FREESPACE. Биеннале Архитектуры. Венеция


Итак, свершилось. В Венеции 26 мая открылась XVI архитектурная Биеннале, самый престижный международный архитектурный форум в мире, как известно, по четным годам чередующийся с более старинной – с 1895 года – Арт-биеннале. После громкого успеха выставки двухлетней давности под кураторством чилийского архитектора, лауреата престижной премии Притцкера (2016) Alejandro Aravena на тему Новости с [архитектурного] фронта”, в этом году две замечательные ирландские дамы-архитектора Yvonne Farrell и Shelley McNamara из дублинской студии Grafton Architects (не поленитесь заглянуть в престижнейший список их проектов и гран-при в многочисленных профессиональных номинациях) поставили задачу приглашенным архитекторам всего мира порассуждать на тему FREESPACE. Ими был создан и опубликован на сайте организаторов специальный Манифест, который должен был помочь интерпретировать оригинально и корректно предложенный кураторами лейтмотив. Что из этого получилось можно увидеть до 25 ноября в Садах –  Giardini, Арсенале и в самой Венеции. В этой части рассказ о Центральном павильоне La Biennale и национальных экспозициях в Giardini.  


Немного о Манифесте и труде кураторов (с картинками из Центрального павильона)
Сложно вспомнить, был ли когда-то до этого случай, когда биеннале курировали сразу два человека – кажется, за пятнадцать предыдущих выставок, нет. Но в этот раз так и просится присказка: одна голова хорошо, а две лучше. Да еще такие головы, как у Ивонн и Шелли. Можно только представить титанический труд, который проделали эти два архитектора, с поразительной серьезностью подойдя к своей роли координаторов выставки. 

Yvonne Farrell и Shelley McNamara. Фото Andrea Avezzù, courtesy La Biennale di Venezia
Они не только подготовили Манифест, который просто красив как литературное эссе, как Ода Архитектуре, но и насыщен смыслами, именами и цитатами не только из мира их профессии, но и из философии, истории, мировой культуры в целом. Изначально обязательное для них наличие слова Пространство –  Space – в теме биеннале постепенно, в ходе работы над текстом превратилось в Свободное пространство, free space, породив в итоге неологизм FREESPACE, который и стал названием.

Центральный павильон Биеннале с экспозицией приглашенных архитекторов на тему FREESPACE
Из комментария Фаррелл и МакНамара:
“Когда мы писали “Манифест”, мы хотели, чтобы он содержал прежде всего слово пространство. Мы также хотели найти новые способы использования привычных слов, которые могли бы заставить нас всех переосмыслить тот дополнительный вклад, который мы, как профессионалы, можем предоставить человечеству. Для нас архитектура - это трансформация потребности - в самом широком смысле слова - в значимые пространства. Прочтение [названия] позволяет нам сделать разметку и дать определение как территории интеллектуальной, так и реальной. Мы надеемся, что слово FREESPACE позволит нам прозондировать направление движения, амбиции и щедрость архитектуры”.

Входной зал павильона La Biennale с куполом и росписями начала ХХ века
Разнообразие интерпретаций отдельными приглашенными архитекторами (всего 71 студия и автор) и странами-участницами (63 страны) заложено самими кураторами в перечислении вариантов, как неких подсказок и указателей, которыми щедро пересыпан Манифест. От свободы личной, человеческой нас как “потребителей архитектуры” до свободы структурной, от мест для “свободного времени” до мест, свободных от архитектуры, если так правильно для территории. Мест, где этой свободы могут лишить – и это тоже архитектура, до ситуаций, когда архитектура может играть роль “врачевателя” социальных болезней или быть воспитателем. Или еще – до вариантов, когда архитектура уверенно входит в существующую пространственную ситуацию и когда она сливается с природой, аккуратно и тактично восстанавливает прошлое или предлагает футуристические образы. Допускает как проекты построенные, так и оставшиеся на бумаге. И за всем этим разнообразием маячит одно очень важное слово – ответственность.



“Мы обнаружили изобретательность и творчество в микро- и макро-масштабе: исторические здания, заново умно интерпретированные архитекторами; забытые здания, пересмотренные и возвращенные к жизни; трансформируемые типологии жилого пространства; инфраструктурные объекты, переделанные в общественные и гражданские”.


Целиком Manifesto был распространен в июне 2017 года (его можно найти на сайте Биеннале) – именно с этого момента архитекторы, которых Фаррелл и МакНамара отобрали со всего мира и пригласили к участию, смогли включиться в увлекательное интеллектуальное приключение, которое называется FREESPACE. Сами кураторы в итоге остались в полном восторге (счастливейшие – по их комментарию) от качества и разнообразия полученных результатов. Какими, хочется надеяться, будут и посетители биеннале, которая, похоже, снова удалась второй раз кряду.



Michael Maltzan Architecture. Star Apartments в Лос-Анжелесе. Пример нового социального жилья в США



“Замечательно думать, что в течение многих месяцев архитекторы всей планеты думали и готовили ответы на Манифест FREESPACE, чтобы попытаться рассказать о значении своей работы, оказавшись вовлеченными в глубокий анализ, который раскрывает составляющую FREESPACE, скрытую в их проектах”.







Cino Zucchi Architetti
David Chipperfield для FREESPACE
FREESPACE предлагает свободу воображать свободное пространство времени и памяти, связывая прошлое, настоящее и будущее, опираясь на многослойность нашего культурного наследия, соединяя архаику и современность”.

Здесь и ниже: Dreams and promises models of Atelier Peter Zumthor 





“Мы высоко ценим усилие и страстность участников. Было откровением увидеть, как архитекторы со всего мира давали такие разные ответы в зависимости от климатических и культурных условий, в зависимости от технологических и конструктивных традиций. В то же время важно отметить, что в центре [этого] разнообразия работ отдельных архитекторов есть один общий элемент, “Земля как клиент”, самый важный компонент нашего Манифеста”.


architecten de vylder vynck tailleu

Big-Bjarke-Ingels Group. Big U - Humanhattan 2050

А еще хочется отметить интересный ход, которого не бывало раньше, помимо уже ставшего привычным присутствия в залах персонала с надписью на футболках ASK ME – к каждому представленному в Центральном павильоне и в Арсенале проекту координаторы, кроме традиционного описания самого проекта и студии, дали еще и свой личный комментарий, всегда оригинальный и точный, который помогает зрителю лучше понять, насколько авторы “попали в десятку”, давая свой ответ на тему Freespace. 


Giardini. Взгляд на призеров
В Садах, напомним, кроме Центрального павильона La Biennale, находятся 28 исторических национальных павильона некоторых стран-учредителей Институции и еще павильон Венеции: какие-то из них построены еще в начале прошлого века, другие – в послевоенное время, часто по проектам известных архитекторов ХХ века.


Приступая к рассказу о национальных павильонах, наверное, первым нужно упомянуть павильон Швейцарии, потому что именно этому проекту Svizzera 240House Tour жюри присудило в этом году престижного Золотого Льва – Leone dOro в номинации Best National Participation со следующей мотивацией: “привлекательная архитектурная инсталляция, которая одновременно и доставляет удовольствие – при решении важнейших проблем соразмерности, масштаба в жилом пространстве”.



“Это то, что мы делаем, и то, что всегда и повсеместно делают швейцарские архитекторы. Они проектируют жилье” - это вводные слова к проекту “Швейцария 240”, и это новая интерпретация проекта “2:1, Gute Wohnung”. Название проекта - это тонкий посыл к знаменитым 240 см – именно такую высоту определяют почему-то как оптимальную (рекомендуемую?) для жилых помещений. Эта высота стала неким контрольным значением для инсталляции, которая ставит проблему взаимоотношений человека с обществом непосредственно через сконструированное пространство – в этом случае воспроизведенное в серии стерильно белых жилых помещений в разном масштабе, когда зрители сначала чувствуют себя комфортно и “соразмерно” комнатам, а потом неожиданно становятся то гномами, то великанами – мебель, окна, двери, высота размещения и размер выключателей, дверных ручек, высота кухонной мебели и проемов, толщины и глубины меняются пропорционально с высотой потолков. 






Ощущения зрителя оказываются в центре этого проекта, и позволяют каждому посетителю непосредственно прочувствовать важность соблюдения масштаба в построенном архитекторами мире, в такой оригинальной, неожиданной и игровой перспективе.


Призером special mention от жюри стал проект Island в национальном павильоне Великобритании с определением: “За смелое предложение, которое использует пустоту для создания “freespace” – для мероприятий и неформального пользования”. А что из себя представляет проект Остров, мы вам расскажем и покажем. Начинается презентация с цитаты из “Грозы” Шекспира:
“Ты не должен бояться. Остров полон шумов, звуков и нежных дуновений, которые приносят удовольствие и не вредят”. 








Весь британский павильон в форме классического храма с колоннадой оплетают алюминиевые леса, с лестницей, ведущей на крышу, над которой построена настоящая смотровая площадка, с зонтами и столиками, с видом на лагуну и Лидо. И совершенно неожиданным взглядом на Сады с национальными павильонами. Сам же павильон открыт для публики, но… (да здравствует знаменитый британский юмор) совершенно пустой, с белыми стенами и сидящим по залам персоналом в фирменных голубых футболках с логотипом Island. Free space буквально. В залах запланированы публичные дискуссии по архитектуре, шоу и показы фильмов. Остается за посетителями свобода интерпретации опыта посещения Острова….


На этом закончим первую часть обзора. Продолжение по национальным павильонам Садов – Giardini следует.

В статье использованы материалы La Biennale di Venezia, фото © Courtesy La Biennale di Venezia, Anna Kolomiyets.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан