Архитектор Langhi. Italianità - Итальянскость


Andrea Langhi – активно работающий итальянский архитектор, который больше двадцати лет специализируется на проектировании ресторанов, а еще ведущий лектор курсов HoReCa Workshop в Милане. За свою карьеру им было создано более 500 оригинальных заведений в Италии, Швейцарии, Монте-Карло, других странах. Но кроме создания успешных проектов, Андреа, как выяснилось, еще и одаренный рассказчик. В 2017 году издательство HoReCa Workshop выпустило его книгу в переводе на русский “Как создать успешное заведение?” Предлагаем вам фрагмент еще одной главы, которая раньше не переводилась. Ее содержание неожиданное, хоть и имеет отношение к проекту. Автор задается вопросом: за что мир любит Италию? Ответов, наверное, множество. А как себя ощущают сами итальянцы, под весом своего огромного культурного наследия? Неожиданный взгляд на классику и видение самих себя критическим глазом. В верстке сохранены авторские акценты и выделения.


Говорить о ТРАДИЦИИ означает определенным образом говорить об ИДЕНТИЧНОСТИ народа, людей.
Говорить об итальянской традиции означает говорить об ИТАЛЬЯНСКОСТИ – ITALIANITA’.
Этим словом немного злоупотребляют в последнее время.
Оно часто используется, чтобы подчеркнуть, насколько итальянцы замечательные и творческие.
Какая в Италии прекрасная кухня,
итальянская мода, дизайн, культура, искусство...
О том, как весь мир боготворит эту самую “итальянскость”,
чтобы тоже наслаждаться хорошим итальянским вкусом и образом жизни.
Ok.
Прекрасно. Bellissimo.


Но…
что означает
ITALIANITA’ для итальянца?

С чем мы себя идентифицируем на самом деле, когда думаем о себе самих?
Как можно рассказать о том, что мы представляем собой на самом деле?
Включая достоинства и недостатки?

Конечно, Микеланджело был великим человеком.
Но можем ли мы действительно сказать, что мы “чувствуем” себя итальянцами благодаря Микеланджело?
Или благодаря Данте? или Д'Аннунцио?
Или Верди? или Умберто Эко?
Ну, да, конечно.
Именно благодаря этим великим итальянцам мы можем гордиться тем, что мы итальянцы.

Микеланджело Буонарроти - одна из знаковых фигур в мировом восприятии Италии как родины Высокой культуры
Но в повседневной жизни.
Мы уверены, что эта культура “ВЫСОКАЯ”
и что она ПОЛНОСТЬЮ дает о нас представление?

И тогда я задался этим вопросом.
И хотя ответ на него может быть
“Ну да, а чего же большего ты еще хочешь?”

если мы посмотрим на себя в зеркало,
мы поймем, что это не так.
В Италии, как и в любой другой стране,
существует Cultura с большой буквы "С"
та, которая стала бессмертной и воспета в книгах, выставлена в музеях, преподается в школах.

и потом есть ПОПКУЛЬТУРА,
та, говоря о которой интеллектуалы обычно превращаются в снобов,
потому что она оказывается “не на высоте” Культуры с большой буквы “К”.

Часто банальная, иногда даже вульгарная,
но все же она присутствуют в нашей повседневной жизни
гораздо больше, чем та, которая высокая.


Внимание!
Я не делю сейчас итальянцев на КУЛЬТУРНЫХ и НЕВЕЖД.

Я говорю о другом – мы гордимся тем, что мы итальянцы
и когда мы говорим об эпохе Возрождения,
и когда Италия выигрывает Mundial!

И правда в этом.

Может быть в школе мы пыхтели, чтобы выучить наизусть
Высокого предчувствия
Порывы и томленье,
Души, господства жаждущей,
Кипящее стремленье
И замыслов событие
Несбыточных, как сон, —
Все испытал он!...”
(5 мая. Алессандро Мандзони, 1827-1829, перевод Федор Тютчев)   

А потом не можем освободиться от застрявшей в голове строфы...
“Уроки Нирваны
Будда в индийской очереди
для всех час воздуха, час славы
толпа выкрикивает мантру
эволюция буксует
обезьяна танцует голышом.”
(Из популярной песенки Франческо Габбани Occidentali’s Karma”, 2017)

Франческо Габбани с песней "Occidentali's Karma" стал победителем Sanremo-2017
И тогда мне подумалось, что по сути,
чтобы оценить ИТАЛЬЯНСКУЮ ТРАДИЦИЮ,
можно было бы использовать не только элементы высокой культуры,
но и культуры поп.

Ведь и Поп-культура (читай – народная, популярная) всегда передавалась из поколения в поколение
непосредственно, с рассказами бабушек и дедушек внукам,
с праздниками и традициями, которые отмечались и повторялись из года в год.

Вплоть до 50-х.
С того момента появился инструмент, который позволил Поп-культуре
распространиться и стать наследием ВСЕХ итальянцев
гораздо быстрее.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Доменико Модуньо со своей песней "Volare" победил в фестивале Sanremo-1958
Благодаря телевидению широко распространились многие аспекты Высокой культуры:
Документальные фильмы, Кино, Дебаты.

Оно стало ключевым в создании основы общей популярной культурной среды.

Не только традиции, местные обычаи и привычки.
Но целая серия персонажей, поговорок, бытовых манер, рекламы, образов и символов
год за годом, поколение за поколением
становились частью итальянской популярной культуры,
те, которые и представляют эту самую итальянскость.

Я думаю о Модуньо [популярный певец и композитор] или Майке Бонджорно [популярный телеведущий].
Я говорю о Carosello или Rischiatutto [популярные телевикторины 60-80-х],
о Calimero или Человечке с усами [персонажи мультфильмов и рекламы].

На персонаже Calimero, храброго черного цыпленка, вырастает уже третье поколение итальянцев 
Конечно, более молодому поколению они скажут меньше,
возможно, у них есть свои символы.
Но мы и правда уверены, что Volare [популярная песня Доменико Модуньо, призер Санремо-1958] настолько отличается от Occidentali’s Karma”?

Вот что.
Я уже вижу полчища “интеллектуалов в старом духе”, ужасающихся
только от идеи сравнения произведений искусства с эстрадными песенками (ах-ах-ах).

Ренато Биалетти, создатель знаменитой кофеварки Moka Bialetti, символа Италии, его образ использовал художник Paul Campani для создания Человечка с усами. 1958 
Но на самом деле я не сравниваю и не сужу их.
Я просто говорю, что итальянскость означает иметь обе эти души внутри нас, эти две “культуры”.
И может быть каждая “культура”, каждое “искусство”, каждое “произведение”
до того как стать “высоким”
рождается как “популярное”.


И что музыка, которую сегодня мы называем “классической”,
была музыкой “поп” в XVIII веке.
И что “оперные произведения”, открывающие новый сезон в Театре la Scala,
были чем-то типа fiction два столетия назад.
И что Данте – это великий автор-фантаст (куда там браться Толкину!),
прежде чем великий поэт.

Что любое “Классическое искусство” успело побыть на какое-то время “Популярным искусством”.

Да, я знаю, что у некоторых из вас сейчас выворачивает кишки,
и вы уже готовы возмутиться против всего того, что я сказал, и обозвать меня...

ПОПУЛИСТОМ!

И знаете, что я вам скажу?

Я восприму это как комплимент!

В центре - изображение Майка Бонджорно, ведущего популярной викторины Carosello, когда он произносит свое знаменитое "Allegria!"- Веселимся!
В какой-то период времени, когда мне нужно было думать о том, как
“спроектировать ресторан, где должны быть предложены типичные локальные продукты”,

я, конечно, представил себе какую-то абстрактную популярную Остерию...
но вместо того, чтобы рассказывать о популярной итальянской культуре, отталкиваясь от крестьянской традиции,
я решил рассказать об этом, начиная с 50-х годов,
с тех пор как популярной итальянской культурой стала также и телевизионная.


Поэтому я “ковровым способом” покрыл стены этого заведения репродукциями
всех персонажей, фразочек, фото того стиля жизни, рекламой, изображениями и символами,
которые нашел, восстановив в памяти эти полвека истории телевидения и не только.

И я заметил, что смотреть на старую фотографию Модуньо, поющего с раскинутыми руками “Volare
или на Майка Бонджорно, который приветствует всех своей знаменитой фразой allegria”,
и есть при этом тиджеллу с пармской ветчиной прошутто DOP,
запивая легким ламбруско
за старым деревянным столом...

Э-эх, да

это дает мне возможность чувствовать себя полностью и безусловно итальянцем.
И я думаю, что Микеланджело и Данте тоже бы это подтвердили!

А, еще...
Знаете, как я назвал это место?

Ну-у...

POPULISTA!



Подборка иллюстраций Anna Kolomiyets, фото Andrea Langhi, Populista Facebook
На первом: Андреа Ланги со своей книгой "Как создать успешное заведение?" Фото Геннадий Мартынов.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан