Michele De Lucchi: Господа Клиенты. Главы из книги

Мои ужасные и удивительные клиенты”. Так оригинально назвал свою свежую книгу, вышедшую в прошлом году в издательстве Quodlibet известный итальянский архитектор Микеле Де Лукки, гуру современной интернациональной архитектуры и дизайна. Наверняка любому практикующему архитектору в определенных обстоятельствах случалось плохо думать о своих клиентах. Но в данном случае интрига состоит в том, что под клиентами Де Лукки подразумевает совсем не реальных людей или организации, а тех, которые постоянно с архитектором на протяжении всей его профессиональной карьеры. Стоит только заглянуть в оглавление, чтобы это понять. Тут есть Госпожа Личность, Господин Дух Времени, Мадам Авангард. И другие достойные господа как Индустрия, Ремесло, Рынок, Эксперимент, Пространство, Культура, Природа, Технология. А еще, возможно главные, намерено поставленные автором в конец повествования – Синьор Будущее и Госпожа Совесть. Архитектор любезно позволил нам перевести несколько заключительных глав книги для нашего блога. Так что, с большой благодарностью автору и с помощью госпожи Тщательности приступаем. (Еще читайте интервью с Микеле Де Лукки в нашем блоге за 20 июня).

Очень новый клиент,
Всегда с непростыми отношениями…

…потому что все время меняет
и нужно за ним бежать,
это Синьора Технология.

Чтобы обслужить ее хорошо,
нужно продемонстрировать знание
и бросить вызов человеческим возможностям.



Грузия.
Грузия – прекрасная страна, которая простирается на восток от Черного моря, между Большим Кавказом и Малым Кавказом. Маленькая страна. Насчитывает пять или, может, шесть миллионов жителей, но многие из них живут заграницей, далеко. Кто в России – многие. Кто в Америке – многие. Кто в Европе, меньше.
Все, и кто стоит ногами здесь, и кто далеко, любят ее беспристрастно.
Это последняя христианская страна на Востоке перед Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, большей частью мусульманскими. В Грузии делают исключительные вина, пьют, едят и играют в многочисленных казино, и очень во многом местная экономика основана на гостеприимстве и щедрости своих жителей.
Наполовину она наклонена к Черному морю, зеленая и пышная, почти тропическая, с густой, заполняющей все растительностью. В Батуми часто дождит. С пляжами Кобулети это, без сомнения, район, в котором выпадает больше всего дождей. Второй своей половиной она наклонена к Каспию, бесплодная и сухая, степная и засушливая. Посередине – Тбилиси.

Мост Мира, Старый Тбилиси, 2009 - 2010. Foto © Gia Chkhatarashvili



Человек развивается
благодаря способности адаптироваться
и силе воли.


Грузия – страна эпических легенд. Греки и римляне хорошо ее знали, но никогда не пошли дальше нее. Может горы Кавказа были слишком высоки или может просто не было причин, чтобы идти дальше. Грузия была землей у края, за которой не было ничего.   
Может поэтому это место стало сценой для самых грандиозных эпопей, самых трагических и свирепых. Ясон и Золотое руно, Медея, Аргонавты.
В чем-то воздух легенд живет здесь до сих пор. Может из-за пейзажей со всегда заснеженными горами, деревянной архитектуры с верандами и крышами, крытыми листами, грунтовых дорог, домашних животных, которые бродят по проселкам, твердых и гордых мужчин и красивых, смеющихся девушек.
 
Control Tower в аэропорту Батуми. Foto © Gia Chkhatarashvili

Один клиент,
который всегда ускользает от меня,
это Синьор Будущее,
когда я верю,
что ухватил его…
он уже убежал вперед!



Hotel Medea в Батуми, Adjara Resort JSC, Development Solutions LLC, 2011
Туда я попал через друзей, Леопольда Фрейри и Марка Песталоцца, с которыми связались из грузинского посольства в Риме в связи с одним конкурсом, который мы сделали вместе с Дэвидом Чипперфильдом и его новым-новым, свежим-свежим итальянским офисом. Мы все пахали как проклятые, как всегда бывает для конкурсов, и проиграли, естественно. Но что-то в нашем проекте зацепило, и президент, на то время Михо Саакашвили, выбрал какие-то из зданий, тут и там, и перенес их без особой заботы в другие части Грузии.
Конкретно – одно здание в форме зигзага, которое ему хотелось построить в Батуми.
Я потом доработал много других проектов, некоторые с Фрейри и Песталоцца, другие сам, с моей студией. Двадцать семь, если быть точным. Девять построены. Некоторые частные, некоторые общественные. Очень экстравагантные, все. Грузины, их президент хотели новую архитектуру, никогда до того не виденную, неординарную. Хотели здания, и вероятно хотят до сих пор, которые идентифицируют особость Грузии, в которых они бы себя узнавали, которыми бы они гордились. Современные, уникальные, отличные от всего.  Ни в коем случае не: жесткие, линеарные, рациональные, минималистические, советские. Не всегда было просто понять их, и не все то, что было построено, заслуживает похвалы, но открыть для себя роль архитектуры в построении национальной идентичности стало уникальным опытом, над которым я много раздумывал, чтобы отделить хорошее от плохого, смыслы политики и выбора, свободы и навязывания.
(2013)
 
Дворец Правосудия в Батуми, 2009 – 2011. Foto © Gia Chkhatarashvili


Самый сложный клиент –
это Госпожа Совесть
одного мужчины
с длинной бородой.


Клиент
На вид любезный, на самом деле очень сложный, каждое решение с ним требует большого труда и усилий.
Взвешивает все и хочет лично анализировать каждую мелкую деталь, углубить каждый аргумент, вывернуть наизнанку каждое мелкое сомнение и докопаться до сути в каждой теории. Хочет предусмотреть любые последствия, предупредить любые неожиданности, анализировать и упорядочить любые недостатки.
Объясняя все поиском смыслов, никогда не бывает простым и быстрым, даже когда решения видятся на расстоянии протянутой руки, удобные и практичные. Беспокойный. Раздраженный.  Настаивает на поиске того, чего не видно, что, неизвестно, существует ли вообще, но хочет это в любом случае настойчиво искать.
Ужасно дезориентирует в своих повторяющихся изменениях идеи, внезапных, неожиданных: в момент, когда кажется, что все нашло свои правильные места, все движется к счастливому завершению, и вот, даже не нарочно, ничего больше не работает, и нужно начинать сначала.
Невыносимая настойчивость, с которой возвращается все время к одним и тем же аргументам, к уже принятым решениям, к уже выясненным моментам, и где уже ничего не нужно было обсуждать, как казалось.

Public Service Hall, Министерство Юстиции Грузии, Марнеули, 2011 - 2012. Foto © Gia Chkhatarashvili

Любезен, но исключительно требователен!


Бывают ли минуты покоя? Отнюдь нет! Возвращается беспокойство, в любой момент дня и ночи, параллельно с другими делами, другими темами, не назначая время, не предупреждая.
Никогда не оставляет в покое, мучает как короед, засевший в мозгу, постоянно подсовывая альтернативы, когда уже все прекрасно сделано, начерчено и обсчитано: готово.
С каждым проектом нужно всегда начинать с нуля, как будто опыт вообще не существовал или если бы ты всегда ошибался, как будто загадочные преграды прячут правду, и только проходя один и тот же путь бесконечно, можно понять ее и отнять у слепой привычки.
Он скучен в своих претензиях рисунков и рисунков, макетов и макетов, все время тех же, виденных-перевиденных в тысячах ракурсов, пробуя и снова ища там, где сюрпризов уже нельзя ожидать.
И потом, когда все уже кажется ясным, четким и логичным, удирает, как будто любой простой результат оказывается банальным.
Плохо платит и никогда не заключает договора, которым можно верить: слишком часто они не уважаются, слишком часто их заменяют импровизированными соглашениями.
Никогда не дает отдохнуть, ублажает только перспективой новой работы, новых задач, новых трудностей.
И все же остается моим самым любимым клиентом, самым преданным, настойчивым, восторженным. Я знаю, что под длинной бородой он все время улыбается.
Это я.
(2005)        


Спасибо,
я вас приветствую и иду вперед.



Оригинальный титул книги “I miei orribili e meravigliosi clienti”. Quodlibet Editrice, 2016. Перевод Anna Kolomiyets. Фото обложки: Микеле Де Лукки для Hermès, обложка английского перевода книги из каталога издательства Quodlibet, заключительное фото: проект Brige of Leaves, Грузия


Понравилось, поделитесь

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni 2018. Зачем ехать в апреле в Милан