Biennale. Архитектура. Венеция. Giardini


В первой статье от 28 мая мы познакомили вас с темой Архитектурной биеннале Венеции этого года и ее кураторами, Yvonne Farrell и Shelley McNamara из дублинской студии Grafton Architects, написавшими замечательный Манифест как постановку задачи всем участникам. Итак, напоминаем: тема Биеннале-2018 FREESPACE, и в этой части будет обзор по национальным павильонам в Садах – Giardini биеннале.  Назвав в первой части призеров престижного Золотого Льва, Швейцарию и Великобританию (с чем можно не согласиться, но жюри виднее), попробуем двигаться дальше по территории Садов последовательно, просто по карте, от одного национального павильона к другому – показывая и кратко рассказывая/комментируя увиденное. Имена кураторов, чтобы не загромождать текст, намерено не приведены – их можно найти на сайте организаторов Биеннале.


Венесуэла представила в своем павильоне проект CCS - Espacio Rebelde, рассказывающий о кварталах Каракаса, в которых город не является проблемой только урбанистов, проектировщиков, дизайнеров или архитекторов, и также это не вопрос элиты: это процесс инклюзивного развития, коллективного консенсуса и построения… отношений, больше, чем зданий. Вопрос своеобразного договора внутри самого общества... Правда, показалось очень похожим на выставку двухлетней давности на предыдущей архитектурной биеннале.







StationRussia. Так называется проект, представленный в павильоне России (куратор Семен Михайловский).  По идее организаторов павильон превращен в железнодорожную станцию, ведь учитывая огромные расстояния и просторы страны, это элемент исторической важности. Причем как в прошлом, так и сегодня, и в будущем. Пять разделов выставки: The Geography of Free Space – о сети ж.-д. дорог, The Architectural Depot рассказывает об исторических проектах самых известных вокзалов, The Waiting Hall of the Future выдвигает гипотезы развития, с демонстрацией одной из самых динамичных привокзальных площадей Москвы. В нижнем уровне, в крипте, разместилась инсталляция более артистического толка, The Crypt of Memories, с использованием старых ячеек из автоматической камеры хранения, в которых выставлены оригинальные исторические артефакты, где эти “потерянные предметы” рассказывают свои истории (люди постарше помнят этих советских надежных монстров - ячейки камеры хранения). В заключительном разделе Aboard the Free Space, посетители увидят короткий фильм “Семь дней за семь минут” – путешествие поездом из Москвы во Владивосток по заснеженным просторам двух Сибирей.











Япония в своем павильоне приглашает на интерактивную экспозицию Architectural Ethnography, выставку в буквальном смысле слова, потому что стены покрыты рядами картин, репродукций, рисунков, коллажей, инсталляций, развешенных на всю большую высоту зала – всего 42 объекта. Это описание жизни города за последние 20 лет с помощью архитектурного рисунка. К рисункам прилагается серия инструментов как линзы, лестницы, бинокли, с помощью которых можно рассмотреть мельчайшие детали даже на высоко висящих картинах. На входе кураторы в десяти пунктах Инструкции объясняют гостям, как себя вести в павильоне: выбери рисунок, погрузись в него, рассмотри детали, задай себе (или другим) вопрос, порассуждай о смыслах, обсуди с другим зрителем… а когда устанешь, спустись вниз, на “базар Yatai и отдохни. В интенсивном постиндустриальном обществе, каким является японское, все меньше места остается для размеренного общения и рассматривания. Поэтому выставка нацелена на предложение некой “архитектурной этнографии” как новой методологии общественной вовлеченности.










Павильон Кореи дал ответ организаторам выставкой Spectres of the State Avant-garde – Призраки государственного авангарда… исследуя сложную взаимосвязь между архитектурой и государством. Для молодых корейских архитекторов, сформировавшихся в годы военной диктатуры 1960-х годов, под гнетом государства как единственной работающей платформы, заниматься профессией означало идти в ногу с политической системой, чтобы иметь хоть какую-то возможность продвигать свою утопическую программу. Выставка подчеркивает раскол между политической властью и воображением, очевидный парадокс существования авангардной архитектуры на службе государства. Поэтому free space получает здесь политическую окраску.







Choon Choi, Paradise Lost 100 Days of Ennui, Desire, and Privation, 2018 © Choon Choi.




Германия поразила сильным образом “Черной стены”, преграждающей путь зрителю, которая оказывается оригинальным оптическим эффектом, работающим только из одной точки от входа – при всех других положениях зритель обнаруживает, что стена не сплошная, за нею белые дорожки, а на вертикальных стойках-стеллах рассказывается о не построенных или разрушенных стенах, виртуальных и реальных, о разделении и интеграции – Unbuilding Walls название выставки. Интересно, что объединенной Германии исполнилось 28 лет, столько же лет просуществовала Берлинская стена (1961-1989). Симметрия этого исторического момента позволила кураторам задуматься об эволюции бывших приграничных районов со времени падения стены, с конкретными примерами проектов урбанистики и архитектуры. В дополнение в теме двух Германий, команда журналистов посетила различные пограничные районы по всему миру, беря интервью у людей, которые сегодня живут рядом с аналогичными “стенами” – на их основе была создана серия видео под общим названием “Стена мнений”.









Канада в своем реконструированном павильоне рассказала об истории его создания в 1957 году архитектурной группой из Милана BBPR (Banfi, Belgiojoso, Peressutti, Rogers) и этапах недавней реконструкции, которая велась несколько последних лет. Таким образом главным объектом экспозиции под названием UNCEDED: Voices of the Land / Canada Builds/Rebuilds a Pavilion in Venice становится сам павильон и заново смоделированный ландшафт вокруг него в свободном пространстве венецианских Садов.

Павильон Канады в процессе реставрации, весна 2017, National Gallery of Canada, Ottawa. Фото: Francesco Barasciutti


Кураторам павильона Франции, как и кураторам Биеннале, тоже нравится слово пространство, место. Поэтому они дважды повторили его в названии своей выставки: Infinite Places - Building or Making Places? (Бесконечные или незаконченные пространства, как кому нравится интерпретировать название). Бесконечные пространства во французской интерпретации – это история десяти передовых мест в Париже, Марселе, Сен-Дени и более провинциальных городах, которые, отвечая на вызовы современности, пробуют найти новые пути, тестируют новые стратегии и запускают смелые экспериментальные процессы. Это интеграция разбросанных по национальной территории не включенных в планы застройки районов, создание свободных пространств или таких, которые предназначены для коллективного пользования. Эти инициативы, основанные на активном действии, возвращают к вопросу о смысле архитектуры: важно просто строить здания или все-таки пытаться создавать Места? Организаторы приглашают зрителей оставить свои, известные им адреса “бесконечных мест” в мире. А еще отдельный зал, который называется Parole Mots – Слова, посвящен цитатам множества действующих лиц из мира проекта и не только: архитекторов, менеджеров, дизайнеров, театральных деятелей и т.д. Многое хотелось просто записать. Например, несколько отличных фраз:
Мне кажется, это одна из самых важных ролей – у архитектора: уметь направлять и воплощать желания другихAgathe Chiron, дизайнер.

В долгоиграющем проекте все может брутально развалиться. И только отношения, завязавшиеся между различными действующими лицами [процесса], позволяют разрешить эту задачкуJustine Braun, архитектор

Не может инертный и неизменяемый архитектурный объект изменить мир, но то, что с ним могут сделать людиMatthieu Poitevin, архитектор







Фото © Inexibit




Логотип павильона Франции © Jochen Gerner
Чехия со Словакией остались единым целым только в реалиях венецианской Биеннале – в Садах у них один павильон, где в сбитой надписи угадывается старое парное название. В этот раз тут написано UNES-CO, с использованием немного переделанного логотипа Всемирной организации охраны мирового культурного наследия. Этот оригинальный проект интерпретирует тему free space, рассказывая о проблеме исхода-переселения коренных обитателей из городских исторических центров, бегущих от необузданного туризма – на примере двух городов с похожей ситуацией: Чески-Крумлова в Чехии и Венеции, хозяйки биеннале. Организация UNES-CO с временной штаб-квартирой в Садах Венеции содействует возвращению группы таких “нормальных жителей” в исторический центр, предоставляя им бесплатно апартаменты и выделяя вознаграждение, только чтобы они прожили там своей привычной жизнью несколько месяцев, можно выбрать опции: occasional, part-time, full-time normal life. На большом экране сзади стойки рецепции идет вживую real-time проекция с камеры в центре Чески-Крумлова. Цель проекта не только озвучить существующую проблему таких вынужденных free space, “освобожденных” от своих исторических обитателей, но и в том, чтобы предложить конкретное решение, пусть и утопическое.  






Замечательный позитивный и ясный мессидж ждет вас в павильоне Австралии, с проектом Repair, который в этом случае стоит перевести как исправление, починка.  Проект предлагает посмотреть на архитектуру как на фактор сильного экологического, социального, а иногда и культурного ущерба на те места, где она бездумно возводится. Это особенно важно для австралийских архитекторов, которые работают в одном из самых разнородных и экологически чувствительных ландшафтов планеты: в смешении остатков реликтовой растительности, привнесенной “колониальной” культуры и культуры аборигенов. Вместе Baracco + Wright Architects и художница Linda Tegg придумали и создали Grasslands Repair, зеленую растительную инсталляцию, внутри павильона, а над ней помещена другая, технологическая инсталляция Skylight, осветительная установка для поддержания жизни всех собранных травок и цветочков.








В павильоне Уругвая при входе вам вручат газету, рассказывающую о том, что самое большое здание, построенное в 2017 году в этой стране – это… тюрьма, по всем современным нормам и правилам, с применением лучших проектных решений и международного опыта. Проект анализирует существование беспрецедентного free space – свободного пространства в наименее вероятном месте и в тесной связи с его самой острой противоположностью – местом заключения. А суть вот в чем: по иронии, новое здание было возведено недалеко от уже существующей тюрьмы, которую часто называют “тюрьмой-деревней”, потому что там был проведен уникальный эксперимент, и сегодня эту тюрьму можно даже назвать живым и активным поселением, пусть и закрытым, которое имитирует внешний, свободный мир, где есть место для коллективных проектов. Отсюда и название выставки Prison to Prison, an Intimate Story between two Architectures. Это предлог увидеть архитектуру с ее щедрым культурным измерением, дающим неожиданные результаты.

Архивные фото тюремного двора



Павильон Северных стран (Финляндия-Норвегия-Швеция) представил, наверное, одну из самых ярких визуальных инсталляций: Another Generosity. Проект подымает проблему слишком активного воздействия человечества на формирование современного мира. Влияние человеческой деятельности настолько резкое, что изменяет структуру планеты: мы живем в эпоху антропоцентризма. А архитектуру следует рассматривать не только как финальный объект, а как целую серию действий, как процесс, негативное воздействие которого на природу важно уменьшить, перейдя от антропоцентризма к симбиозу существования, или сосуществованию. Вот несколько из многих слоганов этой выставки: “Здание становится одним из организмов экосистемы, обитаемым и используемым людьми”; “Как можно переосмыслить устойчивое развитие и архитектуру не как отдельные категории, но как единый (единственный) подход к архитектуре”; “Каким образом архитектура может сегодня быть целиком заново изобретена, чтобы быть в состоянии разрешить проблемы сегодняшние и завтрашние”. Предложенный впечатляющий визуальный опыт – это иллюстрация, призванная усилить наше осознание окружающего мира, как части нас самих, где в прозрачных сферах (прообразе живой клетки) помещены два основных жизненных элемента планеты – воздух и вода. “Воздух и вода комбинируются, чтобы создать структуру-клетку, видимую и динамическую... Структуру, которая слышит и отвечает”. А тонкая мембрана воссоздает границу между миром природным и миром искусственным, созданным человеком.  








Дания рядом, но отдельно от павильона Северных стран, предложила проект Possible Spaces, где представила четыре проектных случая архитекторов, которые в тесном сотрудничестве выбирают новые пути для решения проблем мобильности, жилого и промышленного строительства и культурной памяти: Транспорт, Жилище, Идентичность, Новые системы. Каждый случай иллюстрирует свой подход к проблемам устойчивого развития, от радикального до постепенного, от технического до эмоционального. Пятый элемент выставки называется BLOX (by OMA), и это центр инноваций и сотрудничества в области архитектуры, недавно открывшийся в Копенгагене (представлен серией видео). Архитектура, считают кураторы, всегда предлагает free space – свободное пространство для воображения: и это реальная возможность конкретизировать наши надежды. Очень эффектное оформление входа в павильон (и выхода)!






Mobility: Virgin Hyperloop One by BIG






Израиль, находясь на пересечении многих культур, дал оригинальную интерпретацию теме free space, рассмотрев ее как пространство личной свободы, толерантности и взаимного уважения разных общностей. In Statu Quo: Structures of Negotiation рассказывает о противоречивой и хрупкой системе сосуществования в священных местах, которые делят между сбой представители различных религий. В геополитическом контексте Святая Земля – это место, где исторически плотно намешаны разные традиции. И хотя многие из этих мест в разное время были ареной ожесточенных боев, благодаря тонкой сети политических переговоров и народной дипломатии, удается добиться соглашений, известных как статус-кво. Выставка Statu Quo выступает в качестве платформы для изучения того, как эти соглашения регулируют и трансформируют местный ландшафт. Это примеры проектов разных авторов возле Стены плача, которые предполагают не только инструментальное использование архитектуры в конфликтных ситуациях, но и использование ее способности стать посредником, почти миротворцем между представителями различных религий. Отдельно стоит сказать о проекции двухканального четырехминутного видео Abraham Abraham Sarah Sarah” (2012, Nira Pereg) о праздновании в Гроте Патриархов / Мечети Ибрагима в Хеброне на Западном берегу, мусульманских и иудейских праздников по очереди, в одних и тех же священных для обоих народов стенах Пещеры патриархов, историческом месте поклонения двух религий.



Conrad S.Schick. Макет Храма Гроба Господня и окрестностей Иерусалима. 1862. Фото Adi Gilad
The Mughrabi Ascent, 2018. Фото Oren Sagiv


Проект, предложенный Майклом Арадом для археологического сада рядом с площадью Западной стены. Courtesy of Michael Arad
Латинская месса в Храме Гроба Господня в Иеерусалиме 2 октября 2017. Фото Ori Orhof

Голландия предложила забавную многослойную и многоголосую пространственную инсталляцию-лабиринт под названием Work, Body, Leisure (People and work in the future). Где за множеством пронумерованных створок – дверок и дверей – скрываются ниши, проемы, комнаты, залы или… глухие стенки. А в открывающихся пространствах вас встречают разные ситуации: спальня Йоко Оно и Джона Леннона (где можно, надев полосатую пижаму, пообщаться на постели с автором Beatriz Colomina), пестрые игровые надувные фигуры-киборги как олицетворение превращения человека в полу-робота в агрессивной и безликой среде; комната отдыха, кусочек сада в интерьере, мини-макеты комнат, предметы быта, рабочие ситуации. Это место свободного творчества work in progress, так как авторы отдельных проектов, непосредственно общаясь с посетителями павильона в течение всей выставки, публикуют результаты своих наблюдений во время и по итогам Архитектурной биеннале этого года.







Соединенные Штаты в своем павильоне предложили интерпретацию темы свободного пространства под названием Dimensions of Citizenship – о гражданской ответственности архитектуры и ее взаимодействии с обществом. Выставка получилась серьезная и одновременно наглядная, интерактивная, и по задумке кураторов должна побудить архитекторов и дизайнеров представить, что значит быть гражданами сегодня (перед лицом длинного ряда глобальных проблем). Для США, как страны эмиграционных потоков, эта тема особо чувствительна: расширение цифровых технологий, геополитических преобразований и транснациональных потоков капитала ставит под вопрос традиционное понимание гражданства. Как архитектура может выразить тему гражданства? Павильон США исследует этот вопрос в семь шагов – в семи масштабах: гражданин, цивилизация, регион, нация, планета, сеть и наконец космос. А предложенные работы архитекторов, ландшафтников, художников и теоретиков изучают и иллюстрируют такие конкретные примеры “пространства гражданства”. Американский проект free space скорее ставит вопросы, а не дает ответы.












Выставка Liberty Bridge – “Мост Свободы. Новые городские горизонты” в павильоне Венгрии в стиле Liberty – это рассказ о замечательной истории “мирной оккупации” жителями Будапешта одного из исторических мостов через Дунай на несколько месяцев в 2016 году, когда мост был закрыт для реконструкции. Спонтанная оккупация превратила мост в место общения, встреч, пикников, занятий йогой прямо на бывших трамвайных путях. Завсегдатаям этого места были большей частью Millenials, молодые люди, рожденные в новом тысячелетии и сформировавшиеся уже после политических изменений 80-90-х годов, с новым свободным менталитетом. Видео, снятые на мосту в тот год, дополняют интервью горожан, с ностальгией рассказывающих свои истории, вязанные с Мостом Свободы, как уникальном спонтанном опыте позитивной и неформальной социализации. В дополнение к этой истории в центральном открытом дворике павильона сооружены леса, по которым можно подняться над его крышей и увидеть Сады биеннале в совершенно новом ракурсе. И вообще, после павильона Британии… готовьте ноги: подъемов, башен и лесов на Архитектурной выставке в этом году много – видимо концепция free space именно так вдохновила многих кураторов: вид на лагуну и Венецию почти с птичьего полета на самом деле дает ощущение свободы.  
   
Budapest Liberty Bridge. Фото: Drone Media Studio. 2016








Финляндия в своем милом маленьком павильоне по проекту легендарного Алвара Аалто увидела free space как пространство свободного доступа к Знаниям, открытое для всех – под названием Mind-building. И конечно, первое и главное, что приходит на ум – это библиотека. Экспозиция посвящена именно архитектуре финских библиотек, как идеального места-инкубатора свободы – места, где можно культивировать интеллектуальную и творческую свободу. Свободное пространство, чтобы учиться, создавать и делиться. Публичная библиотека нашего времени – это некоммерческое общественное пространство, открытое для всех, бесплатное, на благо всех тех, кто его использует. Здесь уместно было бы использовать слоган одного итальянского издательского дома, переигравшего предупреждение о вреде курения, как “Чтение рождает (вызывает) независимость”. Сам же каталог выставки, собственно Книга, стал основой всей экспозиции, раскрытый на отдельных важных страницах общего рассказа. И даже павильон на шесть месяцев биеннале превратился в действующую библиотеку.  






Снаружи павильона Бельгии развешены зеркальные флаги с символом Единой Европы, в которых отражаются деревья Садов, а внутри вас ждет необычный опыт: его залы превращены в некое место собраний, agorà, с несколькими рядами концентрических синих скамей (цвета кресел в зале Евро Парламента), куда все желающие приглашаются к дискуссии о единой Европе, физической и символической столицей которой является Брюссель. Eurotopia – так называется этот проект, и главная его идея – объединенная Европа существует, и находится она в Брюсселе. Но несмотря на то, что европейский квартал в бельгийской столице является основной территорией ЕС, он все же мало способствует коллективной европейской идентичности. Исполняя роль хозяйки сообщества под названием Европа, Бельгия в своем павильоне приглашаем к публичной дискуссии и поиску новых стимулов для политической приверженности европейских граждан к продолжению строительства Европы как политического идеала, а не утопии. Брошюра Voyage en Eurotopie прилагается (и не забудьте разуться, входя в Храм Eurotopia). Под девизом “Inspire strong feeling of being European”.






Испания в своем павильоне предложила позитивную и конструктивную выставку под названием becoming – становление. Испанцы, обладая сильной архитектурной Школой и имея множество гениально реализованных проектов, могут не искать фигуральных образов для своей экспозиции, а поэтому раскрывают тему free space на конкретной архитектуре – в проектах молодого поколения, когда сами залы исторического павильона по проекту 1952 года (арх. Vaquero Palacios) становятся свободной площадкой, на которой молодые проектировщики, по сути студенты, рассказывают со стен свое видения будущего мира и о роли в нем архитектуры (всего 400 проектов). А путеводной нитью здесь являются 55 ключевых слов, прилагательных, выбранных кураторами, которые дают общее направление мысли зрителя, среди которых: политический, социальный, космополитичный, гибридный, игровой, магический, неуверенный, коллективный, женский, мужской, аффективный, синхронизированный, образцовый… и все это о Проекте. А еще в импровизированном саду сзади павильона каждый может посадить-посеять семена из приготовленной компостной “конфеты” seedball, внеся таким образом свой маленький экологический вклад в создание (вне)временного сада – el jardin (in)temporal. И хоть Золотого льва, как в прошлый раз, испанцам не досталось (а жаль), от посещения этого павильона остается самое позитивное и цельное впечатление. Обязательно загляните на сайт этой выставки – это отдельный шедевр web-дизайна.












Как персидская Шахерезада, прерву здесь рассказ о национальных павильонах, перед тем, как перейти по мосту через канал, в другую часть Садов, где нас ждет еще десяток интересных проектов. Продолжение обзора по национальным павильонам в Giardini следует…


На первой и заключительной фотографии: так называемая “двойная колонна” Grapevine немецко-американского архитектора ХХ века Konrad Wachsmann перед зданием Центрального павильона La BiennaleВ статье использованы материалы La Biennale di Venezia, фото © Courtesy La Biennale di Venezia, Anna Kolomiyets, с сайтов национальных павильонов или указано по месту.

Понравилось, поделитесь

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni 2018. Зачем ехать в апреле в Милан