Torre Prada. Ресторан в башне. Part 2
В первой
части материала от 16 мая
мы рассказывали об архитектурном проекте башни Torre при миланском филиале Fondazione Prada,
приватном Центре современного искусства, открытом три года назад в Милане, собственности всемирно известного
модного бренда. Сегодня предлагаем
продолжение, посвященное одноименному ресторану при нем, авторства той же
студии OMA голландца Рема Колхаса (Rem Koolhaas),
что и основной архитектурный проект. Ресторан разместился на двух этажах –
шестом и седьмом* – необычного здания. И здесь не обошлось без неожиданностей
или подарков судьбы в виде эксклюзивных находок с престижных аукционов. Дальше подробнее
о дизайнерских находках и художественных сокровищах ресторана Torre,
открытого 9 мая и уже ставшего популярным у миланцев, как долго ожидаемое и
оправдавшее ожидания заведение.
На шестой
этаж башни посетитель попадает через панорамный
лифт (рекомендовано), параллелепипед 3х3х5 метров наполовину прозрачный,
наполовину покрытый розовым ониксом с обратной подсветкой. Поскольку ресторан
работает только в вечернее время, эффект WOW посетителям гарантирован, потому что двери
лифта (а подъем на нем уже сам по себе еще тот experience)
открываются на бар, длинная стойка которого прилегает к сплошному остеклению от
пола до потолка и от стены до стены, с впечатляющим видом на панораму центра
Милана сзади нее.
По
определению Колхаса, ресторан представляет собой некий “коллаж из ранее существовавших тем и элементов”, в котором
сочетаются произведения современного искусства и дизайнерские предметы обстановки.
За этим стоит отдельная история, почти интрига, достойная быть рассказанной. Потому
что мебель и некоторые элементы оформления интерьера ресторана, например, стеновые
панели их ореха и стулья, происходят из знаменитнейшего нью-йоркского The Four Seasons Restaurant, бывшего
на 52-й улице в центре Манхеттена, в здании одноименного отеля.
Несколько слов о The Four Seasons. Конец легенды
Легендарный нью-йоркский
ресторан, открытый в далеком 1959-м, был закрыт в 2016-м, не дотянув два года
до своего шестидесятилетия: долгие годы громкой славы, невероятная история и длинный
список VIP-клиентов, мировых знаменитостей, бывших его завсегдатаями. Джон
Кеннеди праздновал здесь свое 45-летие в 1962 году, и копию меню с
президентского праздника на 300 персон можно было видеть внутри карты вин. Джекки
Онассис, например, называла этот ресторан своим “the cathedral, а Генри Киссинджер “передышкой для души”, созданной мудрыми
хозяевами в беспокойном центре города; таким местом, где половина гостей –
завсегдатаи, а вторая половина – наблюдатели за первой, в то время как
завсегдатаи наслаждаются ролью экспонатов. В списке таких “экспонатов” были
замечены принцесса Диана незадолго до своей гибели, в 2008-м Далай-Лама, в 2010
году Барак Обама. Кстати, из американских президентов, кажется, только Никсон
проигнорировал ужин в The Four Seasons. В
общем, перечисление можно продлить еще не на одну страницу.
Так называемый Pool Room в The Four Seasons. Август 1959. Фото: courtesy of Bettmann / Corbis |
Стóит
также упомянуть несколько любопытных фактов – именно здесь родилось такое
понятие, ставшее сегодня привычным, как power lunch, то есть такой, на котором влиятельные политики,
руководители, бизнесмены и т. д. проводят важные обсуждения. Здесь же была
изобретена и впервые в Америке протестирована система seasonally-changing меню, то есть такого, которое менялось согласно
сезонам, а также впервые в истории высокой американской ресторации включены в
меню национальные, калифорнийские вина. Залы ресторана всегда украшали
произведения современных художников и скульпторов, некоторые заказанные авторам
ad hoc или
приобретенные, некоторые взятые напрокат у их владельцев-коллекционеров.
Grill Room со знаменитыми Barstools и бронзовой скульптурой Richard Lippold над баром. Фото: Jennifer Calais Smith |
Вошла
в легенду история заказа оформления Марку Ротко, который в итоге разругался с хозяйкой
здания Phyllis Lambert, назвав клиентов
ресторана, финансовую и политическую элиту son-of-a-bitch,
отказался делать работу и вернул аванс. Зато фрагмент эскиза занавеса Пабло
Пикассо “Le Tricorne”
(1919) для дягилевских “Русских балетов” украшал переход между Grill Room и Pool Room со дня открытия ресторана в 1959 году. В сентябре 2014
года панно было впервые снято (по настоянию владельца недвижимости Aby Rosen) и перевезено в New York Historical Society, где и хранится до сих пор, что стало в каком-то
смысле дурным знаком и началом конца легендарного ресторана. В разные годы в его
залах можно было видеть работы таких мэтров модернизма как Andy Warhol, Frank Stella, Jackson Pollock, Helen Frankenthaler, Robert
Rauschenberg и Joán Miró.
Эскиза занавеса Пабло Пикассо “Le Tricorne” (1919) для “Русских балетов” |
Кроме непогрешимого
сервиса (по Киссинджеру – “макиавеллианская
тонкость обслуживания за столом”) и радушной атмосферы, важно вспомнить,
что авторская обстановка ресторана была создана величайшими архитекторами и дизайнерами
середины прошлого века – это Ludwig Mies van der Rohe (архитектура, Seagram Building) и Philip Johnson (интерьер). Оформление
интерьеров без сомнения можно считать наглядной иллюстрацией принципа less is more. Очень точно в отношении такой
проектной философии звучит комментарий Джонсона о его работе над The Four Seasons:
“Я просто пытался каким-то образом заполнить
пространство, оставаясь верным проекту здания Миса (ван дер Роэ) и
придерживаясь запроса заказчика. Знаете, там много пустого пространства. Но
ведь и в большом соборе тоже, не так ли?” Philip Johnson
Знаменитые Tulip Armless Chairs by Eero Saarinen в помещении так называемого powder room. Фото © The Four Seasons |
Это
небольшое, но необходимое отступление от темы миланского ресторана очень важно
для понимания организации пространства в Torre. Да и сама цитата из
Джонсона кажется почти методом, который применила потом студия OMA в своей работе над
новым проектом.
***
Ресторан Torre. Начало
Вернемся из
Нью-Йорка в Милан. Зал на шестом этаже башни-музея – это трапеция в плане (в первой части рассказывалось, чем вызвана такая конфигурация) и занимает площадь
215 квадратных метров, разделенную на две зоны, бар и ресторан.
Как было
сказано в начале, бар – это первое, что открывается посетителю при выходе из
лифта. Над стойкой эффектная подвешенная конструкция-рама до потолка с пятью
рядами бутылок, которые на просвет работают как волшебный цветной фонарь, а
когда темнеет – точно такой же эффект создают на сторону треугольной открытой
террасы, с ошеломляющим видом на город на 180 градусов, удвоенным отражением в
стекле (кто говорил, что острые углы в архитектуре неприемлемы?).
План шестого этажа |
Перед барной
стойкой использован ряд Barstool, похоже, тоже из нью-йоркского
ресторана, именно эта модель была создана Mies van der Rohe в 1958 году совместно с маркой Knoll для
бара в Grill Room в “Четырех
сезонах”. Здесь же при входе небольшой лаунж, воспроизводящий атмосферу домашней
гостиной вокруг Caminetto – Камина
(1949) знаменитого итальянского художника-модерниста Lucio Fontana,
студия OMA разместила
здесь известнейшие модели мягкой мебели по рисунку Eero Saarinen,
красные кресла Soviet и столики Tulip.
Здесь же на стене еще одно произведение Лучьо
Фонтана – декоративное панно “Testa di Medusa”
(1948-54) – Голова медузы из полихромной керамики. Третий его предмет в той же технике
– декоративная панель Pilastro (1947) отделяет
зал ресторана от входной зоны и бара. Стены вокруг этого мини-салона обиты тканью
натурального бежевого оттенка из пеньки.
Панно "Голова Медузы" и Камин Lucio Fontana с мягкой мебелью Eero Saarinen, напольный светильник Toio от Achille & Pier Giacomo Castiglioni (1962) во входной зоне |
Вид с террасы на зал - хорошо видно как Pilastro от Lucio Fontana отделяет зону бара от зоны ресторана |
Основной зал
рассчитан на 84 посадочных места и больше двадцати на открытой террасе. Все
пространство единое, цельное и просматриваемое. Его зонирование сформировано за
счет создания трех разных уровней пола, как подиумов, подымающихся в глубину
зала. Полы от входа и первый уровень “подиума” покрыты светлым паркетом, третий
уровень с синим ковровым покрытием с эффектом велюра, в тон с ультрамариновыми
оттенками керамической декоративной панели авторства Carsten Höller, украшающей стену, “Tile Garden Krutikow” (2008-2009).
Это частичная реконструкция целой композиции, созданной бельгийским художником и
ставшей элементом оформления The Double Club,
проекта temporary, открытого в течение шести
месяцев прошлого года в Лондоне при поддержке Fondazione Prada.
Именно в этой, самой приподнятой и удаленной от входа части ресторана был сформирован настоящий уголок-посвящение нью-йоркскому The Four Seasons – здесь использованы стулья Brno Chairs, столы и ореховые стеновые панели custom made из легендарного ресторана. А бронзовая в оригинале скульптура авторства Richard Lippold, которая находилась в Grill Room, здесь заменена аналогичной по форме прозрачной структурой из пластика, над всей этой зоной, и с таким же мерцающим эффектом.
Декоративная панель “Tile Garden Krutikow” авторства Carsten Höller (2008-2009) |
Стена в
глубине зала, с панелями, обитыми пенькой, представляет согласно итальянской
традиции, серию декоративных блюд. Только эти сделаны ad hoc видными художниками современности, любимым авторам Фонда Prada:
John Baldessari, Thomas Demand, Nathalie Djurberg & Hans Berg,
Elmgreen & Dragset, Joep Van Lieshout, Goshka Macuga,
Mariko Mori, Tobias Rebherger,
Andreas Slominski, Francesco Vezzoli и John Wesley. Серия не завершена, может
обновляться и быть дополненной.
Возвращаясь
ко входу, в меблировке первых двух зон ресторана использованы деревянные столы
и голубые стулья Executive by Eero Saarinen,
в этой части представлены картины художников William
N. Copley, Jeff Koons,
Goshka Macuga и John Wesley,
все из коллекции Fondazione.
На открытой террасе странной треугольной
формы пол выложен узорами из кубиков порфира, напоминающим уличное мощение, с
ограждением металлическими решетками, характерным элементом фасада Фонда Prada.
Площадь в 125 квадратных метров разделена на две зоны: ресторанную с ярко
красными раскладными столами и стульями в стиле бистро, и площадку для бара,
где скользящие по направляющим столы, прижатые к парапету, позволяют свободно
формировать это пространство, а также могут складываться или опускаться, в зависимости
от необходимости.
Туалетные комнаты этажом выше ресторана решены как китайская лаковая шкатулка, с неожиданным красным полом и черной сантехникой |
*Этажи указаны согласно европейской нумерации, начинающейся
с нулевого (0) этажа - pianoterra.
Цитаты Henry Kissinger, Philip Johnson по Alena Miklosova i-magazine.
Чертежи и фото Studio OMA. Фото Delfino Sisto Legnani и Marco
Cappelletti. © Cortesy Fondazione Prada; Anna Kolomiyets. Фото The Four Seasons Knoll,
Gear Patrol, остальные указаны
по месту и из свободного доступа.
Понравилось, поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий