Villa Girasole. Архитектура как машина

Во второй половине 20-х годов прошлого века одаренный  итальянский инженер-конструктор Angelo Invernizzi, вдохновляясь эпохальными трудами Корбюзье, решил построить в пригороде Вероны, в своем родном Марчеллизе, необычный загородный дом для своей семьи, почти буквальное воспроизведение принципа “машины для обитания” – здание, которое бы вращалось. По смелой фантазии Инверницци дом сначала должен был поворачиваться только на 180°, но еще на этапе строительства и испытания был запущен на все 360°, превративших его собственно в “Подсолнух”, который преданно следует за солнцем, как обсерватория за звездами.



…Maison ç’est une machine à habiter
Le Corbusier “Vers une architecture”, 1923.*

Смелые идеи мобильного дома посещали многих архитекторов и инженеров. Один такой проект создал в 1934 году и знаменитый Pierluigi Nervi, но так его никогда и не реализовал. Сооружение, о котором речь, можно рассматривать как уникальный объект материализованной научной фантастики. Дом-метафора должен был внешне напоминать почти морской лайнер – как дом капитана Немо, навсегда пришвартовавшийся в веронских холмах. По отделке фасадов листами из алюминиевого сплава, форме своих металлических ограждений и террасам, напоминающим палубу, по венчавшему его световому фонарю-башне – аналогичным капитанской рубке или маяку. Инженер Инверницци сам рассчитал всю часть конструкции в армированном бетоне, включая и мобильную шахту с системой колонн и платформ, распределяющих нагрузку и собирающих ее внизу на одну мобильную опору, разработанную по аналогии с железнодорожными механизмами.
 
Центральный вход в Виллу Girasole в стиле ар-деко
И вот, с 1929 по 1935 год, найдя еще двоих таких же как сам идейных романтиков, “соучастников” воплощения своей мечты, Анджело приступил к ее реализации. Эстетической стороной ведал приглашенный архитектор и друг семьи Ettore Fagiuoli (кроме того, талантливый сценограф и ведутист). Скорее всего, именно благодаря ему и появился некий налет Art Deco на фасаде нижнего немобильного основания, главного входа, круглой лоджии с колоннадой и в специально разработанных интерьерах виллы. Футуристические же черты, напоминающие об аэронавтике, в решенном принципиально иначе фасаде мобильной, приватной части дома – несомненное произведение ее хозяина Инверницци. 

Чертеж с мобильной частью конструкции виллы
Механику движения здания разрабатывал еще один инженер, третий в этой команде, Romolo Carapacchi, построив ее на принципах, применяемых в железнодорожных локомотивах (рельсы и каретки) и в области электротехники (моторы).  

Вид с террасы-солярия виллы на окрестные холмы
Два симметричных, расположенных под прямым углом крыла жилого блока здания, замыкающие между собой сектор террасы-солярия, составили мобильную жилую часть, которая вращалась над немобильным цилиндрическим объемом виллы. Вся масса дома на платформе из армированного цемента опирается на колеса, аналогичные железнодорожным, которые движутся по концентрически уложенным рельсам так называемого parterre. По каждому из рельсов перемещалось необходимое количество кареток, чтобы выдерживать вес каждого из секторов дома. Радиальные балки из железобетона равномерно распределяют вес здания на каждую из кареток. Скорость вращения, заложенная инженером, 4 мм/сек., что давало полный оборот за 9 часов и 20 минут, причем как по, так и против часовой стрелки. Первый запуск Подсолнуха в движение при общем волнении инженеров, строителей и друзей состоялся 14 ноября 1933 года.
 
Каретки под мобильной частью Подсолнуха
И пусть немного скучно перечислять все эти технические данные, но они дают ясную картину инженерного и конструктивного гения трех ее создателей. Так вот, валики, расположенные по кольцу у основания жилого уровня, передают движение всей мобильной части здания, включая и лифтовую шахту. В движение дом приводился двумя моторами по три лошадиных силы. Вес лестничного колодца, лифтовой клетки, спиральной лестницы и башенки (около 15 тонн!) поддерживается шестью железобетонными колоннами, опирающимися на балки, которые распределяют его на шестигранную стальную структуру, а та, наконец – на единственную мобильную опору у основания шахты с упорным подпятником, помещенным по оси мобильной части.
 
Упорная часть вращательного механизма виллы
Общая высота этой конструкции от дна колодца до верхушки светового фонаря-башенки составляет около 42 метров. Апофеозом виллы в ее романтической технологичности можно назвать, кроме лестничного колодца, венчающую здание башенку, или маяк, которая поднимается еще на два этажа над крышей жилого корпуса, со своей воздушной металлической лестницей. 


Башня-маяк на самой верхушке конструкции виллы
Свет через фонарь башенки проникает через многочисленные стеклянные линзы, вмонтированные по месту в ее цементный остов, и льется в глубину, на дно, освещая лифтовую шахту и рабочие механизмы опоры. 
 
Башня-маяк изнутри, с вмонтированными круглыми стеклами 
Эта эксцентричная, дорогостоящая и оригинальная постройка инженерного гения Анджело Инверницци и Ромоло Карапакки переносит нас в ту уже далекую и романтическую эпоху, когда человек верил в созидательность прогресса и в собственную всесильность, типичные для начала ХХ века. Время, когда обычный (или не совсем) европейский инженер мог позволить себе подобные экзерсисы в конструировании и был в состоянии поддерживать эксплуатацию такой недешевой “игрушки”. К сожалению, из-за проблем с грунтами и сдвига несущей оси вилла Джирасоле в настоящее время неподвижна, и зафиксирована в своем самом представительном, симметричном со стороны главного входа положении.
 
Нижняя не мобильная терраса
В начале двухтысячных дочка Анджело Lidia Invernizzi передала виллу в распоряжение Академии архитектуры Мендризио в швейцарском кантоне Тичино – во многом потому, что там руководил известный архитектор Mario Botta. Лучше доверить семейное сокровище проверенному специалисту, правильно решила почтенная синьора. 

Мозаика с символическим изображением виллы Girasole во входном зале
Сегодня судьбами виллы ведает специально организованный Fondazione Il Girasole, при участии местного банка Cariverona – все это конечно с надеждой, что будут найдены средства (миллионные) для ее комплексной реставрации, и разыщутся новые инженерные гении, которые смогут оказаться на уровне тех, 80-ти летней давности. Сидит теперь этот Фонд не в Швейцарии, а совсем рядом, в прекрасной Вероне. Он же занимается организацией визитов многочисленных архитектурных и просто любопытных “паломников”, которые волнами накатывают сюда, в холмы, привлеченные легендарным архитектурным сооружением, разбавляя провинциальную тишину старинного парка многоголосием и многоязычием.
 
Столовая-гостиная с оригинальной обстановкой 30-х годов
До самой своей кончины в возрасте 96 (!) лет в июле 2014 года, синьора Лидия верила, что ее вилла снова завертится. И все это время уникальные интерьеры “Подсолнуха” находились ее стараниями в исключительной сохранности, вплоть до самых недавних времен: мебель, светильники, посуда, обои, картины, милые безделушки, даже простыни – по собственному утверждению хозяйки, все осталось так, как было в далекие годы ее детства, когда ради развлечения они с братом Лино вертели туда-сюда свой Дом, нажимая поочередно кнопку пуска. Сама же Лидия еще до 2004 года проводила здесь теплое время года, с поздней весны до сентября. Интерьеры эти – это просто живая школа стиля ар-деко. Сейчас, после ее ухода, жилая обстановка, к сожалению, впервые была разобрана, каталогизирована и упакована. До того счастливого времени, как, нужно надеяться, вилле вернут ее главную способность – следовать за солнцем. 


   

* “Дом – машина для обитания”. Корбюзье “К архитектуре”, 1923
Фото Anna Kolomiyets и из открытого доступа.
В статье использованы материалы из книги Villa Girasole. © Mendrisio Academy Press. 2006
Accademia di Architettura, Università della Svizzera italiana.
Fondazione Il Girasole - Angelo e Lina Invernizzi

Понравилось, поделитесь



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан