VyTA, новое бистро для вокзала


Если попробовать представить себе типовое вокзальное кафе, наверняка у большинства ничего особо оригинального не нарисуется: бумажные тарелки, пластиковые стаканчики, ограниченный ассортимент из грустных бутербродов или выпечка из пакетов с долгим сроком хранения. В общем, мало интересная картина. Такой, видимо, можно вообразить и “дизайн” – спросить себя спустя час, и не вспомнишь. Изменить эту печальную ситуацию взялся около десяти лет назад одаренный итальянский предприниматель Nicolò Marzotto, владелец Retail Group. Здесь получилось счастливое совпадение: нулевые годы стали в Италии временем реконструкции всех больших железнодорожных вокзалов ключевых туристических городов как Рим, Милан, Неаполь, Флоренция, Турин. В связи с чем встала задача улучшить и обслуживание, включая конечно кафетерии. Тут передовые идеи и новое видение Мардзотто как раз оказались очень в тему.


Красивому вокзалу в прекрасном городе – исключительное кафе. Примерно так можно было бы озвучить девиз Retail Group, но за очевидностью скрывалось и много изобретательных элементов. Например, привлечение локальных производителей продуктов в качестве поставщиков, уже опробованное в других видах деятельности группы: так еда становилась посредником, рассказчиком, гидом по территории, а более подходящего места, чем большой туристический вокзал для таких “рассказов” нельзя себе и представить. Как дополнение к еде было выбрано вино Лацио марки Santa Margherita, в которой Мардзотто владел процентом акций.

Первая буланжери VyTA на римском вокзале Roma Termini 
Эта новая философия fine food требовала и качественной упаковки, то есть дизайна. Имя кафетерия Vyta уже существовало в списке бизнесов группы, с 2004 года, но его образ и концепция абсолютно не соответствовали новым задачам. Отправив в “архив” старый бизнес и сохранив от него только короткое и звучное имя, под управлением Николо Мардзотто было изменено все остальное: от дизайна до маркетинга и позиционирования – для рывка нужен был настоящий переворот, для чего понадобилось два года и масса усилий всей команды. 
После выбора имени следующим шагом стало приглашение архитектора Daniela Colli, которая на тот момент уже сотрудничала в качестве консультанта с фирмой Grandi Stazioni (Большие Вокзалы), занимавшейся реконструкцией всех главных итальянских вокзалов. Так площадкой для запуска первого Vyta, boulangerie italiana (полное название сети) стал центральный вокзал Рима Stazione Termini. 


В Риме мы запустились в 2008 году, нам пришлось внедрять формат с инновационным дизайном и выбирать продукты, которые бы отличались от тех, что обычно можно было найти на вокзале”.

По воспоминаниям владельца, задача архитектору была сформулирована в нескольких конкретных фразах: дизайн должен нравиться, быть легко узнаваемым и соответствовать предложенным продуктам уровня gourmet. Вот такой незатейливый бриф. Даниэла на римском вокзале использовала натуральное светлое дерево, набранное горизонтальными планками, со светлым же полом из крупной плитки в контрасте к черным столам, лавкам и высоким стульям-табуретам. Еще один элемент, который она потом повторит в других кафе, в Турине и Неаполе – оригинальное решение стены, как растрескавшаяся поверхность земли или запеченной корочки хлеба, только в масштабе макро – из крупных рельефных деталей нерегулярной геометрии. Сегодня первая римская буланжери Vyta, ставшая тестовой, кажется самой элементарной, базовой из всей сети. Она была замечена и вошла в TOP 10 по версии британской The Guardian, как одно из лучших бистро при вокзалах Европы.  


Acqua, Grano, Vino, VyTA – Вода, Зерно, Вино, VyTA.

Эта надпись появилась на стенах всех следующих открывшихся кафетериев сети. С расшифровкой простой и понятной: формы, запахи и ароматы вдохновлены простыми элементами, которые предлагает природа, такими как вода, огонь и земля, опытная рука, терпение и творчество человека.


Развитие бренда
По мере того, как Grandi Stazioni завершали реконструкцию вокзалов, продвигалось и внедрение в них новых буланжери, каждый раз совершенствуя дизайн, увеличивая узнаваемость марки. Привнося новые элементы и маркетинговые фишки, которые потом становились знаковыми в каждом следующем воплощении. Так, в миланской VyTA, открытой в 2010 году и измененной в 2013 появилась декоративная 3D-панель из светлого гнутого дерева, в виде переплетающихся полос, вместе создающих вибрирующую конструкцию, напоминающую хлебный колос. В Милане же впервые Даниэла Колли использовала и длинный дисплей с проекцией non stop, рассказывающей о продукте “Acqua, Grano, Vino, VyTA”. Сохранились тональные контрасты первого римского дизайна, только в миланском бистро больше доминирует черный, в лакированной версии. Появилась черная версия модели знаменитого стула Ripple Рона Арада для Moroso – все-таки Милан столица дизайна, нужно было соответствовать. Еще, поскольку зал, в котором разместилось кафе, огромной высоты, чтобы создать большее ощущение камерности и уюта (насколько это можно на вокзале), архитектор применила интересный ход – создала некую версию экстерьера в интерьере – с конструкциями-грибами, под которыми разместились столики: они и освещают, и согревают. Такой качественный скачок в дизайне не остался незамеченным – в 2014 году проект был отмечен в десятке лучших Национальной архитектурной премией Bar&Ristoranti dAutore с определением: “За способность проекта с помощью эффектного дизайна и точно подобранных материалов, примененных в воплощении, воссоздать мир значений и смыслов, связанных с продуктом и местом”.  

VyTA Santa Margherira на Центральном вокзале Милана

VyTA Stazione Centrale в Милане - здесь хорошо виден дисплей во всю длину барной стойки 
В следующем 2011 году экспансия марки продолжилась и были открыты сразу два бистро: в Турине на вокзале Porta Nuova и на центральном вокзале Неаполя. В 2013 году были внесены улучшения-обновления в бистро в Милане, в 2014 была открыта VyTA на вокзале Venezia Santa Lucia, в 2015 в Болонье на центральном вокзале – после римского одно из самых прибыльных. Зеркала, трехмерная конструкция из изогнутых деревянных полос и видеопроекция стали знаковыми элементами оформления сетевых кафе. 

VyTA Torino Porta Nuova - Турин, 2011, тут и ниже

VyTA Napoli - Неаполь, 2011
VyTA Venezia Santa Lucia - Венеция, 2014. тут и ниже

VyTA Bologna Centrale - Болонья, 2015. тут и ниже

Так за неполные семь лет было создано и запущено шесть торговых точек. Кроме уже названных общих деталей архитектурного решения, их объединял и графический стиль от студии Robilant с оригинальным предложением по упаковке для бутербродов, горячей выпечки, напитков и бутылок, в том числе и для сервиса TakenGo. А еще с болонского кафе началось конкретное смещение в линейке предложения в сторону увеличения числа локальных продуктов, которое потом коснулось и уже ранее открытых заведений, с местными различиями в ассортименте, например, для меню в Риме и Неаполе. По определению Мардзотто “смесь уникальности и узнаваемости”.



VyTA Флоренция. Вишенка на торт
В 2016 году в бывшем зале ожидания первого класса на вокзале Santa Maria Novella во Флоренции было открыто очередное бистро, которое можно назвать, на сегодня, украшением всей сети. Возможно Даниэлу Колли вдохновляла прекрасная архитектура вокзала в стиле итальянского рационализма 30-х годов прошлого века, по проекту Giovanni Michelucci, возможно сам город – в нем она училась и защитила диплом архитектора. Но проект действительно стал на сегодня кульминационным во всей серии заведений, начиная с первого римского.  


Эта luxury bakery занимает всего 76 квадратных метров, и понятно, с учетом предыдущего использования, все функции нужно было закладывать с нуля, но это давало архитектору и определенную свободу композиции. Результат получился яркий и изысканный одновременно. С учетом самобытности места и не забывая об узнаваемости бренда VyTA.


Чтобы максимально сохранить исторический шарм арт-деко 30-х годов, был оставлен обзор по периметру зала, со стеновыми панелями boiserie темного дерева, ряд круглых светильников белого цвета и сохранен пол из зеленого мрамора Verde Alpi с контрастными белыми вставками, придающими динамизм пространству. Главным элементом проекта стал стоящий по центру зала объем барной стойки, из меди pink rosè, с чередованием полированных и матовых полос-ламели, которые создают эффект почти де-материализации, растворения, останавливая внимание посетителей на стеклянном кубе с аппетитными продуктами и выпечкой. Барная стойка хорошо видна от путей и из основного пространства вокзала, а ее Г-образная конструкция скрывает в себе все необходимые функции: вытяжки, вентиляцию, освещение.


Дисплей с видеопроекцией, который архитектор использовала в других городах, здесь она логично заменила двумя симметричными рядам ретро-фотографий знаменитых исторических мест Италии – они создают своеобразные кулисы для бара по центру, как главного действующего персонажа. В тон к мраморному зеленому полу на стенах и потолке-своде в глубине зала был использован глубокий зеленый цвет виридиан с нотками синевы, прекрасно оттеняющий медный розовый блеск конструкции барной стойки.  


В глубине зала зеленая зеркальная перегородка тон-в-тон со стеной скрывает от основного пространства небольшую производственную лабораторию-пекарню, за исчезающей дверью invisible. Отличный ход – чередование на этой стенке зеркальных и сатинированных полос в соответствии с геометрией белых линий на зеленом мраморном полу. Это “хитрое” зеркало не только множит сияющую медную конструкцию бара, но и визуально удваивает не слишком большое пространство зала.


Задняя стенка барной стойки не сплошная, а из полос-ламели, создающая эффект “вижу – не вижу”, за ней ряд из девяти высоких дизайнерских стульев Miunn от La Palma. В дополнение к меди тут на вертикалях и столешнице был использован точно тот же мрамор Verde Alpi, что и на исторических полах бывшего “Зала ожидания”. Дополнительное освещение к старинным белым лампам-полусферам по сторонам от бара дают деликатные светильники-подвески Pentagon от Afroditi Krassa, имитирующие лампы накаливания и дающие теплый мягкий свет.

WINNER ANNOUNCED! Restaurant & Bar Design Award 2017. Category Cafe. Congratulations!
Такой изысканный проект, конечно, не мог остаться незамеченным, да и вокзал – не секретное место. Результатом стало множество разных премий и признаний, как звание лучшего на Международном конкурсе Best Bar&Restaurant Design 2017 в Лондоне в номинации кафе, или включение в TOP 10 restaurant interiors of 2016 по рейтингу Designboom. И уже в этом году пришло известие из Германии, где VyTA Santa Margherita на вокзале Флоренции получила в секции Retail Architecture номинацию Best German Award Winner.

Что завтра?
Будущее бренда VyTA представляется светлым и динамичным. В прошлом году бистро превратилось в ресторан – в двух престижных римских структурах: при кинотеатре в знаменитой Вилле Боргезе и при исторической винотеке региона Лацио, это два элитных заведения с исключительным дизайном от все той же Даниэлы Колли. Но это история уже для другого рассказа. А говоря о кафе-буланжери при вокзалах, неутомимый Мардзотто рискнул протестировать свой концепт и вывести бренд за национальные границы. Следующее ожидаемое открытие этого года (не франшиза) очень смелое – на вокзале Covent Garden в Лондоне! Вот такая очень итальянская и очень вдохновляющая история, которая на самом деле только начинается.



В статье использованы материалы VyTA boulangerie italiana, Archilovers, цитаты Nicolò Marzotto по Gambero Rosso. Фото Matteo Piazza, Anna Kolomiyets и из открытого доступа.

Понравилось, поделитесь


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан