CERSAIE 2018. От эстетики к этике


Конец сентября уже много лет занят в рабочем графике посещением Салона керамики для архитектуры и оборудования для ванных CERSAIE в Болонье – из тех событий, где однозначно must be – место обязательного визита для проектировщика, который хочет быть в курсе тенденций и технологических новинок в этом важном секторе, с информацией, полученной из первых рук и еще в добавок с целой серией интереснейших конференций, специально под архитекторов заточенных: Building dwelling thinking, уже в десятый раз организуемых здесь, где известные архитекторы и дизайнеры со всего мира представляют свои проекты и свое видение современной архитектуры. И еще вишенка на торт – ежегодные Lectio Magistralis в Евро Аудиториуме, всегда кого-то из призеров престижной премии Прицкера. В этом году порадовал выступлением Лорд Richard Rogers, Pritzker Architectural Prize 2007, автор знаменитого Centre Pompidou в Париже, The Millennium Dome в Лондоне и так далее… Предлагаем вам иллюстрированный обзор увиденного в Болонье, с некоторыми предварительными заключениями… 


Итак, на неделе 24-28 сентября население Болоньи вероятно увеличилось почти наполовину, и точно стало на порядок более интернациональным. Статистика по итогам говорит, что больше трети экспонентов (40 стран) и почти половина посетителей (54 тысячи из 112) были иностранцы. И пусть цифры всегда штука скучная, но показательная – общая площадь под экспозицию озвучена впечатляющая: 161 тысяча квадратных метров, с двумя полностью перестроенными за год, а по сути совершенно новыми павильонами 29-30, презентованными именно к этому важнейшему для Bologna Fiere событию.


Керамическая плитка для архитектуры 

Мрамор, мрамор, мрамор… а вернее его точное воспроизведение на поверхности, уже несколько лет как доминирует среди тенденций в производстве керамической плитки. И плитка тоже все больше плита или плитища, потому что другая устойчивая тенденция – это технологическое “выращивание” размеров до почти неприличных. Например, бренд Marazzi Group показал на выставке свою новинку, расширенную коллекцию Grande в новых форматах 1600 × 3200 с толщиной 6 и 12 миллиметров. К ним прилагаются механизмы для монтажа, особые клеи для установки и прочие передовые новшества, многие из которых впервые были показаны в Болонье известнейшей маркой Mapei в своем отдельном демонстрационном зале выставки.


Здесь и выше - стенд Fiandre Architectural Surfaces
Стенд Laminam
Здесь и ниже - "мраморное" предложение от Piemme

Испанская Porcelanosa не перестает удивлять
Здесь и ниже: один из самых эффектных стендов FMG Fabbrica Marmi e Graniti, Iris Ceramica Group

Технологии цифровой печати далеко шагнули за последние несколько лет – и это актуальнейшая тема среди производителей плитки, особенно большеразмерной, для архитектуры. Благодаря именно этой передовой технологии сегодня керамическое изделие мимикрирует практически идеально в любой другой материал, включая рельеф, прожилки, текстуру, мельчайшие детали рисунка и даже дефекты: мрамор и дерево, текстиль, обои или даже художественные произведения, графические и живописные, с эффектом trompe l’œil – как захочется. Качественная основа и передовые методы нанесения рисунка дают глубину и естественность, когда результат становится почти трехмерным. А заданные качества самой керамической пасты позволяют на выходе влиять на непрозрачность, на способность или неспособность поверхности поглощать и отражать свет, создавать, например, радужный эффект. Преимущества очевидны: в первую очередь, говоря о “камне”, более скромные затраты, простота установки и обслуживания, чистки и поддержания, лучшая износостойкость, возможность на этапе производства задать необходимые параметры, как например, анти-скольжение, светопоглощение, другие. 

…Комбинация практичности, функциональности и эстетики без необходимости больших затрат на поддержание и с очень долгим сроком эксплуатации”. Emilio Mussini, президент Комиссии выставок при Confindustria Ceramica Италии

Ceramiche KEOPE
На стенде Fondovalle
Турецкий бренд Kalebodur - Çanakkale Seramik
Не говоря уже о важнейшем аспекте, который безраздельно доминировал и на выставке этого года, как устойчивое развитие – от бла-бла мировой рынок, обеспокоенный климатическими изменениями, сам себе сказав SOS, действительно подходит к теме sustainability самым серьезным образом – думать вне тренда “устойчивости” сегодня означает не только выглядеть анахронистом, но почти преступником. Энергосбережение и повторное использование были подробно проиллюстрированы на многих стендах – эта этическая составляющая сегодня стала такой же важной, как и эстетическая. И это еще один аспект, почему керамические “копии” все успешнее сегодня конкурируют с оригиналами, будь то камень или дерево, особенно в секторе contract и в архитектуре. Поэтому пока технологи придумывают как улучшить качества каолиновой массы или керамогранита, и усовершенствовать методы “выпекания”, чтобы они меньше вредили окружающей среде, дизайнеры ищут все новые визуальные эффекты, рисунки и текстуры, чтобы удивить покупателя, создать и внедрить новые потребительские моды. Говоря о производителях, главное соревнование по качеству и новизне предложения развернулось на мировом рынке, конечно, между Италией и Испанией – можно делать ставки, кто за кого болеет, получая удовольствие от совершенного продукта одних и других. 

Здесь и ниже - керамика Piemme

"Мраморы" и "цемементы" от Fondovalle
В этот раз в Болонье абсолютным трендом, говоря об имитации мраморов, показались плитки, сочетающие внутри одной коллекции предложения с различными гладкими, мелко и крупно-рельефными поверхностями. Еще больше стало радужных разводов: многие показали мраморы с металлическими прожилками или нанесенными поверх “каменной” поверхности декоративными рисунками; контрастная мраморная геометрия (особенно белого и черного), много полированных, до зеркального блестящих поверхностей; металлический и эффект зеркала дополнены в этом году еще и рельефом. Остаются суперактуальными геометрические и оптические эффекты, вариации в духе pop art, иногда буквальные цитаты самых ярких авторов этого стиля. 

ABK group Industrie Ceramiche ABK group Industrie Ceramiche
Здесь и ниже - многоликая Porcelanosa

Ceramiche Piemme
Everstone Australia - из самых далеких участников выставки 
Стенд Kalebodur – Ilion Troia Collection
Diadem Troia Collection от бренда Kalebodur 
Эффекты металла в коллекции Aparici
Все так же, как и несколько лет назад, не убывает популярность современных репродукций с рисунками традиционной плитки cementina и всяческие вариации на темы исторических полов из мраморной крошки. Похоже, становится модным эффект palladiana, имитирующий традиционную технику Венето и Ломбардии XVI века, из крупных кусков натуральных мраморов разного типа на контрастном шве – его можно было увидеть на нескольких стендах. Так же, как имитации исторической terrazza alla veneziana, для которой характерно использование более дробной мраморной крошки. 

Decò Antology от Elios Ceramiche - Italcer Group
Вариации плитки Cementina от La Guglia & Kis
Здесь и ниже Terrazzo в исполнении Ceramica Sant’Agostino – коллекция New Decò

Версия Palladiana от Ceramiche Brennero 
Коллекция Majestic - линия Valentino от Ceramiche Piemme
“Цементные” поверхности, наделавшие шума в прошлом году, остаются актуальными, но более сложносочиненными, например, с рисунком “цементной мозаики”, а не просто имитирующими следы опалубки или подобное, например, по типу паркета “в елочку” или с эффектом состаренности. Намного больше в этот раз имитаций старинных техник терракоты, с точно воспроизведенными текстурой, дефектами и неточностями, и других исторических техник, как например марокканский Tadelakt как в новой коллекции SistemS упомянутой уже марки Marazzi.

"Цементная" плитка для экстерьера и интерьера от Fondovalle



Imola Ceramica: I LOVE tile so much. Один из самых ярких стендов в Болонье
Из больших открытий – совсем удивительным показалось новое предложение от марки Ariostea (Iris Ceramica) с гибкой большеразмерной ультратонкой плитой, эффектно использованной брендом в оформлении своего стенда – в полированной версии. Сложно представить стоимость такого проекта из натурального мрамора, возвращаясь к устойчивому развитию.  


Здесь и ниже - на стенде Ariostea (Iris Ceramiche Group), оформленном гибкой супертонкой плиткой

Новое направление, которое все больше набирает обороты – предложение персонализированных плит больших форматов для архитектуры, особенно экстерьерных, когда рисунок компонуется из нескольких большеразмерных керамических плит. Например, Iris Group даже дали этой революционной технологической услуге свое название “Design your slabs” – хай-тек на службе уникальности. Технологические новшества и расширение возможностей струйной печати, вошедшей в это производство, подталкивают керамику всё к новым областям применения.





Говоря о мелкой плитке, которую никто не отменял, здесь настоящим трендом стали странные размеры при разнообразии форматов: отход от традиционных стандартов коснулся и этой сферы. Сложные графические рисунки, эффект калейдоскопа, печворка, крупные декоративные композиции, набранные из дробных элементов с чередованием разных по размеру элементов, сочетание внутри одной коллекции монохромных и ярко декорированных плиток –  digital print рулит и тут. Но все они, оставаясь серийными коллекциями, стараются от этой серийности уходить, давая внутри каждой серии большой выбор вариантов и сочетаний: от многоцветных до одноцветных тон-в-тон, отличающихся по типу: блестящие/матовые/рельефные/гладкие, и т.п. И здесь многие марки показали замечательные конкретные примеры использования своих новинок на площадках изобретательно оформленных стендов, воссоздавая различные жилые ситуации: от ванной и кухни до гостиной и спальни. Вдохновляйся и используй! 


Здесь и ниже: 41zero42. Another vision for ceramic design


Здесь и ниже: Codicer 95


Стенд Natucer
Вдохновляясь поп-артом: Рой Лихтенштейн бы улыбнулся 
На стенде Keros те же поп-артовские мотивы
Графизмы в новых коллекциях Savoia Italia
Art in Cotto от Pecchioli Firenze - эффект рукотворности
Эффекты 3D Arvex Cementi
Графика в духе поп-арт от испанской марки Aparici
Здесь и ниже: Aparici. Имитируя металлы


Гигантография - мозаичный сад от Bisazza
Новая коллекция Denim от Appiani
Здесь и ниже: Sicis продолжает свою линию соединения мозаики с Vetrite, запатентованным ими материалом


В заключение радостная средиземноморская коллекция от Ceramiche Sant'Agostino
Об оборудовании и мебели для ванных, новинках в мире смесителей, спецпроектах внутри выставки, мнениях нескольких авторитетных экспертов и о самых оригинальных стендах CERSAIE-2018 поговорим во второй части. Продолжение следует… 

Понравилось, поделитесь

Цитата Emilio Mussini по материалам Corriere della Sera Design, от 24 сентября 2018. В статье использованы материалы, предоставленные экспонентами на стендах Выставки и организаторами CERSAIE. Фото Anna Kolomiyets, предоставленные брендами и из свободного доступа.  На втором фото – новый Павильон 29, smart pavilion, с модульными системами перекрытий, крытыми галереями по периметру и местами для отдыха, с возможностью интегрировать разные функции.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан