Vatican chapels. 10 храмов тишины и света


Биеннале архитектуры в единственной в своем роде, уникальной Венеции закончилась… Но ей вдогонку захотелось рассказать об одном проекте, который не мог остаться незамеченным. Впервые с основания архитектурной выставки в 1980 году в ней приняло участие государство Ватикан, с невероятным проектом Vatican Chapels. Тема биеннале 2018 была FREESPACE (читайте в блоге от 28 мая). Можно по-разному относиться к вопросам религии и веры, но эта выставка, при всей конкретике задачи –  не об этом. Вернее, не совсем и не только об этом. Она скорее о новом видении пространства духа, place of spirit. Не рассказать об этом событии, пусть и постфактум, показалось невозможным. Тем более, что проект этот не закончился, как все другие, 25 ноября. Как сообщалось, Святой Престол намерен демонтировать часовенки после завершения биеннале и восстановить их в итальянских общинах, пострадавших от землетрясения два года назад. А теперь подробнее о проекте. 


Дебютное участие Ватикана в этом году в международном архитектурном форуме сразу попало в десятку, а иначе и быть не могло у такой интеллектуальной и (все)сильной структуры. Удачным было всё, начиная с места: был выбран парк на острове Сан-Джорджо-Маджоре, который как раз, через лагуну, напротив собора Сан Марко, позади комплекса зданий знаменитой одноименной базилики по проекту Андреа Палладио (1573).


Чтобы попасть на остров Сан-Джорджо-Маджоре нужно сесть на маршрутный кораблик vaporetto №2, единственный, который делает здесь остановку, проплывая через весь широкий канал Джудекка. Так сам этот не быстрый и не элементарный путь к цели становится некой аллюзией на паломничество, которое всегда преодоление: дороги, сложностей, испытаний. И попутчиков по конечной цели можно вычислять по их волнению по мере приближения к острову. Потом “пилигримов” ждет еще достаточно долгий проход вдоль лагуны, мимо парка яхт, скрипящих мачтами и стучащих крепежом на ветру, в виду Венеции, куполов Сан Марко, набережной Скьявони по ту сторону водного пространства. Чтобы свернуть на краю земной тверди вправо, в обход монументальной базилики Палладио и монастырских построек, и углубиться в старинный парк из смеси пиний и тополей.  


В основу проектной задачи Vatican chapels была положена модель “часовни в лесу”, построенной в 1920 году Гуннаром Асплундом (Gunnar Asplund) на Стокгольмском кладбище. Поэтому у входа в павильон Ватикана под открытым небом паломников-посетителей встречает деревянный (сквозной) мини-храм в классических формах – это отправная точка выставки. Внутри него выставлены оригинальные рисунки и макеты “часовни в лесу” Асплунда, фото того времени, записки и пояснения автора. Проект оформления Francesco Magnani & Traudy Pelzel (на плане 11).




По этому примеру десяти известнейшим мировым архитекторам кураторы Francesco Dal Co и Micol Forti предложили создать свою “капеллу в лесу” – а именно в абстрактном зеленом пространстве парка, практически без привязки к другим культурным объектам (собор Палладио не виден за деревьями), на отрезанном лагуной от большой земли острове.  Задача непростая, не банальная, требующая таких же решений. В итоге получилось десять очень разных и неординарных часовенок, продуваемых ветром с лагуны и канала Джудекка, пронизанных солнцем. А посетители чувствуют тут себя настоящими пилигримами, разыскивающими среди деревьев небольшие храмовые постройки. Поищем их и мы, без цели и плана, random.


Но до этого – одна цитата из пояснения куратора, историка архитектуры Франческо Даль Ко:
"В нашей культуре мы привыкли видеть капеллу как пространство, созданное с другими целями и намерениями, внутри другого, большего и часто уже существовавшего до того религиозного пространства. Практика, лежащая в основе такого восприятия, породила множество моделей, которые принимают фактор обретения своей формы под воздействием другого пространства, места культа, собора, церкви или, проще говоря, от места, предназначенного для проведения необычных мероприятий, выбранного как цель маршрута, пункт назначения.
Запрос, адресованный архитекторам, приглашенным создать павильон Святого Престола, подразумевал таким образом необычную проблему, так как проектировщиков просили найти такие типологии зданий, которые не имели ни моделей, ни аналогов".


Teronobu Fujimori (6)
Японский архитектор создал элементарный прямоугольный объем из деревянных досок, снаружи обугленных как антиматерия. Шесть кривых сосновых стволов на фасаде как шесть колон. Чтобы попасть в эту капеллу под простой скатной крышей нужно продираться почти боком – настолько узка входная дверь. Свет над “алтарем” льется вниз на крест, "вплетенный" в структуру, из двух окон в потолке, а белые стены “декорированы” абстрактным рисунком, нанесенным углем. Пол – из обычной гальки, выносимой за ногами посетителей в парк, за пределы капеллы.





Javier Corvalan (3)
Огромное подвешенное под углом к земле деревянное кольцо, “держащееся” только на одной точке. Эта опора при приближении оказывается трехмерным крестом, уходящим в синее небо в обрамлении светлого кольца, как в грандиозном нимбе. Солнечный свет и вибрирующие тени деревьев завершают совершенство образа этой капеллы по проекту парагвайского архитектора.





Norman Foster (5)
По собственному рассказу сэра Фостера, он отталкивался от места, определенного как площадка под капеллу, на оконечности острова с видом на воду, между двух массивных деревьев, которые определили положение постройки. Вторым отправным моментом стал крест, вернее форма креста, трижды или много раз повторенная– из перекрещивающихся стальных трубок-мачт структуры, удерживаемых тросами. Получилось маленькое святилище: по словам самогó архитектора “маленький оазис в большом саду, идеально подходящий для созерцания”.









Eva Prats & Ricardo Flores (4)
Испанская пара архитекторов создала треугольную в плане структуру цвета красной охры: по сути это стена, расширяющаяся к востоку и переходящая в высокую арку. В ней – серия круглых окошек-вырезов. Через них, если повезет попасть сюда утром, четко на воображаемый алтарь попадают первые солнечные лучи. Эта капелла так и зовется – Утренней, La capilla de la mañana.






Francesco Cellini (2)
Капелла итальянского архитектора как будто собрана из двух пересекающихся черно-белых листов-пластин, сложно изломанных под прямыми углами, создающих объем. Одна “пластина” формирует укрытие над головами “пилигримов”, другая – условный алтарь.  Все остальное делает свет и воздух. Весь объем кажется подвешенным.   






Andrew Berman (1)
Треугольная в плане постройка – гениальный в своей простоте “уловитель света”, особенно в утреннее время. Из простых материалов: дерево и полупрозрачный поликарбонат, простая форма, минимум интерьера – максимум открытой к воде и солнцу площадки-крыльца, на которой засиживаются завороженные ситуацией посетители. В темном интерьере, над угловым местом открывается световое окно. Американский архитектор сумел создать в небольшом объеме своей капеллы особую магию света и покоя.







Smiljan Radic (9)
Образцом для вдохновения в создании этой структуры для чилийского архитектора послужили придорожные капеллы в его стране. Эта круглая капелла отлита из темного бетона с оттисками bubble wrap – пузырчатой пленки, и открывается на лагуну огромной наклонной дверью, во всю высоту структуры. Внутри по центу –  маленький прямоугольный “алтарь”, в который неустойчиво упирается деревянная стойка, уходящая вверх. Через прозрачную плиту потолка внутрь смотрят деревья сада и льется свет.  








Sean Godsell (7)
Капелла австралийского архитектора – это скорее динамическая структура, экстерьер, который становится интерьером. Потому что условная башня (колокольня?) в определенный момент открывает свои клапаны-крылья, превращаясь в укрытие для пилигримов, а если приблизиться, зрителю открывается вид на синее небо через золотую сияющую “трубу”. Ряд скамей развернут в сторону башни и условного алтаря. И чувствуешь себя приобщенным к чему-то светлому.






Carla Juacaba (8)
Бразильская архитектор предложила элементарный в своей гениальности проект капеллы-скульптуры. Это структура из полированной до зеркального блеска стали, в форме креста, соединенная в единое целое со скамьями, развернутыми на этот крест. Чтобы структура казалась парящей, она поставлена на небольшие бетонные опоры – поэтому отбрасывает тень и на самом деле кажется висящей в воздухе, растворяясь во множестве отражений: лагуны, деревьев, людей, бликов света.




Eduardo Souto de Moura (10)
Простой геометрии, из толстых стен светлого камня, похожего на истрийский (из такого же строил Палладио) – это капелла португальского архитектора, призера Leone dOro Биеннале 2018. Каменный куб вместо престола для гипотетической литургии, грузная балка над условным алтарем пропускает внутрь узкую полоску света. Тонкой линией прорезан в камне крест. Сборка отдельных блоков с помощью каменных же врезок: великий учитель Палладио бы порадовался.
Перед деревом, растущим снаружи капеллы, кажется почти случайно оставлен еще один камень – исповедальня?







Такой получилась эта высадка на Сан-Джорджо-Маджоре, в открытый ветрам павильон на острове, по соседству с грандиозным собором, в окружении старого парка. Чтобы лучше прочувствовать Genius loci, ко впечатлениям от изысканных проектов можно добавить свист ветра с лагуны в ветках деревьев, отблески солнца от воды, запах земли, листьев, пиний и моря… И визит покажется прекрасной метафорой – блуждания человека по жизни в поиске самых важных смыслов.


Цитата Francesco Dal Co по Dezeen. В статье использованы материалы Biennale di Venezia, ©Foster + Partners, ArchDaily. Фото Anna Kolomiyets, 
©Laurian Ghinitoiu (aeral view) Archdaily.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан