Leonardo и Salone del Mobile. Гений в Милане

Что значит Леонардо да Винчи для Италии? Наверное, вопрос риторический. Еще больше он значит для Милана, в котором великий флорентинец провел почти 20 очень продуктивных лет своей жизни, приехав в 30-летнем возрасте ко двору герцогов Сфорца, как посланник Лоренцо Великолепного Медичи. В преддверии 500-й годовщины со дня смерти гения Ренессанса известная выставка Salone del Mobile.Milano анонсирует две масштабные инсталляции, которые попробуют отразить прозорливость научных изысканий художника и проследить путь итальянского дизайна от эпохи мастера до наших дней. Но поскольку неинтересно просто рассказывать программу кратковременного события (5-14 апреля), хочется немного окунуться и в саму эпоху. Итак… 


Немного истории
О раннем интересе Леонардо к наукам, еще во Флоренции, писал Джорджо Вазари в своем фундаментальном опусе Le Vite –  “Жизнеописания прославленных живописцев, ваятелей и зодчих”, первой в истории попытке систематизировать биографии гениев итальянского Возрождения:

Он изучал не только одну профессию, но все те, куда входил рисунок. И со своим божественным и чудесным интеллектом не только работал и в скульптуре… но и в архитектуре… и был первым, еще юношей, кто предложил поместить Арно в канал между Пизой и Флоренцией. Создавал рисунки мельниц, жерновов и механизмов, которые приводились в движение водой... но все же профессией его стала живопись”.

Леонардо. Милан с каналами и Дуомо с птичьего полета. Codice Atlantico. 1507-1510. Veneranda Biblioteca Pinacoteca Ambrosiana. Лист 199
Говоря о миланском периоде Леонардо, он прибыл в Милан в 1482 году к Людовико Моро, герцогу Сфорца по сути еще мало известным за пределами Флоренции персонажем, в качестве, можно сказать, дипломатического подарка от Лоренцо Медичи богатому двору миланских правителей. Возможно в какой-то мере и по причине обиды за не привлечение его к росписям папской Сикстинской капеллы в Риме, куда Флоренция откомандировала своих самых популярных живописцев того момента Ботичелли и Перуджино. Как бы там ни было на самом деле, Милану точно повезло. Мудрый правитель Людовико Сфорца быстро понял и оценил феноменальность молодого флорентинца, предъявившего во время знакомства со двором свое знаменитое “письмо об использовании” из девяти параграфов, в котором он впервые описал свои инженерные проекты, военную технику, гидравлические работы, архитектуру и только в конце одним из последних пунктов, как будто противореча Вазари - живопись и скульптуру, которым можно будет себя посвятить в мирное время, в том числе проект грандиозного бронзового конного памятника Франческо Сфорца. Кажется очевидным, что Леонардо хотел остаться в Милане, городе, который должен был очаровывать его своей открытостью к научным и техническим инновациям, вызванным, как ни парадоксально, непрерывными военными кампаниями.


“…рисунки мельниц, жерновов и механизмов, которые приводились в движение водой...
Именно к этому так называемому первому миланскому периоду относятся дошедшие до нас Кодексы Леонардо (Codice Atlantico и Codice Trivulziano) – так он называл свои дневники с рисунками и пояснениями, часто зашифрованными в виде крипто-текстов. В них часто недоставало ключевых деталей - так автор пытался защитить свои изобретения от плагиата.

Так называемые bocche для спуска воды. Рисунки Леонардо для Naviglio di San Cristoforo. Veneranda Biblioteca Pinacoteca Ambrosiana
Открытие этих рукописей в XVIII веке стало сенсацией. На сегодня известно чуть менее 6000 страниц текстов, чертежей, рисунков Леонардо, которые можно назвать научно-техническими. И это меньше трети его архива(!). Широта тем, к которым он обращается, поразительна: прикладная гидравлика, понтонные и разводные мосты, оптика и механика, “летающие машины” и подводные аппараты, военная инженерия, архитектура и градостроительство, геометрия, работа над античными текстами, анатомия. Рисунки Леонардо были так подробны и убедительны, что ни у кого не возникало сомнений в возможности реализации его невероятных проектов. И хотя современные компьютерные реконструкции подтверждают невозможность функционирования многих из его изобретений, это ни в малой степени не умаляет их гениальности, а техническая интуиция автора, учитывая спорадичность его образования, просто поражает.

Рисунки конструкции тибурия Дуомо в Милане. Codice Atlantico. Лист 719
Так вот об интересе Леонардо к гидравлике. Устойчива легенда, что миланские навильо - naviglio специфическое локальное название искусственных каналов с системой шлюзов, по-местному conca – это творение да Винчи. На самом деле они были спроектированы, созданы и активно работали еще в позднем Средневековье, о чем есть множество свидетельств. Эти водные дороги использовались в основном для доставки мраморных блоков и других материалов на строительство Дуомо, главного городского собора. Они столетиями служили транспортными артериями Милана, радиусами расходясь от центральной соборной площади, с обводным-окружным каналом и Дарсеной – большим портом-причалом.

Рисунки новой запорной системы ворот шлюза Conca del'Incornata из Codice Atlantico
В XV веке, когда Леонардо состоял на службе у герцога Людовико Моро, существующая система шлюзов, конечно, не была им создана, а только усовершенствована, особенно что касается изобретения новой и более эффективной запорной системы ворот. Из достоверных документальных подтверждений, его участие можно признать наверняка в двух фрагментах каналов – в районе навильо Martesana и на отрезке так называемого шлюза Conca dell'Incoronata в квартале Брера, на via San Marco, о чем сохранились как записи, так и зарисовки мастера. На этих рисунках с планом Милана хорошо видны каналы-навильи и Собор в центре, ниже перспектива города с существующими и воображаемыми зданиями – это страница 199 из Codice Atlantico (около 1507-1510), хранящегося в миланской Veneranda Biblioteca Pinacoteca Ambrosiana.
 
Conca dell'Incoronata и Ponte delle Gabelle на фото начала ХХ века 
Conca dell'Incoronata была открыта в 1496 году, предпоследней из бассейнов на канале Мартезана перед его соединением с Внутренним кругом каналов Милана. В то время Леонардо в несколько заходов работал над механизмами запирания ворот шлюзов, чтобы облегчить забор и спуск воды из бассейнов, как показано на его рисунках и примечаниях, содержащихся в Codice Atlantico (Biblioteca Ambrosiana). Впервые так называемая Porta Vinciana была использована именно на Conca dell'Incoronata на улице Сан-Марко. С тех пор до сегодняшнего дня эта система используется на всех каналах мира.

Conca dell'Incoronata с закрытым шлюзом. Вид в сторону улицы San Marco. Фото начала ХХ века 
То же самое место спустя 100 лет. Conca dell'Incoronata сегодня. Фото © Геннадий Мартынов
Сегодня сложно и удивительно представить, но каких-то 80-90 лет назад Милан по праву называли ломбардской Венецией… В 30-е годы прошлого века каналы были накрыты и засыпаны, а над ними проложены широкие улицы: радиальные и окружная tangenziale. Сейчас кроме Дарсены сохранилось несколько не засыпанных фрагментов и три действующих канала: самый знаменитый Grande, популярное тусовочное и туристическое место, где организовывают блошиные рынки и проходят соревнования по сапбордингу, потом Martesana, называемый еще Piccolo и третий Pavese. 
Один из таких не засыпанных фрагментов это именно тот, что зарисован да Винчи в Кодексе – так называемый шлюз Madonna dell'Incoronata в Брере. Он остается одним из самых хорошо сохранившихся фрагментов былого Милана, следом и знаком его “водного прошлого”. И пусть, справедливости ради, в отношении авторства каналов фигура Маэстро, возможно, утратит часть своего таинственного обаяния, которое исходит от этого энциклопедически универсального персонажа, но зато подарит нам образ не идеализированного героя романа, а настоящего, живого Леонардо. 


Гений возвращается
Прокрутим историю на 500+ лет вперед и вернемся в Милан сегодняшнего дня. Одни из первых событий-посвящений Леонардо в Милане в этом году будут уже в апреле, которые 58-й по счету Миланский мебельный салон решил посвятить самому гениальному “приемному сыну” города в его юбилейный год. Это будут два мероприятия, вернее инсталляции, которые призваны подчеркнуть связь универсального и эклектичного наследия мастера с сегодняшним днем. Ведь по сути Леонардо можно назвать прото-дизайнером эпохи Возрождения. Одна из инсталляций, посвященная теме воды AQUA. Leonardos Vision (ВОДА. Видение Леонардо) будет располагаться в городе, в том самом месте бывших каналов навильи, которые запечатлены в рисунках Леонардо из Кодексов, а именно Conca dell'Incoronata на via San Marco. Другая – на территории Выставочного центра в Rho и как раз будет посвящена влиянию Леонардо на современный итальянский подход к дизайну DE-SIGN. The art of Italian design before and after Leonardo (DE-SIGN. Искусство итальянского дизайна до и после Леонардо). Обе без сомнения подарят посетителям яркий эмоциональный опыт.


AQUA. Leonardos Vision
Почему Salone выбрал для первой инсталляции старинный канал Conca dellIncoronata, мы рассказали выше – именно он непосредственно связан с Леонардо. Фрагмент канала с воротами-шлюзом, где уже начали воплощать проект – это будет эмоциональный интерактивный объект, разработанный в партнерстве с бюро Balich Worldwide Shows, которое возглавляет Марко Балич. А он, по его собственному определению, с водой “на ты”, поскольку родился и вырос в Венеции. Его студия известна оформлением таких звездных шоу и событий, как Туринская олимпиада 2006, закрытие сочинской Олимпиады и открытие-закрытие паралимпиады в 2014, инсталляция “Дерево жизни” на EXPO Milano 2015, Burj Halifa Show в Дубае 2016 и еще многих запомнившихся церемоний. Балич… плохо не делает. В Милане, по идее его студии, каналу в Брере на 10 дней апреля возвратят воду –  будет воссоздан небольшой фрагмент эпохи Возрождения, который как ни парадоксально позволит заглянуть в будущее Милана. Студия Балича BWS увидела его отчасти как фантастическое и футуристическое, завораживающее шоу: пока детали есть только в виде рендерингов. Кратко и интригующе проект был анонсирован на пресс-конференции 14 февраля в Triennale Design Museum.

Здесь и ниже: проект Balich BWS - Aqua Leonardo's Water Vision Experience. ©2019 BALICH WORLDWIDE SHOWS


Конка-шлюз будет покрыт архитектурной вставкой в ​​виде большого водного бассейна, на краю которого установят огромный светодиодный экран. Он станет своеобразным виртуальным порталом в Милан будущего, показывая панораму города, которая будет меняться в зависимости от времени суток. Под этой структурой, внутри самого канала, будет создана Wunderkammer, где посетители смогут ощутить красоту, энергию и форму воды, воплощенной с помощью самых передовых технологий в картинке и звуке, в полностью изолированной среде. А еще тут будет информационное фойе у моста Ponte delle Gabelle, которое даст возможность узнать больше о связи между этим историческим местом и многогранным гением Леонардо. Но мы-то уже кое-что знаем…


DE-SIGN. The art of Italian design before and after Leonardo
DE-SIGNO – так это название звучит в итальянском оригинале – это будет “выставка в выставке”, и пройдет в 24-м павильоне Salone del Mobile.Milano в Rho.
Эта инсталляция посвящена наследию да Винчи в сфере конструирования и прикладного дизайна – в направлении, которое остается важным и сегодня. Это рассказ о гении Возрождения и его влиянии на современный итальянский дизайн –  как виртуальный мост между пятью веками истории.
Рендер инсталляции DE-SIGNO в 24 павильоне на i Saloni. Проект Davide Rampello и Alessandro Colombo
В эпоху Леонардо Милан был очень динамичным городом (каким и остался): в нем художественные и ремесленные мастерские были центрами искусства, а инженерное и архитектурное дело были очень развиты. Леонардо посвящал свое время в Милане не только объемным и важным проектам, как например участие в строительстве кафедрального Собора, для которого он спроектировал тибурий (верхушку купола), планы реализации гигантской конной статуи Франческо Сфорца или создание субмарины для защиты от пиратов порта Генуи: с такой же скрупулезностью и вниманием он изобретает приспособление для верчения мяса на вертеле, систему, снабжающую горячей водой ванную герцогини Изабеллы Арагонской, придумывает машину по изготовлению пружин и напильников или приспособление для производства сферических зеркал. Современники называли Леонардо пророком автоматизации, а он свои изобретения – “технологическими мечтами”. Еще он посвящал свое время созданию сценариев и изготовлению декораций для герцогских праздников. Как знаменитое, зафиксированное во многих хрониках, оформление в 1490 году свадебной церемонии Джана Галеаццо Марии Сфорца и Изабеллы Арагонской в Кастелло Сфорцеско: для торжества, как писал в 1493 году поэт Бернардо Беллинчони, “с великим талантом и искусством флорентийским мастером Леонардо да Винчи был создан Рай со всеми семью планетами, которые вращались, и планеты изображали люди”.
Как еще, если не дизайном, можно назвать все эти проекты? Поэтому совсем не странно в сегодняшнем Милане звучит определение Леонардо как дизайнера.

Макет инсталляции DE-SIGNO на i Saloni
Вернемся к проекту DE-SIGN – это будет атмосферная инсталляция, соединение языка кино и театральной сценографии. Музыка и визуальный ряд проиллюстрируют подход Леонардо к дизайну и изобретательный труд в мастерских и лабораториях эпохи Ренессанса, проводя параллели с сегодняшним днем - под знаком итальянского кода красоты.
Инсталляция, задуманная Давиде Рампелло (Davide Rampello) и спроектированная архитектором Алессандро Коломбо (Alessandro Colombo), займет площадь 400 м2. Она будет представлять собой монументальный блок с двумя арками высотой 6 м и шириной 3 м, выполненными вручную из дерева мастерами-резчиками. Арки повторят оригинальные чертежи и расчеты Донато Браманте, самого престижного архитектора Милана в те времена, когда тут жил и работал Леонардо при дворе герцога Людовико Сфорца. На четырех больших, как в кинотеатре, экранах будет демонстрироваться музыкально-световое шоу, которое создаст для зрителей волшебную атмосферу.
Осталось только дождаться апреля. Save the date!




В статье использованы материалы пресс-конференции 14 февраля в Triennale Design Museum SaloneMilano, Salone del Mobile 9-14 апреля 2019, Balich WS. Репродукции рисунков Кодексов Леонардо да Винчи из открытых источников. Фото Anna Kolomiyets. Вступительное и заключительное фото – монумент Леонардо на площади Театра Ла Скала в Милане. Вторая репродукция: портрет Леонардо руки его ученика Francesco Melzi. Royal Collection Windsor

Еще на эту же тему в блоге от 27 апреля 2018: i Saloni 2018. Зачем ехать в апреле в Милан

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан