Biennale. The Practice of Teaching. Как учить архитекторов


Кураторы биеннале Венеции этого года, ирландки Yvonne Farrell и Shelley McNamara, кроме работы в своей дублинской студии Crafton, еще и преподаватели с огромным стажем, почти длиной в профессиональную архитектурную карьеру. Преподавать, по их же признанию, они начали сразу после окончания вуза, а это без малого 40 лет. И прервался это замечательный опыт всего один раз, во время строительства в 2008 году в Милане корпуса гуманитарного Университета Bocconi, проекта, победившего в международном конкурсе. Возможно, именно благодаря такому обширному дидактическому опыту кураторов, в этом году на Биеннале появился новый раздел The Practice of Teaching, где приглашенные известные мировые архитекторы, всего двенадцать, все преподаватели Университета в Мендризио, в итальянской Швейцарии, совместно с группами студентов представили свои проекты. Что может возникнуть в результате сотрудничества между профессором и студентами архитектуры? Оказывается, много интересного, причем настолько, что эти экспозиции ничем не уступали “взрослым”. Предлагаем рассказ о нескольких самых ярких практиках преподавания”. Начало обзора смотрите в нашем блоге от 28 мая6 июня18 июня и 28 июня


Mario Botta Architetti (Mendrisio, Switzerland). Введение в архитектурное проектирование. На плане №73
Марио Ботта участвует в этой биеннале не как приглашенный архитектор, но как приглашенный лектор и наставник группы студентов. Отсюда и определенная дидактика в этой оригинальной инсталляции в виде круглой деревянной структуры, в противовес линеарности Кордерий, как мини-театр или табернакль, а скорее, кунсткамера, которая представляет работы студентов пяти мастерских Академии архитектуры. Критический регионализм, или важность привязки любого проекта к месту, где он должен возникнуть или находится - один из фундаментальных принципов известного швейцарского архитектора. Для Биеннале под его руководством несколько мастерских студентов первого курса создали свои работы на тему “Введение в архитектурное проектирование”. Это упражнения, иллюстрирующие 4 глагола: смотреть, видеть, наблюдать, представлять.  По мнению профессора Марио Ботта, первый год бучения молодых специалистов один из самых важных, так как закладывает основы понимания профессии и ее ответственности: Архитекторы должны ясно понимать собственную ответственность, и поскольку они интерпретируют историю и память общества, ими должно было бы двигать непререкаемое кредо, что они скорее не изобретают, а переписывают в современном ключе старинное “умение строить”.
V






walter angonese, architect (Caldaro - Bolzano, Italiy). Übernahme/Takeover. На плане №99
Презентация Гостевого центра на озере Carezza в провинции Больцано, строительство которого было недавно закончено архитектором, в сотрудничестве с его тремя студентами - подача в обрамлении оригинальной инсталляции, удивительно точно соответствующей стоической монументальности самого проекта. По словам Angonese, этот случай совместной работы хорошо иллюстрирует фундаментальную щедрость, которую профессия преподавателя должна была бы иметь: делать другим дар собственного багажа знаний. Щедрость, но и гордость по отношению к своим студентам… В большей степени, чем только передача инструментов и правил, должны быть долгие и длящиеся интеллектуальные дебаты“. Представленный проект – “скульптурная крыша”, был решен совместно, кирпич за кирпичом, по словам профессора, с учениками. И это ответ на тему FREESPACE биеннале, поскольку это универсальное пространство для людей, для выставки результатов их труда и ремесла, общественное пространство в мутации и трансформации, решенное с уважением к природе, пейзажу и местной культуре.      
V






Michele Arnaboldi Architetti (Locarno, Switzerland). Окна на территорию. На плане №75
Arnaboldi предложил на Биеннале идею проекта для города Тичино с точки зрения борьбы с активной урбанизацией ландшафта одноименного швейцарского кантона. Большие чертежи и фотографии макетов с проектами трех его студентов создают в этой инсталляции условный “дом”, обрамление, укрытие, архитектуру – это рациональная часть проекта; при этом условные окна инсталляции открываются на великолепный монументальный пейзаж швейцарских Альп в фотографиях. Глядя через эти “окна” или как будто из-под крыш, консольных элементов и колонн собственных реализованных проектов, архитектор говорит о важности сосредоточения на внутреннем пространстве проектируемого объекта, с учетом всегда динамических отношений между “внутри и снаружи”, в зависимости от сезона, света, угла зрения.
V



PROAP / GLOBAL. João Nunes & João Gomes da Silva. На плане №82
Эта невероятно эффектная инсталляция двух архитекторов-ланшафтников (в компании со студентами) – посвящение Венеции. Вода как свободное общественное пространство: вода и туман — это одинаковая субстанция…[] для которой отсутствует сила тяжести, четкая память физических границ”. Этот проект – оригинальное свидетельство творческого гения, способного генерировать и материализовать воображаемые миры. Оба автора рады, что сегодняшние студенты свободны от их ошибок и их неудач, принимая на себя миссию завтрашнего дня, в котором завтра они будут создавать свои проекты с намного большей свободой самовыражения.  
V





OBRAS Architectes (Paris, France). Levels. На плане №79
Архитектор, ландшафтник, историк и преподаватель Frédéric Bonnet считает, что FREESPACE в отношении архитектуры – это создание новых площадок для социализации и понимания гражданства, особенно рассуждая о проблемах эмиграции и отсутствия желания оказать помощь нуждающимся. Чувствовать эмпатию по отношению к другим, любопытство и желание инаковости означает принять саму суть современной Европы. Для архитектуры это означает сдаться, подчиниться”. Вместе с группой студентов автор представил на Биеннале серию проектов разного масштаба – от большого пространственного до камерного жилого, до восстановления и нового использования заброшенных построек и фрагментов набережной. Чтобы сказать о грандиозности возможностей архитектуры, и такой же равнозначной ее ответственности.
V


Riccardo Blumer (Casciago - Varese, Italy). Семь автоматизированных архитектурных проектов и другие упражнения. На плане №48
Архитектор и преподаватель, Blumer в качестве задания предлагает своим студентам придумывать и собирать механизмы и объекты, которые создают необычные ситуации и пространства, от механических клеток для птиц до “жидких стен” как в случае, представленном на Биеннале. Здесь, в проекте Wall механизм строит из мыла и воды “стены”, которые длятся несколько мгновений. Другой механизм Space создает бесконечные пространственные вариации, изменяя высоту 121-го параллелепипеда, из которых состоит ортогональная поверхность. Наводит мысли на эксперименты Баухауса или механические скульптуры Jean Tinguely. Вот такой красивый, любопытный, игровой и немного провокационный дидактический метод придумал этот доктор Гаспар Арнери”, чтобы развивать в своих студентах креативность. Чтобы было понятнее, как это происходит, посмотрите видео, есть английские субтитры. 
V



Valerio Olgiati (Flims, Switzerland). Experience of Space. На плане №96
Как преподаватель Olgiati продвигает интерес к эпистемологии – это возвращение к основам в изучении выразительного языка и идей архитектуры, дистилляция мысли перед тем как действовать, качество архитектурного материала и логические основы структуры. Его инсталляция в Кордериях представляет собой “лес” из белых колонн, установленных между существующими структурными колонами здания. Издали воспринимается только яркий образ, как архитектурный объект без четкого порядка – ордера. По мере приближения, а особенно попадая внутрь, это пространство читается иначе – как эмоционально, так и интеллектуально – в центре колонны формируют пустое пространство, где установлен экран с проекцией фильма “Строительство виллы Além”. Ниже - цитата Olgiati.




“Быть архитектором для меня значит думать и создавать пространство… Считаю опыт пространства основой, которая дает жизнь архитектуре”. 


Продолжение следует…

В статье использованы материалы La Biennale di Venezia. Фото Anna Kolomiyets.

Понравилось, поделитесь  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан