Ателье Canova Tadolini – история одного римского кафе

Рим не зря называют Вечным Городом – он умеет хранить многослойные пласты разных эпох, от античного до ренессансного, от барочного и до совсем уже нестарой “эпохи фашиста” с ее ар-деко. Наш маршрут – неоклассический. Будем двигаться от площади Испании, сегодня знаменитой показами мод – идем от “Баркаччи”, мраморной лодки Бернини, направо – на улицу Бабуина, номер 150-А, угол с Греческой улицей. Таков маршрут, по которому мы вас приглашаем прогуляться – к одному из самых знаменитых заведений Рима с совершенно необычной историей. Это Caffè Atelier Canova Tadolini.


Piazza di Spagna, вид от Баркаччи на Испанскую лестницу и церковь Тринита-деи-Монти
Когда синьор Николо, он же Николай Васильевич Гоголь в свою бытность в Риме хаживал в знаменитое Caffè Greco поесть лапши (кстати, сам ее прилично и с удовольствием тут готовил), недалеко от Piazza di Spagna, на параллельной улице Кондотти via Babbuino уже существовала скульптурная мастерская Adamo Tadolini, пожалуй, самого известного и плодовитого ваятеля Италии той эпохи. Эта улица, торговая и богемная, когда-то называемая вполне по-итальянски via Paulina, получила свое необычное имя еще в 1581 году – от прозвища er babuino”, которым досужие римляне окрестили скульптуру Силена у здесь же расположенного фонтана – наверное, за его безобразие. Двумя веками позднее это имя стало одним из синонимов римской богемы.

Просторное здание как раз на середине улицы Бабуина, с высокими деревянными перекрытиями и огромным окном на улицу было собственностью давно осевшей в этом квартале греческой православной общины, которая и сдавала его под скульптурную мастерскую. Тадолини получил это помещение “в наследство” от своего знаменитого учителя Антонио Кановы в январе 1818 года в качестве творческого завещания, как лучший ученик великого венецианского мастера. При входе в кафе об этом сообщает оригинальный документ-грамота за подписью Кановы о передаче прав аренды под «студию с использованием для ваяния». Так началась эпоха самой знаменитой в Риме и далеко за его пределами (Америка, Индия, Аргентина, Германия) скульптурной династии Tadolini

Входной Зал с конной статуей маршала Де Сукре
По стопам Адамо последовали сыновья и внуки, унаследовавшие, вопреки поговорке, талант и трудолюбие родоначальника: Джулио, Сципион, Энрико. Так с 1818 по 1967 год не прерывался здесь творческий процесс. В итоге все помещения постепенно заполнились слепками, моделями, гипсовыми отливками, бронзовыми эскизами. Воины, императоры, папы и святые, мадонны и ню. Множество рук, ангельских крыл, стоп и коленок, лап и копыт, торсов – людских и конских, за полтора столетия стали здесь полноправными обитателями. По ним можно проследить за изменениями вкусов: от неоклассических “Трех граций” Кановы до романтической скульптуры эпохи объединения Италии Рисорджименто, к пластической отточенности деко и психологической остроте ХХ века. 

Зал Сципиона
После кончины в 1967 году последнего из скульпторов Тадолини, Энрико, его дочь Джузеппина, настоящее дитя богемы, большая любительница котов и карточного гадания, как маркесова Ребекка закрылась в этих стенах на долгих 30 лет, не прикасаясь ни к чему из наследия четырех поколений Тадолини. Как священные реликвии она охранила от посторонних рук и взглядов не только скульптуру, но и богатый архив семьи, бесценные документы эпохи, вплоть до кулинарных рецептов своей матери, Кандиды. Когда в 1997 не стало и ее, дети, увы, не смогли разумно распорядится прадедовым наследством. К тому же, возникли проблемы с православной общиной – Sacro Collegio, владельцы здания, захотели сдать его в аренду под шоу-рум Nissan. И наша история могла бы стать еще одной из множества грустных повествований о расцвете и закате одной талантливой семьи в одном известном городе.

Зал  Giulio
Но тут случилось маленькое чудо – в судьбу этого места вмешался новый позитивный персонаж. Ида Бенуччи, из семьи потомственных римских антикваров, магазин которых находился бок о бок со знаменитой студией Тадолини, не могла и в мыслях допустить, чтобы ценнейшая коллекция была в лучшем случае распылена по частным любителям или, в худшем, попросту выброшена на помойку. Galleria Antiquaria Benucci единым блоком выкупила коллекцию из пятисот скульптур, а заодно рисунки, архивы и фотодокументы. Потом, заручившись поддержкой тогдашнего министра культуры Джованны Меландри (в Италии такое бывает), энергичная Ида смогла отстоять у греческой общины право на продление аренды здания, не отрывая ничего от своих исторических мест. К тому же владельцам стен вменялось в обязательство не арендовать никому другому и не продавать здание – из-за его большой исторической и культурной ценности. Вот такие бывают итальянские чудеса!

Верхний зал ресторана
Теперь здесь находится одно из самых известных и характерных римских ресторанов-кафе – с именем своих многолетних владельцев Atelier Canova Tadolini. Идея соединить музей и ресторан пришла все той же Иде Бенуччи, перед которой после победы, одержанной в бюрократических боях, встал вопрос – а как же платить неподъемную аренду? Тут-то и пригодились старые кулинарные тетради хлебосольной Кандиды Тадолини, которая любила принимать и угощать у себя в доме многочисленных друзей мужа: здесь часто сиживали и коллеги по цеху - художники, и так называемые “романисты”, писательская братия. 

Зал Enrico
Этот своеобразный клуб любителей культуры и хорошей кухни стал в некотором смысле предтечей знаменитого клуба литераторов в “Греческом кафе” на вия Кондотти. Традиционные рецепты простонародной римской кухни были возрождены в стенах бывшей мастерской – были сформированы залы и зальчики будущего ресторана, картины, фото и документы заняли свои места на стенах. 

Аперитив-бар ресторана
А скульптуры так и остались стоять на своих изначальных местах, кажется, хаотично, как их расставил сам маэстро Тадолини (какой из них?), не заботясь о порядке внешнем. Среди скульптур были разумно втиснуты столы, стулья и диванчики в классическом вкусе, были отреставрированы стены и своды с сохранением оригинальной цветовой гаммы каждого зала, развешены хрустальные люстры.
Теперь компанию посетителям кафе составляют улыбающийся в усы император Виктор Эммануил, королева Маргарита, папа Лев XIII, а в каждого входящего тычет державным пальцем многометровый конный маршал Де Сукре: “Ты – еще не ел в кафе Ателье Canova Tadolini?” Жизнь продолжается.




В статье использованы фото Anna Kolomiyets и из открытого доступа. Официальный сайт Caffè Atelier Canova Tadolini 

Понравилось, поделитесь



Комментарии

  1. Отличное кафе. Великолепная обстановка. Безупречное обслуживание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, именно так. Очень радушный персонал, как родственников встречали. Не говоря уже о невероятной обстановке - между музеем и мастерской.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан