Biennale – Архитектура - Arsenale. Part 2
Это заключительная часть обзора по биеннале Венеции этого
года – в Арсенале, где свои проекты на тему FREESPACE, заданную кураторами из Дублина архитекторами Фаррелл и МакНамара, представили страны-участницы, которые не имеют своих
национальных павильонов в Садах, где международная арт-выставка взяла свое
начало в конце позапрошлого века. С 1980 года в Венеции, чередуясь по четным
годам с современным искусством, появилась архитектурная биеннале. Сейчас проходит
уже шестнадцатая. Приглашаем вас в Арсенал, его Оружейные залы, Пушечную,
бывшие склады и литейные, в которых сегодня развернулась масштабная выставка с
участием ведущих мировых архитекторов и студий, представивших здесь идеи
десятков стран-участниц с разных континентов, настоящий праздник Архитектуры.
Начало обзора смотрите в нашем блоге от 28 мая,
6 июня, 18 июня, 28 июня и 11 июля.
Итак, мы закончили наш поход по залам на “повороте” Кордерий, Канатных, проектами авторов-архитекторов, приглашенных кураторами. И здесь, в Бомбардах начинаются (продолжаются после Садов) национальные павильоны. Пройдемся по самым интересным и выразительным из них. Выставки самые разные: от атмосферных и артистических до самых что ни на есть конкретно-архитектурных или социально заостренных. Пойдемте!
Филиппины показали выставку с забавным названием The City Who Had Two Navels, название которой навеяно романом “Женщина, у которой было два пупка” (1961, Nick Joaquin). За веселым именем стоит непростая проблема, с которой столкнулось современное филиппинское общество: между памятью колониального прошлого и проблемами новой пост-колониальной реальности. Поэтому образ двух “пупков” в постоянном диалоге – между силами колониализма и неолиберализма – иллюстрирует тревоги, вызванные выходом страны из колониального состояния. Выставка рассказывает об итогах исследований группы молодых приглашенных архитекторов, урбанистов и дизайнеров из разных школ, которые посмотрели на эту двойственную проблему через призму трех филиппинских столичных городов. В теме freespace авторы увидели возможности обновления городской жизни и просыпающейся надежды.
V
Zero Space зовется оригинальная инсталляция в павильоне Албании. Этот как будто вырванный из контекста фрагмент – кусочек города Тирана, где организация и хаос, запланированное и спонтанное сливаются воедино. Зрители помимо своей воли становятся в большей мере, чем туристами, именно действующими лицами – гражданами Тираны, горожанами: среди разноцветных старых дверей и ворот, среди городских звуков, света и теней, среди множества колышущихся “ветром” фотографий с фрагментами чужих жизней, так похожих на наши собственные. В этой позитивной инсталляции соединяются “раздражители” для всех органов чувств, и замечательным образом это помогает ощутить этот город, его свободные пространства – потому что двери без заборов и оград дают именно ощущение свободы, без уточнения – вы снаружи или внутри дома – и в этом глубокая суть этого города. Отсюда и дополнительная расшифровка названия выставки From Utopias (υτοπία) to Eutopic (ευτοπία) Tirana. Где эутопия может пониматься как место идеального благополучия, как практическое стремление.
Together and Apart называется проект, который представила в своем павильоне Латвия. Жилые многоквартирные дома – это архитектурная категория, которая организовывает жизнь людей, вместе и отдельно одновременно: объединяя их под одной общей крышей, и разделяя по отдельным апартаментам. В Латвии, где две трети населения – самый высокий показатель в Европе – живет в кондоминиумах, эта проблема вполне очевидно ставит вопросы новой политики соседства. В том числе и в других аспектах, как инфраструктурные или нормативные. Выставка рассматривает разные стороны проблемы социально-экономических преобразований в четырех разделах: Promise, Distance, Self и Warmth, рассматривая темы 1) дом как политический объект; 2) дом в свете изменений в демографической ситуации; 3) квартира как частная собственность с ее границами, и наконец, 4) взаимосвязь между потреблением энергии, геополитикой и коллективным процессом принятия решений. Еще надо добавить, что все эти вопросы, которые могут кому-то показаться скучными из-за своей очевидной актуальности и конкретики, поданы в оригинальной, почти игровой форме – с макетами, населенными человечками, с кварталами, над которыми клубится “зимний” пар, с наглядной и доходчивой инфографикой.
Blissfully Yours. Павильон Таиланда
Павильон Хорватии
целиком заполняет необычная структура-облако, созданная в 3D print технике. Инсталляция site-specific так и зовется Cloud Pergola /
The Architecture of Hospitality. Тема
FREESPACE обыгрывается здесь в культурном
контексте Средиземноморья, где пергола всегда олицетворяла ту границу между
архитектурой и спонтанностью, открытым пространством и укрытием – как для
семьи, так и для гостей, на полпути между приватным и публичным, между
ограниченным и свободным, солнцем и тенью, когда половину ощущений делает рукотворная
структура, а вторую добавляет природа. И без всяких сомнений и долгих описаний,
это один из самых красивых объектов на биеннале.
V
Индонезия показала в своем павильоне Поэтику пустоты - Sunyata: The Poetics of Emptiness в изысканной инсталляции с
полотнищами-парусами, протянутыми между балками потолка. Пустоты, правда, в
день открытия не получилось, потому что была масса гостей, но поэтика
однозначно ощущалась. Поскольку ритуал в местной традиции - один из важнейших факторов
в создании места, placemaking, так как помещает
человека в центр пространственного действа, то архитектура и сценарии такого
места очень важны. Так как архитектурный метод – это почти всегда геометрически
четкие конструкции, как сетка с узлами, создавая свой проект Суньята, авторы решили освободится от
гегемонии структуры и наполнили погруженное во мрак свободное пространство зала
“пустотой”, тактильной и соразмерной человеку, что позволяет зрителям активно взаимодействовать
с этой эффектной инсталляцией.
Республика Косово представила проект the CITYisEVERYWHERE – образное воплощение того, что переживали этнические албанцы Приштины во время событий 90-х годов, когда многие обычные службы и услуги были для них ограничены, и часто перемещались в стены частных жилищ на окраине столицы: дома становились школами, ресторанами, офисами, магазинами или больницами одновременно. Каждый дом представлял собой фрагмент общей мозаики города с его функциями. Это преобразование и слияние частных и общественных ролей изменило тип жилья и саму городскую ткань, расширило его периферии. Параболические антенны как символ доступа к информации часто помогали жителям не утратить чувство реальности, свободы и связи с миром в период неопределенности и нестабильности в Косово.
Ирландия предложила на биеннале
инсталляцию ‘Free Market’. Группа
авторов провела настоящее реальное исследование вокруг проблемы исчезновения с
площадей провинциальных городов Ирландии традиционных базарчиков, исторически
игравших важную организующую и социальную роль. Современные возможности,
развитие e-commerce, зависимость от
автомобилей, рост супермаркетов постепенно почти свели на нет эту историческую
традицию. Авторы, подразумевая рынок на городской площади как free space, наблюдают за длинной историей и
особенностями этих пространств и предлагает возможные решения для их
восстановления в качестве идеальных площадок взаимодействия горожан, как катализатор
для обновления и планирования будущего. Это проект work in progress, который продлится и в 2019
году, переезжая из городка в городок, чтобы собирать местные истории для
построения новых сценариев возрождения этой традиции.
По-театральному выразительная инсталляция в павильоне Чили, где из мрака свет прожекторов выхватывает установленные по кругу большие цементные блоки, называется Stadium: an event, a building and a city. И посвящена она всего одному архитектурному объекту, но имеющему знаковую роль в жизни города Сантьяго. Это его стадион Estadio Nacional de Chile, который на один единственный день 29 сентября 1979 года стал одновременно зданием и городом. 37 000 человек, заполнившие стадион, pobladores, незаконные владельцы, самозахватом овладевшие отдельными землями и районами города. Целью мероприятия была легализация и передача прав собственности, чтобы положить конец существованию нелегальных трущоб и включить их в кадастр и регулярный градостроительный план Сантьяго. Параллельные видеопроекции рассказывают о разных эпизодах из “жизни” свободного пространства стадиона: от спортивных и религиозных событий, от места встреч до, увы, концентрационного лагеря после военного переворота 1973 года. Здание (с его различными видами использования) и город (с его развитием застройки), наложенные на одно событие.
V
UNCEDED: Voices of the Land – это исключительный случай двойной выставки, которую в этом году позволили Канаде (первая в ее национальном павильоне в Садах). Эта экспозиция посвящена видению проекта архитекторами – выходцами из коренных народов, native, населяющих Канаду. И рассказывает, как язык, культура и древние церемонии, основанные на законах природы, могут стать фундаментальными для современной архитектуры, причем не только для местных народов, но и для всех, там живущих – в интересах и во благо, как верят аборигены, целых семи будущих поколений. Почему бы не попробовать поверить?
V
У хозяйки биеннале Италии здесь свое отдельное здание Tese в северной части венецианского Арсенала, в котором она представила выставку под названием Arcipelago Italia, куратор Mario Cucinella. Экспозиция делится на две части – в первой представлены восемь развернутых огромных книг, как метафоры печатных гидов, они рассказывают о самых разных уголках страны, о ее историческом и природном наследии, так скажем, далеком от всем известных и популярных туристических маршрутов “итальянского архипелага” – от античного прошлого до модернизма ХХ века, чтобы передать душу этих территорий.
V
“Новые
экономические, природные и социальные вызовы влияют на желания и потребности
людей. Архитектура и урбанистика призваны дать адекватный ответ, в гармонии с
окружающей средой и культурным контекстом, в котором они работают. По вопросу
устойчивого развития мы продолжаем наблюдать очевидный разрыв между намерениями
и результатами. Чтобы заполнить этот пробел нужно по-новому посмотреть на
профессиональную фигуру архитектора, с помощью нового визионерского подхода к
образованию”.
Во втором зале представлена архитектура современная, еще не построенная – это результаты работы шести молодых архитектурных студий, которые в сотрудничестве с местными университетами и различными профессионалами и специалистами из других сфер создали серию инклюзивных проектов. Все материалы проектов и макеты представлены по центру павильона, на крепких деревянных столах, олицетворяющих собой Архипелаг Италия.
Китай завершает наш маршрут, в павильоне, ставшем его историческим местом в Венеции, где проржавевшие бочки добавляют оригинальности и без того ярким выставкам. В этот раз тут рассказывается тема “возвращения в деревню” – Building a Future Countryside, о настоящем и будущем безграничной китайской провинции вдоль реки Янцзы. Примеры – без преувеличения, невероятной красоты и выразительности новые проекты китайских архитекторов, отобранные по шести темам: поэтическое жилище, местное производство, культурные практики, зеленый туризм, реконструкция общин, будущее развитие. Выставка иллюстрирует идею FREESPACE как сегодняшнюю возможность и предвосхищает будущие события. Ни с чем несравнимый бум развития китайской провинции, с учетом технических инноваций и современных логистических решений в сочетании с передовыми формами совместного использования экономических ресурсов, показаны в конкретных архитектурных объектах – такое “возвращение в деревню”, где родилась китайская культура, направлено на восстановление забытых ценностей и выявление скрытых возможностей. Оттуда, из китайской провинции, снова можно черпать энергию и вдохновение для построения будущего.
V
И это еще не всё – снаружи павильона, в Саду delle Vergini, ждет еще один сюрприз. Пространственная инсталляция Cloud Village авторства Philip F. Yuan (Shanghai Digital Fabrication Engineering Technology Centre Fab-Union).
Вот такие ответы дали на тему free space архитекторы мира. Еще много чего осталось интересного в Венеции и на самой Биеннале. Но охватить это просто не представляется возможным, иначе обзор бы превратился в копию каталога выставки. Все вместе показалось умным, содержательным, выразительным, так или иначе попадающим в поставленную организаторами задачу. И конечно, туда надо вернуться – чтобы вчитаться в описания, вдуматься и всмотреться, время до 25 ноября есть.
“FREESPACE предлагает нам пересмотреть сам
наш образ мыслей, стимулируя новые способы видеть мир и изобретать решения, в
которых архитектура способствовала бы благополучию и гарантировала сохранение достоинства
каждого жителя этой хрупкой планеты”
В статье использованы материалы La Biennale di Venezia и с сайтов стран-участниц, а также предоставленные во время вернисажа-открытия выставки © Courtesy La Biennale di Venezia. Фото Anna Kolomiyets. На первом фото структура из бамбука VTN Architects
Понравилось, поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий