Torre Prada. Ресторан в башне. Part 2


В первой части материала от 16 мая мы рассказывали об архитектурном проекте башни Torre при миланском филиале Fondazione Prada, приватном Центре современного искусства, открытом три года назад  в Милане, собственности всемирно известного модного бренда.  Сегодня предлагаем продолжение, посвященное одноименному ресторану при нем, авторства той же студии OMA голландца Рема Колхаса (Rem Koolhaas), что и основной архитектурный проект. Ресторан разместился на двух этажах – шестом и седьмом* – необычного здания. И здесь не обошлось без неожиданностей или подарков судьбы в виде эксклюзивных находок с престижных аукционов. Дальше подробнее о дизайнерских находках и художественных сокровищах ресторана Torre, открытого 9 мая и уже ставшего популярным у миланцев, как долго ожидаемое и оправдавшее ожидания заведение.



На шестой этаж башни посетитель попадает через панорамный лифт (рекомендовано), параллелепипед 3х3х5 метров наполовину прозрачный, наполовину покрытый розовым ониксом с обратной подсветкой. Поскольку ресторан работает только в вечернее время, эффект WOW посетителям гарантирован, потому что двери лифта (а подъем на нем уже сам по себе еще тот experience) открываются на бар, длинная стойка которого прилегает к сплошному остеклению от пола до потолка и от стены до стены, с впечатляющим видом на панораму центра Милана сзади нее.


По определению Колхаса, ресторан представляет собой некий “коллаж из ранее существовавших тем и элементов”, в котором сочетаются произведения современного искусства и дизайнерские предметы обстановки. За этим стоит отдельная история, почти интрига, достойная быть рассказанной. Потому что мебель и некоторые элементы оформления интерьера ресторана, например, стеновые панели их ореха и стулья, происходят из знаменитнейшего нью-йоркского The Four Seasons Restaurant, бывшего на 52-й улице в центре Манхеттена, в здании одноименного отеля.  
   

Несколько слов о The Four Seasons. Конец легенды
Легендарный нью-йоркский ресторан, открытый в далеком 1959-м, был закрыт в 2016-м, не дотянув два года до своего шестидесятилетия: долгие годы громкой славы, невероятная история и длинный список VIP-клиентов, мировых знаменитостей, бывших его завсегдатаями. Джон Кеннеди праздновал здесь свое 45-летие в 1962 году, и копию меню с президентского праздника на 300 персон можно было видеть внутри карты вин. Джекки Онассис, например, называла этот ресторан своим the cathedral, а Генри Киссинджер “передышкой для души”, созданной мудрыми хозяевами в беспокойном центре города; таким местом, где половина гостей – завсегдатаи, а вторая половина – наблюдатели за первой, в то время как завсегдатаи наслаждаются ролью экспонатов. В списке таких “экспонатов” были замечены принцесса Диана незадолго до своей гибели, в 2008-м Далай-Лама, в 2010 году Барак Обама. Кстати, из американских президентов, кажется, только Никсон проигнорировал ужин в The Four Seasons. В общем, перечисление можно продлить еще не на одну страницу.   

Так называемый Pool Room в The Four Seasons. Август 1959. Фото: courtesy of Bettmann / Corbis

Стóит также упомянуть несколько любопытных фактов – именно здесь родилось такое понятие, ставшее сегодня привычным, как power lunch, то есть такой, на котором влиятельные политики, руководители, бизнесмены и т. д. проводят важные обсуждения. Здесь же была изобретена и впервые в Америке протестирована система seasonally-changing меню, то есть такого, которое менялось согласно сезонам, а также впервые в истории высокой американской ресторации включены в меню национальные, калифорнийские вина. Залы ресторана всегда украшали произведения современных художников и скульпторов, некоторые заказанные авторам ad hoc или приобретенные, некоторые взятые напрокат у их владельцев-коллекционеров. 

Grill Room со знаменитыми Barstools и бронзовой скульптурой Richard Lippold над баром. Фото: Jennifer Calais Smith
Вошла в легенду история заказа оформления Марку Ротко, который в итоге разругался с хозяйкой здания Phyllis Lambert, назвав клиентов ресторана, финансовую и политическую элиту son-of-a-bitch, отказался делать работу и вернул аванс. Зато фрагмент эскиза занавеса Пабло Пикассо Le Tricorne (1919) для дягилевских “Русских балетов” украшал переход между Grill Room и Pool Room со дня открытия ресторана в 1959 году. В сентябре 2014 года панно было впервые снято (по настоянию владельца недвижимости Aby Rosen) и перевезено в New York Historical Society, где и хранится до сих пор, что стало в каком-то смысле дурным знаком и началом конца легендарного ресторана. В разные годы в его залах можно было видеть работы таких мэтров модернизма как Andy Warhol, Frank Stella, Jackson Pollock, Helen Frankenthaler, Robert Rauschenberg и Joán Miró.   

Эскиза занавеса Пабло Пикассо Le Tricorne (1919) для “Русских балетов” 
Кроме непогрешимого сервиса (по Киссинджеру – “макиавеллианская тонкость обслуживания за столом”) и радушной атмосферы, важно вспомнить, что авторская обстановка ресторана была создана величайшими архитекторами и дизайнерами середины прошлого века – это Ludwig Mies van der Rohe (архитектура, Seagram Building) и Philip Johnson (интерьер). Оформление интерьеров без сомнения можно считать наглядной иллюстрацией принципа less is more. Очень точно в отношении такой проектной философии звучит комментарий Джонсона о его работе над The Four Seasons:

Я просто пытался каким-то образом заполнить пространство, оставаясь верным проекту здания Миса (ван дер Роэ) и придерживаясь запроса заказчика. Знаете, там много пустого пространства. Но ведь и в большом соборе тоже, не так ли?”  Philip Johnson




Знаменитые Tulip Armless Chairs by Eero Saarinen в помещении так называемого powder room. Фото © The Four Seasons
Итак, легендарный ресторан The Four Seasons в последний раз обслужил своих клиентов 16 июля 2016 года и закрылся по причине не продления аренды, а все его содержимое было выставлено на аукцион уже в конце того же месяца. В описании к мероприятию торгов перечислялись такие дизайнерские сокровища, настоящие иконы дизайна, которые сегодня находятся в постоянной коллекции MoMA, как стулья Barcellona и Brno от Mies van der Rohe, столы Tulip с бронзовой столешницей от Eero Saarinen, столовые приборы и посуда, более ста позиций, по дизайну L. Garth и Ada Louise Huxtable. Предметы с богатой историей и, несомненно, энергетикой, которые Аукционный дом Wright собирался продать по высокой цене – только те из них, которые не были защищены статусом New York City Landmark. И конечно, Фонд Prada такой счастливый случай не упустил.


Это небольшое, но необходимое отступление от темы миланского ресторана очень важно для понимания организации пространства в Torre. Да и сама цитата из Джонсона кажется почти методом, который применила потом студия OMA в своей работе над новым проектом.  
***


Ресторан Torre. Начало
Вернемся из Нью-Йорка в Милан. Зал на шестом этаже башни-музея – это трапеция в плане (в первой части рассказывалось, чем вызвана такая конфигурация) и занимает площадь 215 квадратных метров, разделенную на две зоны, бар и ресторан.
Как было сказано в начале, бар – это первое, что открывается посетителю при выходе из лифта. Над стойкой эффектная подвешенная конструкция-рама до потолка с пятью рядами бутылок, которые на просвет работают как волшебный цветной фонарь, а когда темнеет – точно такой же эффект создают на сторону треугольной открытой террасы, с ошеломляющим видом на город на 180 градусов, удвоенным отражением в стекле (кто говорил, что острые углы в архитектуре неприемлемы?).  
План шестого этажа
Перед барной стойкой использован ряд Barstool, похоже, тоже из нью-йоркского ресторана, именно эта модель была создана Mies van der Rohe в 1958 году совместно с маркой Knoll для бара в Grill Room в “Четырех сезонах”. Здесь же при входе небольшой лаунж, воспроизводящий атмосферу домашней гостиной вокруг Caminetto – Камина (1949) знаменитого итальянского художника-модерниста Lucio Fontana, студия OMA разместила здесь известнейшие модели мягкой мебели по рисунку Eero Saarinen, красные кресла Soviet и столики Tulip.  Здесь же на стене еще одно произведение Лучьо Фонтана – декоративное панно “Testa di Medusa” (1948-54) – Голова медузы из полихромной керамики. Третий его предмет в той же технике – декоративная панель Pilastro (1947) отделяет зал ресторана от входной зоны и бара. Стены вокруг этого мини-салона обиты тканью натурального бежевого оттенка из пеньки.


Панно "Голова Медузы" и Камин Lucio Fontana с мягкой мебелью Eero Saarinen, напольный светильник Toio от Achille & Pier Giacomo Castiglioni (1962) во входной зоне
Вид с террасы на зал - хорошо видно как Pilastro от Lucio Fontana отделяет зону бара от зоны ресторана
Основной зал рассчитан на 84 посадочных места и больше двадцати на открытой террасе. Все пространство единое, цельное и просматриваемое. Его зонирование сформировано за счет создания трех разных уровней пола, как подиумов, подымающихся в глубину зала. Полы от входа и первый уровень “подиума” покрыты светлым паркетом, третий уровень с синим ковровым покрытием с эффектом велюра, в тон с ультрамариновыми оттенками керамической декоративной панели авторства Carsten Höller, украшающей стену, Tile Garden Krutikow(2008-2009). Это частичная реконструкция целой композиции, созданной бельгийским художником и ставшей элементом оформления The Double Club, проекта temporary, открытого в течение шести месяцев прошлого года в Лондоне при поддержке Fondazione Prada.  





Именно в этой, самой приподнятой и удаленной от входа части ресторана был сформирован настоящий уголок-посвящение нью-йоркскому The Four Seasons – здесь использованы стулья Brno Chairs, столы и ореховые стеновые панели custom made из легендарного ресторана. А бронзовая в оригинале скульптура авторства Richard Lippold, которая находилась в Grill Room, здесь заменена аналогичной по форме прозрачной структурой из пластика, над всей этой зоной, и с таким же мерцающим эффектом.

Декоративная панель Tile Garden Krutikow” авторства Carsten Höller (2008-2009)
Стена в глубине зала, с панелями, обитыми пенькой, представляет согласно итальянской традиции, серию декоративных блюд. Только эти сделаны ad hoc видными художниками современности, любимым авторам Фонда Prada: John Baldessari, Thomas Demand, Nathalie Djurberg & Hans Berg, Elmgreen & Dragset, Joep Van Lieshout, Goshka Macuga, Mariko Mori, Tobias Rebherger, Andreas Slominski, Francesco Vezzoli и John Wesley. Серия не завершена, может обновляться и быть дополненной.  


Возвращаясь ко входу, в меблировке первых двух зон ресторана использованы деревянные столы и голубые стулья Executive by Eero Saarinen, в этой части представлены картины художников William N. Copley, Jeff Koons, Goshka Macuga и John Wesley, все из коллекции Fondazione.





На открытой террасе странной треугольной формы пол выложен узорами из кубиков порфира, напоминающим уличное мощение, с ограждением металлическими решетками, характерным элементом фасада Фонда Prada. Площадь в 125 квадратных метров разделена на две зоны: ресторанную с ярко красными раскладными столами и стульями в стиле бистро, и площадку для бара, где скользящие по направляющим столы, прижатые к парапету, позволяют свободно формировать это пространство, а также могут складываться или опускаться, в зависимости от необходимости.


Туалетные комнаты этажом выше ресторана решены как китайская лаковая шкатулка, с неожиданным красным полом и черной сантехникой 
На седьмом этаже (который посмотреть пока не удалось) находится кухня и так называемый chefs table, еще одна популярная тенденция в современной ресторации. Это эксклюзивное место, зарезервированное под особый сервис, отделено от кухни стеклянной стеной и имеет свою отдельную террасу с видом на здания Fondazione и город - на плане справа. Заметка для гурманов: ресторан Torre предлагает аутентичное итальянское меню. Между качественной архитектурой, лучшими примерами contemporary art, между историей во “фрагментах” The Four Seasons и сегодняшним днем – в виде прекрасной панорамы Милана, уходящей за горизонт – вся эта сумма эстетики, интеллекта и кулинарного искусства удовольствие посетителям гарантирует.



*Этажи указаны согласно европейской нумерации, начинающейся с нулевого (0) этажа - pianoterra.
Цитаты Henry Kissinger, Philip Johnson по Alena Miklosova i-magazine. Чертежи и фото Studio OMA. Фото Delfino Sisto Legnani и Marco Cappelletti© Cortesy Fondazione Prada; Anna Kolomiyets. Фото The Four Seasons Knoll, Gear Patrol, остальные указаны по месту и из свободного доступа.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан