The Fisher. Ресторан как история стилей


Милан. Не только динамичная столица моды, но и город-космополит, в котором формируются стили и вкусы итальянцев во многих креативных сферах. Как, например, ресторация или дизайн, а если конкретнее, дизайн ресторанов и food retail. Если ресторатор хочет протестировать новый формат, испробовав его на самом привередливом и требовательном посетителе, лучшего места, чем Милан, ему в Италии не найти. Как верно было замечено в обзоре популярной французской газеты Le Monde: “Именно здесь, в Милане, создаются и разрушаются репутации”.  Ясно, что работа проектировщика требует тут такого же высокого уровня, как и разработчика концепта. Поэтому хотим рассказать об интересном проекте Andrea Langhi, архитектора и лектора курсов HoReCa Workshop, который это непростое “испытание Миланом” прошел давно и успешно. Это новый рыбный ресторан The Fisher в одном из центральных кварталов Милана – посмотрим внимательнее на это необычное заведение.


Когда клиент дает карт-бланш
Перед тем, как вдаваться в детали проекта, будет нелишним уточнить, что сотрудничество архитектора Ланги с заказчиком, ресторатором и предпринимателем Maximiliano DAndrea уже имеет свою историю – в виде сети ресторанов аргентинской кухни El Carnicero, открытых в течение последних четырех лет в Милане (два) и на Ибице. И это, без сомнения, история успеха: после открытия первого заведения в бывшей ремонтной мастерской на via Spartaco и вскорости еще одного на испанском острове Ибица, на вилле, принадлежавшей поп-звезде 80-х Sandy Marton, не прошло и трех лет, как еще один аргентинский ресторан с этим именем был запущен в Милане весной 2018 года в популярнейшем тусовочном квартале на Corso Garibaldi.


Счастье любого проектировщика, когда между ним и клиентом складывается атмосфера полного доверия: это и признание профессионализма архитектора, знающего как превратить концепт в доход, говоря о коммерческих площадках, и гарантия большей проектной свободы с возможностью самовыражения. В дуэте Андрэа и Максимилиано так и вышло – поэтому, когда ресторатор захотел “поднять планку” и нацелился на открытие нового большого ресторана, в этот раз рыбного, предыдущий опыт работы с архитектором несомненно давал ему определенные гарантии того, что новое коммерческое предприятие тоже станет успешным: ведь если не экспериментировать, а просто повторять однажды найденные удачные форматы, то всегда может возникнуть риск стагнации. И почему бы не испытать себя еще раз Миланом?


Ресторан по вертикали
В Милане рынок коммерческой недвижимости очень динамичный – предложение тут есть всегда, переезжают фирмы и офисы, открываются и закрываются заведения, строятся новые здания, реконструируются старые. Поэтому при желании и настойчивости всегда есть возможность найти площадки, удовлетворяющие любой сумме запросов.  Так и Максимилиано присмотрел замечательный palazzo на проспекте Bianca Maria, нецентральном центре Милана – по второму кольцу, откуда незадолго до этого съехало посольство одной европейской страны. Четыре этажа элегантной архитектуры постройки конца XIX - начала ХХ века, без необходимости комплексной реставрации, просторная лужайка перед домом, легкая металлическая ограда. Мечта, а не здание!


Но… главной сложностью такого объемного и сложного проекта по трансформации офисного здания в ресторан однозначно становилась необходимость разместить заведение на нескольких уровнях, а именно на пяти (!): от подвального до третьего и плюс открытая летняя терраса на самом верхнем. Тут важно сразу оговориться: затянуть традиционного итальянского клиента даже на второй этаж ресторана – задача не из легких. Не говоря уже о третьем и выше… Еще сложнее заставить его спуститься в подвал, без дневного света. Значит, архитектору предстояло придумать такие “убойные” сценарии, которые не оставили бы посетителя равнодушным, превратив недостатки в достоинства. И здесь Андрэа пригодился весь его двадцатипятилетний опыт проектирования ресторанов. Не зря, рассказывая об этой работе, он образно назвал этот проект своей первой “архитектурной монографией”. Это грамотный коллаж, который если и называть эклектикой, то уж точно очень профессионально собранной в одном проекте.

План 1-го этажа1 – входная экстерьерная група, 2 – “рыбная лавка” и посадочные места во входной зоне, 3 – стойка с хамоном, 4 – бар с столом “казино”, 5 – арт-объект золотая клетка”, 6 – интерьерная часть основного зала, 7 dehors, 8 – лестница с росписями street art

Ресторан-шкатулка, или Несколько заведений в одном
Театр начинается с вешалки, а ресторан – с яркого образа входной зоны. Начнем и мы от входа. Фасад здания, где должен был разместиться The Fisher, достаточно глубоко, почти на 10 метров, задвинут от линии тротуара, ограда – легкая, прозрачная, за ней здание великолепно просматривается с улицы. Это позволило Ланги задумать необычную входную группу, “укладывающую на обе лопатки” даже эстетически нечувствительного посетителя (что здесь редкость).  Перед зданием был построен стеклянный параллелепипед стационарной летней площадки dehors*, больше 80-и квадратных метров, открытой летом и остекленной в холодный сезон. Эта “стекляшка” с живыми растениями как настоящий зеленый оазис хорошо видна снаружи, и великолепно работает как механизм visual merchandising, привлекая взгляды прохожих, приглашая заглянуть на огонек.

Входная группа с качелями

Самым необычным элементом в этом уровне остается входной ансамбль, широкий подход сформирован слева оградой с зеркальной стенкой, удваивающей пространство, справа – vertical green, растениями, декорирующими одну из стен dehors. В таком обрамлении этот “зеленый коридор”, устланный настоящими восточными коврами и дополненный романтическими качелями, просто возносит гостя на три ступени к высокой входной двери-порталу. Сценография света здесь просто изощренная – поэтому лучше первый раз попадать сюда именно после заката: ощущение, что, перешагнув за калитку, вы попадаете в сказочный оазис, вдруг обнаруженный в каменном лабиринте большого мегаполиса.

Вид на dehors ресторана снаружи и изнутри

Контраст между сумеречным светом экстерьера и яркими элементами, встречающими посетителя за дверью с тяжелой и плотной как театральный занавес темно-красной шторой тамбура – заставляет даже остановиться, чтобы сориентироваться, настолько смело погружает архитектор своего посетителя в мир The Fisher”. Перед входящим открывается вид на круглый подсвеченный аквариум, в котором вполне могла бы плавать русалка, и великолепный натюрморт из свежих овощей. За ним вправо – “рыбная лавка”, где на льду разложены все мыслимые сокровища Мирового океана frutti di mare, умноженные в отражениях навешенных над этой роскошью зеркал. Стена позади декорирована чешуйчатым рисунком на теплой латунной поверхности. Три широких двери, открывающиеся на кухню – популярность show cooking еще никто не отменял – показывают просторную рабочую зону с десятком работающих на ней поваров, двигающихся на фоне стен в плитке цвета морской волны. Вокруг этой стойки размещены посадочные места, всего восемь, с высокими барными стульями, так что поужинать можно в непосредственной близости от шевелящих усами омаров и снующих поваров, наблюдая перед собой и в зеркалах за процессом работы персонала.






Закругленный стол-прилавок и “ковер” из контрастной плитки на полу прокладывают направление вглубь ресторана, где как по мановению художника-постановщика, светом выхвачены из полумрака несколько важных сцен из общего сценария: стойка с хамоном в красно-черных “адских” цветах (ты предаешь рыбу?! почему бы и нет), оригинальный бар, развернутый под углом к стене, со столом-барной стойкой, сделанным в виде игрального стола казино с диском рулетки, только не зеленого бархата, а зеленого мрамора. В оконный проем здесь вставлена витрина со всевозможным алкоголем для приготовления коктейлей, смысловой и яркий декоративный элемент одновременно. Почти точно над баром нависает оригинальная конструкция не то клетки, не то светильника oversize из латунной трубки, обращающая на себя внимание из любой точки зала.



Не сразу понимаешь, что это за деталь, пока не подойдешь ближе: оказывается, эта необычная “клетка” оформляет круглый проем в потолке, точно повторившись, как отражение в зеркале, во втором этаже ресторана. Андрэа рассказывает про этот элемент так: 
Мне было важно как-то еще дополнительно увязать между собой два основных этажа, первый со вторым. Не только лестницами и лифтом, а непосредственно, через какой-то прямой канал, который визуально, звуками и энергетически соединил бы оба зала. Мне пришла в голову эта идея: открыть прямой проем, оформив его таким запоминающимся “арт-объектом”. Из входного зала он смотрится как светильник, во втором этаже – как гигантский декоративный элемент, клетка-скульптура, встречающая посетителя как раз напротив лестницы”.



Это место под “золотой клеткой” как некая смысловая или логистическая точка зала, здесь посетители разводятся по нескольким направлениям: кто на наружную площадку dehors, кто в часть зала в глубине с традиционными низкими посадочными местами, кто-то захочет подняться на второй этаж. Стенка в глубине тоже зеркальная, так что визуально, учитывая намеренно приглушенный свет, темные потолки и грубые стены row, не сразу удается понять реальные размеры этого ускользающего пространства, и без того не маленького – длиной больше 17-ти метров, с высотой потолков 3,40 метра. Собственно, эта щедрая высота и позволила безболезненно для функций ресторана поместить тут конструкцию “клетки”.





Отдельно стóит сказать о “выстреливающей” цветами стене напротив окон, которая подводит к лестнице, так же ярко декорированной граффити в стиле street art. Росписи в ресторане сделал стрит-артист Max Gatto. И покрывают они действительно десятки квадратных метров: посвящение рок-группе Kiss в первом этаже, там же логотип ресторана The Fisher, перевернутый “с ног на голову”. Плюс – все стены маршей вокруг лестницы с забежными ступенями. Тема музыки поддержана и в английских фразах, цитатах известнейших персонажей из мира рок-музыки и их песен, рассеянных на пролетах лестницы, среди ярких декоративных рисунков в сочетании красного, черного, белого и золота.   




На второй этаж можно попасть двумя путями – по уже описанной лестнице, которая становится самостоятельным “произведением искусства” граффити, или золотым лифтом с полированными до зеркала поверхностями. 

План 2-го этажа5арт-объект золотая клетка”, 8 – лестница с росписями9 – бар, 10 – структуры клетки, 11 – Красный зал 
Этот зал, как и все другие уровни ресторана, по задумке Ланги может существовать и вполне автономно: небольшая вспомогательная кухня снабжена лифтами для подъема блюд из основной кухни первого этажа, а большой классический бар слева от входа вполне в состоянии обслужить самостоятельные сценарии вечеров. Как было рассказано, при входе гостей встречает верхняя часть “золотой клетки”, с мини зоной лаунж вокруг – с мягкими низкими креслами, основной зал ресторана развивается вправо.




Элемент клетки повторен в глубине двумя ее раскрытыми половинкам, формирующими обрамление для двух круглых столов. Поскольку современная музыка – одна из тем ресторана, архитектор иронично обыграл ее вместе с темой клетки, поместив на стене сзади этих золотых “беседок“ серию черно-белых фотографий с портретами известных музыкантов и певцов, так или иначе имевших в своей биографии некоторые проблемы с законом: это увеличенные фото из их уголовных дел, выглядывающие из-за латунных трубок, как из-за решетки. Общая гамма этого зала кофейно-пепельная, с бархатом кресел и тяжелых коричневых штор на окнах, с изысканными потолочными светильниками и уютными напольными торшерами.


"Музыканты в клетке" 
В контраст с этой частью, еще более смело и театрально решен зал справа: стены, шторы и даже потолок тут красного цвета, а своя отдельная cantina* с подсветкой расположилась за красным стеклом. Атмосфера интенсивная и интригующая, почти карнавальная, чему помогают хрустальные люстры и большие серебряные канделябры на столах с белыми скатертями-раннерми.  



Закончив с двумя этажами The Fisher”, будет интересно рассказать, каким необычным способом Ланги сумел сделать зал в подвале самым интригующим и желаемым. Попробуем спуститься по все более сужающейся лестнице с кирпичными ступенями на два этажа ниже – и здесь гостя ждет на самом деле сюрприз. 


Из мира современного, metropolitan style с элементами mid century, вы попадаете в винный погребок замка, где всю центральную часть зала под старинными кирпичными сводами (оригинальными здания) архитектор разместил “хрустальный” параллелепипед кантины-хранилища для самых изысканных вин. Но это еще не всё. Внутри него совершенно неожиданно обнаруживается VIP зал ресторана, Masters Room, где над большим столом на 12 персон висит пара хрустальных люстр, и регулируя свет, можно создавать совершенно сказочные сценарии как в “замке Синей Бороды”. 





Стекла стенок контейнера полузеркальные, поэтому они и пропускают свет, и отражают его, многократно множа отражения люстр под сводом и канделябров на массивном деревянном столе. Ощущение необычное – даже находясь непосредственно тут задаешься вопросом: как это получается, как это сделано? Где реальность, а где обман? И поскольку наличие VIP зала уже стало обязательным элементом в ресторанах высокого класса, эта VIP-cantina становится одним из самых престижных и притягательных мест во всем ресторане. Как для камерных ужинов, так и для деловых встреч по типу power lunch* или корпоративных вечеринок топового уровня.


Архитектурная монография – work in progress
Как назвал Андрэа этот сложный и, конечно, длительный по своей комплексности проект, это своеобразное воплощение многолетнего опыта архитектора, видевшего за четверть века своей профессиональной карьеры смену разных стилей, вкусов и трендов. В завершение… вы спросите про еще два названных, но не описанных этажа – они сейчас в процессе работы, планируется открыть их совсем скоро. Это (неожиданно) ночной клуб-дискотека The Founders на третьем этаже, куда ведет зеркальная дверь, скрывающая много сюрпризов. Этот этаж решен совсем в другом стиле, с барной стойкой в форме кристалла, с танцполом, синими зеркалами и “орбитальными” туалетами.


Еще выше, на четвертом этаже, будет открытая терраса, Roof top, в средиземноморском стиле: с грилем, со своим отдельным мини-баром, большим количеством живой зелени и с ажурной металлической перголой, доставшейся по наследству от посольства. И в завершение, поскольку это здание “зажато” вдоль проспекта Bianca Maria между двумя другими, которые выше на пару этажей, терраса оказалась в объятиях двух брандмауэров соседних домов, на один из которых изобретательный Ланги планирует проецировать фильмы 60-х годов, когда слава итальянского кино была на пике. Еще одна аллюзия на mid century, доминирующую тему в интерьерах The Fisher. Так что, осталось подождать совсем немного до общего открытия. Но это будет уже другой, новый рассказ…



* Dehors [франц.] – снаружи. В нашем контексте означает все открытые или закрытые, стационарные или временные площадки снаружи основного помещения заведений ресторации. Подробнее о разновидностях в этом блоге в статье Dehors.

* Cantina [итал.] – винный погребок. Сегодня кантиной называют также любые структуры для хранения бутылок с вином, в том числе в современной интерпретации.

* Power lunch [англ.] – термин, ставший сегодня привычным, родился в самом знаменитом нью-йоркском ресторане Four Seasons, то есть такой обед, на котором влиятельные политики, руководители, бизнесмены и т. д. проводят важные обсуждения. Читайте в этом блоге об истории знаменитого ресторана в статье Torre Prada.  

В статье использованы материалы, предоставленные студией Andrea Langhi Design. Фото Anna Kolomiyets, а также предоставлены Maximiliano D’Andrea.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан