Biennale. Скульптура и не только. Part 4
В этой части
обзора попробуем рассмотреть представленные на биеннале работы, поделив их
по традиционным жанрам: скульптура, живопись, фото, насколько бы это
не было условно, с учетом разного предложения одних и тех же авторов – многие
из них, отнесенные тут к разделу “скульптура” показали на биеннале и работы в
других жанрах, представив на суд зрителя весь свой творческий диапазон. С пожеланием
благополучно переварить очередную объемную порцию contemporary art, приступим. Предыдущие главы в блоге
от 12 июня,
27
июня и 11 июля,
если пропустили.
Скульптура
Скульптура на
биеннале куратора Ральфа Ругофф после инсталляций и видео занимает в этом году одно
из самых заметных мест, если подразумевать под этим что-то объемное, чаще
трехмерное, в чем не задействованы другие дополнительные выразительные средства и инструменты,
иначе это уже будет инсталляция.
Разнообразны
и интересны скульптуры француза Jean-Luc Moulène, показанные в
Центральном павильоне. Художник отдает предпочтение двум жанрам: фото и
трехмерным объектам, которые он соответственно называет Documents et Objets – Документы и Объекты, некоторые серии занимают
интерес художника годами. Он соединяет техники промышленного производства с
методами 3D-печати (намеренно выполняя сканирование низкого разрешения), а
также процессы работы с керамикой и стеклодувным искусством. Интересно его
замечание, что часто он пробует техники, которыми не владеет в совершенстве,
что закладывает некоторый момент неожиданности и импровизации в его работы и в
ее итог. “Я не чувствую необходимости
доминировать над материалами. Мои объекты - это поверхности, у которых нет
внутри и нет снаружи, это простые отверстия… Вскоре я отказался от мысли, что
искусство - это личное самовыражение. Я имею дело с pressure, а не expression". Мулен в своих разноплановых
работах ищет другой тип давления, или скорее напряжения, которое возникает в
результате объединения разных объектов, чтобы выявить, какие новые ассоциации
они могут генерировать.
Etude pur Cathédrale |
Здесь и ниже: экспозиция Jean-Luc Moulène в Арсенале |
Еще один
автор, который представил на биеннале скульптуру, хотя работает во множестве
жанров и техник как фото, видео, рисунок тушью, керамика, перформанс –
американец, живущий в Париже Cameron Jamie. Главный лейтмотив в
его творчестве – маска. В Арсенале
вы не пройдете мимо его макабрической, пугающей и одновременно гротескной
инсталляции Smiling Disease
из двенадцати масок и десяти пьедесталов, как гласит описание. Это все
образы-воплощения зимнего фольклорного персонажа Perchten, духа
рождественских праздников в альпийских деревеньках, идущего от языческих
времен. Автор спроектировал и заказал австрийскому народному мастеру эту серию
масок, которые во многом напоминают те, затерянных племен, которые любили
коллекционировать художники-сюрреалисты сто лет назад, чтобы “чувствовать”
подсознательное и толковать сны.
Серия
керамических масок Untitled, представленная в
Центральном павильоне – многоэтапная работа с керамикой и поливами, любимой
техникой автора, демонстрирует маски с внутренней стороны, как будто приглашая
зрителя примерить непривычную личину.
Smiling Disease |
Untitled |
Рассказ о
скульптуре на биеннале не может быть полным без ярких работ китайца Liu Wei, посвятившего свои искания таким темам, как городская архитектура,
городские пейзажи и предметы быта. В течение последних двадцати лет Вэй перебрал
в своих скульптурах впечатляюще длинный список материалов: от кожаных игрушек для
собак до книг, бытовой техники, китайского фарфора и строительных материалов.
Его впечатляющие масштабные инсталляции с геометрическими формами,
представленные в Венеции, особенно Microworld в
Арсенале, вызывают ассоциации на формы модернистских декораций или
метафизическую живопись начала ХХ века Де Кирико и Савинио, только воплощенную
в пространстве, в других материалах (алюминиевый и металлический лист) и
масштабах. В Центральном павильоне его более компактная скульптура Devourment.
Здесь и выше: Microworld |
Devourment |
Настолько же
плодовит и земляк Вея, живущий и работающий в Шанхае Yu Ji, творческий процесс
которого включает инсталляции, спектакли и управление экспериментальным
художественным центром в родном Шанхае. Но любимым его делом остается
скульптура – ее яркие примеры художник представил в Венеции. Особенно интересна
серия скульптур из цемента Flash in Stone (2012-2018), выставленных под
куполом главного зала в Центральном павильоне. Автор проделывает сложный путь
от моделирования в мастерской из глины фрагментов
тел или абстракции, снятия слепков в смолах и последующей по этим формам
отливки в цементе, при этом оставляя следы стыков форм как от опалубки. Сам он это определяет,
как “создание чего-то, что находится вне времени, пространства и движения,
превращая нематериальное в физическое существо с использованием, зачастую,
очень небольшого количества материалов.”
В Арсенале
кроме скульптуры выставлена его пространственная инсталляция Etudes-Lento IV, сделанная по месту из предметов second hand, все они несут в следы ручной
работы, отголоски авторского усилия.
Здесь и выше: работы в Центральном павильоне, ниже - в Арсенале |
Etudes-Lento IV |
Абстрактная
и монументальная, скульптура швейцарки Carol Bove, наверное, из
самой интересной на выставке – рука автора узнается как в работах,
представленных в Арсенале, так и в Центральном павильоне Садов. В отличие от
того же Лю Вея, это полный отказ от чистой геометрии модернизма: здесь
визуальное напряжение создается сочетанием окрашенных уретановыми лаками мятых,
скрученных, сморщенных стальных структур, кажущихся мягкими и бархатными, со
ржавыми металлическими листами постиндустриального вида, кажущимися
нерукотворными. Сама автор называет свою технику “скульптура-коллаж”.
Желтые,
красно-оранжевые бархатные поверхности “обнимают” жесткие, режущие края ржавых
железных элементов: сила и мягкость, доминирование и подчинение.
Ariel I |
Nike III, обе в Арсенале |
New Moon на фоне полотен Avery Singer |
Полька Maria Loboda предложила
в Арсенале скульптуру особого свойства: ее серия Lord of Abandoned Success (L’Argile Humide)
представляет собой куски мокрой глины, как гласит второе название, обернутой
пленкой и джинсовыми рубашками, поставленной на скульптурные станки, привычные
в мастерского скульптора. Но первое название, одноименное Восьмерке кубков в
картах Таро наводит на мысль о том, что работа не будет закончена – что этот
этап уже итог, и рука художника больше к ним не притронется.
Иранка Nairy
Baghramian представила в Центральном павильоне свою новую скульптурную
композицию Maintainers (2019). Это “коллаж”
из взаимозависимых скульптурных элементов, соединенных единой структурой из литого
алюминия, натянутого между отдельными элементами из воска, которые поддерживают
и закрепляют маленькие пробковые распорки. Разные по форме, цвету, фактуре и визуальному
“весу”, эти элементы создают динамическое напряжение между большим и малым,
массивным и невесомым: без пробки и тонких опор работа может просто рухнуть.
Еще одна ее интересная скульптура-инсталляция встречает/провожает зрителей
биеннале вдоль внешнего коридора Арсенала – эти стеклянные элементы,
закрепленные на кирпичных стенах, мимикрируют под сливные трубы, вентиляционные
каналы, элементы конструкций исторического здания.
В Центральном павильоне на фоне полотен Julie Mehretu |
На фоне полотен Henry Taylor, Julie Mehretu и George Condo |
Здесь и выше: Maintainers |
Живопись
Может
показаться, что такой традиционный для искусства жанр как живопись (графика) на
Биеннале практически отсутствует. Но это не так! Она тут есть, и ее много –
акварель, акрил, холст масло, рисунок карандашом, пером, шариковой ручкой;
фигуратив и абстракция. Приведем несколько интересных примеров, кроме тех, которые
уже были показаны/рассказаны в предыдущих частях обзора.
Самый
понравившийся из фигуративного предложения, роскошный рисовальщик кениец Michael Armitage с большими
живописными полотнами-нарративами The Accomplice в Арсенале и изысканной
акварельной серией Untitled из
42 листов (тушь-гризайль) в Центральном павильоне. И те, и другие – с очевидным
желанием преодолеть ненужный “экзотизм” африканкой жизни, остаточные явления и
комплексы колониального прошлого.
The Accomplice |
Красавица с непроизносимым именем (таких имен много на этой биеннале) Njideka Akunyili Crosby, эмигрировавшая ребенком из Нигерии в США, рассказывает в своих многослойных картинах-нарративах жизнь нигерийской общины в эмиграции, с ее особой культурной и национальной самобытностью, для многих неизвестной. Коллажи Кросби, где смешиваются акриловая живопись, мелки, карандашный рисунок, декалькомания, фрагменты современных тканей, изображают портреты и домашние интерьеры, в которых обычно появляются она сама и ее семья. Сцены плоские и одновременно глубокие, благодаря многочисленным дверям и окнам, которые открываются в разные воображаемые пространства, населенные как предметами из сегодняшней жизни автора, так и из нигерийского детства. Фигуратив не умер, да здравствует фигуратив!
Об этом
знает и американец Henry Taylor,
заполнивший Арсенал и Центральный павильон яркими, многословными холстами,
живописующими картинки из жизни афроамериканцев и белого населения своей страны
Америки, с иронией, иногда сарказмом, иногда серьезно, подчас иносказательно.
Соединяя реальные факты с фантазией, когда сложно отделаться от ощущения, что
над вами подтрунивают. Несмотря на (часто) социальную подоплеку и множество
рассеянных ссылок на историю искусства, картины Тейлора не давят: четко
определенные формы и конкретные цветовые поля, яркие чистые краски и мощный, энергичный
мазок производят позитивное впечатление.
Hammons meet a hyena on holyday. Интерпретация акции Хаммонса, когда в 1983 году он продавал в Нью-Йорке снежки |
Another wrong. Здесь и выше: в Центральном павильоне |
Untitled (triptych) |
Отличная
абстрактная живопись эфиопки Julie Mehretu родилась из первых
полотен с картами, архитектурными и городскими схемами. В Центральном павильоне
представлены ее невероятно сложные работы с использованием техники шелкографии,
аэрографа, оттисков, отнятия-добавления элементов – все вместе создает ощущение
движения и глубины. Интересно, что у этих абстракций есть фигуративная
подоплека – в подложке у художницы фото различных моментов современной жизни,
неузнаваемые под слоем абстракции, но дающие эмоциональный заряд законченной
работе.
Under the Lowest (N.S.), деталь |
Sing, Unbired, Sing |
На переднем плане фрагмент инсталляции Otobong Nkanga "Veins Aligned" |
В Арсенале. Фото: Haupt & Binder |
Интересно в своей живописи сочетает абстракцию и фигуратив
американка Avery Singer. Вместо кистей она использует SketchUp, популярную у архитекторов и инженеров программу для
3D-моделирования, для создания цифровых изображений, которые составляет в
композиции, чтобы затем проецировать и наносить аэрографом на холст. В шкалу
серых оттенков она постепенно вводит пастельные цвета, как в картинах в
Арсенале. Ее полуабстрактная живопись –
собственный авторский жанр, а картины интересно рассматривать как
издали, так и вблизи.
Здесь и выше: в Центральном павильоне. Здесь фото: Getty Images |
В Арсенале. Image courtesy Ben Davis |
Фото
Про отличные
фото-серии уже было рассказано в предыдущих частях обзора. Сегодня – дополнение
с не менее интересными авторами. Фото становится одним из самых заметных
явлений этой биеннале.
Путешествуя
по своей стране, индианка Gauri Gill
увидела и смогла небанально рассказать свою Индию, найдя романтику и
достоинство в ее самых заброшенных уголках. В Арсенале это новые “пригородные колонии, растущие на пустынной
земле, где горы мусора, как копии английских замков, окруженных самодельными
домиками иммигрантов”. Ее сдержанный юмор в “искусственных” презентациях
проектов архитектуры, мешанина искусственных растений посреди настоящих
деревьев; новое здание, укутанное рваным покрытием во время сносов на проспекте
Махатмы Ганди; груды гниющего мусора как современные скульптуры; однообразные
здания. В другой серии Acts of Appearance
(2015-в процессе) в Центральном павильоне ситуация более театральная и
многоцветная – художница заказала мастерам традиционной маски из папье-маше из
пустынной провинции Раджастан серию образов, отражающих разные эмоции, в
которых потом охотно позировали местные жители в своей естественной обстановке,
в селении Махараштра, импровизируя позы и ситуации. Эту серию художница
представила в мае прошлого года в престижном MOMA в Нью-Йорке.
Здесь и ниже: Acts of Appearance в Центральном павильоне |
Еще одна
женщина-автор оригинальных фото Zanele Muholi из ЮАР (африканских
участников пропорционально очень много на этой биеннале), представила в
Арсенале большие черно-белые автопортреты в серии oversize и меньшего размера в Центральном павильоне под названием Hail the Dark Lioness. Ее яркие, выразительные фото-образы без робости
прямо смотрят со стен в глаза зрителям. Мухоли предпочитает, чтобы ее называли
не художником, а “визуальной активисткой” – она известный борец за права LGBT-меньшинств, поэтому часто
портретируемыми оказываются африканские женщины-лесбиянки. Свои визуальные
эксперименты для Биеннале она описала так: “Экспериментируя
с разными персонажами и архетипами, я сфотографировала сама себя в
стилизованной манере, используя экспрессию и выразительный язык театра. Я еще
больше усилила черноту своей кожи, утверждая мое ощущение быть черной, условие,
которое, как я думаю, продолжает подвергаться испытанию другим,
привилегированным”.
Здесь и ниже: Hail the Dark Lioness в Центральном павильоне |
Американец Anthony Hernandez работает в фотографии почти полстолетия. В последние двадцать лет он искал способ изобразить современные руины и последствия жизни в городе для самых обездоленных. И в итоге выбрал для себя в качестве “персонажей” трущобы, центры безработных, свалки, автобусные остановки, пустыри на окраине города, недостроенные объекты, как в серии Pictures of Rome в Арсенале или Screened Pictures в Центральном павильоне, сделанные на автобусных остановках Лос-Анжелеса. Его точно отстроенные по композиции кадры намеренно мало эмоциональны, но безупречны по “картинке” и у них не отнять определенной романтики.
Здесь и выше: серия Pictures of Rome в Арсенале |
Screened Pictures |
Совсем
другой жанр фотографий, чем у японки Katayama, тоже фотографирующей
собственное тело (было рассказано в предыдущей части
обзора), у американки индейского происхождения Martine Guttierez, издателя глянцевого журнала Indigenous Woman, где она выступает в качестве
стилиста, фотографа, автора текстов, директора и, собственно, модели. Изображая
то ацтекские божества в серии Demons в Центральном павильоне,
то странные ролевые игры в живую модель среди манекенов в ложно-эротической
серии Body in Trall в Арсенале, где
она трансформируется в femme fatale в различных ситуациях. Со здоровой долей самоиронии и вполне
оправданного нарциссизма – ведь модель прекрасна.
Тут и выше: серия Demons в Центральном павильоне |
Хотелось бы подытожить эту часть проектом, который
сложно отнести к какому-то жанру из перечисленных. Но это точно необычный
визуальный и эмоциональный опыт. Японец Ryoji Ikeda представил
в Арсенале и Садах два разных, можно сказать противоположных, проекта. В Центральном
павильоне это буквально ослепляющий белизной на грани выдерживания простым
глазом Spectra III – даже по фото видно, как непросто
там передвигаться зрителям, настолько, как оказывается, свет может быть
раздражающим. И второй – его противоположность, в Арсенале –происходящий
практически во мраке. В высоком пространстве Кордерий в Арсенале художник и
композитор Рёдзи Икеда представил “первую главу” своей новой трилогии Data-Verse. Видео, спроецированное на очень большой экран, погружает
зрителя в калейдоскопическую вселенную data set: визуализирует данные, трансформирует и переводит их в
изображения и гипнотические звуки. В основе работы лежит ряд отобранных данных,
поступающих из научных учреждений, таких как CERN, NASA и Human Genome Project. В общем, от макро- до микроскопического, Икеда рассказывает
о вселенной, в которой всё рано или поздно должно превратиться в код, и человеческому
существу всё сложнее будет ориентироваться.
Здесь: фото Haupt & Binder. Ниже проект Data-Verse |
В следующей
части останемся в Арсенале и досмотрим представленные на выставке национальные
павильоны стран, которые не имеют своих отдельных зданий в Садах Giardini.
Еще не рассказано много интересного. А вы думали уже финал? Нет, продолжение следует…
чтоб вы жили в интересные времена.
May You Live in Interesting Times.
На первом фото: скульптуры Carol Bove на фоне фото Anthony Hernandez и полотен Njideka Akunyili Crosby в Центральном павильоне. На втором фото: Jean-Luc Moulène "La Faucheuse". Заключительное видео Data-Verse японца Ryoji Ikeda.
В статье использованы материалы, предоставленные
организаторами La Biennale и
отдельными экспонентами во время Вернисажа. Фото Anna Kolomiyets,
указано по месту или из свободного доступа.
Понравилось,
поделитесь.
Комментарии
Отправить комментарий