Pizzeria all’italiana – новые тренды
Пицца как
продукт без сомнения отсылает нас к Италии, может в Неаполь или Сорренто. Пицца
– это пример, наверное, самого успешного итальянского экспорта в глобальном
масштабе, ставшая уже образом, наравне с пасташутой. Но парадокс в том, что
больше всего пиццы в мире продают как раз не итальянцы – давно и основательно
первенство за США и там созданными крупнейшими сетями, как вездесущая Domino’s Pizza или немного просевшая в
популярности Pizza Hut. Но все же –
лидеры они. И вот Италия в последнее пятилетие взялась исправлять такое
положение дел: родилось много новых сетевых заведений, в которых главное место
занимает продукт – собственно пицца.
И все популярнее становятся непривычные формы, оригинальный сервис, маркетинговые
находки итальянских рестораторов. Мы решили рассмотреть феномен на примере
четырех пиццерий, открывшихся недавно в Милане.
AMOR. Пицца по-венециански.
Звездный шеф, звездный дизайнер
В апреле на проспекте Como 10, по адресу, хорошо известному
миланской креативной публике, открылось маленькое, на две витрины и одну дверь,
заведение – Amor: 90 квадратных метров, два зала и
мини dehors, открытая площадка на пару столиков в зелени общего двора
со знаменитым concept store 10Corso Como.
Но ожидания были подогреты заранее, потому что за ним стояло два имени, мало
сказать известных, звездных: суперстар Филипп
Старк в качестве дизайнера и самый молодой в Италии обладатель трех
Мишленовских звезд, знаменитейший шеф-повар Массимилиано Алаймо (на фото справа).
Братья-рестораторы из Венето (Падуя) Massimilano & Rafaele Alajmo уже имели
опыт сотрудничества со Старком – для группы Alajmo
им были спроектированы в четырех других случаях: кафе Stern в Париже, в Венеции ресторан Amo, в T Fondaco dei
Tedeschi, и новое Caffè Quadri, на
площади Сан Марко там же в Венеции. Именно дизайнеру, по рассказу рестораторов,
принадлежит идея создания нового формата
пиццерии, после того как он попробовал пиццу на пару' в венецианском
ресторане Массимилиано, сделанную по особому, запатентованному шеф-поваром 6
лет назад рецепту, созданному на основе классической неаполитанской пиццы. И
кстати, Старк вошел в новую группу как партнер.
Итак, что такое AMOR?
Это формат сетевой пиццерии “fast casual” *, предлагающей два особых
рецепта основного продукта: упомянутая уже пицца на пару – pizza al vapore® и пицца хрустящая, или croccante, что есть по сути та же паровая пицца, но пропущенная через печь.
Pizza al vapore ® |
Pizza croccante |
Макс
Алаймо так прокомментировал свое новое открытие в Милане: "Это не пиццерия. Amor - это волшебное место, венецианская
пицца, она связана с миром воды, здесь есть игра и ирония. Поэтическое видение
хорошо выражено и в дизайне Старка”. В паровой пицце на самом деле большое
содержание воды и крупная, ноздреватая структура теста, как некая поэтическая
кулинарная аллюзия на тему Венеции. Неожиданно, но может понравится.
Дополнительный прилавок-стойка снаружи, как продолжение интерьерной, где можно съесть свою пиццу |
Говоря о проекте архитектурном, интерьер получился светлым, легким, неформальным, веселым и… очень венецианским, как хотел того Старк, который, кстати, уже достаточно давно живет между Францией и Бурано, одним из венецианских островов, так что город он чувствует прекрасно. По словам дизайнера, он создавал “…современное, венецианское, элегантное и даже подрывное оформление. Самым важным элементом тут является венецианская душа, творческий и веселый венецианский гений”. Этот “венецианский гений” в интерьере воссоздает не что иное, как самый, пожалуй, яркий элемент города на воде – маска. Здесь золотая вариация на тему знаменитой маски Dottore, или Lo Speziale, с длинным носом. Маски в виде светильников покрывают все стены пиццерии, одна огромная, и еще две таких же гигантских украшают фасад с улицы, обращая на себя внимание пешеходов – потому что вывески как таковой нет: имя заведения написано небольшими буквами на стекле витрины на уровне глаз прохожих.
Минимальное
оформление интерьера состоит из мраморного параллелепипеда стойки, развернутого
немного под углом к общему плану – здесь в очень театральных жестах (снова Венеция) готовится
пицца, под четырьмя золотыми колпаками - тепловыми лампами (на пару) и в
электрической печке в хрустящей версии. Тепловые лампы соединены системой шнуров и воротов со светильниками – веселая игровая задумка
Старка. Над рабочей зоной большое динамичное панно-дисплей, рассказывающее о продукте, месте и меню. В интерьере два больших “социализирующих” стола светлого дерева,
придающих неформальную атмосферу заведению.
Mascalzone - еще один предлагаемый продукт от шефа Alajmo. Фото здесь и ниже: © Lido
Vannucchi, его же первое фото Amor |
И наконец, о
сервисе: место открыто каждый день,
с утра до вечера, гости могут поесть за прилавком – один такой, мобильный на
колесиках стоит снаружи как продолжение интерьерной стойки, могут позавтракать с
круасанами или сладкой версией пиццы на пару, пообедать, посидеть за аперитивом
или поужинать внутри. Или заказать пиццу на вынос – услуга take away возможна только в этом заведении знаменитого шеф-повара
Массимилиано Алаймо. До 2020 года предприимчивые братья собираются открыть еще
два аналогичных заведения, основу будущей сети, как они рассчитывают. А пока
новый формат проходит “тестовое испытание” Миланом этой, согласно слогану, “A steamy venetian love story”.
***
Briscola – Pizza Society.
Замах на новый интернациональный формат
Этот формат был задуман в 2015 и запущен в прошлом году опытными рестораторами и
предпринимателями, создавшими не одну успешную сеть, Riccardo Cortese & Federico Pinna, разработчиками и основателями
марки Foodation, итальянского холдинга по кейтерингу и food retail.
Риккардо Кортезе и Федерико Пинна, основатели Foodation - изобретатели формата Pizza Society |
Briscola, чтобы было понятно название – самая популярная в Италии карточная игра.
Идея новой сети пиццерий с таким именем родилась у предприимчивых компаньонов,
по их словам, из желания создать что-то новое и стандартизированное в средневысоком
сегменте одновременно с амбициозной задачей дать типично итальянскому продукту международное звучание (что
после американцев с их многотысячными сетями непросто).
Формат pizza sharing и ниже - оригинальный packaging для мини пицц |
За основу было решено
взять самую интернационально известную версию классической неаполитанской
пиццы, добавив к ней некий игровой элемент – pizza sharing. Так вот, меню Briscola включает в себя двойной вариант предложения пиццы:
классическую диаметром 28/30 см, которую можно разнообразить выбором начинок, и
“пицца, чтобы делиться”, или собственно pizza sharing, который позволяет заказать и разделить две меньшие
пиццы по 18/20 см в диаметре, и таким образом продегустировать больше разных вкусов,
поэкспериментировать разные начинки и поделиться своими пиццами с другими
людьми за столом: поэтому кроме традиционных приборов клиентам подают еще и
специальный нож-колесико. Этот оригинальный элемент предложения пицца-поделиться
обыгран, естественно, и в сервисе – специальными тарелками вытянутой формы, а
на вынос – специальными прямоугольными,
а не квадратными картонными коробками, как раз по формату двух маленьких пицц.
Говоря об
оформлении интерьера, для создания сильного и запоминающегося образа, который
можно было бы потом тиражировать для сети, был приглашен известный итальянский архитектор
Фабио Новембре, infant terrible 90-х годов, известный также успешным сотрудничеством со многими мировыми марками как product designer. В согласии с заказчиками был выбран забавный
андерграундный образ, с аллюзиями на английские клубы или университетские
братства – в серых тонах с вкраплениями красно-бордовых деталей. Посадочные
места двух типологий – за обычными столами прямоугольной формы и за
круглыми столами с фиксированной позицией (мебель-архитектура), с красными диванами, сделанными
под размер.
Фото ©Jacopo Spilimbergo |
Название Briscola обыграно гигантскими принтами карточных фигур: королей, дам,
валетов, даже конных, как будто это портреты в рамах гипотетических благородных предков в
сказочном замке. Еще один запоминающийся элемент оформления – неон. Неоновые
красные линии, надписи и изображения лого хорошо контрастируют на нейтральном
сером фоне стен. В соответствии с девизом бренда In pizza we trust – “Мы
верим в пиццу”, логотип иронично напоминает символический треугольник то ли
иллюминатов, то ли циркуль "вольных каменщиков" масонов, а попросту треугольник пиццы.
В качестве
светильников для “замка пиццепоклонников” Новембре придумал перевернутые
пирамиды большого формата с белым светом, скорее создающие атмосферу, чем
освещающие. Театральность, а скорее даже кинематографичность пространства
подчеркивает гигантская шестиметровая красно-карминовая статуя Королевы
Маргариты, составленная из многогранников. Если кто не помнит, именно она дала имя
первой и до сих пор самой популярной пицце Margherita.
Шестиметровая королева Маргарита напоминает Афину Палладу |
Briscola Duomo - еще одна пиццерия из трех, открытых в Милане. Здесь и два фото ниже ©Jacopo Spilimbergo |
На полу дизайнер использовал паттерн всех вариаций серого, от
почти белого до черного – из динамичной последовательности ромбовидных модулей,
специально разработанных вместе с Lea Ceramiche (серия Slimtech Take
Care). Это еще один характерный элемент оформления, который по ожиданиям Studio Novembre должен
дать проекту совершенно узнаваемый стиль, что поможет делать успешные реплики сети в международном масштабе. На сегодня уже открыто шесть таких заведений,
три из них в Милане. В качестве иллюстраций использованы фото самого понравившегося
ресторана сети, открытого в июне пошлого года – это Briscola в миланском квартале Porta Nuova.
И некоторые из пиццерии в квартале Дуомо, где дизайнер добавил несколько оригинальных элементов оформления, которые наверняка усилят общий образ в будущих заведениях сети.
In pizza we trust!
Про другие новые миланские пиццерии узнаете во второй части. Продолжение следует…
* Fast casual -
выражение, используемое шеф-поварами и предпринимателями в сфере общественного
питания в целом, чтобы заведомо дистанцироваться от какой-либо негативной ассоциации
с фаст-фудом. Блюда fast casual могут быть поданы и потребляться
на стойке бара, за прилавком, но всегда стóят дороже, учитывая заранее озвученное
обещание более высокого качества. Формат часто используется известными
шеф-поварами при открытии своих новых заведений среднего ценового уровня.
Термин и концепция родились в Соединенных Штатах в 90-е годы, но популярным формат стал в
2010-е годы, с началом экономического спада (после 2007). Категории ресторанов fast casual повысили свои продажи за счет клиентов 18-35 лет с
ограниченным бюджетом, выбирающих заведения этого сегмента как предлагающие более здоровые продукты.
В статье использованы материалы, предоставленные
заведениями, с ресурса Dissapore, а
также из открытого доступа. Цитаты Philippe Starсk
& Massimiliano Alajmo по источнику Agrodolce,
перевод Anna Kolomiyets. Фото: указано по
месту, Anna Kolomiyets и из открытых
источников. Отдельная благодарность за помощь сотрудникам заведений.
Понравилось,
поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий