Biennale – Архитектура - Arsenale. Part 2


Это заключительная часть обзора по биеннале Венеции этого года – в Арсенале, где свои проекты на тему FREESPACE, заданную кураторами из Дублина архитекторами Фаррелл и МакНамара, представили страны-участницы, которые не имеют своих национальных павильонов в Садах, где международная арт-выставка взяла свое начало в конце позапрошлого века. С 1980 года в Венеции, чередуясь по четным годам с современным искусством, появилась архитектурная биеннале. Сейчас проходит уже шестнадцатая. Приглашаем вас в Арсенал, его Оружейные залы, Пушечную, бывшие склады и литейные, в которых сегодня развернулась масштабная выставка с участием ведущих мировых архитекторов и студий, представивших здесь идеи десятков стран-участниц с разных континентов, настоящий праздник Архитектуры. Начало обзора смотрите в нашем блоге от 28 мая, 6 июня, 18 июня, 28 июня и 11 июля.


Итак, мы закончили наш поход по залам на “повороте” Кордерий, Канатных, проектами авторов-архитекторов, приглашенных кураторами. И здесь, в Бомбардах начинаются (продолжаются после Садов) национальные павильоны. Пройдемся по самым интересным и выразительным из них. Выставки самые разные: от атмосферных и артистических до самых что ни на есть конкретно-архитектурных или социально заостренных. Пойдемте!


Филиппины показали выставку с забавным названием The City Who Had Two Navels, название которой навеяно романом “Женщина, у которой было два пупка” (1961, Nick Joaquin). За веселым именем стоит непростая проблема, с которой столкнулось современное филиппинское общество: между памятью колониального прошлого и проблемами новой пост-колониальной реальности. Поэтому образ двух “пупков” в постоянном диалоге – между силами колониализма и неолиберализма – иллюстрирует тревоги, вызванные выходом страны из колониального состояния. Выставка рассказывает об итогах исследований группы молодых приглашенных архитекторов, урбанистов и дизайнеров из разных школ, которые посмотрели на эту двойственную проблему через призму трех филиппинских столичных городов. В теме freespace авторы увидели возможности обновления городской жизни и просыпающейся надежды.
V




Zero Space зовется оригинальная инсталляция в павильоне Албании. Этот как будто вырванный из контекста фрагмент – кусочек города Тирана, где организация и хаос, запланированное и спонтанное сливаются воедино. Зрители помимо своей воли становятся в большей мере, чем туристами, именно действующими лицами – гражданами Тираны, горожанами: среди разноцветных старых дверей и ворот, среди городских звуков, света и теней, среди множества колышущихся “ветром” фотографий с фрагментами чужих жизней, так похожих на наши собственные.  В этой позитивной инсталляции соединяются “раздражители” для всех органов чувств, и замечательным образом это помогает ощутить этот город, его свободные пространства – потому что двери без заборов и оград дают именно ощущение свободы, без уточнения – вы снаружи или внутри дома – и в этом глубокая суть этого города. Отсюда и дополнительная расшифровка названия выставки From Utopias (υτοπία) to Eutopic (ευτοπία) Tirana. Где эутопия может пониматься как место идеального благополучия, как практическое стремление.
V




Living with Water. Павильон Словении

Together and Apart называется проект, который представила в своем павильоне Латвия. Жилые многоквартирные дома – это архитектурная категория, которая организовывает жизнь людей, вместе и отдельно одновременно: объединяя их под одной общей крышей, и разделяя по отдельным апартаментам. В Латвии, где две трети населения – самый высокий показатель в Европе – живет в кондоминиумах, эта проблема вполне очевидно ставит вопросы новой политики соседства. В том числе и в других аспектах, как инфраструктурные или нормативные. Выставка рассматривает разные стороны проблемы социально-экономических преобразований в четырех разделах: Promise, Distance, Self и Warmth, рассматривая темы 1) дом как политический объект; 2) дом в свете изменений в демографической ситуации; 3) квартира как частная собственность с ее границами, и наконец, 4) взаимосвязь между потреблением энергии, геополитикой и коллективным процессом принятия решений.  Еще надо добавить, что все эти вопросы, которые могут кому-то показаться скучными из-за своей очевидной актуальности и конкретики, поданы в оригинальной, почти игровой форме – с макетами, населенными человечками, с кварталами, над которыми клубится “зимний” пар, с наглядной и доходчивой инфографикой.
V




Blissfully Yours. Павильон Таиланда

Павильон Хорватии целиком заполняет необычная структура-облако, созданная в 3D print технике. Инсталляция site-specific так и зовется Cloud Pergola / The Architecture of Hospitality. Тема FREESPACE обыгрывается здесь в культурном контексте Средиземноморья, где пергола всегда олицетворяла ту границу между архитектурой и спонтанностью, открытым пространством и укрытием – как для семьи, так и для гостей, на полпути между приватным и публичным, между ограниченным и свободным, солнцем и тенью, когда половину ощущений делает рукотворная структура, а вторую добавляет природа. И без всяких сомнений и долгих описаний, это один из самых красивых объектов на биеннале.
V




Friday Sermon. Павильон Королевства Бахрейн

Индонезия показала в своем павильоне Поэтику пустоты - Sunyata: The Poetics of Emptiness в изысканной инсталляции с полотнищами-парусами, протянутыми между балками потолка. Пустоты, правда, в день открытия не получилось, потому что была масса гостей, но поэтика однозначно ощущалась. Поскольку ритуал в местной традиции - один из важнейших факторов в создании места, placemaking, так как помещает человека в центр пространственного действа, то архитектура и сценарии такого места очень важны. Так как архитектурный метод – это почти всегда геометрически четкие конструкции, как сетка с узлами, создавая свой проект Суньята, авторы решили освободится от гегемонии структуры и наполнили погруженное во мрак свободное пространство зала “пустотой”, тактильной и соразмерной человеку, что позволяет зрителям активно взаимодействовать с этой эффектной инсталляцией.
V




Республика Косово представила проект the CITYisEVERYWHERE – образное воплощение того, что переживали этнические албанцы Приштины во время событий 90-х годов, когда многие обычные службы и услуги были для них ограничены, и часто перемещались в стены частных жилищ на окраине столицы: дома становились школами, ресторанами, офисами, магазинами или больницами одновременно. Каждый дом представлял собой фрагмент общей мозаики города с его функциями. Это преобразование и слияние частных и общественных ролей изменило тип жилья и саму городскую ткань, расширило его периферии. Параболические антенны как символ доступа к информации часто помогали жителям не утратить чувство реальности, свободы и связи с миром в период неопределенности и нестабильности в Косово.
V



The Place That Remains. Павильон Ливана

Ирландия предложила на биеннале инсталляцию ‘Free Market’. Группа авторов провела настоящее реальное исследование вокруг проблемы исчезновения с площадей провинциальных городов Ирландии традиционных базарчиков, исторически игравших важную организующую и социальную роль. Современные возможности, развитие e-commerce, зависимость от автомобилей, рост супермаркетов постепенно почти свели на нет эту историческую традицию. Авторы, подразумевая рынок на городской площади как free space, наблюдают за длинной историей и особенностями этих пространств и предлагает возможные решения для их восстановления в качестве идеальных площадок взаимодействия горожан, как катализатор для обновления и планирования будущего. Это проект work in progress, который продлится и в 2019 году, переезжая из городка в городок, чтобы собирать местные истории для построения новых сценариев возрождения этой традиции.
V



По-театральному выразительная инсталляция в павильоне Чили, где из мрака свет прожекторов выхватывает установленные по кругу большие цементные блоки, называется Stadium: an event, a building and a city. И посвящена она всего одному архитектурному объекту, но имеющему знаковую роль в жизни города Сантьяго. Это его стадион Estadio Nacional de Chile, который на один единственный день 29 сентября 1979 года стал одновременно зданием и городом. 37 000 человек, заполнившие стадион, pobladores, незаконные владельцы, самозахватом овладевшие отдельными землями и районами города. Целью мероприятия была легализация и передача прав собственности, чтобы положить конец существованию нелегальных трущоб и включить их в кадастр и регулярный градостроительный план Сантьяго. Параллельные видеопроекции рассказывают о разных эпизодах из “жизни” свободного пространства стадиона: от спортивных и религиозных событий, от места встреч до, увы, концентрационного лагеря после военного переворота 1973 года. Здание (с его различными видами использования) и город (с его развитием застройки), наложенные на одно событие.
V




UNCEDED: Voices of the Land – это исключительный случай двойной выставки, которую в этом году позволили Канаде (первая в ее национальном павильоне в Садах). Эта экспозиция посвящена видению проекта архитекторами –  выходцами из коренных народов, native, населяющих Канаду. И рассказывает, как язык, культура и древние церемонии, основанные на законах природы, могут стать фундаментальными для современной архитектуры, причем не только для местных народов, но и для всех, там живущих – в интересах и во благо, как верят аборигены, целых семи будущих поколений. Почему бы не попробовать поверить?
V


У хозяйки биеннале Италии здесь свое отдельное здание Tese в северной части венецианского Арсенала, в котором она представила выставку под названием Arcipelago Italia, куратор Mario Cucinella. Экспозиция делится на две части – в первой представлены восемь развернутых огромных книг, как метафоры печатных гидов, они рассказывают о самых разных уголках страны, о ее историческом и природном наследии, так скажем, далеком от всем известных и популярных туристических маршрутов “итальянского архипелага” – от античного прошлого до модернизма ХХ века, чтобы передать душу этих территорий. 
V


Яркая инфографика от SOS School of Sustainability иллюстрирует критические моменты, нуждающиеся в особом внимании и исправлении:
Новые экономические, природные и социальные вызовы влияют на желания и потребности людей. Архитектура и урбанистика призваны дать адекватный ответ, в гармонии с окружающей средой и культурным контекстом, в котором они работают. По вопросу устойчивого развития мы продолжаем наблюдать очевидный разрыв между намерениями и результатами. Чтобы заполнить этот пробел нужно по-новому посмотреть на профессиональную фигуру архитектора, с помощью нового визионерского подхода к образованию”.


Во втором зале представлена архитектура современная, еще не построенная – это результаты работы шести молодых архитектурных студий, которые в сотрудничестве с местными университетами и различными профессионалами и специалистами из других сфер создали серию инклюзивных проектов. Все материалы проектов и макеты представлены по центру павильона, на крепких деревянных столах, олицетворяющих собой Архипелаг Италия.









Китай завершает наш маршрут, в павильоне, ставшем его историческим местом в Венеции, где проржавевшие бочки добавляют оригинальности и без того ярким выставкам. В этот раз тут рассказывается тема “возвращения в деревню” – Building a Future Countryside, о настоящем и будущем безграничной китайской провинции вдоль реки Янцзы. Примеры – без преувеличения, невероятной красоты и выразительности новые проекты китайских архитекторов, отобранные по шести темам: поэтическое жилище, местное производство, культурные практики, зеленый туризм, реконструкция общин, будущее развитие. Выставка иллюстрирует идею FREESPACE как сегодняшнюю возможность и предвосхищает будущие события. Ни с чем несравнимый бум развития китайской провинции, с учетом технических инноваций и современных логистических решений в сочетании с передовыми формами совместного использования экономических ресурсов, показаны в конкретных архитектурных объектах – такое “возвращение в деревню”, где родилась китайская культура, направлено ​​на восстановление забытых ценностей и выявление скрытых возможностей. Оттуда, из китайской провинции, снова можно черпать энергию и вдохновение для построения будущего. 
V














И это еще не всё – снаружи павильона, в Саду delle Vergini, ждет еще один сюрприз. Пространственная инсталляция Cloud Village авторства Philip F. Yuan (Shanghai Digital Fabrication Engineering Technology Centre Fab-Union).


Вот такие ответы дали на тему free space архитекторы мира. Еще много чего осталось интересного в Венеции и на самой Биеннале. Но охватить это просто не представляется возможным, иначе обзор бы превратился в копию каталога выставки. Все вместе показалось умным, содержательным, выразительным, так или иначе попадающим в поставленную организаторами задачу. И конечно, туда надо вернуться – чтобы вчитаться в описания, вдуматься и всмотреться, время до 25 ноября есть. 



Хотелось бы закончить одной фразой, которой кураторы Фаррелл и МакНамара, как две вселенские архитектурные мамочки, заботливо подытожили свой Манифест:
FREESPACE предлагает нам пересмотреть сам наш образ мыслей, стимулируя новые способы видеть мир и изобретать решения, в которых архитектура способствовала бы благополучию и гарантировала сохранение достоинства каждого жителя этой хрупкой планеты




В статье использованы материалы La Biennale di Venezia и с сайтов стран-участниц, а также предоставленные во время вернисажа-открытия выставки © Courtesy La Biennale di Venezia. Фото Anna Kolomiyets. На первом фото структура из бамбука VTN Architects

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан