Green Wise. Япония в Милане


Идея этой статьи родилась еще в апреле 2019, когда в миланском квартале Брера на via Palermo появился оригинальный шоурум японской студии Green Wise. Условно это можно было назвать выставкой цветов, которую там показывали во время Недели Дизайна. Но она не вписывалась ни в какие рамки, пересказать это было нельзя –  нужно было увидеть. Поразила тогда не только изысканная гармония, которой японцы славятся, не только неожиданная эстетика, но и глубокая этическая подоплека проекта, именно “зеленая мудрость”. Наверное, чтобы материал дозрел, нужно было, чтобы в Милан прилетел президент компании в третьем поколении Юичи Тамару, и согласился лично дополнить рассказ о вчера и сегодня Green Wise.



Вместо предисловия. Slow Green
Это движение вероятно не могло появиться ни в каком другом месте, как в Японии – есть в этой философии что-то от глубинного понимания эстетики этой страны, даже от ее традиционной религии синтоизма, обожествляющей природные силы и явления. Когда, срубая ветку у дерева, нужно просить у него прощения за причиняемую боль.
Один из базовых принципов синто – это жить в гармонии с природой и людьми. Поэтому видимо из суммы составляющих именно в Японии родилось направление и термин Slow Green, основанный на философии, которая на вершину ставит красоту природы в ее естественном, спонтанном состоянии, с уважением ко всем фазам существования растения, каждая из которых по-своему прекрасна: от почки до цветка, фрукта, увядания и “смерти”, возвращения в природу.

На зеленой крыше штаб-квартиры Green Wise в Токио 
В реальности такой подход выразился в отказе от выращивания растений и цветов в искусственных условиях, например, в теплицах, отказе от пестицидов или химических удобрений. Семена и пыльца распространяться как в природе – ветром, пчелами, птицами. И все это помогает росту биоразнообразия, которое обогащает не только локальную экосистему, но и – этически – общество. Признавая прекрасное в несовершенном с точки зрения привычной сегодня эстетики. Не насилуя природу, оставляя за ней свободу проявиться естественно, спонтанно.

Несколько композиций в духе slow green на выставке Stem, Milano Design Week 2019, здесь и ниже 
Композиция из цветов в технике Spiral Up, придуманной Юичи Тамару. Блюда и кольца: Slow Vase и Slow Ring японских мастеров


Slow Green сегодня – глобальное массовое движение. Основанное в Японии компанией Green Wise в 2016 году, Slow Green популяризирует выращивание локальных растений согласно сезонам года и продвигает идею наслаждаться естественной, не модифицированной природой. По всем правилам устойчивого развития…

Истоки. Путь
Предшественница современной Green Wise фирма Tokoen была основана в 1905 году в токийском районе Сибуя, дедушкой сегодняшнего главы Камекичи Тамару, как ландшафтная студия. Но ее самым неожиданным и новым предложением стала сдача живых растений в аренду – для оформления официальных торжеств, презентаций, семейных праздников, позднее киносъемочных площадок. Причем впервые сдавались не только комнатные растения, но и большие деревья, для чего были придуманы специальные приспособления и разработаны технологии. На тот момент это было революционной идеей, за которой последовало еще много других. С 1915 года студия была занята на строительстве самого большого в Токио синтоистского святилища-мемориала Мэйдзи Дзингу в Сибуя-ку, посвященного почившей императорской чете, императору Мэйдзи и его супруге, императрице Сёкен. Здесь Тамару смог предложить еще одну свою инновацию – озеленение крыш, которое он впервые осуществил в 1921 году по заказу Городского правления к торжеству открытия святилища. 

Входные ворота в Мейдзи Дзингу. Фото: Bass Blurblue
Уже к 1940 скромная ландшафтная фирма талантом и энергией Камекичи Тамару превратилась в корпорацию. 1953-й стал началом работы над зеленым оформлением телестудии TV set garden ведущего канала NHK - Nippon Hōsō Kyōkai. А в 1962 по технологии с использованием легкого искусственного грунта (метод перламутрового суглинка), разработанной в Tokoen, был создан первый Сад на крыше, rooftop garden, на бизнес-центре Takashimaya, впервые в Японии. Было еще много славных вех в жизни фирмы, от оформления десятков тысяч квадратных метров зеленых крыш до создания тематического сада при Токийском муниципальном правительстве, до первого вертикального озеленения –  wall greening – в 1995 году, на здании торгового центра. Престижные работы в Токио, Осаке, Йокогаме, за пределами Японии. Следующими важными этапами стало создание и поддержание висячих садов в крупных торговых, бизнес-центрах и офисах; организация школ и курсов ландшафтного дизайна, участие в выпуске специальных монографий по теме.

Офисы Ricoh Company Headquarters, Nakamagome, Токио, 2018. Тут и ниже



И вот в 2002 году к руководству фирмой приступает на тот момент 37-летний Юичи Тамару, переименовывая ее в более звучное интернационально Green Wise Co. Ltd. На сегодня он может похвалиться множеством реализованных комплексных проектов в Японии и Южной Корее, для бизнес-центров и отелей, для интерьера и экстерьера, когда растения становятся неотъемлемой частью архитектуры. Фирма может гордиться сотрудничеством с великим архитектором современности Кенго Кума – для создания зеленых объемных рам и холмистого травяного покрытия при обновлении озеленения на крыше главного здания торгового центра Tamagawa Takashimaya в Токио и создания там же 270 квадратных метров зеленого вертикального фасада.

Зеленая крыша штаб-квартиры Green Wise в Токио: rooftop garden, 2010-2020. Здесь и ниже



В завидном послужном списке фирмы Юичи есть престижные японские и международные награды и отличия, а многие проекты отмечены сертификатами самой высокой платиновой пробы. Наконец, можно гордиться и лучшим зеленым офисом Японии – собственной штаб-квартирой в Токио, получившей в 2010 Гран-при 23rd Nikkei The Best of New Offices Environmental Award. А в 2018 году произошло еще одно знаковое событие – в Милане, после двух лет участия в программе Milano Design Week, впервые за пределами Японии была основана дочерняя компания Green Wise Italy. И тут мы приходим к тому, с чего начали наш рассказ. Via Palermo, миланский квартал Брера, зачаровывающие композиции из цветов и веток деревьев в изысканно аскетичном шоуруме. И Юичи Тамару (Yuichi Tamaru) в качестве собеседника (общалась Анна Коломиец).     



Aнна Коломиец: С 2017 года вы дважды участвовали в Milano Design Week на арендованных площадках: Milan Design Week 2017 - проект Essence and Essencials, Milan Design Week 2018 – Shaping Beauty совместно со студией Sfera и наконец в 2019 уже в своем новом шоуруме. Идея открыть филиал Green Wise в Италии возникла у вас именно после этого опыта? Вы запустили эту деятельность сами или с каким-то местным партнером? 
Юичи Тамару: Совершенно верно. Мы два раза принимали участие в мероприятиях Fuorisalone во время апрельской Design Week именно с целью изучения рынка. Это позволило нам непосредственно на месте получить ясную идею о той атмосфере и тех настроениях, которыми живет этот город. Нам понравилась его креативная энергия и та реакция, которую вызвали у зрителей оба наши проекта, как они были восприняты. В момент, когда я понял, что мне здесь понравилось, я принял решение открыть в Милане наш опорный офис. Этот филиал основной фирмы в Японии мы создали без партнеров, самостоятельно, как Green Wise Italy. Презентация же нового шоурума состоялась в прошлом году во время Design Week с проектом Stem, в котором мы хотели отразить наши главные принципы и миссию.

Milan Design Week 2018 – инсталляция Shaping Beauty

АК. Ваш стиль проектирования вы определили в одном вашем проекте оформления зеленого пространства indoor/outdoor для отеля Nihonbashi Premier как Modern Oriental. Что вы под этим подразумеваете? Какая здесь есть связь с традициями прошлого?
ЮТ. На самом деле так звучало проектное задание, которое перед нами поставил заказчик: modern oriental, а нам оставалось интерпретировать эту тему нашими инструментами green design, чтобы это было убедительно. Мы не стали прибегать к таким привычным традиционным “сюжетам” как, например, использование бонсаи, икебаны или других, скажем так, классических, типичных местных растений, композиций и материалов. Мы решили создать дизайн, который бы образно рассказывал Японию через смену сезонов.  

Mitsui Garden Hotel Nihonbashi Premier, 2014. Тут и ниже




АК. Да, именно в этом проекте самым интересным показалось то, что “зеленый сценарий” не статичен, что заменяются в зависимости от сезона сами растения. Это был первый такой эксперимент?
ЮТ. О нет, на самом деле далеко не первый. Такие меняющиеся во времени зеленые театры мы в Green Wise создаем уже 50-60 лет (!) на общественных площадях и в торговых центрах, заменяя растения в течение года согласно сезонам: сами растения, их расположение, акценты.

Внутренний двор на высоте 100 м в отеле Nihonbashi PARK AXIS PREMIER: весна, лето, осень, зима



АК. То есть еще ваш дедушка впервые опробовал этот подход к green design? 
ЮТ. Скорее это задумал и впервые проэкспериментировал мой отец, оформляя площади в торговых центрах. И тут любопытна аналогия с миром моды, потому что, как и в моде, такие зеленые площади должны были опережать реальный природный сезон на пару-тройку месяцев, точно как это происходит с модными коллекциями, которые в этих магазинах продавались. Например, если весна начинается по-настоящему в апреле, мы уже за три месяца до этого должны были представить следующий сезон “весну” на наших зеленых площадках. Но в этом конкретном примере отеля Nihonbashi Park Axis Premier не стояла задача опережать сезон, потому что это место не связано с модными коллекциями, так что сезон в атриуме отеля соответствует реальному снаружи. Сценарий повторяется из года в год, циклично, заменяются отдельные группы растений на другие, заранее запланированные, для этого созданы три блока-острова. Весной высаживаются вишни и форзиции, летом мирт, осень – время японского клена, а зима - ели. Причем учитывайте, происходит это на высоте 100 метров над землей! Вообще это наш принцип не только в этом конкретном случае: мы проектируем и планируем сады, где выбор и расположение цветов и деревьев основаны на всестороннем понимании того, какие размеры, цвета, формы и темпы роста у различных растений в течение всего года. С учетом совместимости растений, чтобы гарантировать их гармоничное сосуществование как с местной средой, так и между собой.

Офис Urban Farm at Pasona Group Inc. Токио. Тут и ниже
АК.  В Европе и мире по фасадным структурам vertical green стал в свое время знаменит Патрик Бланк (Patrick Blanc), французский ботаник и ландшафтный дизайнер, с системой орошаемых “карманов” из подобия джута, полиамидного войлока – вертикальными садами. Чем ваша установка wall greening, впервые опробованная еще в 1995 году, отличается от изобретения Бланка? Расскажите, может, на примере офисного здания Urban Farm at Pasona Group, где организация растений кажется совсем другой, чем у француза.
ЮТ. Да, этот метод разработали мы на фирме, в нем нет ничего неожиданного. По сути создается еще одна параллельная с основной архитектурой постоянная структура на всю высоту фасада, со специальными контейнерами под растения и системой полива. Такая установка позволяет не только упростить обслуживание растений, но и создает одинаково яркий зеленый сценарий как снаружи здания, так и из интерьера, в этом ее главное отличие от системы Бланка. Чаще вертикальные сады в мире создаются именно так: с фасада получается яркий зеленый ковер с декоративным эффектом, но изнутри по сути вы ничего не видите. В примере Urban Farm, где наш проект создавался одновременно с архитектурным проектом, здание получается как будто обернутым цветущими розами как второй кожей, кажется, что единый куст растет от земли до верхних этажей. К тому же при нашей системе стресс для самих растений намного ниже. Мы изначально хотели создать такую зеленую декорацию, когда эффект сохранялся бы и в интерьерах. Это дает не только яркую эстетику, но и улучшает самочувствие и настроение людей, работающих в нем. К тому же в жаркий сезон понижает температуру в помещениях, давая тень, зимой, когда листья опадают, дополнительно защищает от холода как одежда, но понятно, что не это было нашей первостепенной задачей.  





АК. А кстати, как происходит основной уход за растениями, полив автоматический, а как например убираются листья и опадающие лепестки?
ЮТ. Те, которые падают снаружи, уносит ветром, как в природе. Внутри здания делается обычная уборка. Так что это не создает дополнительных сложностей персоналу, отвечающему за чистоту. Есть еще специальная служба, которая обеспечивает уход за растениями как снаружи, так и в интерьерах.

Tamagawa Takashimaya Department Store. Marronier Court. Токио. Здесь и ниже
АК. Расскажите об опыте работы с Кенго Кума над новым озеленением Marronier Court при Tamagawa Takashimaya Department Store, торговом центре, с которым исторически с 1969 года работает ваш фирма на протяжении нескольких десятилетий? Вы только воплощали идеи архитектора или работали совместно?
ЮТ. В случае с Marronier Court это был заказчик, не архитектор, а клиент, который пригласил студию Кума для архитектурного проекта, а нам заказал green design. По сути наша совместная работа с Кенго Кума началась благодаря этому посредничеству, по проекту для обновлений в торговом центре в Токио. Это очень большая и знаменитая студия, и для нас это стало интересным опытом.




АК. Было ли какое-то продолжение после этого? Делаете ли вы сейчас что-то совместно со студией Кума?
ЮТ. Да, у нас после этого было много возможностей сотрудничества и сейчас в работе несколько проектов. Некоторые мы уже могли бы показать, другие пока нет из-за конфиденциальности. Когда будет можно, это все появится на нашем сайте. Из-за занятости случаи непосредственного общения с архитектором Кенго Кума случаются, к сожалению, нечасто, большей частью мы обсуждаем детали с кем-то из студии, отвечающим за это направление проекта.

Green Wise. One One One Project. 2016
Инсталляция для форума “111PROJECT” с серебряной многолетней травой Miscanthus sinensis, характерной для японской осени 
Во время форума “111PROJECT - From Fast Green to Slow Green”. Токио, ноябрь 2016


АК. Почему была так заметно отмечена в ноябре 2016 года не совсем круглая дата, 111-я годовщина основания бренда, проведением шестидневного форума “111PROJECT - From Fast Green to Slow Green? Эта цифра что-то значит в Японии, есть какая-то магия в трех единицах?
ЮТ. (Смеется) На самом деле нет ничего символического или мистического в цифре 111 для японца. Мы очень торжественно отмечали и столетие создания фирмы в 2005-м. Просто дата 110 нам казалась достаточно банальной, а вот 111 выглядела интересной, даже само написание трех единиц. Кстати, внутри Green Wise мы назвали эту инициативу One One One Project. Как важное начало, новый старт. Именно тогда во время форума мы презентовали тему Slow Green, и впервые использовали этот термин. По сути приверженцами этой философии мы были всегда, но сформулировали и придумали название в 2016. Кстати, вдохновившись примером итальянского Slow Food ®, за что мы отдельно благодарны Италии, где это движение родилось в 1986 году. В определенном смысле это определило выбор страны за пределами Японии, где можно было бы попробовать открыть филиал, так как в Италии уже была определенная чувствительность к проблематике slow.

Otemachi Place в Токио
Seavans Amall Indoor Garden. Озеленение между фуд-кортами и магазинами в крытом атриуме шоппинг-молла, Токио. Тут и ниже


От проектов озеленения городских площадей до оформления событий под размер Bespoke - таков творческий диапазон Green Wise 
АК. Вы основатели и популяризаторы движения Slow Green в мире. На вашем сайте можно увидеть, что в Японии вы проводите множество разных форумов, мастер-классов, семинаров по этой теме. Какие мероприятия вы организовываете для популяризации этой философии здесь? Как ищете единомышленников? Что вам уже удалось сделать в этом смысле в Италии?
ЮТ. Идея открыть филиал именно в Италии, как я уже сказал, родилась с точки зрения готовности общества к теме slow, она уже была родственна итальянцам – это родина Slow Food ®. А Милан – самый прогрессивный и креативный мегаполис Италии и не только, в этом смысле показался мне наиболее подходящим местом. Здесь в апреле есть замечательная Неделя Дизайна, Salone del Mobile и Fuorisalone, которые привлекают сюда самую передовую, креативную, прогрессивную публику со всего мира. Мы выбрали Милан, чтобы нести нашу идею в мир, это мы видим именно как mission. Иметь здесь постоянно свою витрину, свой центр по популяризации философии slow green и устойчивого развития для меня было очень важно. 

Flower Tote: Green Wise flower bag - одно из предложений, наполненные цветами сумки для подарка или оформления событий 
Юичи Тамару за работой
Два-три года назад, в связи с участием в Неделе Дизайна, мы начали поиск в окрестностях Милана первых итальянских поставщиков необходимых нам растений. И неожиданно для себя обнаружили, что при уже достаточно развитой сети производителей биологических овощей и фруктов, совсем не было зеленых хозяйств, отвечающих нашей философии slow. Потом во время Недели Дизайна мы познакомились с флористкой Светланой Шиховой, из России, живущей в Италии, которая с тех пор постоянно сотрудничает с нами. Она помогла нам с поиском местных питомников, которые могли бы откликнуться и поставлять нам цветы и растения, выращенные по требованиям slow green. Вся эта сумма позитивных обстоятельств дала начало нашей работе в Милане. До прошлого года, до открытия нашего постоянного шуоурма в квартале Брера, возможностей продвижения нашей философии здесь было немного. И только с его открытием, после проведения первой выставки-инсталляции Stem (Стебель) в апреле прошлого года, которая была очень позитивно воспринята публикой, мы начали реально этим заниматься и видеть первые положительные результаты.


АК. Я тоже среди “жертв” выставки Stem, потому что это было одно из самых ярких событий Недели Дизайна, настолько ново и ни на что непохоже, что захотелось узнать больше о философии slow green и вашей фирме.
ЮТ. Вот видите! Значит мы сделали правильный ход. И это наше сегодняшнее интервью – тому подтверждение. Пусть таких позитивных “жертв” и сторонников slow green становится все больше, это улучшит качество жизни для всех на планете. 

Несколько композиций с выставке Stem, апрель 2019, Milano Design Week. Тут и ниже


АК. Сейчас в Милане проходит весенняя Неделя Моды (18-24 февраля), вы здесь уже скоро год. Есть ли какие-то свежие примеры сотрудничества с местными организациями, проектными студиями, возможно модными брендами или фирмами по оформлению показов мод и общественных площадей? Вы уже можете подвести какие-то первые итоги пребывания в Италии с вашим филиалом?
ЮТ. В Японии тема slow green уже стала привычной реальностью, она во многом исходит из всей нашей истории и местной традиции, и там мы работаем совсем иначе. Здесь, в Милане, в Италии, нам нужно было в каком-то смысле начинать с чистого листа. Наши местные клиенты, заказчики – это в первую очередь фирмы и люди, уже чувствительные к темам slow, экологии и устойчивого развития, которых здесь оказалось достаточно. И у нас уже были интересные моменты сотрудничества с разными брендами, от моды до торговых центров, с известными марками дизайна, по оформлению временных событий. Много сегодня и текущих проектов.



АК. Спасибо. Не хочу пока задавать вопрос на опережение, что вы покажете в этом году во время Design Week 2020, пусть будет сюрприз для всех, кто придет сюда в шоурум в апреле.
ЮТ. А вы не хотите меня спросить – почему вообще родилась эта тема slow green и почему это так важно в планетарных масштабах?


АК. Очень интересно, но вижу, что наше оговоренное под интервью время истекает.
ЮТ. Я все таки расскажу. Потому что это очень важно для всех нас. В мире 98% растений, особенно цветов выращивается не экологическими методами, с использованием пестицидов, удобрений, промышленных методов. Это негативно отражается в первую очередь на здоровье тех людей, кто непосредственно этим занимается, кто находится в прямом контакте со всей этой химией. Как следствие большего масштаба имеем заражение почв, подземных вод, гибель насекомых, например, массовую гибель пчел. В итоге мы видим негативное воздействие в целом на окружающую среду. Человек, покупая замечательно идеальные цветы, где каждый отдельный цветок – это точная копия, клон один другого, не отдает себе отчет в том, каким способом был достигнут такой результат? Почему такие прямые стебли и одинаковые бутоны? Поэтому я как специалист сектора хочу поделиться своим опытом и другими, альтернативными методами и ви֜дением в целом. 

Естественно выращенные цветы видны по стеблю, никогда не идеальному. Поэтому выставку в 2019 года назвали Stem - стебель 
Планетарный природный ресурс, включая почвы, с учетом натурального цикла самовосстановления, был исчерпан еще в 2014-2015 году, и сегодня человек потребляет уже в счет будущих поколений. Статистика говорит, что к 2045 и эти ресурсы закончатся, то есть тут речь уже не идет о какой-либо возможности для будущих поколений пользоваться природными ресурсами. Чтобы хоть немного исправить эту ситуацию, которая ведет человечество к глобальному краху, я и прилагаю все эти усилия. И мы в Green Wise сделали это своей миссией.

Шоурум Green Wise в Милане сегодня и некоторые композиции в технике Spiral Up


Первые пробы проекта, который будет представлен во время Milano Design Week 2020
АК. Именно эта концепция была выражена вашим слоганом во время форума в 2016: From Fast Green to Slow Green?
ЮТ. Тогда она было только конкретизирована и сформулирована. Но следуем мы этой философии в Green Wise давно, я бы сказал, исторически. Мы сегодня видим климатические изменения, глобальное потепление во многом как последствия fast использования ресурсов Планеты. Мы видим нарастающий вал природных катастроф. Сделав своей миссией популяризацию в мире философии slow green, мы надеемся если не помочь спасению планеты, то хотя бы отсрочить катастрофу. Но давайте будем думать позитивно – что человечество все же успеет одуматься! Можем всем нам этого пожелать, и давайте вместе работать для лучшего будущего. Без патетики, всерьез. Arigatō

Послесловие
Выдержки из сайта Green Wise

"Принципы деятельности:
1. Как зеленый эксперт, мы предлагаем способы взаимодействия с природой, которые обогатят ваше сердце [в японском тексте сайта] / ум [в английском].
2. Мы рассматриваем природу, такую ​​как живые существа и растения, землю, реки и горы, а также погоду, как равные заинтересованные стороны в компании, и наша деловая активность учитывает их сосуществование.
3. Мы ведем нашу деятельность с целью восстановления природы.

Для всех людей и компаний, приверженных созданию более этичного и устойчивого мира.
Для создания гармоничного мира, в котором люди и природа сосуществуют и процветают вместе".


В статье использованы материалы Green Wise. Фото Green Wise, Anna Kolomiyets. На первом фото: инсталляция "Stem" во время Milano Design Week 2019. Отдельная благодарность за помощь с переводом Momo Ono и, конечно, Yuichi Tamaru - за то, что при всей занятости, он любезно нашел время для этого интервью.

Понравилось, поделитесь. Внесите свой вклад в популяризацию slow green

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан