Biennale. The Practice of Teaching. Как учить архитекторов

Mario Botta Architetti (Mendrisio, Switzerland). Введение в архитектурное проектирование. На плане №73
Марио Ботта
участвует в этой биеннале не как приглашенный архитектор, но как приглашенный
лектор и наставник группы студентов. Отсюда и определенная дидактика в этой
оригинальной инсталляции в виде круглой деревянной структуры, в противовес
линеарности Кордерий, как мини-театр или табернакль, а скорее, кунсткамера,
которая представляет работы студентов пяти мастерских Академии архитектуры. Критический
регионализм, или важность привязки любого проекта к месту, где он должен
возникнуть или находится - один из фундаментальных принципов известного швейцарского архитектора. Для Биеннале под его руководством несколько мастерских студентов первого курса создали
свои работы на тему “Введение в
архитектурное проектирование”. Это упражнения, иллюстрирующие 4 глагола: смотреть, видеть, наблюдать, представлять.
По
мнению профессора Марио Ботта, первый год бучения молодых специалистов один из
самых важных, так как закладывает основы понимания профессии и ее
ответственности: “Архитекторы должны ясно
понимать собственную ответственность, и поскольку они интерпретируют историю и
память общества, ими должно было бы двигать непререкаемое кредо, что они скорее
не изобретают, а переписывают в современном ключе старинное “умение строить”.
V
Презентация
Гостевого центра на озере Carezza в
провинции Больцано, строительство которого было недавно закончено архитектором,
в сотрудничестве с его тремя студентами - подача в обрамлении оригинальной
инсталляции, удивительно точно соответствующей стоической монументальности
самого проекта. По словам Angonese, этот случай совместной работы хорошо иллюстрирует “фундаментальную щедрость, которую профессия
преподавателя должна была бы иметь: делать другим дар собственного багажа
знаний. Щедрость, но и гордость по отношению к своим студентам… В большей
степени, чем только передача инструментов и правил, должны быть долгие и
длящиеся интеллектуальные дебаты“. Представленный проект – “скульптурная
крыша”, был решен совместно, кирпич за кирпичом, по словам профессора, с
учениками. И это ответ на тему FREESPACE биеннале,
поскольку это универсальное пространство для людей, для выставки результатов их
труда и ремесла, общественное пространство в мутации и трансформации, решенное
с уважением к природе, пейзажу и местной культуре.
V
Michele Arnaboldi Architetti (Locarno, Switzerland). Окна на территорию. На плане №75
Arnaboldi предложил на Биеннале идею проекта для города Тичино с точки
зрения борьбы с активной урбанизацией ландшафта одноименного швейцарского кантона.
Большие чертежи и фотографии макетов с проектами трех его студентов создают в этой
инсталляции условный “дом”, обрамление, укрытие, архитектуру – это рациональная
часть проекта; при этом условные окна инсталляции открываются на великолепный монументальный
пейзаж швейцарских Альп в фотографиях. Глядя через эти “окна” или как будто из-под
крыш, консольных элементов и колонн собственных реализованных проектов,
архитектор говорит о важности сосредоточения на внутреннем пространстве проектируемого
объекта, с учетом всегда динамических отношений между “внутри и снаружи”, в зависимости от сезона, света, угла зрения.
V
Эта невероятно
эффектная инсталляция двух архитекторов-ланшафтников (в компании со студентами)
– посвящение Венеции. Вода как свободное общественное пространство: “вода и
туман — это одинаковая субстанция…[] для которой отсутствует сила тяжести,
четкая память физических границ”. Этот проект – оригинальное свидетельство творческого
гения, способного генерировать и материализовать воображаемые миры. Оба автора рады, что
сегодняшние студенты свободны от их ошибок и их неудач, принимая на себя миссию
завтрашнего дня, в котором завтра они будут создавать свои проекты с намного большей свободой самовыражения.
V
OBRAS Architectes (Paris, France). Levels. На плане №79
Архитектор,
ландшафтник, историк и преподаватель Frédéric Bonnet считает, что FREESPACE в отношении
архитектуры – это создание новых площадок для социализации и понимания
гражданства, особенно рассуждая о проблемах эмиграции и отсутствия желания
оказать помощь нуждающимся. “Чувствовать
эмпатию по отношению к другим, любопытство и желание инаковости означает
принять саму суть современной Европы. Для архитектуры это означает сдаться,
подчиниться”. Вместе с группой студентов автор представил на Биеннале серию
проектов разного масштаба – от большого пространственного до камерного жилого,
до восстановления и нового использования заброшенных построек и фрагментов
набережной. Чтобы сказать о грандиозности возможностей архитектуры, и такой же
равнозначной ее ответственности.
V
Riccardo Blumer (Casciago
- Varese, Italy). Семь автоматизированных архитектурных
проектов и другие упражнения. На плане №48
Архитектор и преподаватель, Blumer в качестве
задания предлагает своим студентам придумывать и собирать механизмы и объекты,
которые создают необычные ситуации и пространства, от механических клеток для
птиц до “жидких стен” как в случае, представленном на Биеннале. Здесь, в
проекте Wall механизм строит из мыла и воды “стены”,
которые длятся несколько мгновений. Другой механизм Space создает
бесконечные пространственные вариации, изменяя высоту 121-го параллелепипеда,
из которых состоит ортогональная поверхность. Наводит мысли на эксперименты
Баухауса или механические скульптуры Jean Tinguely.
Вот такой красивый, любопытный, игровой и немного провокационный дидактический
метод придумал этот “доктор Гаспар
Арнери”, чтобы развивать в своих студентах креативность. Чтобы было
понятнее, как это происходит, посмотрите видео, есть английские субтитры.
V
Valerio Olgiati (Flims, Switzerland). Experience
of Space. На плане №96
Как преподаватель Olgiati продвигает
интерес к эпистемологии – это возвращение
к основам в изучении выразительного языка и идей архитектуры, дистилляция мысли
перед тем как действовать, качество архитектурного материала и логические
основы структуры. Его инсталляция в Кордериях представляет собой “лес” из белых
колонн, установленных между существующими структурными колонами здания. Издали
воспринимается только яркий образ, как архитектурный объект без четкого порядка
– ордера. По мере приближения, а особенно попадая внутрь, это пространство
читается иначе – как эмоционально, так и интеллектуально – в центре колонны
формируют пустое пространство, где установлен экран с проекцией фильма “Строительство
виллы Além”. Ниже - цитата Olgiati.
“Быть
архитектором для меня значит думать и создавать пространство… Считаю опыт
пространства основой, которая дает жизнь архитектуре”.
Понравилось, поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий