Ресторан NEBBIA. В Милане снова Туман


Кто помнит Милан хотя бы десятилетней давности подтвердит, что с поздней осени здесь начинались странные, невероятной молочной насыщенности туманы, погружавшие город будто в плотную вату, из которой проявлялись шпили колоколен, высотки, выплывали трамваи и выныривали фигуры прохожих, и в ней же пропадали. Но климат меняется, и вот уже знаменитый миланский феномен остался только в воспоминаниях старшего поколения: туман за прошедшее десятилетие постепенно пропал или стал сезонной редкостью. Но! Не так давно в соцсетях появилась информация: “Туман в Милане есть и его можно увидеть. У нас есть доказательства: мы официально открылись”. Как оказалось, речь шла о новом ресторане Nebbia – Туман. Изысканная страничка в Инстаграм, с отличным качеством картинки и чувством юмора не оставляли сомнений: это должно быть что-то необычное во всех смыслах. И предчувствия не обманули.


О ресторане и локации
Идея родилась пару лет назад у двух молодых миланцев, повара Федерико Фьоре и бармена-сомелье Марко Мароне. У обоих уже был достаточный, включая интернациональный опыт работы, чтобы захотеть попробовать себя в собственном деле. Третьим в компанию пригласили еще одного шеф-повара, миланца и ровесника (всем по 35) Маттиа Грилли, который на тот момент работал в престижном парижском ресторане Passerini. В итоге из Парижа его переманили в родной Милан, заразив идеей нового, своего ресторана.


Когда мысли начали конкретизироваться, ребята приступили к поиску помещения. Центр их не очень привлекал: оживленный в дневное время толпами туристов и офисных служащих, вечером он пустел. В этом смысле квартал каналов Навильи показался более интересным и живым с точки зрения гастрономического клиента и активной вечерней жизни. 

Слева направо: бармен Marco Marone, шеф-повара Mattia Grilli и Federico Fiore. Фото © Reporter Gourmet
К тому же, как оказалось, все трое выросли здесь поблизости, так что в каком-то смысле это стало возвращением на “малую родину”. И вот то ли общая сумма желаний молодых энтузиастов, то ли удача материализовались в интересной локации под аренду на пересечении, под острым углом, двух улиц Toricelli и Brunacci, с окнами на все три стороны. Были объединены два помещения: экс паб и экс канцелярский магазин. Получилось сравнительно небольшое пространство – основной зал всего 100 квадратных метров, а общая площадь под все службы как кухня, винный погреб и склад 230 м2. Место понравилось сразу – так было решено базироваться здесь.


Naming: сила имени
Туман, которым славился Милан, по-итальянски выразительно и кратко звучит как nebbia, сегодня кажется исключительно удачным именем – настолько точно оно попадает в тотально миланскую историю создателей ресторана, кухни и самого места, недалеко от каналов Навильи, раньше всегда в холодный сезон окутанных туманной дымкой. На самом деле, по рассказу ребят, история поиска имени своему детищу не была ни легкой, ни быстрой. Ничего из набросанного в список не устраивало, хотя было перебрано и отвергнуто множество слов. Пока кто-то из добрых друзей не предложил это имя: туман. Все другие варианты отпали автоматически, а название показалось настолько точным и настолько миланским, что в значительной мере повлияло не только на общее оформление основного зала, но и на графический стиль заведения, о чем дальше.

   
Проект
Для разработки проекта интерьера был приглашен молодой миланский архитектор Джакомо Кантони (Studio Grace), который даже стал на начальном этапе четвертым компаньоном будущего бизнеса. По его словам, главной идеей было создать предельно нейтральный контекст – некий спокойный фон для любых ярких сценариев. Такой выбор был связан с желанием сделать именно кухню, а не дизайн, главным героем этого заведения. Поэтому “декорации” – полы, стены и потолки были задуманы почти белыми, цвета сгущенки (или tortora). Полы наливные из цементных смол, с использованием полимерно-цементных растворов – экологической и нетоксичной альтернативы эпоксидно-полимерным смолам. Стены и потолки были окрашены в одинаковый молочно-белый цвет, матовый. В тон им выполнены панели по всему периметру двух примерно равных по площади залов – из мрамора Biancone dAsiago, из него же встречающая посетителей при входе барная стойка в форме запятой.   




Архитектор называет бар второй душой ресторана – это единственная криволинейная поверхность среди набора прямых углов и простых кубических форм: пустой параллелепипед первого зала – выпуклый туалетной комнаты, разделяющий всю площадь надвое – пустой параллелепипед второго зала. Вот собственно и все пространство этого совсем не типичного для Милана заведения всего на 48 посадочных мест. Атмосферу создает, без сомнения, и оригинальное освещение, в чем Джакомо поднаторел, занимаясь проектированием частных интерьеров и проектов оформления выставок, например, многочисленных для Центра современного искусства “Гараж” в Москве.



Контрастов тут немного, как собственно и происходит в тумане, скрашивающем и смягчающем все очертания. Немногие из них – это столешницы круглых и квадратных столов из американского ореха, темные стулья гнутого дерева типа Thonet и растения в горшках, заполняющие все пространства ресторана: они стоят на полу, мебели, на окнах и барной стойке. Намеренно были выбраны больше такие виды (фикусы, кактусы), у которых массивные листья – на светлом фоне их силуэты воспринимаются почти как скульптуры. Шторы на больших до пола окнах появились здесь не сразу, их теплый оттенок можно определить, как цвет пудры. В таком же цвете униформа официантов, и это, кроме зеленых листьев фикусов и других растений, пожалуй, и вся цветовая гамма заведения: ведь в тумане все краски кажутся растворенными, разбеленными. Темно-красные шторы театрального вида здесь только вокруг входного тамбура – как и положено, потому что отделяют нейтральное “туманное” пространство ресторана от улицы с ее иными красками и контрастами.



Темно-красные шторы тамбура - единственный яркий элемент интерьера

Минималистичная mise en place - сервировка столов
Хотя нет, есть здесь еще одно отличающееся от основного зала помещение – совсем иначе решен куб туалетов, кажущийся автономным пространством, коробочкой в коробочке: здесь за зеркально отполированной стальной дверью superinox посетителей ждет произведение современного искусства с использованием “окрашенного света” синего и лилового цветов. Вполне можно предположить, что миланец Джакомо Кантони знает и любит творчество автора световых инсталляций Дэна Флавина, который создал знаменитое оформление для церкви миланского периферийного квартала Chiesa Rossa, места паломничества продвинутых туристов. Поэтому вполне закономерно можно рассматривать световое решение всего пространства Nebbia как живое произведение современного искусства, по аналогии с оформлением церкви американским художником-минималистом в 1996 году: тот же неон, тот же изысканно ограниченный набор выразительных инструментов, то же отсутствие какого-либо намека на декор.




Джакомо использует кроме неона еще вертикальные люминесцентные белые лампы на стенах, которые ритмично развешены в обоих залах и создают общий нейтральный фон: здесь практически нет теней, как бывает при тумане. В дополнение к вертикальным трубкам на потолке размещены элементарные лампочки с металлическим напылением, которые дают отраженный свет и добавляют тепла в общую атмосферу залов. 



Фото туманного городского пейзажа в раме и бонсаи - немногие "декоративные" элементы оформления зала
Над барной стойкой три круглых светильника как три луны освещают эту более затемненную часть ресторана, высокие стулья вокруг бара светлые и практически сливаются тон в тон с цветом мрамора. Более холодный и яркий свет льется из зоны кухни, позади барной стойки – и в нем есть что-то мистическое, ведь там творится чудо, создаются блюда авторской кухни, пересмотренной миланской традиции. Единственным декоративным элементом, и то вполне условно, можно назвать три фотокартины с туманными (не миланскими) пейзажами в белых рамах, дополняющими сдержанный нарратив этого проекта.
 

Графика
Этот рассказ о минималистичном совершенстве Nebbia не был бы полным, если бы не коснулся фирменного стиля ресторана. И это отдельный маленький шедевр от дизайнера Марка Чендрон из миланской студии Pomo. Действительно, фирменный стиль тут нетипичен, как и сам ресторан, который имеет мало аналогий в Милане. Графики настолько прониклись идеей основателей заведения, что пошли намного дальше изначальной задачи простой разработки графического дизайна и сайта. Они буквально поиграли на физике такого природного явления как туман: пришлось залезть в школьные учебники и пофантазировать не только вокруг физических формул как, например, точка росы или точка испарения, но и оптических эффектов, сопровождающих непредсказуемую и мимолетную природу водяного пара. Был даже разработан специальный шрифт, который лег в основу логотипа и других надписей: в нем некоторые горизонтальные и наклонные элементы букв удваиваются. 

Тут и ниже: салфетки, сахарные пакетики, спички и сайт. Фото: Pomo Studio



В дизайне таких мелких и подчас необязательных для персонализации элементов (но не здесь) как салфетки, пакетики для сахара или спичечные коробки, были использованы схемы, взятые из пособий по химии и физике, предназначенные для прогнозирования условий, приводящих к возникновению тумана в природе.

Рыба с кориандром и лаймом
Тартар мясной пьемонтез с эноки и гречкой
Устрица Maison Gillardeau
Десерт от шеф-поваров Nebbia
Меню звучит так: Начало, До, После...
Стоит ли говорить, что и сами блюда, которые вдохновенно творят на небольшой кухне повара Федерико и Маттия, тоже выдержаны в том же эстетическом ключе, что и общее “повествование”, storytelling. Даже названия некоторых блюд, как например шигера (scighera) – туман на местном диалекте. Творчески пересмотренная традиционная местная кухня в сумме с необычным дизайном, интерьерным и графики, уже создали из этого места новую городскую легенду, что при большом выборе далеко непросто. И удивительно думать, как сильно повлияло на весь ход создания и существования этого заведения удачно найденное, очень миланское имя – Nebbia. Теперь и мы знаем – в Милан снова вернулся туман, и у нас есть доказательства.


В статье использованы материалы, предоставленные студией Grace, по материалам Gambero Rosso, Studio Pomo. Фото Anna Kolomiyets, Instagram Nebbia, Studio Pomo, из свободного доступа.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан