Leonardo и Salone del Mobile. Гений в Милане
Немного истории
О раннем
интересе Леонардо к наукам, еще во Флоренции, писал Джорджо Вазари в своем
фундаментальном опусе Le Vite – “Жизнеописания
прославленных живописцев, ваятелей и зодчих”, первой в истории попытке
систематизировать биографии гениев итальянского Возрождения:
“Он изучал не только одну профессию, но все те,
куда входил рисунок. И со своим
божественным и чудесным интеллектом не только работал и в скульптуре… но и в
архитектуре… и был первым, еще юношей, кто предложил поместить Арно в канал
между Пизой и Флоренцией. Создавал рисунки мельниц, жерновов и механизмов,
которые приводились в движение водой... но все же профессией его стала живопись”.
Леонардо. Милан с каналами и Дуомо с птичьего полета. Codice Atlantico. 1507-1510. Veneranda Biblioteca Pinacoteca Ambrosiana. Лист 199 |
“…рисунки
мельниц, жерновов и механизмов, которые приводились в движение водой...”
Именно к
этому так называемому первому миланскому периоду относятся дошедшие до нас Кодексы
Леонардо (Codice Atlantico и Codice Trivulziano) – так он называл свои дневники с
рисунками и пояснениями, часто зашифрованными в виде крипто-текстов. В них
часто недоставало ключевых деталей - так автор пытался защитить свои
изобретения от плагиата.
Открытие
этих рукописей в XVIII веке
стало сенсацией. На сегодня известно чуть менее 6000 страниц текстов, чертежей,
рисунков Леонардо, которые можно назвать научно-техническими. И это меньше
трети его архива(!). Широта тем, к которым он обращается, поразительна:
прикладная гидравлика, понтонные и разводные мосты, оптика и механика, “летающие
машины” и подводные аппараты, военная инженерия, архитектура и
градостроительство, геометрия, работа над античными текстами, анатомия. Рисунки
Леонардо были так подробны и убедительны, что ни у кого не возникало сомнений в
возможности реализации его невероятных проектов. И хотя современные
компьютерные реконструкции подтверждают невозможность функционирования многих
из его изобретений, это ни в малой степени не умаляет их гениальности, а
техническая интуиция автора, учитывая спорадичность его образования, просто поражает.
Так называемые bocche для спуска воды. Рисунки Леонардо для Naviglio di San Cristoforo. Veneranda Biblioteca Pinacoteca Ambrosiana |
Рисунки конструкции тибурия Дуомо в Милане. Codice Atlantico. Лист 719 |
Рисунки новой запорной системы ворот шлюза Conca del'Incornata из Codice Atlantico |
Conca dell'Incoronata и Ponte delle Gabelle на фото начала ХХ века |
Conca dell'Incoronata с закрытым шлюзом. Вид в сторону улицы San Marco. Фото начала ХХ века |
То же самое место спустя 100 лет. Conca dell'Incoronata сегодня. Фото © Геннадий Мартынов |
Один из таких не засыпанных фрагментов это именно тот, что зарисован да Винчи в Кодексе – так называемый шлюз Madonna dell'Incoronata в Брере. Он остается одним из самых хорошо сохранившихся фрагментов былого Милана, следом и знаком его “водного прошлого”. И пусть, справедливости ради, в отношении авторства каналов фигура Маэстро, возможно, утратит часть своего таинственного обаяния, которое исходит от этого энциклопедически универсального персонажа, но зато подарит нам образ не идеализированного героя романа, а настоящего, живого Леонардо.
Гений возвращается
Прокрутим
историю на 500+ лет вперед и вернемся в Милан сегодняшнего дня. Одни из первых
событий-посвящений Леонардо в Милане в этом году будут уже в апреле, которые 58-й
по счету Миланский мебельный салон решил посвятить самому гениальному “приемному
сыну” города в его юбилейный год. Это будут два мероприятия, вернее инсталляции,
которые призваны подчеркнуть связь универсального и эклектичного наследия мастера
с сегодняшним днем. Ведь по сути Леонардо можно назвать прото-дизайнером эпохи
Возрождения. Одна из инсталляций, посвященная теме воды AQUA. Leonardo’s Vision (ВОДА. Видение Леонардо) будет
располагаться в городе, в том самом месте бывших каналов навильи, которые
запечатлены в рисунках Леонардо из Кодексов, а именно Conca dell'Incoronata
на via San Marco.
Другая – на территории Выставочного центра в Rho
и как раз будет посвящена влиянию Леонардо на современный итальянский подход к дизайну DE-SIGN. The art
of Italian design before and after Leonardo (DE-SIGN.
Искусство итальянского дизайна до и после Леонардо). Обе без
сомнения подарят посетителям яркий эмоциональный опыт.
AQUA. Leonardo’s Vision
Почему Salone выбрал для первой
инсталляции старинный канал Conca dell’Incoronata,
мы рассказали выше – именно он непосредственно связан с Леонардо. Фрагмент
канала с воротами-шлюзом, где уже начали воплощать проект – это будет
эмоциональный интерактивный объект, разработанный в партнерстве с бюро Balich Worldwide Shows,
которое возглавляет Марко Балич. А он, по его собственному определению, с водой
“на ты”, поскольку родился и вырос в Венеции. Его студия известна оформлением
таких звездных шоу и событий, как Туринская олимпиада 2006, закрытие сочинской
Олимпиады и открытие-закрытие паралимпиады в 2014, инсталляция “Дерево жизни”
на EXPO Milano 2015, Burj Halifa Show в Дубае 2016 и еще многих запомнившихся церемоний. Балич… плохо
не делает. В Милане, по идее его студии, каналу в Брере на 10 дней апреля возвратят
воду – будет воссоздан небольшой
фрагмент эпохи Возрождения, который как ни парадоксально позволит заглянуть в
будущее Милана. Студия Балича BWS увидела его отчасти как
фантастическое и футуристическое, завораживающее шоу: пока детали есть только в
виде рендерингов. Кратко и интригующе проект был анонсирован на
пресс-конференции 14 февраля в Triennale Design Museum.
Здесь и ниже: проект Balich BWS - Aqua Leonardo's Water Vision Experience. ©2019 BALICH WORLDWIDE SHOWS |
Конка-шлюз будет покрыт архитектурной вставкой в виде большого водного бассейна, на краю которого установят огромный светодиодный экран. Он станет своеобразным виртуальным порталом в Милан будущего, показывая панораму города, которая будет меняться в зависимости от времени суток. Под этой структурой, внутри самого канала, будет создана Wunderkammer, где посетители смогут ощутить красоту, энергию и форму воды, воплощенной с помощью самых передовых технологий в картинке и звуке, в полностью изолированной среде. А еще тут будет информационное фойе у моста Ponte delle Gabelle, которое даст возможность узнать больше о связи между этим историческим местом и многогранным гением Леонардо. Но мы-то уже кое-что знаем…
DE-SIGN. The art of Italian design before and after Leonardo
DE-SIGNO – так это название звучит в
итальянском оригинале – это будет “выставка в выставке”, и пройдет в 24-м
павильоне Salone del Mobile.Milano в Rho.
Эта инсталляция
посвящена наследию да Винчи в сфере конструирования и прикладного дизайна – в
направлении, которое остается важным и сегодня. Это рассказ о гении Возрождения
и его влиянии на современный итальянский дизайн – как виртуальный мост между пятью веками
истории.
Рендер инсталляции DE-SIGNO в 24 павильоне на i Saloni. Проект Davide Rampello и Alessandro Colombo |
Как еще, если не дизайном, можно назвать все эти проекты? Поэтому совсем не странно в сегодняшнем Милане звучит определение Леонардо как дизайнера.
Макет инсталляции DE-SIGNO на i Saloni |
Инсталляция,
задуманная Давиде Рампелло (Davide Rampello) и спроектированная
архитектором Алессандро Коломбо (Alessandro Colombo), займет площадь 400 м2. Она
будет представлять собой монументальный блок с двумя арками высотой 6 м и шириной
3 м, выполненными вручную из дерева мастерами-резчиками. Арки повторят
оригинальные чертежи и расчеты Донато Браманте, самого престижного архитектора
Милана в те времена, когда тут жил и работал Леонардо при дворе герцога
Людовико Сфорца. На четырех больших, как в кинотеатре, экранах будет
демонстрироваться музыкально-световое шоу, которое создаст для зрителей
волшебную атмосферу.
Осталось только дождаться апреля. Save the date!
В статье использованы материалы пресс-конференции 14 февраля
в Triennale Design Museum SaloneMilano,
Salone del Mobile
9-14 апреля 2019, Balich WS. Репродукции рисунков
Кодексов Леонардо да Винчи из открытых источников. Фото Anna Kolomiyets. Вступительное и заключительное фото – монумент
Леонардо на площади Театра Ла Скала в Милане.
Вторая репродукция: портрет Леонардо руки его ученика Francesco Melzi. Royal Collection Windsor
Еще на эту же тему в блоге от 27 апреля 2018: i Saloni 2018. Зачем ехать в апреле в Милан
Еще на эту же тему в блоге от 27 апреля 2018: i Saloni 2018. Зачем ехать в апреле в Милан
Интересно!
ОтветитьУдалитьСпасибо, я рада! Желаю доехать и увидеть вживую.
Удалить