Biennale. Архитектура. Arsenale-Corderie


Арсенал Венеции – такое же важное место Архитектурной биеннале, как и Сады, откуда она начиналась. Это продолжение международной выставки, где кроме приглашенных известных мировых архитекторов еще много стран-участниц предлагают свою интерпретацию темы этого года, предложенной кураторами - FREESPACE. Исторически в этой самой дальней от terraferma* части города находились верфи и доки, плюс Арсенал, где во времена наивысшего расцвета Светлейшей венецианской республики* на строительстве каравелл трудилось ежедневно до двух тысяч человек, и выпускалось в среднем по одному готовому кораблю в день (!), залог несметного богатства Венеции. 


В 1980 году этот комплекс зданий после реставрации был отдан Организации Биеннале, как раз по случаю Первой архитектурной выставки, куратором которой стал известный итальянский архитектор Paolo Portoghese. Сегодня проходит уже шестнадцатая. За 38 лет к бесконечно длинному зданию CorderieКанатной в пользование биеннале добавились собственно Арсенал, Оружейные залы, Пушечная, бывшие угольные склады и хранилища древесины для судов, литейная, сад delle Vergini и еще целая серия зданий, большей частью построенных в XVI веке. А сегодня здесь разворачивается самый известный в мире форум Архитектуры, о котором продолжим наш рассказ. Начало обзора смотрите в нашем блоге от 28 мая, 6 июня и 18 июня.

Начинается выставка в Арсенале с Кордерий - Corderie, здания длиной 317 х 21 метр, и впечатляющей высотой больше 12 метров, где как в храме, два ряда красных кирпичных колонн метрового диаметра делят все это длинное пространство на три части, как на три нефа. В этом году приглашенные кураторы из Дублина Фаррелл и МакНамара впервые решили оставить незакрытыми окна, обыграв еще и так тему free space, предложенную ими для биеннале-2018. Эффект получился необычным, и уж точно неожиданным для привычных посетителей венецианской выставки, зато такой ход помог сконцентрировать внимание на самих объектах, а не на визуальных эффектах в темноте, чем иногда грешили некоторые из предыдущих экспозиций.


Единственный темный зал как раз входной, где, пройдя через завесу из канатов – напоминание о первой сущности этого места (Кордерия – Канатная) – вы попадаете в пространство, где на стены сплошной лентой идет проекция из истории Венеции, дань хозяйке мероприятия. А дальше уже посетителей ждет Праздник архитектуры – проекты отдельных участников, а затем и стран. Все их показать невозможно, иначе этот обзор станет копией каталога. Но самые интересные и яркие попробуем представить. 



***
Níall McLaughlin Architects (London, UK). Динамический макет с разными архитектурными объемами, с призывом не отделять структуру объема от сути проекта, его назначения, будущего использования, когда архитектура принимает, направляет, помогает тем, для кого она задумана. 
V


Diller Scofidio + Renfro (New YorkUSA). Макет “башни” нового реализованного здания факультета медицины The Roy and Diana Vagelos Education Ceter, Columbia University of New York. 
V

Case Design (Mumbai, India). Макет, фрагмент в натуральную величину и отельные предметы мебели Avasara Academy, женской школы ремесел в Индии, где предусмотрены общие пространства для учебы, а также для приемов, общения, уединения, чтения, игр, ритуалов, перформансов. Сейчас в процессе строительства.
V





Paredes Pedrosa Arquitectos (Madrid, Spain). Студия решила раскрыть тему free space, представив серию макетов-разрезов, поскольку разрез является одним из главных инструментов, выявляющих пространственную структуру здания, когда важнее внешних объемов оказывается “пустота”, или собственно то пространство, которое используется – ради которого архитектура и создается.
V






Alison Brooks Architects (London, UK). Студия дала ответ на тему free space, предложив яркий визуальный проект ReCasting, имитирующий критические свободные пространства жилища, в виде четырех “тотемов” жилья, выполненных в натуральном дереве: Порог, Угол, Коридор, Крыша. Каждый тотем предлагает особый пространственный, эмоциональный и чувственный опыт, используя специфические качества света и объема, а также зеркальные поверхности, органические объемы и иллюзорные перспективы.
V







Tezuka Architects (Tokyo, Japan). Макет и фото Fuji Kindergarted в Японии, награжденного в 2017 году Moriyama RAIC International Prize, овальное здание с садом на крыше – само воплощение free space, где свободными себя чувствуют и дети, и взрослые. После этого, архитекторами были спроектированы аналогичные детские сады в разных странах мира, в том числе в Новой Зеландии, на месте другого, разрушенного землетрясением.
V




Weiss/Manfredi (New York, USA). Lines of Movement – так зовется проект нью-йоркской студии Marion Weiss & Micheal Manfredi, показывающий в серии макетов проектов, от древности до сегодняшнего дня, включая проекты самой студии, как предложенные решения связывают инфраструктуру с природой, чтобы дать форму новой архитектуре для общественного использования. 
V


Antoni GaudiPark Güell, 1900-26, Барселона, Испания, М 1:200
King Agrasen (Unconfirmed). Agrasen ki BaoliXIV век, Нью-Дели, Индия, М 1:100
Shah Abbas IIKhaju Bridge, около 1850, Исфахан, Иран, М 1:360
Jože PlečnikRiver Walk, 1939-32, Любляна, Словения, М 1:180
Weis/Manfredi. Seattle Art Museum: Olympic Sculpture Park. 2007



Rafael Moneo, Arquitecto (Madrid, Spain). Проект Муниципалитета города Murcia и историческая площадь.  Цитируя Лорена Бодена, архитектура – “это машина, чтобы замедлить время”, предложение Монео с фото площади на вертикальном панно и его гравюрой на горизонтальном имеет простой и ясный посыл: когда архитектура качественная, мы о ней забываем, как о данности, как о чем-то всегда существовавшем – таков ответ известного испанского архитектора на тему free space.
V

Hall McKnight (Belfast & London, UK). Оригинальный способ выбрали Alastair Hall и Ian McKnight, чтобы представить свои новые проект для организации площади Vartov вокруг Муниципалитета в Копенгагене, для резиденции в Гринвиче, университетского кампуса в Вашингтоне и других – в духе главного мирового сказочника Ганса Христиана Андерсена, на основе одной из сказок которого и строится метафора всей презентации. Макеты отражены в зеркалах, помещенным под углом 45, так что зритель как будто погружается в пространство проекта.
V






Sauerbruch Hutton (Berlin, Germany). Oxymoron – оригинальная яркая инсталляция немецкой студии, в которой архитекторы Matthias Sauerbruch, Louisa Hutton и Juan Lucas Young рассказывают о своем проекте M9 – Museum District для Мэстре под Венецией (2010-2017). Комплекс М9 – яркий пример free space, общественное пространство в ткани города для культурной, социальной и коммерческой деятельности. Известные смелым использованием цвета в своих проектах, архитекторы превратили и эту инсталляцию в яркий карнавальный костюм, транспарант, маску Teatro dellArte – как дань хозяйке биеннале Венеции.
V



Talli Architecture and Design (Helsinki, Finland). Tila новый тип open building, предлагаемый студией как жилье будущего для финских городов – жилье, которое может быть максимально персонализировано под потребности его обитателей. Рационализм и гибкость пространственного решения, площади 50 и 102 квадратных метра, потолки 5 метров, большие окна на юг, несущая бетонная структура на виду, входная галерея и коммуникации с севера, и полная свобода как делить на комнаты, так и сохранить единое цельное пространство жилья. Инсталляция повторяет в натуральную величину пропорции существующего здания.
V



DnA_Design and Architecture (Beijing, China). The Songyang story – невероятная подборка из семи (вероятно) самых необычных представленных в Венеции проектов в семи городках китайской провинции Чжецзян. Молодая китайская архитектор Xu Tiantian привезла на биеннале проекты чайного зала, бамбукового театра под открытым небом, реконструкции пешеходного моста, фабрики тростникового сахара, музея традиции покраски тканей Hakka, центра досуга. Разнообразие и высокое качество всех проектов и степень их соответствия месту поражает – возможно это будущая женщина-призер Премии Притцкера? Запомните это имя.
V












Francesca Torzo Architetto (Генуя, Италия). Расширение Z33, House for contemporary art в Hasselt, Бельгия. Генуэзская архитектор не только придумала оригинальный способ подачи макета своего проекта на биеннале – из цветных ниток – но и каждый раз с маниакальным тщанием придумывает, как улучшить или пересмотреть традиционные материалы, даже банальный цемент, в эстетическом ключе. Например, формует из цемента с добавлением пигментов коллекцию оригинальных кирпичей, которые становятся “лицом” ее проекта. Здесь же кроме макета и предметов “атмосферы”, населяющих реальное пространство здания, выставлены в натуральную величину образцы стенок из центра A33.







Flores & Prats (Barcelona, Spain). Liquid light. Проект нового театра Sala Beckett в уже существующем здании в Барселоне, бывшем Рабочем кооперативе 1924 года. После почти трех десятилетий забвения и руины, архитекторы обнаружили дыры в потолке, но не закрыли их, а наоборот открыли, “впустив” свет туда, где его никогда не было. Здание с новым световым фонарем получило совершенно новый образ. В зале Кордерий Eva Prats и Ricardo Flores воспроизвели в натуральную величину фрагмент free space барселонской Sala Beckett, только свет здесь льется венецианский.   
V







Eduardo Souto de Moura - Arquitectos (Porto, Portugal). Vol De Jour. Реставрация и реконструкция бывшей фермы fattoria в гостиницу в португальской провинции Alentejo, которую автор описал как Вселенную в миниатюре, урбанистическую иерархию с улицами, площадями, дворами, постройками. Замечательна фраза de Moura: “Лучший способ сохранения наследия – это дать ему новую жизнь, использовать его. Только будничная жизнь трансформирует его во что-то другое, признавая за ним статус наследия”. Так вот именно эта простая экспозиция в виде двух больших фото получила Leone d'Oro как лучший участник на 16-й выставке FREESPACE, с таким определением: “за точность приближения двух аэрофотоснимков, выявляя существенную взаимосвязь между архитектурой, временем и местом. “Свободное пространство” проявляется без необходимости [громкого] объявления, с ясностью и простотой”. Поздравляем архитектора!

Estudio Carme Pinós (Barcelona, Spain). CUBE Office Tower в Гвадалахаре, Мексика. В мире существует много построенных небоскребов, но представленный испанкой Pinós в Венеции во многом уникален, как по своей “тройственной” структуре, так и благодаря множеству изобретательных проектных и конструктивных находок, использованию натурального дерева на фасадах, криволинейными лестницами и скульптурным пандусами для машин, щедрым free space, общим пространствам внутри здания. Сама архитектор сказала о своем метода: “Я много занимаюсь тем, чтобы придать архитектуре ценность поэзии. Я намеренно развиваю сюжет до предела, не обесценивая при этом те маленькие истории, которые архитектурные пространства могут генерировать”.
V









Álvaro Siza (Porto, Portugal). Evasão. Бегство – так с долей иронии назвал известный португальский архитектор свою инсталляцию, на грани между скульптурой и структурой, по мнению кураторов одну из самых поэтических на биеннале, сам он написал так: “напряжение и баланс между двумя цилиндрами, верхушки которых не входят в контакт с потолком… Скамейка и стена растворяются в пространстве, в то же время создавая МЕСТО... Безмятежность и тревога. Желание бегства, зашифрованное в скульптуре”.
V
Фото Andrea Avezzù


Laura Peretti Architects (Рим, Италия). Rigenerare Corviale. The Crossing. 4 декабря 2015 года проект регенерации жилого комплекса под Римом Corviale, предложенный Лаурой Перетти победил в международном конкурсе. Здесь архитектор с замечательной артистической подачей рассказывает о путях возрождения проблемной мегаструктуры 1980-х годов, длиной 960 метров, в 11 этажей, 6 секций на 7000 жильцов – заново создавая рекреационные зоны, валы, дорожки и дороги, рампы, биозоны и зеленые острова. Пересматривая сам архитектурный объем не как стену или преграду среди римских полей, а скорее, как фильтр или акведук. Именно благодаря своим огромным размерам комплекс Corviale дарит прекрасную возможность нового использования его свободных пространств, free space с большим потенциалом, точно в соответствии с темой биеннале – когда Пейзаж становится клиентом.
V
Фото Irene Fanizza





Предложение по использованию произведений итальянского художника Mimmo Palladino при оформлении открытых площадок


Peter Rich Architects (Johannesburg, South Africa). Landscape Architecture / Architecture landscape. Эта инсталляция представляет рисунки Питера Рича, для которого думать и проектировать с карандашом в руке – как дышать. С уважением к месту, к земле, к ее культуре, в синтонии с ее историей – как будто проекты выросли из нее сами: “Архитектура как пейзаж, пейзаж как архитектура”.  “Рисовать – это часть моего поиска, пути, которому следую”.
V





Toyo Ito & Associates, ­ Architects (Tokyo, Japan). Virtual Nature. Здесь мы отдохнули, в этом free space от чудесного японца Тойо Ито).
V


Фото Irene Fanizza

Vector Architects (Beijing, China). Connecting Vessel. Пекинская студия Vector Architects соорудила в Кордериях Биеннале гигантский стальной каркас как переосмысление собственного известного проекта Seashore Library в Бейдайхе в китайской провинции Хебей, получившего название “самой одинокой библиотеки в Китае”. Представленная в Арсенале инсталляция под названием Connecting Vessel – Соединительный сосуд – это дань одного города у моря другому, Венеции, как лодка, связывающая два морских побережья, два часовых пояса, два пространства, две группы людей и две культуры. К тому же бесспорным остается факт, что библиотека как институт является одним из самых важных свобод в нашем обществе, классическим free space. (Если не знакомы с проектами этой студии, обязательно поищите – не пожалеете!)
V





Здесь и ниже фото Andrea Avezzù


de Blacam and Meagher Architects (Dublin, Ireland; Ibiza, Spain). Freespace circle. Посвящение картине Джентиле Беллини “Процессия на площади Сан Марко”. Вместе с художницей Alice Hanratti архитекторы создали рисунки сангиной в “манере Беллини”, изображающие площадь в окружении нескольких самых известных их проектов как Institute of Technology в городе Cork. “Мы считаем, что понятие FREESPACE неизмеримо в архитектуре. Считаем, что архитектура есть создание пространств. Первым пространством города является площадь”.
V
Фото Irene Fanizza



Gumuchdjian Architects (London, UK). Tread lightly. Предложение архитекторов – это Transcaucasian Trail, альтернативный туристический маршрут длиной 750 километров, пересекающий с севера на юг всю Армению, “культурный меандр”, по их собственному определению, или “легкий архитектурный манифест с амбициозными намерениями”. В сотрудничестве с известным пешим путешественником они создали серию общественных площадок и пространств в качестве катализаторов интереса к этой местности, особенно у молодежи, в сотрудничестве с местными жителями, с архитекторами, художниками, писателями, музыкантами, поварами. Создан маршрут, чтобы вдохновлять, регенерировать, знакомить – как медитативный, чувственный и социальный опыт. Настоящий free space – “индустриальному” туризму вход запрещен!
V





Jensen & Skodvin Arkitekter AS (Oslo, Norway). Protective Roof over Moya Spring Water Source. Проект для Шанхая, обыкновенный пункт отдыха вокруг источника архитекторы превратили в великолепную мозаику из пейзажа, архитектуры и инженерии. Сложность конфигурации была определена самим ручьем, сложность реализации – расположением реликтовых деревьев и запретом на использование современной строительной техники. По словам авторов, они давно мечтали о такой задаче: соединить две изначально антагонистические сущности, природу и искусственные элементы, в единую гармонию. Итог – рафинированная архитектура в соответствии с темой Биеннале free space, и как часть Манифеста: когда заказчиком становится Планета.
V






O'Donnell + Tuomey (Dublin, Ireland). Folding Landscape. East and West. Оригинальная пространственная инсталляция ирландской студии соединила в себе два проекта, основываясь на их родственных и противоположных сторонах: один в приморском селении Roundston, в Ирландии – макет небольшого здания в масштабе 1:2, другой – Opera City в Шанхае в масштабе 1:10. Общее у них, что оба здания находятся у воды. Центральная лестница инсталляции расходится на две: одна ведет направо, на Запад, к проекту в Ирландии, залу для торжеств в Раундстоне, другая – налево, на Восток, к фрагменту разреза шанхайского Оперного театра. Восток встречается с Западом (замечательны и акварели, дополняющие чертежи).
V






Benedetta Tagliabue - Miralles Tagliabue EMBT (Barcelona, Spain, Shanghai, China). Weaving Architecture. На Биеннале итальянская архитектор, с 2000 года руководящая студией мужа в Барселоне, предложила фрагмент своего проекта для новой станции метро Clichy - Montfermeil на периферии Парижа. Техника ручного плетения и яркие краски дают новую жизнь городской периферии, часто далекой от понятия FREESPACE, обычно безликой. Такие жесты очеловечивают ее, дают новое звучание еще вчера серым и монотонным кварталам. В этом и состоит одна из важных ролей архитектуры. На выставке к инсталляции добавлена еще площадка для общения, обмена мнениями, социализации – free space для всех.
V







Rozana Montiel Estudio de Arquitectura (Mexico City, Mexico). Stand ground. Очень разноплановая мексиканская архитектор с одинаковой скрупулезностью относится к эскизам и к готовым чертежам, к предварительному анализу и деталям реализации, к социальной роли архитектуры – к трансформации стен в общие границы. “Как мы выразим и донесем мысль о необходимости красоты, как инструмента для создания современного города? Красота – это не роскошь, а служебная задача первой необходимости”. Для Биеннале автор представила визионерскую инсталляцию – она попробовала виртуально положить внутрь фрагмент стены Кордерий, пустив в интерьер жизнь снаружи, с канала, на который здание выходят окнами, на полную используя фантастические, сказочные возможности архитектуры – освобождая пространство, делая его free space. На световой экран идет проекция real time с камеры, установленной снаружи на канале. Дополняют инсталляцию игровой рассказ-комикс в виде множества posi-it с рисунками автора на архитектурно-социальную тематику, чередующимися с ее проектами.
V





Inês Lobo, Arquitectos (Lisbon, Portugal). A bench for a hundred people. Португальская архитектор представила в Венеции проект перепланировки Piazzale Marconi в Бергамо. Архитектор рассказала, что задача ей показалась сначала странной – решить по-новому историческую площадь города, которой 100 лет не могли найти применения. Бесконечная лавка, обегающая по сложной кривой круглую площадь со старинным фонтаном в центре, клумбы с ароматическими травами, окружающие восемь старых вишневых деревьев дали пространству новую энергию. “Площадь, которая стала скамейкой, скамейка, которая стала контейнером для растений, но что еще важнее – сиденьем, которое объединило людей, a bench for a hundred people”.
V
Фото Irene Fanizza




John Wardle Architects (Melbourne, Australia). Somewhere other. И действительно – что-то такое “другое”, что притягивает множество посетителей Биеннале. Оригинальная конструкция в духе проектов Леонардо, которую предложила австралийская студия, немного играет на том, что в Южном полушарии “все перевернуто с ног на голову” – здесь в смысле, что восприятие мира очень зависит от того, в каком месте планеты вы находитесь. Студия соорудила серию гигантских трехмерных линз, чтобы попытаться описать мир со своей точки зрения: используя свет, проекции, ремесленное мастерство столяров, архитектурные элементы как рамы и порталы… и чувство юмора. “Наша инсталляция – это портал, или изысканное окно, откалиброванный инструмент, длинная линза между Венецией и Австралией”. Видеопроекции внутри “линзы” развивает идею студии, что эстетические ценности не имеют масштаба: когда большое может превратиться в личное, интимное, а маленькое может стать урбанистическим, коллективным.
V







Kazuyo Sejima + Ryue Nishizawa / SANAA (Tokyo, Japan). Guruguru. Такое трогательное имя, как будто звуки, издаваемые младенцем, дали своему проекту японские архитекторы. “Мы вообразили инсталляцию, которая позволила бы посетителям воспринимать пространство по-разному”. Это прозрачная (призрачная), почти невидимая спираль из нескольких концентрических слоев акриловых панелей, расположенных близко друг к другу. Она в качестве ответа на тему free space едва имеет "тело", обеспечивая альтернативу объему и весу окружающего мира. Пространство - окна Кордерий, колонны выглыдят искаженным в отражениях. И сами зрители меняются, когда обходят конструкцию, меняется и она как хамелеон – в зависимости от времени дня, света и присутствия других людей. Kazuyo Sejima, Премия Притцкера 2010 и сама бывшая куратором Биеннале в 2012 году, достойно вернулась в Венецию с этим легким и поэтичным проектом.





andramatin (Jakarta, Indonesia). Elevation. Инсталляция индонезийского архитектора Andra Matin, украсила собой Кордерии – это замечательный пример использования локальных материалов и традиционных техник для строительства новой архитектуры: фрагмент с “плетеными” стенами и оригинальными платформами elevation, типичными для построек в Индонезии и связанными с местными климатическими особенностями, воспроизводит часть реального жилого дома по проекту архитектора, с использованием самых доступных местных материалов. Жюри биеннале отметило этот изысканный проект особой номинацией – Special mention, потому что он “предлагает комплексную картину, приглашающую к размышлениям о материалах и формах традиционных народных построек”.
V









Matharoo Associates (Ahmedabad, India). Notion of motion. Одна из задач архитектора – как освободить структуру от своего “веса”, без ущерба пространству, которое она формирует, ради которого архитектура и создается? В своей серьезно-игровой инсталляции студия образно воспроизводит один из своих проектов жилья для индийского квартала с интенсивной застройкой, используя не очень дорогие приспособления и материалы. Почти полное отсутствие возможности создания закрытых, камерных пространств, была предложена серия закрытых двориков под открытым небом и техники, которые позволили визуально увеличить пространства: объемы и поверхности входят один в другой, создавая своеобразный continuum, без четкого начала и конца. На биеннале эта идея представлена как структура, открывающая и закрывающая пространства, как игра, приглашающая ко взаимодействию.   



Dorte Mandrup A / S (Copenhagen, Denmark). Conditions Icefiord Centre, Ilulissat, Greedland. Такое длинное название у одного из самых ярких по своей поэтике и визуальной подаче проектов. Это станция для Icefiord в Гренландии, места, провозглашенного наследием UNESCO, где архитектура, как и люди, “обязана” адаптироваться к суровым условиям заполярного круга. Инсталляция образно воспроизводит условия крайнего Севера, с его странным светом, в зените во время полярного лета, отсутствующим во время полярной ночи, со звуками ломающегося льда во фьордах. По комментарию архитекторов, “большую часть года заснеженные равнины кажутся неопределенным белым пространством, с неясными границами. Пропорции и расстояния становятся почти абстрактными”. Можно только представить сложность для архитектора – не только техническую, но и образную, проектировать для такого экстремального места. Символически эта архитектура воспроизводит встречу местного народа Inuit и выходцев с европейского континента Norsemen, пращуров современных норвежцев, примерно на рубеже XIII века. Реальный проект жилого комплекса сейчас в процессе возведения. 
V








Studio Anna Heringer (Laufen, Germany). This s not a shirt, this is Playgroud. Анна Херингер отвечает при UNESCO за проект Earthen Architecture. Для того, чтобы рассказать о своем опыте создания в селении Rudrapur в Бангладеш кооператива Didi Textiles, автор создала выразительную инсталляцию в виде золотого зеркального куба примерно 2х2х2 метра, внутри которого история продолжается. Небольшие селениях – места спокойные, дающие ощущение защищенности, а по задумке автора – сегодня дающие еще и работу. А значит жители не должны покидать свои родные места и ехать на текстильные производства в города. В контрасте с этой идиллической и пестрой инсталляцией внутри куба выгорожена маленькая темная комнатушка, с оклеенными газетами стенами – именно такую удается снимать работницам, уезжающим в город в поисках работы, иногда деля такую с соседкой. Так что идея автора – создать пространства и условия, чтобы жители хуторов имели работу “дома”. Ведь архитектура не может быть вне общества, вне социальных аспектов – и это главный мессидж проекта.
V






Studio Gang (Chicago, New York and San Francisco, USA). Arcus Center for Social Justice leadership. Это первый в мире Центр, настоящий free space, задача которого – формирование и поддержка фигур-лидеров в различных движениях за права людей и социальную справедливость. Предложенный фрагмент криволинейной стены в интересной технике с использованием деревянных бревен – не только образец возрожденной традиции, но и пример совместного строительства самими участниками центра, о чем и видео, сопровождающее проект. “Переплетая архаичное и современное”, инновационный дизайн здания в сочетании с традиционной техникой прошлого, архитектура Arcus Center помогает соединить время и людей – в настоящем free space, согласно теме Биеннале. В Венеции представлен фрагмент криволинейной стены Центра, также приглашающий к общению.
V









Продолжение обзора в Arsenale – следует… держитесь)

* Terraferma - континент, так в островной Венеции назывались земли по другую сторону лагуны.
* Светлейшая венецианская республика - название государства со столицей в Венеции с конца VII века по 1797 г.

Все цитаты по материалам la Biennale dell'Architettura. В статье использованы материалы La Biennale di Venezia и с сайтов студий-участниц, а также предоставленные во время вернисажа-открытия выставки. Фото © Courtesy La Biennale di Venezia, Anna Kolomiyets или указаны по месту. 

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан