Ателье Canova Tadolini – история одного римского кафе
Рим не зря называют Вечным Городом
– он умеет хранить многослойные пласты разных эпох, от античного до
ренессансного, от барочного и до совсем уже нестарой “эпохи фашиста” с ее
ар-деко. Наш маршрут – неоклассический. Будем двигаться от площади Испании,
сегодня знаменитой показами мод – идем от “Баркаччи”, мраморной лодки Бернини,
направо – на улицу Бабуина, номер 150-А, угол с Греческой улицей. Таков маршрут, по
которому мы вас приглашаем прогуляться – к одному из самых знаменитых заведений
Рима с совершенно необычной историей. Это Caffè Atelier Canova Tadolini. Обновленную и дополненную версию 2024 найдете у нас в журнале.
![]() |
Piazza di Spagna, вид от Баркаччи на Испанскую лестницу и церковь Тринита-деи-Монти |
Когда синьор Николо, он же Николай Васильевич Гоголь в
свою бытность в Риме хаживал в знаменитое Caffè Greco поесть лапши (кстати,
сам ее прилично и с удовольствием тут готовил), недалеко от Piazza di Spagna, на параллельной улице Кондотти via Babbuino уже существовала скульптурная мастерская Adamo Tadolini, пожалуй, самого известного и плодовитого ваятеля Италии той эпохи. Эта
улица, торговая и богемная, когда-то называемая вполне по-итальянски via Paulina, получила свое необычное
имя еще в 1581 году – от прозвища “er babuino”, которым досужие римляне окрестили скульптуру Силена у здесь же расположенного
фонтана – наверное, за его безобразие. Двумя веками позднее это имя стало одним
из синонимов римской богемы.
Просторное здание как раз на середине улицы Бабуина, с
высокими деревянными перекрытиями и огромным окном на улицу было собственностью
давно осевшей в этом квартале греческой православной общины, которая и сдавала
его под скульптурную мастерскую. Тадолини получил это помещение “в наследство”
от своего знаменитого учителя Антонио Кановы в январе 1818 года в качестве
творческого завещания, как лучший ученик великого венецианского мастера. При
входе в кафе об этом сообщает оригинальный документ-грамота за подписью Кановы
о передаче прав аренды под «студию с использованием для ваяния». Так началась
эпоха самой знаменитой в Риме и далеко за его пределами (Америка, Индия,
Аргентина, Германия) скульптурной династии Tadolini.
![]() |
Входной Зал с конной статуей маршала Де Сукре |
По стопам Адамо последовали сыновья и внуки, унаследовавшие, вопреки
поговорке, талант и трудолюбие родоначальника: Джулио, Сципион, Энрико. Так с
1818 по 1967 год не прерывался здесь творческий процесс. В итоге все помещения
постепенно заполнились слепками, моделями, гипсовыми отливками, бронзовыми
эскизами. Воины, императоры, папы и святые, мадонны и ню. Множество рук, ангельских
крыл, стоп и коленок, лап и копыт, торсов – людских и конских, за полтора столетия
стали здесь полноправными обитателями. По ним можно проследить за изменениями
вкусов: от неоклассических “Трех граций” Кановы до романтической скульптуры
эпохи объединения Италии Рисорджименто, к пластической отточенности деко и психологической
остроте ХХ века.
![]() |
Зал Сципиона |
После кончины в 1967 году последнего из скульпторов Тадолини,
Энрико, его дочь Джузеппина, настоящее дитя богемы, большая любительница котов
и карточного гадания, как маркесова Ребекка закрылась в этих стенах на долгих
30 лет, не прикасаясь ни к чему из наследия четырех поколений Тадолини. Как
священные реликвии она охранила от посторонних рук и взглядов не только
скульптуру, но и богатый архив семьи, бесценные документы эпохи, вплоть до
кулинарных рецептов своей матери, Кандиды. Когда в 1997 не стало и ее, дети,
увы, не смогли разумно распорядится прадедовым наследством. К тому же, возникли
проблемы с православной общиной – Sacro Collegio, владельцы здания, захотели сдать его в аренду под шоу-рум Nissan. И наша история могла бы стать еще одной из множества грустных повествований
о расцвете и закате одной талантливой семьи в одном известном городе.
Зал Giulio |
Но тут случилось маленькое чудо – в судьбу этого места вмешался
новый позитивный персонаж. Ида Бенуччи, из семьи потомственных римских
антикваров, магазин которых находился бок о бок со знаменитой студией Тадолини,
не могла и в мыслях допустить, чтобы ценнейшая коллекция была в лучшем случае
распылена по частным любителям или, в худшем, попросту выброшена на помойку. Galleria Antiquaria Benucci единым блоком выкупила коллекцию из пятисот скульптур, а заодно рисунки, архивы
и фотодокументы. Потом, заручившись поддержкой тогдашнего министра культуры
Джованны Меландри (в Италии такое бывает), энергичная Ида смогла отстоять у
греческой общины право на продление аренды здания, не отрывая ничего от своих исторических
мест. К тому же владельцам стен вменялось в обязательство не арендовать никому
другому и не продавать здание – из-за его большой исторической и культурной
ценности. Вот такие бывают итальянские чудеса!
![]() |
Верхний зал ресторана |
Теперь здесь находится одно из самых известных и
характерных римских ресторанов-кафе – с именем своих многолетних владельцев Atelier Canova Tadolini. Идея соединить музей и ресторан пришла все той же Иде Бенуччи, перед
которой после победы, одержанной в бюрократических боях, встал вопрос – а как
же платить неподъемную аренду? Тут-то и пригодились старые кулинарные тетради
хлебосольной Кандиды Тадолини, которая любила принимать и угощать у себя в доме
многочисленных друзей мужа: здесь часто сиживали и коллеги по цеху - художники, и так называемые “романисты”, писательская братия.
![]() |
Зал Enrico |
Этот своеобразный клуб любителей культуры и хорошей кухни стал в некотором
смысле предтечей знаменитого клуба литераторов в “Греческом кафе” на вия
Кондотти. Традиционные рецепты простонародной римской кухни были возрождены в
стенах бывшей мастерской – были сформированы залы и зальчики будущего
ресторана, картины, фото и документы заняли свои места на стенах.
![]() |
Аперитив-бар ресторана |
А скульптуры
так и остались стоять на своих изначальных местах, кажется, хаотично, как их
расставил сам маэстро Тадолини (какой из них?), не заботясь о порядке внешнем.
Среди скульптур были разумно втиснуты столы, стулья и диванчики в классическом
вкусе, были отреставрированы стены и своды с сохранением оригинальной цветовой
гаммы каждого зала, развешены хрустальные люстры.
Теперь компанию посетителям кафе составляют улыбающийся в
усы император Виктор Эммануил, королева Маргарита, папа Лев XIII, а в каждого входящего тычет державным пальцем многометровый конный маршал
Де Сукре: “Ты – еще не ел в кафе Ателье Canova Tadolini?” Жизнь продолжается.
В статье использованы фото Anna Kolomiyets и из открытого доступа. Официальный сайт Caffè Atelier Canova Tadolini
Понравилось, поделитесь
Отличное кафе. Великолепная обстановка. Безупречное обслуживание.
ОтветитьУдалитьДа, именно так. Очень радушный персонал, как родственников встречали. Не говоря уже о невероятной обстановке - между музеем и мастерской.
Удалить