“Corridore” Vasariano. Путь герцога. Флоренция


Нужно очень хорошо знать и любить Флоренцию и историю искусств, чтобы в огромном ее культурном наследии уметь вычленить такой необычный, единственный в своем роде объект как Corridore Vasariano – Коридор Вазари, подвешенный над самым центром города переход длиной почти в километр, созданный придворным архитектором Джорджо Вазари для Герцога Козимо I де Медичи, внука Лоренцо Великолепного, в 1565 году, всего за 5 месяцев, что уже само по себе невероятно. Коридор, которому и в современной истории Флоренции ХХ века суждено было сыграть весьма существенную роль. О его прошлом и будущем наш рассказ.



О прошлом. Вазари
Имя Джорджо Вазари для большинства связывается с его славой “первого искусствоведа в истории”, автора нашумевшего фундаментального труда Le Vite –  “Жизнеописания прославленных живописцев, ваятелей и зодчих от Чимабуэ до наших дней”, благодаря которому мы лучше знаем ведущих итальянских творцов эпохи Ренессанса. Но одаренный аретинец (родом из Ареццо в Тоскане) был в свое время более известен не только как историк и эрудит, знаток античной классики, человек редкой даже в таком просвещенном кругу культуры, но в первую очередь как живописец и архитектор. После долгих лет перемещений по всему Апеннинскому полуострову, когда он выполнял заказы для самых высокородных и сановных клиентов от Рима до Венеции, до Неаполя и Римини, около 1550 года Вазари решает вернуться во Флоренцию, где в юности брал первые уроки рисунка, перспективы и композиции в боттеге Андреа дель Сарто и в Академии Баччо Бандинелли. Чтобы завоевать расположение Козимо I де Медичи, именно ему Вазари посвящает первое издание своего монументального труда “Жизни…”, напечатанного во флорентийской мастерской Lorenzo Torrentino. И вот со временем Аретинцу (как его прозвали в городе) удается не только войти в особое доверие к Козимо, но уже к 1553 году стать его доверительным другом. Дружба эта протянулась через всю жизнь – удивителен факт, говорящий об их глубокой связи: Вазари не стало всего через два месяца после смерти герцога в 1574 году…

Палаццо Веккьо, или Синьории. Рисунок ©Anna KolomiyetsНиже здание Магистратуры - Uffizi, с 1789 года публичная Галерея
Но вернемся в 1550-е. Джорджо Вазари становится придворным архитектором, художником и сценографом при Синьории Медичи – его разноплановый талант двор Козимо оценил в полной мере и использовал, чтобы придать Флоренции новое достоинство и блеск герцогской столицы.  В 1555 году Вазари получает такой важный и престижный заказ, как обновление всего Палаццо Веккьо – он по сути становится и главным архитектором, и декоратором, и прорабом всех работ. А они включали в том числе и росписи Главного зала Палаццо делла Синьория – там ему, скрепя сердце, пришлось записывать легендарную “Битву при Ангиари” Леонардо, потому что кроме, увы, плохого состояния фрески, написанной в экспериментальной технике энкаустики, она была еще и напоминанием об изгнании Медичи и десятилетии опыта Республики. С возвращением Синьории ко власти во Флоренции нужно было сменять “декорации”, и Вазари сумел сделать это в рекордно короткие сроки. Но ему было суждено оставить в этом городе и другие значимые следы своего монументального творчества, кроме росписей в Палаццо Веккьо, как проект и постройка здания герцогской Магистратуры – “Офисов” (1560), известных сегодня всему миру как Галерея Уффици, главная художественная Пинакотека города. И наконец, объект нашего рассказа, Коридор, которому История даровала его имя – Вазариано.  


Почему Коридор?
Тут нужно открутить историю немного назад, в молодые годы Козимо, чтобы представить, как проходила жизнь герцогской семьи в тогдашней Флоренции. Брак герцога Козимо с испанской принцессой красавицей Элеонорой Толедской, “привезенной” в 1539 году, согласно брачному контракту, придворным посланцем Медичей из Неаполя, где отец Элеоноры Дон Педро Ди Толедо был вице-королем испанской короны, оказался тем редчайшим счастливым случаем союза по любви, а не из династических интересов. Умная, азартная, с предпринимательской жилкой Элеонора за собственные средства, часть щедрого приданого, купила для своей семьи с детьми (всего родила 11) величественной архитектуры Палаццо Питти, на другой стороне Арно – Oltrarno. Он показался молодой женщине более подходящим для жизни ее многочисленных детей и любимого мужа, чем помпезный Палаццо Веккьо, зажатый в каменный мешок площади Синьории, хоть там и были приготовлены богато декорированные стараниями Джованни Баттиста дель Тассо и потом тем же Вазари комнаты, названные Quartiere di Eleonora”, специально для молодой супруги Козимо созданные.

Козимо I де Медичи. Понтормо (Якопо Каруччи). 1538. Элеонора Ди Толедо. Аньоло Бронзино. 1543
В следующие годы энергичная герцогиня превратила Питти в роскошную резиденцию, достойную по ее представлению Двора Медичи, перепланировав и сад вокруг него – знаменитый сегодня на весь мир Giardino di Boboli. Так и проходила жизнь герцога Козимо между “домом” в Палаццо Питти и “работой” в Uffizi и Палаццо Веккьо. Так пролетела почти четверть века.
 
Капелла Элеоноры Толедской в палаццо Веккьо. Аньоло Бронзино, 1540-1541. От этой капеллы начинался Коридор
На момент заказа Corridore, как его назвал сам Вазари, сорокасемилетний великий герцог Тосканский Козимо I де Медичи уже три года был вдовцом, потеряв за один страшный 1562 год двоих старших детей и любимую жену, подхвативших малярию в Маремме под Пизой, куда супруги, всегда неразлучные, ездили присматривать за ведением ирригационных работ или, по другим сведениям, пытались найти место с подходящим климатом для лечения туберкулеза герцогини. За год до этого, в 1564-м, так и не сумев оправиться от потери любимой жены и детей, упустив связующую нить с интересами государства, Козимо отрекся от престола в пользу сына Франческо I и покинул опустевший Палаццо Питти, где все напоминало ему о счастливых днях семейной жизни с Элеонорой, и поселился в пригородной вилле di Castello.

Элеонора с сыном Франческо I, будущим правителем Флоренции. Аньоло Бронзино. 1549. Пиза, Museo Nazionale di Palazzo Reale
Коридор был заказан Вазари герцогом Козимо весной 1565 года по случаю венчания сына Франческо I и принцессы Иоанны Австрийской из рода Габсбургов, младшей дочери императора Фердинанда I. С точки зрения династических связей, такой брак неимоверно подымал престиж Дома Медичи. Поэтому и подготовка к событию приобрела невероятный размах. Коридор должен был стать частью этих грандиозных приготовлений. Его функция заключалась в том, чтобы позволить герцогам быстро, а главное безопасно перемещаться из своего дворца Питти в административные здания (Уффици) и правительство (Палаццо Синьории, или Веккьо), связанного с Галереей маленьким переходом, который назывался ‘Passetto’ – шажок – над узкой via della Ninna.
 
Первый отрезок Коридора над Via della Ninna - так называемый Passetto, между Палаццо Веккьо и Уффици. Фото ©Artribune
Счастливо избежавший в молодые годы нескольких покушений, которые были организованы в том числе и родственниками из рода Медичи, как например Лоренцино, всю жизнь опасаясь новых нападений и заговоров, окруживший себя небольшим легионом личных телохранителей из швейцарцев, Козимо хотел обеспечить бóльшую безопасность своему наследнику Франческо, которому незадолго до этого передал власть над Флоренцией и в благорасположении к которому города, как к новому правителю, не был уверен. Именно Франческо предстояло править тут и изо дня в день, как в свое время это делал Козимо, пересекать город из Палаццо Питти в Уффици и Палаццо Веккьо, и обратно. Такую безопасность и должен был обеспечить заказанный архитектору Вазари отцом для сына Corridore.

Проект
Крытый Коридор должен был соединить между собой главные государственные здания с резиденцией Медичи, то есть Палаццо Веккьо с Палаццо Питти, пройдя изломанной линией над несколькими улицами, над рекой Арно, пронизать несколько приватных палаццо и пару башен, обогнуть церковь: от Уффици до Палаццо Питти получалось 505 метров, а с учетом участка от Палаццо Веккьо, от “комнат Элеоноры” – 750 метров. Шириной около трех метров. Были запланированы отдельные отрезки с лестницами, которые должны были соединить разные уровни, как внутри Уффици и при спуске к Арно, где эта крытая галерея опиралась на серию высоких арок вдоль реки – на набережной Archibusieri.

Переход над арками на набережной Archibusieri от основной линии зданий. В глубине корпус Уффици

Поворот Коридора от набережной на мост Понте Веккьо
Вазари предстояла также непростая задача согласовать “маршрут” с несколькими домовладельцами, жилища которых Коридор буквально пронизывал, как вертелом. Удалось это, под давлением авторитета герцога, со всеми (почти). Но не обошлось и без курьезов – эта история стала своеобразным историческим флорентийским анекдотом. Богатая семья Манелли, владевшая средневековой башней в конце Старого моста (ее предполагалось разобрать), не дала согласия на такой проход Коридора через свою недвижимость: ни уговорами, ни богатыми посулами, ни угрозами их упорство не удалось сломить. Тогда Вазари пришлось буквально извернуться и создать знаменитый "Giro della Torre de' Manelli"  “обход вокруг Башни Манелли”, ставший еще одной достопримечательностью Понте Веккьо.

Башня Манелли со знаменитым "обходом" Коридора и арка над Via Dè Bardi. Фото ©Marco Ramerini
В конце его, почти не меняя уровня и опираясь на арки, Коридор перепрыгивает через улицу Dè Bardi, и проткнув еще пару зданий, выходит на площадь перед церковью Santa Felicita. И это еще один любопытный фрагмент километрового маршрута. Вазари сумел не только ювелирно и корректно “обтечь” центральный фасад старинной церкви, но и открыть внутрь ее со стороны хоров широкое окно, отгороженное от Коридора открывающейся тяжелой решеткой. Отсюда герцог вполне мог тайно слушать мессу, оставаясь никем не замеченным. 

Площадь перед церковью Santa Felicità. Фото ©Firenze Dettagli
Интерьер церкви с видом на хоры и разрез, показывающий "пристройку" Вазари к фасаду храма
Вид на церковь с высоты Коридора Вазари. Фото ©Marco Ramerini
Церковь Санта Феличита известна еще, кроме “объятий” с Коридором, фреской “Благовещенье” и алтарным образом в одной из часовен – “Положение во гроб” кисти гения флорентийского маньеризма Понтормо. После нее Коридор заныривал еще в несколько домов, затем в Палаццо Guicciardini и заканчивал свой бег возле знаменитых Гротов Буонталенти, от которых открывались волшебные Сады Боболи. Заключительный прямой отрезок Коридора вливался непосредственно в структуру Палаццо Питти, заодно формируя ограждение Садов от города.

"Положение во гроб" Понтормо в Капелле Capponi церкви Санта Феличита
Кроме проблемы согласования маршрута с владельцами домов, Вазари в качестве руководителя работами пришлось решать еще одну серьезную проблему. В то время на Понте Веккьо было множество торговых лавок – примерно, как и сегодня – но были это большей частью лавки мясные, потому что им были нужны быстрые воды Арно. Можно только вообразить себе невыносимый запах мяса, крови и шкур, которым “благоухал” квартал, при условной гигиене того времени. Такие миазмы не должны были беспокоить тонкое обоняние герцога, когда он проходил этот участок Коридора. Поэтому было решено срочно вынести мясной рынок куда подальше, а на его место были перенесены лавки и мастерские ювелиров, которые находятся там по сегодняшний день.

Здесь и ниже: виды из окон Коридора на Старый мост - Ponte Vecchio. Фото ©Marco Ramerini

Понте Веккьо. Вид из окон Коридора на Арно и монумент Бенвенуто Челлини, "покровителя ювелиров". Фото ©Uffizi 
Освещать маршрут герцога должны были 73 окна разной формы – большей частью круглые как иллюминаторы, другие прямоугольные и просторные в части Уффици, одно широкое на мосту. Интерьер предполагалось декорировать фресками и обставить по долгому маршруту мебелью, для удобства герцога. При этом приподнятое положение давало, кроме защищенности, ощущение доминирования над городом – правящее око видит, оставаясь невидимым, не смешиваясь с толпой. Когда проект был в целом решен, согласованы юридические вопросы с домовладельцами, определен бюджет и исполнители, Вазари представил его герцогу, с уточнением, что на его реализацию понадобится по его расчетам пять лет. 

Маленькая серая дверь слева - выход из Коридора к Гротам Buontalenti и Садам Boboli
Вид из Гротов Buontalenti на заключительный отрезок Коридора Вазари и Палаццо Питти. Ниже - Сады Boboli. Фото ©Vitaly Mikhailuk 
Можно представить себе ужас придворного архитектора, когда Козимо пожелал (приказал), чтобы уже к декабрю того же года Коридор был открыт, потому что свадьба его сына с австрийской принцессой не могла быть отложена… на всё оставалось 5 месяцев. История не донесла до нас рассказов о тех днях и неделях, спал ли вообще Вазари летом-осенью 1565 года? Но 18 декабря, как и было запланировано, состоялось бракосочетание Франческо Медичи с юной принцессой Иоанной, прибывшей со всей торжественностью из Праги. Организацией праздника занимался… Джорджо Вазари. Коридор был открыт накануне, причем почти на всем своем протяжении декорированы росписями были не только интерьеры, но даже его фасады…  


Новая история
Еще несколько поколений Медичи пользовались этим переходом, поскольку их основной резиденцией оставался Палаццо Питти, о чем упоминают более поздние хроники, вплоть до последних из этого рода, который пресекся на Анне Марии Луизе, дочери Козимо III де Медичи, в 1743 году. Она же, согласно так называемому “Семейному пакту”, не имея наследников, завещала всю собственность дома Медичи на территории Тосканского герцогства государству, включая движимое и недвижимое имущество, палаццо Питти, многие виллы в окрестностях Флоренции и необъятные художественные сокровища семейной коллекции Медичи, заложившие основу будущей Галереи Уффици. С важным условием, что ничто из этого наследия не должно никогда покинуть Флоренцию. Согласно этому “Пакту” великий герцог Тосканы Петер Леопольд II Габсбург, из Лотарингского рода, сменивший Медичи у власти, в 1789 году открыл галерею Уффици для публики и позаботился о том, чтобы сохранить ее целостность как того пожелала последняя великая герцогиня Тосканская де Медичи.

Широкие окна, открытые в стене Коридора на Понте Веккьо к визиту во Флоренцию фюрера в 1938 году
Коридор Вазари, перестав выполнять свою основную функцию “пути герцога”, был практически закрыт, покрываясь пылью и зарастая паутиной. Столетиями оставался нетронутым в архитектурном смысле. Вплоть до 1938 года, когда фашистскую Италию по приглашению дуче Бенито Муссолини посетил Гитлер, под знаком единения двух стран, проповедовавших похожую идеологию. Кроме Рима в мае того предвоенного года фюрер был приглашен и во Флоренцию – к его визиту готовились. В том числе в маршрут посещения, кроме Уффици и палаццо Питти входила и прогулка по знаменитому Коридору Вазари. Для этого переход был приведен в порядок, и именно тогда на отрезке Старого Моста были открыты два дополнительных широких окна, из которых высокий гость мог бы полюбоваться видом на Арно, на монумент Бенвенуто Челлини и старинную архитектуру тосканской столицы.  

Старый мост и набережная Арно после подрывов в августе 1944 года. Вид со стороны Уффици
Еще один трагический и героический эпизод истории связан с Коридором. Спустя 6 лет после визита Гитлера во Флоренцию, как спустя целую эпоху, на исходе второй мировой войны, когда Италия вышла из союза с нацистской Германией и весь ее Юг уже был занят войсками союзников, разделив страну надвое, к концу июля 1944 года линия фронта пролегла по сути через центр города. На ее части Oltrarno оказалась развернутой Восьмая британская армия, в части Пьяцца Синьория отступающие немецкие труппы. Чтобы остановить наступление британцев немцы в двадцатых числах июля объявили о принудительном отселении жителей из домов вдоль реки Арно: ночь с 3 на 4 августа вошла в историю города трагической страницей – так называемая Notte dei ponti”, когда нацистами были предварительно заминированы и подорваны все флорентийские мосты… все, кроме одного, Понте Веккьо – вокруг него, чтобы затруднить подходы, были взорваны все дома. 


Вид на Понте Веккьо со стороны Ольтрарно после "Ночи мостов". 1944
Город был разрезан на две части по реке. Наступление британцев застопорилось. По сути единственной нитью, связывавшей оба берега Арно стал именно Коридор Вазари – открыто по мосту ходить было опасно, так как в городе работали фашистские снайперы. По секретному Коридору, частично заминированному, с большими рисками партизаны флорентийского Сопротивления сумели передать на другую сторону новость о том, что город по сигналу готов восстать и поддержать союзников, чтобы согласовать действия и изгнать итальянских “чернорубашечников” вместе с нацистами. Именно благодаря этому эфемерному каналу связи, построенному в далекую эпоху Ренессанса и чудом спасшемуся, стало возможным быстрое наступление, которое практически закончилось освобождением Флоренции 11 августа – день, который и сегодня празднуется в городе.

***


Чем занять Коридор? Этим вопросом задавались многие директора Уффици и мэры города после восстановления разрушений войны. Открывали переход редко, периодически размещая в нем выставки из бездонных фондов Галереи Уффици. Впервые гипотеза о постоянном открытии Коридора была высказана намного позднее, в 1964-м. В 70-е годы было придумано развесить на его стенах богатейшую коллекцию автопортретов мастеров разных эпох, со времен того же Вазари. Большей частью это были картины из Уффици – часть коллекции, заложенной после 1680 года кардиналом Леопольдо де Медичи, сыном великого герцога Козимо II. Кроме приобретений герцогской семьи, многие полотна попали в коллекцию в качестве дара самих художников, искавших таким путем сближения с могущественным родом, не говоря уже о престиже быть частью знаменитой коллекции. Тициан, Рубенс, Рембрандт, Делакруа, Лиотар, Веласкес… Интересно, что эта традиция-ритуал продолжилась уже в новые времена – поэтому в собрании есть и автопортреты модернистов ХХ века как Де Кирико, Гуттузо, Каррà, Шагал. 


Коридор как Галерея портретов. Фото ©Marco Ramerini
На момент экспонирования в Коридоре она считалась самым большим собранием портретов в мире!  Экскурсии были не постоянными, а скорее даже редкими и спорадическими, с обязательным предварительным бронированием места и только организованными группами – по длинным очередям вдоль Арно под арками на набережной Archibusieri можно было определить, что сегодня “День открытого Коридора”. Это само собой практически исключало возможность интернациональной публике его посетить. Сам переход не отапливался, и это конечно усложняло поддержание необходимых условий сохранения полотен. А многие окна с той же целью сохранности живописи были просто закрыты, поэтому увидеть через них город с высоты было невозможно. Так продолжалось до декабря 2016 года, до последней экскурсии… когда специальной комиссией противопожарной охраны Коридор был признан небезопасным, и закрыт – до выяснения… 


О будущем
В течение следующих пары лет время от времени в итальянской прессе задавались вопросы: что же будет с Коридором Вазари? Он будет открыт или нужно запасаться терпением? Пока наконец, в конце февраля не появились конкретные новости, и директор Галереи Уффици Эйке Шмидт (Eike Schmidt) не представил городу и миру новый проект реставрации и реконструкции знаменитого Corridoio Vasariano. С конкретными цифрами и датами. После двух лет работы экспертов, историков, архитекторов и реставраторов. Итогом которых стали более 1000 страниц исполнительного проекта, 200 квадратных метров технических чертежей, было составлено 23 специальных отчета и систематизировано более 2400 фотографий!


Итак, “новый” Коридор Вазари будет доступным для всех, и его открытие для публики запланировано на 2021 год, на работы отводится 18 месяцев. За это время панируется провести его модернизацию, создать кондиционирование и полностью обновить освещение, организовать дополнительных три аварийных выхода и создать условия для инклюзивного посещения. Проект реконструкции должен в первую очередь вернуть Vasariano его изначальную функцию “перехода”, приподнятого над центром Флоренции: с невероятными видами и непривычными ракурсами на ее черепичные крыши, колокольни, магазинчики, кофейни и реку – через его 73 окна, которые не будут затенять – потому что вдоль коридора решено больше не выставлять портреты, им будет отведено специальное место в Галерее Уффици. Их место займут произведения античной скульптуры – бюсты (около 30) и стелы с рельефными надписями, римскими и греческими, а еще некоторые снятые фрески, созданные в XVI веке по проекту Вазари и украшавшие вплоть до XIX века наружную часть Коридора. И конечно, частью маршрута станут такие жемчужины культуры, как церковь Санта Феличита, сады Боболи и Палаццо Питти.



В “нарратив” Коридора было решено включить и два эпизода новой и новейшей истории Флоренции. Это два так называемых Мемориала, посвященных соответственно фотодокументальному рассказу о бомбардировках Флоренции во время Второй мировой войны – он будет установлен на участке над улицей deGuicciardini, на которой большинство зданий было взорвано в “Ночь мостов” 4 августа 1944 года. Второй мемориал посвящен памяти жертв террористического акта, когда в 1993 году у основания Коридора на углу с улицей Georgofili был подорван мафией начиненный взрывчаткой автомобиль, унеся жизни пяти людей и практически уничтожив несколько картин –  они так и не были отреставрированы, только собраны из клочьев, и в таком виде будут экспонироваться.



Работы оцениваются в… 10 миллионов евро, и средства уже выделены. Предполагается, что в год Коридор Вазари смогут посетить около полумиллиона человек! С пропускной способностью 125 человек в группе. А пока в нем обитают духи Козимо и Франческо Медичи, Элеоноры Толедской и Иоанны Австрийской, Вазари, кардинала Леопольдо и юных партизан Сопротивления, нам остается только дождаться его открытия… и может виртуально прогуляться по Коридору до начала работ.


В статье использованы материалы Uffizi Magazine, Visit Florence, Borghi di Toscana, Firenze Urban Style, Rotary FioVest. Фото из свободного доступа или указано по месту. На первом фото вид на Понте Векьо из окна башни Манелли. Первая иллюстрация: портрет Джорджо Вазари (деталь) и обложка второго дополненного издания Le Vite, 1568, издатель Giunti Firenze. Рендеры проекта реставрации и видео с сайта Uffizi Magazine. Рисунки Палаццо Веккьо и Коридора Вазари ©Anna Kolomiyets

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni 2018. Зачем ехать в апреле в Милан