа Совесть
одного мужчины
с длинной бородой.
Клиент
На вид любезный, на самом деле очень сложный,
каждое решение с ним требует большого труда и усилий.
Взвешивает все и хочет лично анализировать каждую мелкую
деталь, углубить каждый аргумент, вывернуть наизнанку каждое мелкое сомнение и
докопаться до сути в каждой теории. Хочет предусмотреть любые последствия,
предупредить любые неожиданности, анализировать и упорядочить любые недостатки.
Объясняя все поиском смыслов, никогда не бывает
простым и быстрым, даже когда решения видятся на расстоянии протянутой руки, удобные
и практичные. Беспокойный. Раздраженный. Настаивает на поиске того, чего не видно, что,
неизвестно, существует ли вообще, но хочет это в любом случае настойчиво
искать.
Ужасно дезориентирует в своих повторяющихся
изменениях идеи, внезапных, неожиданных: в момент, когда кажется, что все нашло
свои правильные места, все движется к счастливому завершению, и вот, даже не
нарочно, ничего больше не работает, и нужно начинать сначала.
Невыносимая настойчивость, с которой возвращается все
время к одним и тем же аргументам, к уже принятым решениям, к уже выясненным моментам,
и где уже ничего не нужно было обсуждать, как казалось.
Public Service Hall, Министерство Юстиции Грузии, Марнеули, 2011 - 2012. Foto © Gia Chkhatarashvili |
Любезен, но исключительно требователен!
Бывают ли минуты покоя? Отнюдь нет! Возвращается
беспокойство, в любой момент дня и ночи, параллельно с другими делами, другими
темами, не назначая время, не предупреждая.
Никогда не оставляет в покое, мучает как короед,
засевший в мозгу, постоянно подсовывая альтернативы, когда уже все прекрасно сделано,
начерчено и обсчитано: готово.
С каждым проектом нужно всегда начинать с нуля,
как будто опыт вообще не существовал или если бы ты всегда ошибался, как будто
загадочные преграды прячут правду, и только проходя один и тот же путь
бесконечно, можно понять ее и отнять у слепой привычки.
Он скучен в своих претензиях рисунков и рисунков,
макетов и макетов, все время тех же, виденных-перевиденных в тысячах ракурсов,
пробуя и снова ища там, где сюрпризов уже нельзя ожидать.
И потом, когда все уже кажется ясным, четким и
логичным, удирает, как будто любой простой результат оказывается банальным.
Плохо платит и никогда не заключает договора, которым
можно верить: слишком часто они не уважаются, слишком часто их заменяют
импровизированными соглашениями.
Никогда не дает отдохнуть, ублажает только перспективой
новой работы, новых задач, новых трудностей.
И все же остается моим самым любимым клиентом,
самым преданным, настойчивым, восторженным. Я знаю, что под длинной бородой он
все время улыбается.
Это я.
(2005)
Спасибо,
я вас приветствую и иду вперед.
Оригинальный титул книги “I miei orribili e meravigliosi
clienti”. Quodlibet Editrice, 2016. Перевод Anna Kolomiyets. Фото обложки: Микеле Де Лукки для Hermès, обложка английского перевода книги из каталога издательства Quodlibet, заключительное фото: проект Brige of Leaves, Грузия
Понравилось, поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий