Biennale. Ох уж эти “интересные времена”. Part 3
58 Арт Биеннале. Venezia, Giardini – Arsenale. 11 мая
– 24 ноября 2019 года.
Если во
второй части обзора (в блоге от 27
июня) была сделана подборка работ по темам скорее нерадостным, “экскурс” по
социальным, психологическим или другим проблемам человечества и личности, то в
этой, как и было обещано, рассказ будет легче, ироничнее, веселее… или просто менее
отягощенный гражданской проблематикой. Будет много инсталляций, которые можно
интерпретировать совершенно свободно, полагаясь на свою “насмотренность” в contemporary art. Итак,
еще один маршрут по биеннале на тему May You Live in Interesting Times. Еще одна порция современного
искусства в Садах и Арсенале.
Что такое современное искусство?
Мы задались
этим вопросом в предыдущей
части, и согласно комментарию эксперта Джорждины Адамс (Georgina Adams)
поняли, что это предмет темный, а точнее неопределенный, подверженный
спекуляциям, манипуляциям и прочим штукам, характерным для рынка, на котором
крутятся большие, иногда неприлично большие деньги. А значит, и интересы. И все
же, и все же, хочется надеяться, что именно Венецианская биеннале, как
интернациональная площадка, не продающая искусство, а только экспонирующая,
меньше подвержена интригам и дутым открытиям… хотя точно она не может быть
абсолютно независима от моды, даже можно сказать трендов. Ведь произведение
искусства сегодня – это товар почти такой же, как модный аксессуар, владение
которым тешит кому-то тщеславие, а кому-то служит выгодной инвестицией.
На просмотре видео американского художника и фильм-мейкера Kahlil Joseph в Арсенале |
Говоря о “трендах”,
заметное доминирование видео, интерактивных или динамических инсталляций,
ассамбляжа среди представленных на биеннале работ – очевидное отражение нашего
тотального погружения в мир гаджетов, мир виртуальный, придуманный. Поэтому
биеннале это в каком-то смысле зеркало (кривое, странное, мутное –> нужное подчеркнуть),
которое отражает наш мир. Любопытна тут некая параллель с местом проведения – в
эпоху своего наивысшего расцвета Яснейшая венецианская республика славилась,
помимо строительства каравелл, еще изготовлением для всех монарших дворов
Европы зеркал, изобретенных на
островах лагуны мастерами-стеклодувами. Попробуем и мы заглянуть в это сложносочиненное
зеркало под названием венецианская Art Biennale.
Proposition А + Proposition B. Продолжение
Итак, схема
та же, что и в предыдущей части: панорама работ еще какого-то числа из 79-и приглашенных
куратором Ральфом Ругофф авторов в двух вариантах “маршрута Биеннале” A
& B, соответственно в Арсенале и Садах, с краткими комментариями,
которые, надеемся, помогут вам ориентироваться в этом странном мире. В
свободной последовательности по принципу акына: что вижу, то пою. Поехали…
Первая работа, которая встречает посетителя в Арсенале – это эпические и ёрнические “Два бездельничающих пьяницы,
величие и прославление самого гнусного человечества” (фото выше) американца George
Condo, известного своими
сериями “фальшивых старинных мастеров” в 80-е годы, приятеля таких
небезызвестных персонажей как Уорхол, Баския и Харринг. Он прославился на
рубеже столетий изобретением так называемого “искусственного реализма”, который
заключался в “разрушении реальности и
создании другой из этих же кусков”.
Его живопись (как и другой большой
холст “Facebook” в
Центральном павильоне, фото выше) кажется немного устаревшей, но бессмертна по теме: безумное
общество амбиций, истерии, паранойи и отчаяния. Неплохо для введения в
экспозицию “интересных времен”!
Одна из сквозных
тем в работах многих авторов – увлекательная попытка создания альтернативных
миров. Лучше или хуже существующего? Вероятно, с желанием лучшего. Один из таких
американец Alex Da Corte со
своими иммерсивными инсталляциями и видео. В Центральном павильоне его проект The Decorated Shed (2019) – это детальное
воспроизведение макета городка из американского сериала Mister Rogers’
Neighborhood с его культурными посылами как
высокой, так и низкой пробы, домами и площадями, над которыми безраздельно
доминируют светящиеся вывески известных мировых ресторанных брендов.
Здесь и выше - проект The Decorated Shed |
Rubber Pencil Devil (фото ниже) – видеопроект автора в Арсенале, меняющий масштаб зрителя,
превращающий его в гнома, сидящего на скамейке и наблюдающего за ироничными
вариациями телепрограмм для взрослых.
Видео Rubber Pencil Devil.Фото Haupt & Binder |
Еще один
творец новых миров немец Hito Steyerl предложил в Центральном
павильоне видео Leonardo’s submarine – посвящение Венеции и
Леонардо, о котором в этом году в связи с юбилеем говорят многие. Взяв за
основу изобретение, предложенное ренессансным гением в 1515 году дожу Венеции,
а именно проект подводного корабля, способного уничтожить вражеский турецкий
флот в лагуне, Стейерл обработал видео с помощью инструментов искусственного
разума (AI artificial intelligence). Зритель виртуально погружается
в субмарине Леонардо на дно лагуны и каналов среди палаццо, в то время как
голос “за кадром” дискутирует о технологиях, власти, коррупции, искусстве,
войне. Как и о спорной ценности “произведений”, созданных искусственным
разумом, не отягощенным моральными или чувственными составляющими.
Инсталляция Hito Steyerl в
Арсенале "This is the Future" тоже
с аллюзиями на Венецию: использует мостки-переходы для высокой воды, как некий
символ спасения, пусть и не совсем надежного.
Здесь и ниже: проект "This is the Future" |
Свои миры,
странные и завораживающие, предлагает таиландец с непроизносимым именем Korakrit
Arunanondchai, работающий в
техниках перформанса, видео и инсталляций. В Центральном павильоне нельзя
пройти мимо его большой светящейся скульптурной инсталляции with history in a room filled with people with funny names 4 (garden), населенной странными человекоподобными существами:
тут буквально сплетаются аллюзии на темы семьи, суеверий, духовности, истории,
политики – если бы в павильоне было меньше света, эффект был бы еще более магнетическим.
Отчасти ироничный, отчасти апокалиптический. О том, как выжить в Антропогене и его
видео в Арсенале (№5), с главным персонажем, воображаемым тайским художником,
переходящим из серии к серии, прототипом самого автора. Видео с синхронной
проекцией на три экрана создано в соавторстве с Alex Gvojic.
Здесь и ниже: No history in a room filled with people with funny names 5. Совместно с Alex Gvoji |
Итальянка Lara Favaretto представила
два абсолютно разных проекта, как два мира автора: нематериальный и предельно
материальный. Один буквально эфемерный (газообразный) в Садах – в виде пара,
который время от времени окутывает белое здание Центрального павильона, скрывая
надпись La Biennale, людей и деревья. В
самом здании ее же инсталляция Thinking Heads в контрасте с первым – со
множеством материальных деталей из архивов автора, поделенных на смысловые
группы согласно ее субъективному видению. В ходе выставки автор время от
времени перемещает предметы из одной группы в другую, нарушая предыдущую логику
– так что инсталляция примет свой окончательный вид только в момент завершения биеннале. Work in progress.
Здесь и ниже: Thinking Heads |
Интересно,
что атмосферные, кажущиеся чисто романтическими ассамбляжи некоторых авторов,
на поверку оказываются полны намного более глубоких и серьезных смыслов. Это
точно относится к работам южноафриканского автора Kemang Wa Lehulere,
ставшего художником в довольно взрослом возрасте, после многих лет политически
активной жизни в Кейптауне. Его пронизанная светом и населенная тенями
инсталляция-скульптура “для совместного созерцания” Dead Eye собрана
из множества дверок от птичьих клеток и других переработанных материалов (почти
мусора), так что каждый элемент становится частью сети ассоциаций, ссылок и
историй. Гипсовые слепки рук по периметру, молчаливая какофония языка жестов,
на самом деле сделаны с кистей рук тёти художника, лицо которой настолько
сильно пострадало во время репрессий в годы апартеида, что ее смогли узнать
только по рукам. Инсталляция-святилище, посвящение сплетению истории личной и
коллективной, неделимой в творчестве автора.
В противоположность предыдущему проекту, загадочные объемные композиции другого автора, индонезийца тоже с непроизносимым именем Handiwirman Saputra, программно заявляют об отсутствии корней. Как большая скульптурная инсталляция в Арсенале No Roots, No Shoots (Без корней, без побегов), вдохновленная предметами, которые он случайно обнаружил в своей повседневной жизни. Некоторые из этих объектов были буквально принесены рекой, протекающей возле дома художника, где бытовые отходы попадали между выходящими корнями деревьев и бамбуковым тростником. Автора скорее интересуют ассоциации, которые вызывают у него случайно обнаруженные предметы, в их новом воплощении произведений искусства – после того, как с ними поработали руки и фантазия художника, увеличив их в своих скульптурах и картинах до циклопических размеров, как, например, розовые резинки, с трудом узнаваемые в многометровых сплетениях, развешенных в Арсенале. Те же предметы, но в версии больших полотен – в Центральном павильоне.
Те же элементы No Roots, No Shoots, но в версии живописной в Центральном павильоне |
Китаец Nabuqui скульптором
может быть назван с натяжкой: его сложные механические инсталляции –
эклектическая совокупность промышленных и бытовых объектов ready-made,
с детально простроенными схемами отношений между ними и множеством деталей
намеренно ничего не рассказывают, они интерьер и экстерьер одновременно, объект
снаружи и изнутри, провоцируют у зрителя спонтанные аллюзии и ощущения дежавю.
И название такое же многосложное Do real things
happen in moments of rationality? Так
что, отбрасывайте рациональность и смотрите на этот проект глазами детей – они
здесь в восторге.
Современное
искусство может быть не только нарисованным, вылепленным, сконструированным,
сфотографированным, снятым на камеру, но и связанным крючком. Об этом хорошо
знают сестры-близнецы из Австралии Christine и Margaret Wertheim. Их
яркий и многоцветный проект Crochet Coral Reef в
технике кроше, что следует из названия – нечто среднее между скульптурой и
средой обучения, ботанической, биологической моделью и “удаленным коворкингом наоборот”.
Самые первые трехмерные модели были сделаны из стекла, но потом сестры стали
использовать вязание крючком из всего подручного материала: нитей, пряжи,
кабелей, лент старых видеокассет и бисера. Соединенные части образовали “коралловые
рифы”, к плетению которых были привлечены онлайн более десяти тысяч участников.
И сегодня существуют “рифы-спутники” в сорока городах и странах мира.
Интересно, что этот проект отражает в полной мере биографии близнецов: Маргарет
успешный физик с научными наработками, Кристин – поэт, писатель и преподаватель
литературной критики. Физик дополнил лирика, и наоборот.
Здесь и выше: "рифы" в Центральном павильоне |
Здесь и ниже: сёстры Wertheim в Арсенале |
Проект-инсталляция
Veins Aligned нигерийки Otobong Nkanga – символическая река (длиной
26 метров из мрамора, минералов, металла), напоминающая о перемещении товаров,
энергии, людей, культур между африканским континентом и остальным миром. Проект
отмечен Jury special mention. Ее же графические листы (акрил,
мелки, бумага) в Центральном павильоне, на первый взгляд напоминающие
технические рисунки или схемы – отличный пример того, что умение прекрасно рисовать
совсем не утрачено современными авторами.
В работах британки
Anthea
Hamilton винтажные
цитаты из поп-культуры, моды и дизайна помещены в странную среду и в
неожиданных сочетаниях, когда оригинальный смысл обнуляется и трансформируется.
Дистанция в десятилетия от тех лет делает эти цитаты менее китчевыми и даже
симпатичными. Провокация или своеобразное чувство юмора? Решать зрителю.
В объекте Mama Moth Sofa A,
выставленном в Центральном павильоне, Гамильтон вдохновляется дизайном 60-70
годов – этот диван в виде
большой ночной бабочки использует противоположный мимикрии прием: не заметить этого
мотылька невозможно, хотя бы по размерам. Как и яркую инсталляцию In the New Life/Venice Chefs в Арсенале – где автор использовала паттерн с характерным
рисунком в клетку “шотландка”, называемым Hamilton
(игра слов с собственной фамилией).
Если продолжить о запоминающихся инсталляциях, то нужно
процитировать аргентинца Ad Minoliti, чей творческий процесс можно
определить как создание альтернативного пространства: в проекте Mural в Центральном павильоне он использует в качестве образца “Кукольные
домики”, изобретенные в семнадцатом веке в качестве педагогического
инструмента, чтобы объяснить девочкам их будущую роль как домохозяек, матерей и
жен. Манекены-киборги, полулюди – полу-животные в ярких одеждах Минолити иронично
ставит рядом со зрителями – рассматривать большие полотна в сложной авторской
технике коллажа и акриловой живописи, между цифровыми и аналоговыми
технологиями, с модернистскими элементами живописи Кандинского, Пикассо, Де
Кирико или Матисса. Дети здесь просто счастливы!
Совсем иначе
выглядит творческий поиск другого аргентинца, представленного на выставке – Tomás Saraceno.
Его коллективные проекты Arachnophilia Society и Aerocene Foundation уже наделали много шума. В
своих интерактивных инсталляциях он исследует устойчивые способы обитания в
окружающей среде, связывая такие разные дисциплины как искусство, архитектуру,
естественные науки, астрофизику, философию, антропологию, инженерию и… чувства,
на микро- и макроуровне, от колоний пауков, как в проекте Arachnomancy Cards, представленном в Садах, до романтической
и нежной Aero(s)cene: On the Disappearance of Clouds в Арсенале – с симпатичным
описанием: “Облака в барашках, дождь из
ведра”. Материалы: 36 облаков разного
размера, веревки, морские приливы. А сквозная мысль вполне серьезная – облака post-combustible cloud space с присутствием CO2 так прекрасно не выглядят.
Здесь и выше: Arachnomancy Cards в Садах Биеннале
|
Здесь и ниже: Aero(s)cene: On the Disappearance of Clouds в Арсенале
|
Американка Kaari Upson представила на биеннале совершенно разные работы: в Арсенале объемную инсталляцию в виде фрагмента странного дома, с видео на нескольких экранах There is no such thing as outside, посвящение теме мира женщины в целом и своей матери в частности. И большой, с детальной прорисовкой графический лист в Центральном павильоне View From the Interiorized; You are the Pervert как некий многословный mind map автора. Опять довод к тому, что с умением рисовать у авторов, приглашенных к участию в биеннале, все отлично.
Видео из инсталляции There is no such thing as outside. Foto: Flaunt Magazine |
View From the Interiorized; You are the Pervert |
Скульптуры и
инсталляции британки Jesse Darling непостоянные,
изменчивые, “хромые”, но полны юмора и жизни: часто собраны из скромных,
недорогих материалов, не претендуют на монументальность и очень разные по теме
и виду. В результате неврологического заболевания Джес практически потеряла
правую руку, что подтолкнуло ее пересмотреть поход к профессии скульптора как к
“мужской” и требующей физической силы. Поэтому, отказавшись от
профессионального мачизма, учась использовать левую руку, она чаще собирает небольшие
объекты и инсталляции, которые всегда что-то повествуют. В Центральном
павильоне она представила серию работ, посвященных житию Святого Иеронима,
ученому, жившему в IV веке, по легенде излечившему раненого льва. Коллаж из
упаковочной бумаги, золотой фольги, скотча и рамки Lion in wait for Saint Jerome and his medical kit –
возможно, кроме истории Иеронима навевает параллели с другим львом – Святого
Марка, символом Венеции. Инсталляция March of the Valedictorians
в Арсенале.
Lion in wait for Saint Jerome and his medical kit |
Saint Icarus (attributes) |
March of the Valedictorians |
Получилось слиться с произведением призера Leone d'Oro |
Если говорить
о призерах Leone d’Oro,
нужно сказать, кому была вручена престижная премия как новому открытию – Серебряный Лев достался молодой киприотке
Haris Epaminonda как Promising Young Participant за инсталляцию VOL. XXVII. Художница работает с повторным использованием таких материалов как скульптуры,
керамика, книги или фотографии, которые она по-новому комбинирует для создания
своих характерных инсталляций, максимально отстроенных и насыщенных множеством
деталей. Возможно сама автор не знает
всех возможных смыслов, историй, значений, которые явно или неявно проступают
за этим набором предметов с их аллюзиями.
Foto Universes in Universe |
Foto Andrea Avezzù |
VOL. XXVII. 2019 (деталь). Фото BsNews |
Ироничные
скульптуры-инсталляции украинской художницы Жанны Кадыровой
представлены в двух разных, но перекликающихся сериях работ: Market в Арсенале и Second Hand в Центральном павильоне. В своих мозаиках Кадырова
использует плитки плохого качества или из разборки, в сочетании со
строительными материалами, как бетон и цемент. На ее Рынке продуктовый киоск украшают овощи, фрукты, колбасы, которые
издали кажутся настоящими, при близком рассмотрении оказываются сделанными из
кусочков плитки, мраморных обрезков, цемента и натурального камня. Ее серия Second Hand в Центральном павильоне демонстрирует
развивающуюся на ветру с лагуны одежду и белье, сделанные из керамической
плитки из-под разборки отеля в Венеции. Подоплека – с одной стороны искусство как товар, с другой - искусство должно быть более доступным и неформальным.
Здесь и выше: Market в Арсенале |
Здесь и ниже: Second hand в Центральном павильоне |
Разноплановые творения кореянки Anicka Yi объединяет общая тема – интерес к биологической
составляющей ее инсталляций, которые трансформируются со временем под
воздействием микроорганизмов или бактерий, а другие имитируют их существо в
других материалах и образах. Свой творческий опыт она определяет как “биополитику чувств”. Ее
пространственная скульптура-инсталляция “Biologizing the Machine” в Арсенале состоит из
элементов, напоминающих кладку гигантских бабочек в ожидании, когда из куколок
появятся мотыльки (в некоторых коконах на самом деле живут насекомые). Кратеры
под ними с водой – некая аллюзия на окруженную водой Венецию, для которой
влага, сырость и плесень оказываются опасным, разрушающим соседством.
“Biologizing the Machine” (terra incognita) в Центральном павильоне |
В заключение, о загадочных пересмешниках из группы с
названием Slavs and Tatars, которые заставили улыбнуться в Центральном
павильоне и рассмеяться в Арсенале. Коллектив с таким названием родился в 2006
году “в Евразии”, как они сами обозначили, где-то между Берлинской и Великой
китайской стеной, как группа для чтения. А потом превратился в художественную
компанию, чья разнообразная творческая практика оставалась близкой к вопросам
языка, причем не только в прямом, но и в переносном смысле. Лекции и чтения
были дополнены скульптурами и инсталляциями. В Центральном павильоне это стена Tranny Tease (pour Marcel) с семантическими
вывесками-надписями на всех возможных начертаниях: от латиницы и кириллицы до
греческого, грузинского, армянского алфавита, иврита, санскрита и арабской вязи.
А в Арсенале у вас
будут болеть щеки от смеха: тут вам расскажут о глубокомысленном и
коммерчески-выгодном проекте под названием Salamoia – Рассол, о пользе
этого благородного напитка. И если в Восточной Европе это несомненное лекарство
от похмелья, то в странах Западной Европы и Северной Америки этот напиток еще должен
быть презентован и рекомендован к употреблению. Инсталляция предлагает
посетителям отдохнуть у фонтана и набраться сил, чтобы продолжить поглощать
современное искусство ad nauseam (до тошноты) – это тем более актуально, что
находится она в самом конце длиннейшего Арсенала. Есть тут и wending machine для желающих приобщиться к культуре рассола – к сожалению, в
момент нашего посещения машина не работала… Так, начав поход по Арсеналу с “Двух
пьяниц” Джорджа Кондо, закончим эту часть “Рассолом” от евразийской группы Славяне и Татары.
Источник живительной влаги - рассола |
Acqua di Georgio Hammani в стилистике Giorgio Armani:-) |
В следующей
части посмотрим серии представленной на выставке скульптуры, большей частью абстрактной,
и фотографий, которые тоже показались достаточно сильными, разнообразными и яркими.
Так что, продолжение следует…
May You Live in Interesting Times…
На первом фото: Slavs & Tatars, панно-занавес To Turn из инсталляции Salamoia (Рассол) в Арсенале. Второе фото: инсталляция в павильоне Венеции Садах. Заключительное видео: динамическая видеоинсталляция
француза Cyprien Gaillard с пляшущим
домовым (Ангелом дома) L'Ange du foyer /
Vierte Fassung. Holographic LED-Display в Зале Chini Центрального павильона. Сады Биеннале.
В статье использованы материалы, предоставленные
организаторами La Biennale и
отдельными экспонентами во время Вернисажа. Фото Anna Kolomiyets,
указано по месту или из свободного доступа.
Понравилось, поделитесь.
Комментарии
Отправить комментарий