Casa Matilda. Будьте как дома
Можно долго
говорить и спорить о том, что винтаж надоел, что это “прошедшее время”, что насобирать
достойных старых вещей и гармонично скомпоновать их в помещении – для этого не
надо быть архитектором, достаточно обладать вкусом, и так далее… И да, и нет:
потому что все зависит от места, его назначения и цели существования, то есть
функционирования – примеров более или менее удачных много. Наш рассказ о новом
миланском заведении с ярким характером vintage в одном
из романтических кварталов города Навильи, с не ожидаемыми в Милане каналами,
большая часть которых – но не все – была засыпана еще в 30-е годы прошлого века;
и разговоры об их восстановлении периодически то вспыхивают, то угасают на
миланских форумах. На одном таком, сохранившемся канале Навильо Павезе и
находится ресторан с домашним именем Casa Matilda,
о котором дальше наш рассказ.
Немного истории
Кто не знает
– naviglio это специфическое название миланских
искусственных каналов с системой шлюзов, спроектированных еще в XV веке гением Леонардо да
Винчи,
когда он состоял на службе у герцога Лодовико Моро ди Сфорца. Здесь выше рисунок Леонардо с планом Милана, вверху хорошо видны каналы-навильи и Собор в центре, ниже перспектива города с существующими и воображаемыми зданиями – это страница 199 из Codice Atlantico (около 1507-1510), хранящегося в миланской Veneranda Biblioteca Pinacoteca Ambrosiana. Каналы использовались в основном для доставки мраморных блоков и других материалов на строительство
Дуомо, главного городского собора. Они столетиями служили транспортными артериями Милана, радиусами расходясь от центральной соборной площади, с
обводным-окружным каналом и Дарсеной – большим портом-причалом. Сегодня сложно и
удивительно представить, но каких-то 80-90 лет назад Милан по праву называли
ломбардской Венецией… Сейчас кроме Дарсены сохранилось несколько не засыпанных
фрагментов и три канала: самый знаменитый Grande, популярное тусовочное и туристическое место, где организовывают блошиные рынки и проходят соревнования по сапбордингу, потом Martesana,
называемый еще Piccolo и третий Pavese.
И пусть навильо Павезе не самый
известный и не самый респектабельный, но тихая текущая вода всегда придавала
шарм любому, даже самому урбанистическому пейзажу, а выходящим на канал домам с
замысловатой конфигурацией планов близость воды позволяла казаться почти
палаццо.
Немного предыстории
Мода на
кафе, рестораны, бистро с ярко выраженным характером “как дома” заново родилась
несколько лет назад, и не удивительно, что возродилась она в больших мегаполисах. От традиции rustico (домашней,
провинциальной) ее отличал менее импровизированный характер интерьеров, потому
что делали эти проекты большей частью профессиональные архитектурные студии в
плотном тандеме с хозяевами. Объяснений появления этого феномена несколько.
Первый из них – недостаток времени для общения в городской суматохе, желание
именно домашнего уюта, пусть даже во время короткого обеденного перерыва. Так
стали появляться бистро типа “casa mia” – мой дом, где клиентам, кроме
обеда, аперитива и ужина в уютном помещении с домашними элементами оформления могли
предоставляться и другие дополнительные услуги, как например, “домашняя библиотека”,
“бабушкин торт” под заказ, возможность купить и унести с собой какой-то
понравившийся аксессуар. Другой довод в пользу роста популярности такого типа заведений,
чаще тех, что были небольшой площади – это возможность заказать весь зал только под
свою компанию, если собственный дом оказался маленьким, чтобы вместить всех
друзей. Интересно, что такая типология распространилась и на отели (не b&b),
где часто breakfast room стал оформляться в виде домашней
кухни не с традиционным “шведским столом”, а с порционными блюдами. Опций
много, главный довод один – желание, потребность в Доме, которого обитателю или
гостю большого города в современных каменных джунглях часто так недостает. Так
что с форматом определились. Вернемся на миланские каналы навильи.
Дом Матильды на канале Павезе
Дизайн
интерьеров в “Casa Matilda” можно
сравнить с профессиональной раскадровкой кинорежиссера, где разные, но
родственные стили сменяются, как наплывающие воспоминания: цвета, обои, шторы, мебель,
предметы, даже звуки определяют сильную эмоциональную составляющую заведения. И
точно как в живом настоящем доме, здесь неизбежны перестановки – они тут никогда
не заканчиваются, не радикальные, но ощутимые – временем, необходимостью или
случаем вызванные. Что-то будет добавлено, что-то заменено, что-то подарят посетившие
гости-друзья – такая же “бесконечная история” как и в жизни настоящего дома.
По желанию
хозяина Filippo Tota и по
проекту известного итальянского дизайнера Fabio
Rotella архитектура этого места напоминает атмосферу классического средиземноморского
дома (такая же и кухня). Попробуем и мы выучить немного названий помещений традиционного
итальянского жилища, и так проследим пространственное развитие и зонирование всего
проекта.
Вход – ingresso – здесь гостю предложат
завтрак и аперитив или просто чашечку эспрессо на бегу: тут вокруг большой П-образной барной
стойки кожаная мебель, диван и кресла теплого янтарного оттенка, низкие
журнальные столики и стенка-стеллаж с книгами. Входные двери в теплый сезон
здесь всегда нараспашку как часто это бывает на юге Италии, когда каждый
прохожий может бросить беглый взгляд внутрь и безобидно подсмотреть за жизнью
семьи.
В следующем
пространстве, салоне – salotto – как в любом приличном итальянском доме,
можно после ужина послушать музыку и заодно принять aperitivo или digestivo – горькую настойку, которой итальянцы обычно заканчивают трапезу.
Учитывая, что одна из предыдущих профессий хозяина заведения Филиппо это DJ, раз в неделю по вторникам после девяти часов гостям предлагаются на
самом деле звездные вечеринки Ipse Mixit в сопровождении самых известных диджеев
Италии, а иногда и авторов-исполнителей, друзей молодости хозяина. Для таких
моментов в этом зале задумана специальная небольшая DJ-station с продвинутой аудиосистемой профессиональной
американской марки Sonance. Качеству шумопонижения и акустики
хозяева, как гурманы звука, зная повышенную разговорчивость итальянцев после
бокала вина, уделили здесь особое внимание – специальный акустический потолок позволяет наслаждаться
качеством звучания во время музыкальных вечеров, а разговоры гостей “на повышенных
тонах” не создают какофонию.
![]() |
Черно-белая плитка cementina, синие шторы и светильник "Casa Matlda", созданный Mimmo Rotella специально для ресторана (GSC Lighting) |
![]() |
Ipse Mixit - музыкальные вечера по вторникам всегда зажигательные. Время от времени и в сопровождении live painting |
![]() |
Большой "Бабушкин буфет" в главном зале с соленьями и вареньями растрогает любого |
![]() |
Обилие живых растений - тоже как дома |
![]() |
В основном зале ресторана обои с ретро-рисунком в виде камей (логотип заведения) и печь для пиццы и фоккаччи перед входом в кухню |
![]() |
Забавные обои-шторы и хозяин заведения Filippo Tota, всегда присутствующий в зале |
![]() |
Оригинальный “парный” туалет с розово-голубыми обоями от Bitossi Home и выпуклыми зеркалами как на полотнах Вермеера заставит вас улыбнуться |
Проект
освещения был выполнен Фабио Ротелла совместно с GSC Lighting, с использованием нескольких моделей подвесных светильников
основной коллекции бренда, кроме того по дизайну архитектора специально для
заведения была создана потолочная декоративная модель “Casa Matilda”, ставшая ярким декоративным элементом проекта.
![]() |
Винтажная
посуда, столовые приборы и граненые бокалы на тяжелой ножке создают уникальную mise en place – с французского -
|
И что совершенно нельзя обойти вниманием, то, что делает любой дом домом – помимо всех перечисленных элементов – это конечно большое количество зелени, в вазах, кадушках, горшках; это пальмы, фикусы, неприхотливый циссус, спускающийся по барной стойке, плющ, драцена, гибискус, пеларгония. Все по “бабушкиному списку”.
Посетив Дом
Матильды уютный и радушный (загадка имени не была раскрыта музыкальным хозяином
Филиппо), подумалось, что рано все-таки списывать винтажный стиль – до его
заката кажется еще очень и очень далеко… как никогда не может закончится Дом.
По
материалам Studio Rotella, предоставленным
рестораном Casa Matilda, Facebook Casa Matilda и
лично Filippo
Tota. Фото Геннадий Мартынов, Anna Kolomiyets, предоставлены рестораном “Casa Matilda”,
из открытого доступа.
Понравилось, поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий