Casa Matilda. Будьте как дома


Можно долго говорить и спорить о том, что винтаж надоел, что это “прошедшее время”, что насобирать достойных старых вещей и гармонично скомпоновать их в помещении – для этого не надо быть архитектором, достаточно обладать вкусом, и так далее… И да, и нет: потому что все зависит от места, его назначения и цели существования, то есть функционирования – примеров более или менее удачных много. Наш рассказ о новом миланском заведении с ярким характером vintage в одном из романтических кварталов города Навильи, с не ожидаемыми в Милане каналами, большая часть которых – но не все – была засыпана еще в 30-е годы прошлого века; и разговоры об их восстановлении периодически то вспыхивают, то угасают на миланских форумах. На одном таком, сохранившемся канале Навильо Павезе и находится ресторан с домашним именем Casa Matilda, о котором дальше наш рассказ.


Немного истории
Кто не знает – naviglio это специфическое название миланских искусственных каналов с системой шлюзов, спроектированных еще в XV веке гением Леонардо да Винчи, когда он состоял на службе у герцога Лодовико Моро ди Сфорца. Здесь выше рисунок Леонардо с планом Милана, вверху хорошо видны каналы-навильи и Собор в центре, ниже перспектива города с существующими и воображаемыми зданиями – это страница 199 из Codice Atlantico (около 1507-1510), хранящегося в миланской Veneranda Biblioteca Pinacoteca Ambrosiana. Каналы использовались в основном для доставки мраморных блоков и других материалов на строительство Дуомо, главного городского собора. Они столетиями служили транспортными артериями Милана, радиусами расходясь от центральной соборной площади, с обводным-окружным каналом и Дарсеной – большим портом-причалом. Сегодня сложно и удивительно представить, но каких-то 80-90 лет назад Милан по праву называли ломбардской Венецией… Сейчас кроме Дарсены сохранилось несколько не засыпанных фрагментов и три канала: самый знаменитый Grande, популярное тусовочное и туристическое место, где организовывают блошиные рынки и проходят соревнования по сапбордингу, потом Martesana, называемый еще Piccolo и третий Pavese. И пусть навильо Павезе не самый известный и не самый респектабельный, но тихая текущая вода всегда придавала шарм любому, даже самому урбанистическому пейзажу, а выходящим на канал домам с замысловатой конфигурацией планов близость воды позволяла казаться почти палаццо. 


Немного предыстории
Мода на кафе, рестораны, бистро с ярко выраженным характером “как дома” заново родилась несколько лет назад, и не удивительно, что возродилась она в больших мегаполисах. От традиции rustico (домашней, провинциальной) ее отличал менее импровизированный характер интерьеров, потому что делали эти проекты большей частью профессиональные архитектурные студии в плотном тандеме с хозяевами. Объяснений появления этого феномена несколько. Первый из них – недостаток времени для общения в городской суматохе, желание именно домашнего уюта, пусть даже во время короткого обеденного перерыва. Так стали появляться бистро типа casa mia – мой дом, где клиентам, кроме обеда, аперитива и ужина в уютном помещении с домашними элементами оформления могли предоставляться и другие дополнительные услуги, как например, “домашняя библиотека”, “бабушкин торт” под заказ, возможность купить и унести с собой какой-то понравившийся аксессуар. Другой довод в пользу роста популярности такого типа заведений, чаще тех, что были небольшой площади – это возможность заказать весь зал только под свою компанию, если собственный дом оказался маленьким, чтобы вместить всех друзей. Интересно, что такая типология распространилась и на отели (не b&b), где часто breakfast room стал оформляться в виде домашней кухни не с традиционным “шведским столом”, а с порционными блюдами. Опций много, главный довод один – желание, потребность в Доме, которого обитателю или гостю большого города в современных каменных джунглях часто так недостает. Так что с форматом определились. Вернемся на миланские каналы навильи.


Дом Матильды на канале Павезе
Дизайн интерьеров в “Casa Matilda” можно сравнить с профессиональной раскадровкой кинорежиссера, где разные, но родственные стили сменяются, как наплывающие воспоминания: цвета, обои, шторы, мебель, предметы, даже звуки определяют сильную эмоциональную составляющую заведения. И точно как в живом настоящем доме, здесь неизбежны перестановки – они тут никогда не заканчиваются, не радикальные, но ощутимые – временем, необходимостью или случаем вызванные. Что-то будет добавлено, что-то заменено, что-то подарят посетившие гости-друзья – такая же “бесконечная история” как и в жизни настоящего дома.


По желанию хозяина Filippo Tota и по проекту известного итальянского дизайнера Fabio Rotella архитектура этого места напоминает атмосферу классического средиземноморского дома (такая же и кухня). Попробуем и мы выучить немного названий помещений традиционного итальянского жилища, и так проследим пространственное развитие и зонирование всего проекта.
Вход ingresso – здесь гостю предложат завтрак и аперитив или просто чашечку эспрессо на бегу: тут вокруг большой П-образной барной стойки кожаная мебель, диван и кресла теплого янтарного оттенка, низкие журнальные столики и стенка-стеллаж с книгами. Входные двери в теплый сезон здесь всегда нараспашку как часто это бывает на юге Италии, когда каждый прохожий может бросить беглый взгляд внутрь и безобидно подсмотреть за жизнью семьи.


В следующем пространстве, салоне – salotto – как в любом приличном итальянском доме, можно после ужина послушать музыку и заодно принять aperitivo или digestivo – горькую настойку, которой итальянцы обычно заканчивают трапезу. Учитывая, что одна из предыдущих профессий хозяина заведения Филиппо это DJ, раз в неделю по вторникам после девяти часов гостям предлагаются на самом деле звездные вечеринки Ipse Mixit в сопровождении самых известных диджеев Италии, а иногда и авторов-исполнителей, друзей молодости хозяина. Для таких моментов в этом зале задумана специальная небольшая DJ-station с продвинутой аудиосистемой профессиональной американской марки Sonance. Качеству шумопонижения и акустики хозяева, как гурманы звука, зная повышенную разговорчивость итальянцев после бокала вина, уделили здесь особое внимание –  специальный акустический потолок позволяет наслаждаться качеством звучания во время музыкальных вечеров, а разговоры гостей “на повышенных тонах” не создают какофонию.


Черно-белая плитка cementina, синие шторы и светильник "Casa Matlda", созданный Mimmo Rotella специально для ресторана (GSC Lighting)

Ipse Mixit - музыкальные вечера по вторникам всегда зажигательные. Время от времени и в сопровождении live painting
Проходя вглубь заведения по закругляющемуся пандусу в обрамлении металлического кованого ограждения, какие иногда встречаются в старых итальянских домах, мимо “забытого” велосипеда и трюмо со всякими симпатичными домашними “ненужными” мелочами, посетители оказываются в более пониженной по уровню гостиной – soggiorno – самом просторном зале “дома”, где гостям, как и положено, сервируют обед и ужин. Здесь много столов разной формы, на большую и маленькую компанию или для пары, круглых, квадратных и прямоугольных, обставленных стульями и легкими креслами разного дизайна, но всегда высокого ремесленного качества. Чаще это достаточно знаменитые модели от 30-х до 70-х годов прошлого века, в стиле от Баухауса до арт-деко и рационализма, отловленные во время многочисленных посещений блошиных рынков Италии и аккуратно отреставрированные. Есть здесь и незабвенный монументальный “бабушкин буфет” на шесть дверок, начала ХХ века, памятный наверняка многим элемент детских воспоминаний, хранитель невообразимых сокровищ.



Большой "Бабушкин буфет" в главном зале с соленьями и вареньями растрогает любого
Обилие живых растений - тоже как дома
В основном зале ресторана обои с ретро-рисунком в виде камей (логотип заведения) и печь для пиццы и фоккаччи перед входом в кухню
Дополнительные элементы зонирования всего непрерывного пространства странной непрямоугольной конфигурации – это шторы, падающие ритмичными складками. Они здесь трех разных цветов, для разных залов: синие, как и стены с колоннами в первом зале бара и аперитива, бежево-золотые и красной охры в основном зале. Кроме того, по авторским рисункам Studio Rotella маркой Bitossi Home были специально изготовлены обои, тоже разные для разных зон. Забавная деталь – это обои в зоне туалетов, где они воспроизводят рисунок ниспадающих коричневых штор и покрывают в том числе и двери –  с эффектом invisible, чередуясь с настоящими шторами точно такого же цвета, которые скрывают вход в служебное помещение. Не менее оригинальное и решение в туалетной комнате.


Забавные обои-шторы и хозяин заведения Filippo Tota, всегда присутствующий в зале
Оригинальный “парный” туалет с розово-голубыми обоями от Bitossi Home и выпуклыми зеркалами как на полотнах Вермеера заставит вас улыбнуться
Зонирование поддержано еще и на полу – различным черно-белым рисунком цементной плитки для разных пространств. Это сделанная под заказ по традиционной методике знаменитая cementina, высокая плитка 20х20 сантиметров, характерная для итальянских домов на протяжении всего прошлого века, и сегодня вновь вошедшая в моду.


Проект освещения был выполнен Фабио Ротелла совместно с GSC Lighting, с использованием нескольких моделей подвесных светильников основной коллекции бренда, кроме того по дизайну архитектора специально для заведения была создана потолочная декоративная модель “Casa Matilda”, ставшая ярким декоративным элементом проекта.

Винтажная посуда, столовые приборы и граненые бокалы на тяжелой ножке создают уникальную mise en place – с французского - сервировку


И что совершенно нельзя обойти вниманием, то, что делает любой дом домом – помимо всех перечисленных элементов – это конечно большое количество зелени, в вазах, кадушках, горшках; это пальмы, фикусы, неприхотливый циссус, спускающийся по барной стойке, плющ, драцена, гибискус, пеларгония. Все по “бабушкиному списку”.
Посетив Дом Матильды уютный и радушный (загадка имени не была раскрыта музыкальным хозяином Филиппо), подумалось, что рано все-таки списывать винтажный стиль – до его заката кажется еще очень и очень далеко… как никогда не может закончится Дом.



По материалам Studio Rotella, предоставленным рестораном Casa Matilda, Facebook Casa Matilda и лично Filippo Tota. Фото Геннадий Мартынов, Anna Kolomiyets, предоставлены рестораном Casa Matilda”, из открытого доступа.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан