Biennale. Скульптура и не только. Part 4

58 Арт Биеннале. Venezia, Giardini – Arsenale. 11 мая – 24 ноября 2019 года.
В этой части обзора попробуем рассмотреть представленные на биеннале работы, поделив их по традиционным жанрам: скульптура, живопись, фото, насколько бы это не было условно, с учетом разного предложения одних и тех же авторов – многие из них, отнесенные тут к разделу “скульптура” показали на биеннале и работы в других жанрах, представив на суд зрителя весь свой творческий диапазон. С пожеланием благополучно переварить очередную объемную порцию contemporary art, приступим. Предыдущие главы в блоге от 12 июня, 27 июня и 11 июля, если пропустили.



Скульптура
Скульптура на биеннале куратора Ральфа Ругофф после инсталляций и видео занимает в этом году одно из самых заметных мест, если подразумевать под этим что-то объемное, чаще трехмерное, в чем не задействованы другие дополнительные выразительные средства и инструменты, иначе это уже будет инсталляция.

Разнообразны и интересны скульптуры француза Jean-Luc Moulène, показанные в Центральном павильоне. Художник отдает предпочтение двум жанрам: фото и трехмерным объектам, которые он соответственно называет Documents et Objets – Документы и Объекты, некоторые серии занимают интерес художника годами. Он соединяет техники промышленного производства с методами 3D-печати (намеренно выполняя сканирование низкого разрешения), а также процессы работы с керамикой и стеклодувным искусством. Интересно его замечание, что часто он пробует техники, которыми не владеет в совершенстве, что закладывает некоторый момент неожиданности и импровизации в его работы и в ее итог. “Я не чувствую необходимости доминировать над материалами. Мои объекты - это поверхности, у которых нет внутри и нет снаружи, это простые отверстия… Вскоре я отказался от мысли, что искусство - это личное самовыражение. Я имею дело с pressure, а не expression". Мулен в своих разноплановых работах ищет другой тип давления, или скорее напряжения, которое возникает в результате объединения разных объектов, чтобы выявить, какие новые ассоциации они могут генерировать.

Etude pur Cathédrale
Masque (Marc Gilbert)
Здесь и ниже: экспозиция Jean-Luc Moulène в Арсенале


Еще один автор, который представил на биеннале скульптуру, хотя работает во множестве жанров и техник как фото, видео, рисунок тушью, керамика, перформанс – американец, живущий в Париже Cameron Jamie. Главный лейтмотив в его творчестве – маска. В Арсенале вы не пройдете мимо его макабрической, пугающей и одновременно гротескной инсталляции Smiling Disease из двенадцати масок и десяти пьедесталов, как гласит описание. Это все образы-воплощения зимнего фольклорного персонажа Perchten, духа рождественских праздников в альпийских деревеньках, идущего от языческих времен. Автор спроектировал и заказал австрийскому народному мастеру эту серию масок, которые во многом напоминают те, затерянных племен, которые любили коллекционировать художники-сюрреалисты сто лет назад, чтобы “чувствовать” подсознательное и толковать сны.
Серия керамических масок Untitled, представленная в Центральном павильоне – многоэтапная работа с керамикой и поливами, любимой техникой автора, демонстрирует маски с внутренней стороны, как будто приглашая зрителя примерить непривычную личину.  

Smiling Disease

Untitled


Рассказ о скульптуре на биеннале не может быть полным без ярких работ китайца Liu Wei, посвятившего свои искания таким темам, как городская архитектура, городские пейзажи и предметы быта. В течение последних двадцати лет Вэй перебрал в своих скульптурах впечатляюще длинный список материалов: от кожаных игрушек для собак до книг, бытовой техники, китайского фарфора и строительных материалов. Его впечатляющие масштабные инсталляции с геометрическими формами, представленные в Венеции, особенно Microworld в Арсенале, вызывают ассоциации на формы модернистских декораций или метафизическую живопись начала ХХ века Де Кирико и Савинио, только воплощенную в пространстве, в других материалах (алюминиевый и металлический лист) и масштабах. В Центральном павильоне его более компактная скульптура Devourment.



Здесь и выше: Microworld
Devourment

Настолько же плодовит и земляк Вея, живущий и работающий в Шанхае Yu Ji, творческий процесс которого включает инсталляции, спектакли и управление экспериментальным художественным центром в родном Шанхае. Но любимым его делом остается скульптура – ее яркие примеры художник представил в Венеции. Особенно интересна серия скульптур из цемента Flash in Stone (2012-2018), выставленных под куполом главного зала в Центральном павильоне. Автор проделывает сложный путь от моделирования в мастерской из глины фрагментов тел или абстракции, снятия слепков в смолах и последующей по этим формам отливки в цементе, при этом оставляя следы стыков форм как от опалубки. Сам он это определяет, как “создание чего-то, что находится вне времени, пространства и движения, превращая нематериальное в физическое существо с использованием, зачастую, очень небольшого количества материалов.”
В Арсенале кроме скульптуры выставлена его пространственная инсталляция Etudes-Lento IV, сделанная по месту из предметов second hand, все они несут в следы ручной работы, отголоски авторского усилия.  




Здесь и выше: работы в Центральном павильоне, ниже - в Арсенале

Etudes-Lento IV

Абстрактная и монументальная, скульптура швейцарки Carol Bove, наверное, из самой интересной на выставке – рука автора узнается как в работах, представленных в Арсенале, так и в Центральном павильоне Садов. В отличие от того же Лю Вея, это полный отказ от чистой геометрии модернизма: здесь визуальное напряжение создается сочетанием окрашенных уретановыми лаками мятых, скрученных, сморщенных стальных структур, кажущихся мягкими и бархатными, со ржавыми металлическими листами постиндустриального вида, кажущимися нерукотворными. Сама автор называет свою технику   “скульптура-коллаж”.
Желтые, красно-оранжевые бархатные поверхности “обнимают” жесткие, режущие края ржавых железных элементов: сила и мягкость, доминирование и подчинение.

Ariel I
Nike III, обе в Арсенале
 New Moon на фоне полотен Avery Singer 

Полька Maria Loboda предложила в Арсенале скульптуру особого свойства: ее серия Lord of Abandoned Success (LArgile Humide) представляет собой куски мокрой глины, как гласит второе название, обернутой пленкой и джинсовыми рубашками, поставленной на скульптурные станки, привычные в мастерского скульптора. Но первое название, одноименное Восьмерке кубков в картах Таро наводит на мысль о том, что работа не будет закончена – что этот этап уже итог, и рука художника больше к ним не притронется.   



Иранка Nairy Baghramian представила в Центральном павильоне свою новую скульптурную композицию Maintainers (2019). Это “коллаж” из взаимозависимых скульптурных элементов, соединенных единой структурой из литого алюминия, натянутого между отдельными элементами из воска, которые поддерживают и закрепляют маленькие пробковые распорки. Разные по форме, цвету, фактуре и визуальному “весу”, эти элементы создают динамическое напряжение между большим и малым, массивным и невесомым: без пробки и тонких опор работа может просто рухнуть. Еще одна ее интересная скульптура-инсталляция встречает/провожает зрителей биеннале вдоль внешнего коридора Арсенала – эти стеклянные элементы, закрепленные на кирпичных стенах, мимикрируют под сливные трубы, вентиляционные каналы, элементы конструкций исторического здания.  

В Центральном павильоне на фоне полотен Julie Mehretu
На фоне полотен Henry Taylor, Julie Mehretu и George Condo
Здесь и выше: Maintainers



Живопись
Может показаться, что такой традиционный для искусства жанр как живопись (графика) на Биеннале практически отсутствует. Но это не так! Она тут есть, и ее много – акварель, акрил, холст масло, рисунок карандашом, пером, шариковой ручкой; фигуратив и абстракция. Приведем несколько интересных примеров, кроме тех, которые уже были показаны/рассказаны в предыдущих частях обзора.

Самый понравившийся из фигуративного предложения, роскошный рисовальщик кениец Michael Armitage с большими живописными полотнами-нарративами The Accomplice в Арсенале и изысканной акварельной серией Untitled из 42 листов (тушь-гризайль) в Центральном павильоне. И те, и другие – с очевидным желанием преодолеть ненужный “экзотизм” африканкой жизни, остаточные явления и комплексы колониального прошлого.

The Accomplice




Красавица с непроизносимым именем (таких имен много на этой биеннале) Njideka Akunyili Crosby, эмигрировавшая ребенком из Нигерии в США, рассказывает в своих многослойных картинах-нарративах жизнь нигерийской общины в эмиграции, с ее особой культурной и национальной самобытностью, для многих неизвестной. Коллажи Кросби, где смешиваются акриловая живопись, мелки, карандашный рисунок, декалькомания, фрагменты современных тканей, изображают портреты и домашние интерьеры, в которых обычно появляются она сама и ее семья. Сцены плоские и одновременно глубокие, благодаря многочисленным дверям и окнам, которые открываются в разные воображаемые пространства, населенные как предметами из сегодняшней жизни автора, так и из нигерийского детства. Фигуратив не умер, да здравствует фигуратив!




Об этом знает и американец Henry Taylor, заполнивший Арсенал и Центральный павильон яркими, многословными холстами, живописующими картинки из жизни афроамериканцев и белого населения своей страны Америки, с иронией, иногда сарказмом, иногда серьезно, подчас иносказательно. Соединяя реальные факты с фантазией, когда сложно отделаться от ощущения, что над вами подтрунивают. Несмотря на (часто) социальную подоплеку и множество рассеянных ссылок на историю искусства, картины Тейлора не давят: четко определенные формы и конкретные цветовые поля, яркие чистые краски и мощный, энергичный мазок производят позитивное впечатление.

Hammons meet a hyena on holyday. Интерпретация акции Хаммонса, когда в 1983 году он продавал в Нью-Йорке снежки
Another wrong. Здесь и выше: в Центральном павильоне 
Untitled (triptych)

Отличная абстрактная живопись эфиопки Julie Mehretu родилась из первых полотен с картами, архитектурными и городскими схемами. В Центральном павильоне представлены ее невероятно сложные работы с использованием техники шелкографии, аэрографа, оттисков, отнятия-добавления элементов – все вместе создает ощущение движения и глубины. Интересно, что у этих абстракций есть фигуративная подоплека – в подложке у художницы фото различных моментов современной жизни, неузнаваемые под слоем абстракции, но дающие эмоциональный заряд законченной работе. 

Under the Lowest (N.S.), деталь
Sing, Unbired, Sing
На переднем плане фрагмент инсталляции Otobong Nkanga "Veins Aligned" 
В Арсенале. Фото: Haupt & Binder

Интересно в своей живописи сочетает абстракцию и фигуратив американка Avery Singer. Вместо кистей она использует SketchUp, популярную у архитекторов и инженеров программу для 3D-моделирования, для создания цифровых изображений, которые составляет в композиции, чтобы затем проецировать и наносить аэрографом на холст. В шкалу серых оттенков она постепенно вводит пастельные цвета, как в картинах в Арсенале. Ее полуабстрактная живопись –  собственный авторский жанр, а картины интересно рассматривать как издали, так и вблизи.  


Здесь и выше: в Центральном павильоне. Здесь фото: Getty Images
В Арсенале. Image courtesy Ben Davis

Фото
Про отличные фото-серии уже было рассказано в предыдущих частях обзора. Сегодня – дополнение с не менее интересными авторами. Фото становится одним из самых заметных явлений этой биеннале.

Путешествуя по своей стране, индианка Gauri Gill увидела и смогла небанально рассказать свою Индию, найдя романтику и достоинство в ее самых заброшенных уголках. В Арсенале это новые “пригородные колонии, растущие на пустынной земле, где горы мусора, как копии английских замков, окруженных самодельными домиками иммигрантов”. Ее сдержанный юмор в “искусственных” презентациях проектов архитектуры, мешанина искусственных растений посреди настоящих деревьев; новое здание, укутанное рваным покрытием во время сносов на проспекте Махатмы Ганди; груды гниющего мусора как современные скульптуры; однообразные здания. В другой серии Acts of Appearance (2015-в процессе) в Центральном павильоне ситуация более театральная и многоцветная – художница заказала мастерам традиционной маски из папье-маше из пустынной провинции Раджастан серию образов, отражающих разные эмоции, в которых потом охотно позировали местные жители в своей естественной обстановке, в селении Махараштра, импровизируя позы и ситуации. Эту серию художница представила в мае прошлого года в престижном MOMA в Нью-Йорке.



Здесь и ниже: Acts of Appearance в Центральном павильоне




Еще одна женщина-автор оригинальных фото Zanele Muholi из ЮАР (африканских участников пропорционально очень много на этой биеннале), представила в Арсенале большие черно-белые автопортреты в серии oversize и меньшего размера в Центральном павильоне под названием Hail the Dark Lioness. Ее яркие, выразительные фото-образы без робости прямо смотрят со стен в глаза зрителям. Мухоли предпочитает, чтобы ее называли не художником, а “визуальной активисткой” – она известный борец за права LGBT-меньшинств, поэтому часто портретируемыми оказываются африканские женщины-лесбиянки. Свои визуальные эксперименты для Биеннале она описала так: “Экспериментируя с разными персонажами и архетипами, я сфотографировала сама себя в стилизованной манере, используя экспрессию и выразительный язык театра. Я еще больше усилила черноту своей кожи, утверждая мое ощущение быть черной, условие, которое, как я думаю, продолжает подвергаться испытанию другим, привилегированным”.



Здесь и ниже: Hail the Dark Lioness в Центральном павильоне


Американец Anthony Hernandez работает в фотографии почти полстолетия. В последние двадцать лет он искал способ изобразить современные руины и последствия жизни в городе для самых обездоленных. И в итоге выбрал для себя в качестве “персонажей” трущобы, центры безработных, свалки, автобусные остановки, пустыри на окраине города, недостроенные объекты, как в серии Pictures of Rome в Арсенале или Screened Pictures в Центральном павильоне, сделанные на автобусных остановках Лос-Анжелеса. Его точно отстроенные по композиции кадры намеренно мало эмоциональны, но безупречны по “картинке” и у них не отнять определенной романтики.


Здесь и выше: серия Pictures of Rome в Арсенале
Screened Pictures

Совсем другой жанр фотографий, чем у японки Katayama, тоже фотографирующей собственное тело (было рассказано в предыдущей части обзора), у американки индейского происхождения Martine Guttierez, издателя глянцевого журнала Indigenous Woman, где она выступает в качестве стилиста, фотографа, автора текстов, директора и, собственно, модели. Изображая то ацтекские божества в серии Demons в Центральном павильоне, то странные ролевые игры в живую модель среди манекенов в ложно-эротической серии Body in Trall в Арсенале, где она трансформируется в femme fatale в различных ситуациях. Со здоровой долей самоиронии и вполне оправданного нарциссизма – ведь модель прекрасна.




Тут и выше: серия Demons в Центральном павильоне




Хотелось бы подытожить эту часть проектом, который сложно отнести к какому-то жанру из перечисленных. Но это точно необычный визуальный и эмоциональный опыт. Японец Ryoji Ikeda представил в Арсенале и Садах два разных, можно сказать противоположных, проекта. В Центральном павильоне это буквально ослепляющий белизной на грани выдерживания простым глазом Spectra III – даже по фото видно, как непросто там передвигаться зрителям, настолько, как оказывается, свет может быть раздражающим. И второй – его противоположность, в Арсенале –происходящий практически во мраке. В высоком пространстве Кордерий в Арсенале художник и композитор Рёдзи Икеда представил “первую главу” своей новой трилогии Data-Verse. Видео, спроецированное на очень большой экран, погружает зрителя в калейдоскопическую вселенную data set: визуализирует данные, трансформирует и переводит их в изображения и гипнотические звуки. В основе работы лежит ряд отобранных данных, поступающих из научных учреждений, таких как CERN, NASA и Human Genome Project. В общем, от макро- до микроскопического, Икеда рассказывает о вселенной, в которой всё рано или поздно должно превратиться в код, и человеческому существу всё сложнее будет ориентироваться.


Здесь: фото Haupt & Binder. Ниже проект Data-Verse


В следующей части останемся в Арсенале и досмотрим представленные на выставке национальные павильоны стран, которые не имеют своих отдельных зданий в Садах Giardini. Еще не рассказано много интересного. А вы думали уже финал? Нет, продолжение следует… чтоб вы жили в интересные времена.
May You Live in Interesting Times.


На первом фото: скульптуры Carol Bove на фоне фото Anthony Hernandez и полотен Njideka Akunyili Crosby в Центральном павильоне. На втором фото: Jean-Luc Moulène "La Faucheuse". Заключительное видео Data-Verse японца Ryoji Ikeda.
В статье использованы материалы, предоставленные организаторами La Biennale и отдельными экспонентами во время Вернисажа. Фото Anna Kolomiyets, указано по месту или из свободного доступа.

Понравилось, поделитесь.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан