NEXT Design Perspectives. Взгляд в завтра


30 октября в Триеннале Дизайн Музее Милана прошло, без преувеличения, выдающееся событие.
Первая международная конференция о будущих путях развития мирового дизайна. С известнейшими гостями со всего мира: от Парижа и Лондона до Нью-Йорка и Токио. Вот некоторые имена: special guest Филипп Старк, Tony Chambers - экс легендарный директор Wallpaper* Magazine, Paola Antonelli, арт директор MOMA в Нью-Йорке, Marco Bizzarri - директор Gucci; Nipa Doshi, дизайнер, Индия; John C. Jay, владелец марки Uniqlo, President of Global Creative for Fast Retailing, etc... Организаторы Altagamma создали Manifesto, который в нескольких позициях обозначил то, что неизбежно наступит – будущее. 


Manifesto
Одним из тех, кто открывал конференцию, кроме представителей Altagamma, Triennale и мэра города Милана Giuseppe Sala, был Dario Raniero, CEO Poltrona Frau, как со-организатор этого события. Его спич показался настолько ярким, что захотелось привести выдержки из него.

Dario RanieroCEO Poltrona Frau
В латыни слово progetto – проект – происходит от двух слов pro getto, бросок вперед. Что можно интерпретировать как бросок в будущее, в неизвестность. Мы здесь попробуем обозначить некоторые гипотетические и вполне реалистические очертания этого будущего, которое мы этим мероприятием и подготавливаем. Мы выбрали из десятков несколько самых передовых брендов, the most progressive, чтобы представить их вам здесь. Я верю в глобальное значение этого события как для Милана, так и для моей страны. У кого-то ресурсы лежат под землей – oil, у нас ресурсы на ее поверхности – наш “oil” это дизайн. Это на самом деле важнейший ресурс для нашей страны. И для города Милана, ключевого центра дизайна. Замечательная женщина современности Йоко Оно как-то сказала: “Мечта, о которой ты думаешь наедине с собой, остается только мечтой, мечта, которую ты разделяешь с другими, становится реальностью”. Я верю, что сегодняшнее событие – это начало чего-то важного. Это как пропуск в будущее. И мы здесь с вами именно для этого.


9 ключей от будущего
Первым и определившим весь ход конференции стал доклад пары коллег-дизайнеров из лондонской студии WGSN. Почему-то так складывается, что исторически все самое передовое исходит из Британии… первая промышленная революция, машины и мануфактуры, правда и луддиты родились там же… но все же. Так и в этот раз, организаторы пригласили именно эту британскую студию подготовить материал по основным ключевым моментам, которые будут определять развитие дизайна в ближайшем будущем, независимо от конкретной сферы применения, будь то интерьер, предметный дизайн или мода, машины или мебель, украшения или видео. Итак, NEXT Design Perspectives в исполнении Andrea Bell и Lisa White, студия WGSN.


1.       The Lux of Less
2.       Bio-Facturing
3.       The New Consumer Voice
4.       In Touch
5.       The Future is Emotions
6.       Positive Discomfort
7.       Clean Consumption
8.       All-Clusive Design
9.       Improbable Collaborations

1.       Роскошь владеть меньшим
2.       Био-производства
3.        Новые потребительские голоса
4.       В касании
5.        Будущее - это эмоции
6.       Положительный дискомфорт
7.       Чистое потребление
8.       Всеохватывающий дизайн
9.       Неожиданные виды сотрудничества


The Lux of Less
Начиная свою презентацию, Андрэа и Лиз озвучили несколько отправных точек для своего анализа, то, что есть реальность сегодня, и что помогает им рассуждать и моделировать с большой вероятностью формулы будущего, беря в расчет такие “единицы” как общество, окружающая среда, технологии, политика, индустрия, творчество. В каждом из понятий выделяя проблемы роста (increase) на коротком – twenty-twenty, то есть до 2020 года, и более длинных временных интервалах. С учетом новой демографической реальности, когда в развитых странах увеличивается продолжительность жизни, и в мире соседствуют несколько поколений, от Millennials, родившихся в новом тысячелетии, до активных семидесятилетних людей. Поэтому для такого соседства multi generation необходимо создавать пространства и условия. 2020-й Андрэа Бэлл определила, как год dirty finish and clear start”, а Лиза Уайт дополнила: 
Дело в том, что вы не можете остановить будущего. Независимо, боитесь вы этого будущего или оно вызывает у вас любопытство. Мне приятно думать, что мы в этом зале сегодня все любопытные”.  Lisa White


Для понимания “Роскоши в меньшем” важно определить, что становится сегодня главными ценностями, в эпоху смартфонов, наращивания производства, растущего внимания к исследовательской деятельности, развития новых технологий и общего ускорения ритма жизни?
Главные ценности сегодня смещаются из области вещей в область понятий: 96% опрошенных на первое место поставили Семью и Здоровье (Family& Health), а не владение престижными гаджетами или дорогими модными вещами. И это уже сейчас заметно по снижению продаж вне зависимости от уровня доходов – люди стали сознательно меньше покупать. No excess in the life – так звучит слоган завтрашнего дня, и в этом есть этическая составляющая Lux of less. Интересно в этом плане сравнение, которое говорит о неоднородности рынка: среди опрошенных в США 94% подтвердили желание владеть одним предметом роскоши, для сравнения – в Китае десятью такими предметами. Третья главная ценность завтрашнего дня – это Время (Time). Время, чтобы думать, рассуждать, участвовать в реальности (Time to think, reflect & be present). Из этих трех составляющих вырисовывается важность моментов “для себя”, моментов покоя и тишины, а значит создания таких пространств, space of emptiness, которые бы давали эти ощущения. И здесь речь не идет о храмах или духовности. Городскому жителю, затиснутому между хаосом шоппинг-молов, вокзалов и улиц, нужны пространства тишины – space of silence, silence like a gift – когда тишина и покой воспринимаются как подарок. Это похоже на потребность в некой условной защитной сфере, zorb ball вокруг себя.

Слева: безэховая камера. Справа: Часовня тишины Камппи в Хельсинки. Арх. Kimmo Lintula, Niko Sirola Mikko Summanen, K2S Architects Ltd.  
Отдельным пунктом стоит также растущая важность Дома. По опросам 70% millennials на первое место по важности поставили именно дом: как место, где можно укрыться от общественной жизни, убежать после работы в общем офисе, это место “мира и ничего неделания”. Если в общественном пространстве есть желание тишины, то в приватном – дизайн должен помочь человеку расслабиться, дать комфорт, стать пространством, помогающим выключиться – местом switch off. В некотором смысле дать одиночество. Буквально, создать приспособления и структуры для изоляции. Или даже элементарно заглушить сигнал wi-fi, как кресло-экран Offline Chair на правом фото. В материалах это могут быть кашемир и фетр, дающие ощущение тактильной теплоты и защиты – и здесь важным становится аспект touch design, растущее внимание именно к тактильным качествам создаваемых продуктов, как в примере Stylecraft.

Pix ottoman – коллекция интерьер/экстерьер от Stylecraft, проект Iwasaki Design Studio. Offline Chair польской дизайнера Agata Nowak
Светлое будущее, освещенное прошлым. Прошлое (Past) становится важным компонентом в понимании “Роскоши в меньшем”. Лондонские исследовательницы дали этому определение Space & Forgotten future, потому что такой опыт не нов и уже был у человечества в прошлом. Над созданием таких новых-забытых типологий пространств стоит задуматься творцам. Настроения “ностальгии по прошлому” странным образом свойственны и молодому поколению, что проявляется в интересе к посещению музеев, архивов, мест с непреходящими ценностями – старые и старинные здания обладают свойством вселять оптимизм, а современная и модерная архитектура часто дает примеры пересмотренных исторических образцов в новом ключе, как пирамида, перевернутая и открытая небу в визионерском проекте Palace of Failed Optimism от Wai Think Tank, или недавний случай с отелем Praha в чешской столице (1981 г.) – сегодня он воспринимается как настоящий шедевр архитектуры 80-х и iconic store, которому сумма элементов design craft & politic придают дополнительный шарм и значимость. А недавно прошедшая в Лондоне выставка, посвященная отелю, помогла спасти от запланированного уничтожения его оригинальную меблировку, показав невероятный мировой интерес к тому времени.

Слева: Palace of Failed Optimism / Wai Think Tank. Справа: отель “Praha” в чешской столице, 1981
Чтобы быть в теме Past наиболее продвинутые фирмы (напр. Apple) создают сегодня должность CMOChief Memory Officer, который занимается пересмотром моделей (жизни, стилей, бизнесов) прошлых времен, а кроме того анализом успеха или не успеха тех или иных проб, что по прошествии лет более очевидно. Это помогает отстраивать сегодняшние, а главное завтрашние стратегии и избежать многих ошибок. А также действовать по граничной линии вкусов borderline потребителя, генерируя тренды. “Достаточно одного взгляда в прошлое, чтобы я знал, как мне действовать в будущем”.

Четкий посыл к 70-м в коллекциях Balenciaga – Demna Gvasalia’s men’s collection и ReplicaBally Men Shoes. 2018

Bio-Facturing
Мы живем в эпоху машинную, цифровую и органическую – machine age, digital age, organismal age – когда наука основывает множество своих самых передовых исследований и прорывов, работая с водорослями, грибами, бактериями, мицеллами, и передает эти супер-инновационные инструменты индустрии. Когда самые оригинальные продукты дизайна могут родится из мира природы или органического мира. Биология как пространство дизайна – так можно обобщенно охарактеризовать все те инновационные предложения, о которых рассказала в своей презентации Лиз Уайт. Как, например, выращенная в пробирке в лабораториях Mogu - Mycelium materials and technologies “био-кожа”, инновационный материал, не уступающий по своим качествам натуральной, но сохраняющей жизнь животным. Или кресло Full Grown, смоделированное из плакучей ивы в Британии дизайнером Gavin Munro, на которое понадобилось 6 лет. Автор назвал его "разновидностью 3D print zen.

Бриллианты Brilliant Earth, выращенные в пробирке – под знаком Ethical luxury. Кресло из плакучей ивы Full Grown дизайнера Gavin Munro как “3D print zen
MOGU Leather, био-кожа, “выращенная” по технологиям итальянской фирмы Mogu. Справа: Биопластик, смоделированный 3D print с помощью LG See Vid technologies
Еще пример. Свои произведения Carol Collette, профессор по Design for Sustainable Futures at Central Saint Martins, University of the Arts в Лондоне создает в технике, названной ею ‘grow-made’, она буквально выращивает их на кухне, помешивая различные составы в кастрюлькеее творения по сути рождаются сами. Био-дизайнер работает с живыми материалами и технологиями, как синтетическая биология, получая неожиданные и многообещающие для будущего результаты – на фото “Розы” из экспериментального проекта Biolace. Чтобы стала понятна важность таких разработок, в том числе и для сферы дизайна, бизнеса и luxury, можно добавить, что ее исследования спонсирует LVMH Multinational conglomerate company (Louis Vuitton, Christian Dior SE, Sephora, Givenchy и другие).

Лаборатория биодизайна Faber Futures пропитывает шелк небольшим количеством пигмент-продуцирующих бактерий streptomyces coelicolor. Примерно через 34 дня инкубации розовые, желтые и зеленые формы образуют органические абстракции на тонких шелковых шарфах.
Так что выращенная в пробирке кожа и паучий шелк – это будущее нашего гардероба!

“Розы” из экспериментального проекта Carol Collette “Biolace”. Справа: шелковые шарфы от Faber Futures, окрашенные с помощью пигментов, полученных из продуктов жизнедеятельности бактерий
Студенческий экспериментальный проект Piero DAngelo – выращивание моды: платье растет у вас в шкафу до уровня haute couture.
BoltThreads из Калифорнии в сотрудничестве с известным эко-дизайнером Стеллой Маккартни создает платья и обувь из “умного шелка”, синтезированного из паутины паука, нити его за 10 дней можно вырастить на километры. В 2019 году английская дизайнер обещает показать новую коллекцию сумок из био-кожи, созданной на основе этой “паучьей” технологии.

Дизайнерская обувь Vivobarefoot Ultra 3 получила новое дыхание (буквально) от партнерства бренда с Bloom®, производителем пены на основе растений, в этой коллекции –  верх из пенополиэтилен-винилацетата (EVA), который создан из биомассы водорослей. Это нацелено на сокращение использования ископаемых видов топлива, а также других нефтяных компонентов, которые используются в традиционной пене EVA. С применением технологии Ultra 3 Bloom по меньшей мере 57 галлонов воды фильтруются и возвращаются в циркуляцию, обратно в водную среду. Она также предотвращает и уменьшает выброс углекислого газа в атмосферу.

Слева: Сникерсы-кроссовки Vivobarefoot ULTRA 3 Bloom Women's shoes Algae Green. Справа: Туфли из био-разлагаемых материалов
Интересны также исследования о роли запахов и их растущем значении в будущем. Дизайнеры запахов – smell designer – сегодня учатся синтезировать такие, которые способны позитивно влиять на человека, вызывая те или иные эмоции, как покой или чувство защищенности, ведь запах может быть одним из важных элементов создания эмоционального комфорта. Обоняние – самое бессознательное, стойкое и длящееся из чувств, а память о запахах живет в человеке с рождения. В приведенном слайде – исследования по экспериментальному синтезированию запаха, который выделяет самое древнее дерево на планете гинкго в момент опасности, и что, вероятно, помогло ему сохраниться с доисторических времен до наших дней.



New Consumer Voices
Чтобы понять, куда должен (и будет) двигаться дизайн в ближайшем и более отдаленном будущем, нужно задаться вопросом: Кто будет вашим клиентом, потребителем вашего креативного продукта? Таким вопросом озадачились и в WGSM. Андрэа Бэлл привела несколько примеров и интересных статистических данных.


Это точно будет общество мульти-этническое: со смесью языков, культур, традиций, потребительских привычек. Быстрее всего ситуация меняется в Америке. По статистике, уже к 2020 году в США 50% детей до 18 лет будут multiethnic. Но число смешанных браков растет и в Европе: с 2001 года в Англии, Уэльсе, Франции и Италии оно выросло на 172% (по данным Richards Statistic Institute). Что это означает? Что это означает для бизнеса, в том числе дизайна, моды, сектора luxury? Как будет меняться life style, если в таких семьях все нужно условно умножать не на 2, а на 4: привычки в одежде и музыке, в праздниках, в образовании, в досуге, в предпочтениях. На каком языке говорить с таким клиентом?

Примерно до 2025 года будет продолжать доминировать так называемый Hispanic consumer. Именно на такого потребителя предшествующие десятилетия была сделана ставка и под него строились стратегии ведущих брендов в мире, определяющих глобальные тенденции. Для такого клиента характерно: more party, more dress, more food, big celebrity, more collections что, конечно, давало бесконечные возможности для брендов сферы luxury, которые вели за собой остальные сектора.
Но если попробовать заглянуть чуть вперед, уже в 2040-е протагонистом постепенно становится Generation MMuslim millennials, мусульманский потребитель, который к 2050 году, по предварительным оценкам, составит на планете 2.8 миллиардов с достаточно высокими покупательными возможностями. Бэлл назвала этот процесс: soft cultural change by hard economics. Не ориентироваться на эти изменения было бы по меньшей мере недальновидно, а по большому счету – безрассудно. Поэтому важно корректировать собственный бизнес перед лицом неизбежных изменений.

Новая коллекция женских платьев JJ dress Collection by JJunaid Jamshed
А пока многие бренды, чтобы быть конкурентными, уже начинают смещать свои стилистические ориентиры в сторону вкусов и привычек generation M, что может означать: иметь те же желания, что и другие молодые люди, похожие вкусы в отношении гаджетов, может в одежде – немного длиннее, немного сдержаннее, немного скромнее, что никак не уменьшает желания новых поколений мусульманских потребителей быть в тренде, и это уже сегодня заметно в таких странах как Великобритания, Германия и Индия, где, как предполагается, к 2021 году они потратят примерно 3 млрд долларов на одежду, товары дизайнерского сектора и luxury. Поэтому работа в направлении Modest fashionэто невероятные возможности для модных и молодежных брендов. И не только. Поскольку такие изменения коснутся не одного модного сектора, но и стилей жизни – life style в целом. Будущий Modest design должен выглядеть симпатично, должен нравится, должен быть привлекательным для всех потребителей.
Ярким примером такого переориентирования могут быть коллекции марки JJ Design Group, основанной пакистанским стилистом J. Junaid Jamshed со своими стильным и яркими предложениями.
Если заглянуть в сектор услуг, тут в абсолютном росте сейчас (и в будущем) Wellness industry &Travel industry, равно для всех поколений и рас. 
Можно предположить, что следующим выступит на сцену Generation C (China), и это еще одна, пока более отдаленная, но неизбежная реальность. К которой некоторые уже готовятся, хотя бы приглашая модели с конкретными соматическими особенностями.

Новая линия demi-couture от Jaime Major 2018. Китаец-модель Wang Chenming позирует в новой коллекции Bally Fall Winter 2018.19
Инклюзивность вместо эксклюзивности. Важным подтверждением изменений потребительских привычек можно назвать тот факт, что для millennials синонимом роскоши является инклюзивность: luxury = inclusivity. Для огромной части молодого населения планеты – это единственная приемлемая формула. Их роскошь – это опыт, а не накопление, они хотят подлинного, реального и устойчивого и готовы заплатить цену. Больше нельзя представить себе длинные очереди из одержимых купить новую модель кроссовок: предметы моды перестают быть объектом хвастовства, а становятся способом самовыражения. Winona Mayer сделала занятное сравнение: эксклюзивность – это как присутствовать на вечеринке, инклюзивность – как танцевать там.

Еще одним трендом, говоря об инклюзивности, становится расширение числа моделей large size в коллекциях модных брендов. Например, австралийская стилист Jaime Major, сама дама 46-го размера, поэтому хорошо знакома с проблемой, создала свою новую коллекцию demi-couture 2018 с включением инклюзивных размеров в мир вечерней одежды для особых случаев, так называемая линия red carpet dressing. И это встроено в саму систему бренда – в процесс создания коллекций, потому что речь идет о совсем других лекалах. По словам Major, она действительно чувствовала, что на рынке fashion существует пробел для женщин крупнее 8-го (42-го) размера, которые хотят носить что-то действительно удивительное, для особого события. Интересно, что такая стратегия может увеличить объем продаж от трети до 60%.

Удачным примером работы в направлении инклюзивности может быть швейцарский бренд Bally, строящий свои стратегии на позициях Diversity & Inclusivity. Он создает свои коллекции на принципах доступной роскоши – casual luxury, approachable luxury – более подходящей и в качестве повседневных или актуальных в любой ситуации моделей. Гибкость занятости, отсутствие специальных офисов, возможность заниматься своей работой в любой обстановке сгладили различия между стилями одежды для разных мест и демократизировали их. Ориентация на millennials и более молодых покупателей со специфическими вкусами стала трамплином для стремительного роста популярности многих брендов в последние годы, в частности Bally.


In Touch
Во времена гаджетов, сидения в социальных сетях, между смс, Instagram и Twitter, тотального погружения в цифровую информацию вырастает значение тактильных ощущений – мы жаждем, у нас недобор прикосновения, идет ли речь о физическом, эмоциональном или интеллектуальном касании. Мы множество раз вертим в руках и трогаем таблет, смартфон, дистанционку... По оценкам Deloitte Mobile Consumer 2015, в Великобритании люди касаются смартфона около 1,1 миллиарда раз в день и 400 миллиардов раз в год. А в США это “коллективное касание” составляет 8 миллиардов раз в день (!)  Поэтому еще один из ключей будущего в дизайне – учитывать важность и программировать тактильные свойства создаваемых продуктов. Каковы ключевые тренды в этом направлении?

Слева: нейро-хроматическая ткань. Справа: Hyundai mobility car pet
Как ответ на такой запрос появляются предложения в духе так называемого Calm Design, призванного “компенсировать” недостаток тактильных ощущений в жизни. Эта тема не нова, но сегодня к ней активно подключаются самые передовые технологии. На левом примере – нейро-хроматическая ткань, изобретенная в Гонконге, которая умеет определять психофизическое состояние человека, надевшего ее на себя, и в зависимости от отсканированных данных менять как хамелеон свой внешний вид, сигнализируя вовне о возможной проблеме, уровне волнения, стресса, напряжения, страха, или наоборот – о спокойном состоянии. Как прокомментировала со смехом Бэлл, а если шеф-менеджер своей такой нейро-хроматической одеждой все время сигнализирует о максимально напряженном состоянии – что делать подчиненным?) 
Многие технологические и автомобильные компании работают в ключе phygital retail”, или в направлении соединения цифрового и физического шоппинга. На правом фото – не приборная панель, а так называемый экспериментальный Hyundai mobility car pet, который в состоянии преобразовывать эмоции садящегося в него человека, и создавать температурой, звуками, голосами, цветами и даже впрыскиванием ароматов комфортное состояние релакса и покоя. Учитывая, что по статистике, например, в Северной Америке и Канаде человек проводит большую часть своего дневного времени за рулем, важность такого дизайна неоценима.


Игровые изменения (Game changer). Растущее число интернет-покупок или ситуаций в рознице, когда клиент сам может найти нужный ему товар, считывая коды, используя приложения или предложенные продавцом гаджеты, подталкивает к созданию таких инструментов, которые в состоянии симулировать тактильные ощущения изображения на сенсорном экране. Набирает популярности технология HapTech touch screen, как на правом фото, где при прикосновении можно отличить разные фактуры, изображенные на экране, например, кожу, шелк, твид или denim. Другая сфера применения этой технологии – это сегмент beauty, где клиент может ощутить, например, мягкость текстуры крема или легкость пудры. Все это создает новые невероятные возможности, например, для розницы или e-commerce, усиливает эмоциональную связь между брендом и клиентом, важность которой будет только возрастать. Потому что люди сегодня не столько покупают вещи и услуги, сколько опыт и смыслы – experiences & meaning.


1.       The Lux of Less
2.       Bio-Facturing
3.       The New Consumer Voice
4.       In Touch
5.       The Future is Emotions
6.       Positive Discomfort
7.       Clean Consumption
8.       All-Clusive Design
9.       Improbable Collaborations

1.       Роскошь владеть меньшим
2.       Био-производства
3.        Новые потребительские голоса
4.       В касании
5.        Будущее - это эмоции
6.       Положительный дискомфорт
7.       Чистое потребление
8.       Всеохватывающий дизайн
9.       Неожиданные виды сотрудничества
Итак, мы успели рассмотреть четыре ключа от будущего. Еще 5 ключей будут раскрыты во второй части. Поговорим об эмоциях и не только. Продолжение следует…
Вторую часть смотрите здесь.

В статье использованы материалы конференции NEXT Design Perspectives, организованной Altagamma 30 октября 2018, Triennale Design Museum, Милан, Италия

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан